Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии и дистанционное обучение'

Мультимедийные технологии и дистанционное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии и дистанционное обучение»

Л. Гуардиа , Н. А. Школяр

Институциональная инициатива ДЕЛФИ: комментарии эксперта

Введение

Социально-политическая, экономическая и культурная ситуация в Российской Федерации диктует необходимость использования в системе образования инновационных программ подготовки специалистов в различных сферах, особенно в экономике, предпринимательстве, а также в области применения коммуникационных и информационных технологий.

Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, координаторы проекта ББЬРШ предлагают создание Консорциума, который будет действовать как виртуальный центр. Этот Консорциум должен:

• организовать свою деятельность согласно инновационной формулы;

• координировать и стимулировать различные региональные ресурсные центры федерации, которые предлагают комплексные услуги по виртуальной подготовке (ОДО);

• быть построен как главный центр виртуальной подготовки (ОДО) РФ;

• осуществлять национальную и международную связь с различными ОДО и возможными источниками финансирования, а также сотрудничать с ними в рамках различных проектов.

Важно отметить, что Консорциум такого типа может не только предложить финансовую поддержку, но также помочь претворить в жизнь модель инновационного образования, при котором система обучения концентрируется на студенте и на различных методах его подготовки, соответствующих новой системе. Речь идет не о внедрении целой системы традиционного ОДО, а о предложении образовательному сообществу новой концепции подготовки, адаптированной к новым условиям, наряду с новой концепцией услуг. Успех этой инициативы гарантируется лишь в случае принятия этой философии всеми участниками Консорциума.

Какую организацию и какие функции может развивать этот Консорциум?

Организация этого виртуального Консорциума должна осуществляться на основе юридической формулы, которая позволит ему работать в тесной связи с Министерством Образования РФ. Эта законодательная связь позволит гарантировать взаимодействие с университетами, участниками Консорциума, обеспечить условия для создания гибкой системы, а также получать государственное и частное финансирование.

Кто может оказать помощь Консорциуму?

• Министерство образования РФ.

• Другие государственные российские учреждения.

• Предприятия (в основном, телекоммуникации, банки и информационные агентства).

• Издательства (заинтересованные в электронных публикациях, или организации, занимающиеся дистанционной подготовкой).

• Европейские консорциумы.

• Зарубежные организации и фонды.

• Другие-

Организация и структура Консорциума

• Совет экспертов, включающий представителя Министерства и по одному представителю от организаций и предприятий, участвующих в нем, а также директора исполнительного совета, который будет выполнять роль секретаря.

• Исполнительный Совет (который осуществляет общее руководство и определяет стратегию. Он может включать в свой состав директора, заместителя директора и различных техников. Он имеет право созывать периодические совещания представителей региональных центров).

• Несколько региональных центров (которые специализируются на отдельных областях деятельности дистанционного обучения. Они включают междисциплинарные коллективы экспертов по содержанию работы, по технологиям, по педагогике, процессам образования, графическому дизайну. Во главе каждого из этих центров стоит директор - представитель в исполнительном совете).

Главные функции Консорциума

• разрабатывать общие критерии, которые определяют участие в Консорциуме;

• создавать региональные ресурсные центры и определять сферу деятельности каждого из них с целью их специализации в конкретной области ОДО и возможности действовать в качестве экспертных центров для других;

• направлять и стимулировать деятельность этих региональных ресурсных центров;

• осуществлять деятельность в качестве главного центра виртуальной подготовки (ОДО) Российской Федерации с последующим преобразованием в международный центр ОДО, взаимодействуя с виртуальными университетами, которые развивает Международный совет дистанционного образования совместно с Открытым университетом Каталуньи в Барселоне;

• осуществлять национальную и международную связь с образовательными учреждениями и организациями в области ОДО, сотрудничать с ними в рамках различных проектов, а также осуществлять связь с возможными источниками финансирования;

• получать необходимое финансирование для развития каждого из проектов, обеспечения работы каждого из центров в соответствии с их специализацией, а также для поддержания деятельности Консорциума;

• развивать инновации и исследования во всех областях ОДО;

• предлагать общие методологические путеводители по применению модели ОДО в различных ресурсных центрах;

• обеспечивать членам Консорциума технологическую платформу, которая предлагает в полном объеме все услуги в виртуальном пространстве, создавая, таким образом, всеобщее участие - основу для динамичного развития и успеха Консорциума.

Важно иметь такую платформу, которая была бы совместима с другими системами с целью использования различных инструментов, курсов, компьютерных программ, баз данных и т.д.

Кроме того, задача заключается в создании системы предложения виртуальному сообществу полностью ассинхронной системы подготовки и управления. Учитывая географию Российской Федерации такая система является наиболее предпочтительной.

Открытый Университет Каталуньи (ОУК), который является виртуальным университетом в Барселоне, разработал такую платформу, которая предоставляет услуги, направленные на клиента, будь он студентом, преподавателем или управленческим персоналом. За пять лет своего существования ОУК показал хорошие результаты, добившись увеличения количества студентов до 15 тыс человек, ОУК внедряет эту систему в других иберо-американских и европейских университетах. Поэтому Консорциум тоже может использовать эту систему.

Совсем недавно ОУК представил на одном из совещаний Европейского Союза проект под названием "Метакампус", который был принят в июне этого года. Этот проект предлагает систему глобализации образования, которая обеспечит доступ студентам всего мира к виртуальным программам, которые будут предлагаться различными университетами и учреждениями, и будут одобрены с точки зрения кредитов.

Предлагаемый российский Консорциум мог бы участвовать в этом проекте как европейский партнер и вкладывать в него результаты своего пилотного опыта, полученного в проекте ББЬРШ.

Основные функции региональных ресурсных центров

В Исполнительном Совете не должно быть чрезмерного количества членов. Его функции должны иметь стратегический характер, побуждать и направлять деятельность ресурсных центров.

Поэтому необходимо, чтобы эти центры действовали как центры экспертов в различных областях дистанционного обучения (ОДО), а также как организации, формулирующие и транслирующие эти знания. Области специализации, которые должны развиваться в первую очередь могут быть:

• Модели дистанционного образования (ОДО).

• Подготовка преподавателей, которые будут работать в сфере виртуального обучения.

• Инструктивный дизайн дидактического материала для виртуального образования.

• Производственные и издательские процессы цифрового содержания.

• Виртуальные библиотеки (услуги доступа к Базам цифровых данных, разработка систем передового поиска интересующих тем, доступ к общей цифровой информации и подключение к каталогам национальных и международных библиотек).

• Технологическая помощь виртуальной подготовки (ОДО).

• Модели работы со студентами (оформление поступивших, академический доступ, доступ к информационным услугам и т. д.).

Организация финансовых поступлений

Располагая свободой в распоряжении бюджетом, в то же время аргументировать свои действия и представлять отчеты и результаты. Создать предприятие, издающее курсы, программы и другие материалы, которое смогло бы комерциализировать проекты, осуществляемые в рамках Консорциума. Это же издательское предприятие может действовать как производственное предприятие, тем самым минимизируя расходы на производство курсов.

Построить виртуальный кооператив услуг для студентов, который будет предлагать студентам материалы, книги, компьютерные программы и т.п. по низким ценам. Студенты и другие члены сообщества будут платить ежегодный членский взнос с целью получения услуг по низким ценам. Получать зарубежную помощь и гранты как в товарном, так и денежном виде.

Заключение

Новый век диктует нам необходимость использования информационных технологий и коммуникаций. Поэтому очевидно, что концепция глобализации в разных сферах -экономической, политической, социальной и культурной - будет определять деятельность в ближайшие годы. В области образования эта концепция является очень важной потому, что она позволит подготовить таких специалистов, которые будут готовы к незамедлительным действиям не только на местном, но и на мировом уровне. В настоящее время системы образования в некоторых странах соответствуют требованиям Новой концепции обучения. Поэтому не следует оставаться в тисках прошлого, а необходимо участвовать в развитии инновационных методов обучения... В Консорциумах, которые предлагает ДЕЛФИ, участвуют такие люди и организации, которые не просто отдают дань моде, а сознательно реагируют на запросы будущего.

© Л. Гуардиа, Н. А. Школяр, 2000

Гуардиа Л. Институциональная инициатива ДЕЛФИ: комментарии эксперта / Л. Гуардиа, Н. А. Школяр // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 1(12). С. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.