УДК 004.032.6:378.147
Д. Ф. Миронов
Мультимедийная презентация
и ее возможности в организации самостоятельной работы студентов
Рассматриваются синергетические факторы воздействия мультимедийной презентации на обучающегося в процессе его самостоятельной работы с учебным материалом. Рассматриваются преимущества представления учебного материала в формате мультимедийной презентации, возможный состав такой презентации и требования к компетенции преподавателей, разрабатывающих мультимедийные презентации для организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: когнитивная коммуникация, мультимедиа, психологические барьеры, современный коммуникативный паттерн, фильтрация информации, педагогическое общение, эффективность образовательных технологий
Dmitriy F. Mironov
Multimedia presentation and its potential as a tutorial
This paper outlines synergetic factors of multimedia in the process of unsupervised studying activities of students. Assets of multimedia technology as a basis for tutorial development are presented. Possible structure of multimedia presentation is proposed. New requirements to the competence of presentation developers are listed.
Keywords: cognitive communication, multimedia, psychological barriers, modern communicative pattern, didactic intercourse, education technologies effectiveness
Практика современной высшей школы, среди прочих, ставит перед ее преподавателями две задачи, кажущиеся на первый взгляд, взаимоисключающими. А именно: 1) повышение качества высшего образования, формулируемое в терминах соответствия определенным компетенциям, и 2) сокращение объема аудиторных занятий (в особенности - проводимых в лекционной форме). Такая постановка вопроса неизбежно приводит к необходимости переосмысления содержания учебной работы с переносом большей ее части на самостоятельную работу студентов. Но не только к этому. Чтобы обеспечить адекватную поставленной задаче эффективность образовательного процесса, необходимо поднять на новый качественный уровень методическое обеспечение всех самостоятельных форм обучения. Решение этой задачи, в свою очередь, требует переосмысления и последующей переоценки всех видов учебных нагрузок, выполняющихся преподавателями высшей школы, с переносом центра тяжести с учебной на учебно-методическую работу1.
Поскольку сегодня образовательный процесс приходится вести в условиях постоянного нарастания мощности информационных потоков, воздействующих на учащихся, и возникших в результате этого психологических коммуникативных
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
191
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
барьеров2, при разработке учебных материалов нового поколения необходимо: а) учитывать факторы, снижающие эффективность традиционных форм учебной работы; б) опираться на современные автоматизированные технологии коммуникации; в) совершенствовать структуру учебно-методического обеспечения изучаемых дисциплин, в частности, учебно-методических комплексов (УМК)3.
Важнейшей частью полнофункциональных электронных УМК (ЭУМК) являются учебные материалы по дидактическим единицам, составляющим учебный курс дисциплины. К сожалению, на сегодняшний день наличие в УМК таких материалов является, скорее, не правилом, а исключением. Основные причины этого: высокая трудоемкость, вопросы защиты авторских прав, неадекватное нормирование учебной нагрузки. В результате вместо собственно учебного материала в составе УМК имеются только ссылки на учебную литературу, представленные по дидактическим единицам. Основным недостатком такого подхода является привязанность методического обеспечения к книжному фонду библиотеки учебного заведения. Это, в свою очередь, приводит к необходимости значительных затрат на создание и обновление книжного фонда. Уровень амортизации этих капиталовложений весьма высок.
В качестве альтернативного подхода, не отменяющего использование библиотечного фонда, но расширяющего сферу учебных материалов, предлагается для каждой дидактической единицы учебного курса вводить в состав ЭУМК мультимедийную презентацию, ориентированную на самостоятельную работу студентов. В состав такой презентации могут входить:
1. Собственно учебные материалы.
2. Вспомогательный учебно-методический аппарат.
3. Ссылки на материалы презентаций, соответствующих ранее освоенным студентами дидактическим единицам.
4. Контрольно-измерительные средства, позволяющие студенту самостоятельно оценивать степень усвоения материала дидактической единицы.
5. Контрольно-измерительные средства, позволяющие преподавателю оценить степень усвоения материала дидактической единицы как отдельным студентом, так и учебной группой.
Рассмотрим в соответствии с этими пунктами возможности мультимедийной презентации, дающие ей преимущества по сравнению с традиционными средствами организации самостоятельной работы студентов.
Учебные материалы
В сравнении с традиционным учебником, представленным на бумажном носителе, учебная мультимедийная презентация способна более эффективно преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие при обучении в современных условиях, за счет: а) интерактивности; б) синергетического эффекта, возникающего в
192 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
связи с использованием средств мультимедиа; в) использования более привычной коммуникативной среды, формируемой автоматизированными коммуникативными технологиями.
Возможность интерактивного взаимодействия с учебным материалом не только позволяет синтезировать уникальные образовательные траектории, но и создает более комфортную обучающую среду, в которой студент играет активную роль, что повышает внутреннюю самооценку. Интерактивность в мультимедийной презентации может реализовываться несколькими способами. Важнейшими из них являются средства для формирования траектории просмотра презентации (переходы по ссылкам, возможность возврата) и воздействие на воспроизведение анимационных последовательностей. Первое реализуется с помощью меню, навигационных кнопок и средств демонстрации презентации, второе - за счет параметров, задающихся при построении анимационных последовательностей и средств демонстрации.
Основной ресурс повышения эффективности обучающего воздействия мультимедийной презентации состоит в синергетическом воздействии на учащегося различных форм представления информации. В основе синергетического эффекта лежат психологические когнитивные механизмы. Предельно упрощая ситуацию, можно считать, что учебная информация усвоена, когда обучающийся: а) правильно раскодировал ее; б) правильно проинтерпретировал ее; в) прочно запомнил ее; г) научился применять ее в дальнейших рассуждениях и выводах. Все эти процессы тесно связаны с механизмами памяти. Природа человеческой памяти ассоциативна, и можно считать, что прочнее всего запоминаются и легче всего вспоминаются и используются факты и знания, соединенные большим числом ассоциативных связей со многими другими фактами и знаниями. Использование различных форм представления информации (текст, графика, аудио, видео) позволяет многократно увеличить число формируемых в процессе обучения ассоциаций, что и дает желаемый синергетический эффект.
Кроме того, мультимедиа как средство коммуникации обладает большей «пробивной» силой, позволяющей более успешно преодолевать психологические барьеры в когнитивной коммуникации, характерные для современного коммуникативного паттерна, за счет дублирования информации, представленной различными формами данных. Для реализации стратегии такого дублирования, арсенал мультимедийных презентаций предоставляет разработчику следующие средства: а) текстовые блоки, б) графические изображения, в) деловая графика, г) аудиоролики, д) видеоролики, е) анимационные последовательности. Отметим, что большая часть перечисленных средств не может быть сведена к текстовому представлению информации со статичными изображениями, и, как следствие, выразительные средства мультимедийной презентации многократно превышают возможности печатных публикаций. В общем случае учебная мультимедийная презентация со-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
193
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
относится с текстовым изложением того же учебного материала как кинофильм со сценарием, по которому он был снят.
Особую роль в учебной презентации играют анимационные последовательности. Это обусловлено тем, что они наилучшим образом устанавливают пространственно-временные ассоциации за счет натурного моделирования процессов в реальном времени. В силу этого разработчику учебных презентаций следует уделять особое внимание конструированию соответствующих изучаемому материалу пространственно-временных метафор и их реализации средствами мультимедиа.
Вспомогательный аппарат
Вспомогательный учебно-методический аппарат учебной мультимедийной презентации несет на себе функции организации работы студента с учебным материалом и упрощения этой работы. К вспомогательному аппарату относятся:
1. Методические указания. Указания студенту о наиболее рациональной методике работы с презентацией, перечисление основных целей, которых он должен достигнуть, справочные сведения о механизмах управления презентацией.
2. Схема-карта дидактической единицы. План дидактической единицы с указанием внутренних связей между информационными блоками.
3. Глоссарий. Перечень новых терминов, вводящихся в оборот материалом учебной презентации, с их определением.
4. Схема организации обратной связи с преподавателем. Механизм, дающий возможность задать возникающие вопросы супервайзеру учебного курса (как правило, с помощью электронной почты).
Контрольно-измерительные материалы
Важнейшим элементом ЭУМК в целом и мультимедийной учебной презентации в частности являются контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить эффективность работы студента с учебным материалом. Преимуществами введения таких материалов в мультимедийные презентации являются:
1. Возможность использования в составе тестов не только текстовых вопросов, как в традиционных УМК на бумажном носителе, но и мультимедийного контента: графических изображений, аудиозаписей, видеозаписей, анимационных роликов;
2. Возможность автоматизации подсчета набранных баллов за счет использования встроенных в пакет MS Office средств офисного программирования;
3. Возможность автоматической отсылки результатов выполнения теста тьютору учебного курса по электронной почте в формате автоматически сформированного письма, которое впоследствии может быть обработано в автоматическом режиме или с применением программных средств MS Office.
В состав мультимедийной презентации могут быть введены два вида тестов: тесты для самопроверки и тесты для оценки знаний, полученных студентом в процес-
194 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
се изучения дидактической единицы. Отличие заключается в том, что первый тип тестов может проходиться студентом многократно, причем по окончании работы с ним студент получает не только оценку знаний, но и рекомендации по повторной проработке разделов мультимедийной презентации. Во втором случае оценка не выставляется, рекомендации не даются, а результаты прохождения теста оцениваются тьютором учебного курса.
Мультимедийные презентации и изменение функций преподавателя
Для практической реализации описанных выше возможностей мультимедийных презентаций в учебном процессе необходимо изменить парадигмы учебного процесса и учебно-методической деятельности, поскольку нынешние не вполне способствуют такой реализации. Во-первых, следует признать, что логика развития системы высшего образования привела к широчайшей диверсификации требований к преподавателю, совместить которые в одной персоне не всегда представляется возможным. Во-вторых, в современных условиях лекция уже не может служить основным источником учебной информации - она должна быть, скорее, средством для организации ее самостоятельного изучения и устранения возникающих при этом сложностей, инструментом мотивации и целеполагания, реализацией непосредственного педагогического общения4. В-третьих, подготовка учебных материалов и учебно-организационной документации в настоящее время требуют уже не только гораздо большего объема усилий на разработку, но и постоянных трудовых и временных затрат на поддержание их в актуальном состоянии.
Мультимедийные презентации становятся не только основным учебно-методическим материалом для организации самостоятельной работы студентов, но и главным средством информационной поддержки публичных выступлений любого рода, в том числе - лекций, выступлений на семинарах, защитах курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Необходимо отметить, что знание технологии работы с ними становится важнейшей практической компетенцией преподавателя. В особенности это касается высшего звена профессорско-преподавательского состава, профессоров и доцентов, в должностные обязанности которых входит разработка новых учебных курсов, методическое сопровождение и актуализация ранее разработанных учебных курсов, руководство работой преподавателей, супервайзеров и тьюторов, работающих в рамках этих курсов. Единственной альтернативой этому является введение в состав кафедр специалистов по мультимедийному дизайну, что в современных условиях представляется не вполне реалистичным.
Резюме
Мультимедийные учебные презентации представляют собой удобное средство для реализации учебного материала дидактических единиц рабочей програм-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
195
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
мы учебной дисциплины в составе учебно-методических комплексов. Реализация учебного материала в форме мультимедийной презентации дает возможность значительного повышения эффективности процесса обучения по сравнению с традиционными учебно-методическими пособиями. Для успешной реализации этих преимуществ необходимо формирование у преподавателей практических компетенций в сфере технологии разработки мультимедийных презентаций.
Примечания
1 Миронов Д. Ф. Изменение функций преподавателя в современный период // Вестн. СПбГУКИ. 2012. № 4 (13). С. 152-156.
2 Миронов Д. Ф. Факторы формирования современного коммуникативного паттерна и его влияние на образовательный процесс // Вестн. СПбГУКИ. 2014. № 2 (19). С. 46-49.
3 Миронов Д. Ф. Электронные учебно-методические комплексы как инструмент повышения качества обучения специалиста // Тр. СПбГУКИ. 2006. Т. 173: Информационные ресурсы и технологии в гуманитарном образовании С. 27-36.
4 Миронов Д. Ф. Интерактивные технологии обучения как средство преодоления дефицита педагогического общения // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200: Педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре. С. 41-49. (Сер. Studium; вып. 1).
196
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •