УДК 004.032.6:378.016
Е. П.Коренева
Современные тенденции развития мультимедийных учебно-методических комплексов
Преимущество мультимедийных учебно-методических комплексов заключается в расширении возможностей учебного процесса, а также в активизировании самостоятельного обучения студента. Мультимедийные учебные комплексы (МУМК) являются эффективным средством подачи учебного материала, позволяют свободно осуществлять поиск интересующей информации и выбирать способы ее изучения (текст, звук, видео, игровая форма и т. д.), тем самым управлять процессом обучения.
Ключевые слова: мультимедиа, образовательный процесс, студенты, мультимедийный учебнометодический комплекс
Ekaterina P. Koreneva
Modern trends in development of multimedia educational complexes
The advantage of multimedia educational complexes is empowering the learning process and students self-study. Multimedia educational complexes are an effective way of presentation of teaching materials, allow to search information and choose the way to study (text, audio, video, game form, etc.), thereby to control the learning process.
Keywords: multimedia educational process, students, multimedia educational complex study
В настоящее время мультимедиа-технологии являются бурно развивающейся областью информационных технологий. Сфера их использования очень широка: наука, техника, культура, бизнес, реклама и образование. В последние годы мультимедийные продукты набирают все большую популярность, ведь список их возможностей постоянно растет, в связи с постоянным развитием компьютерных технологий.
Информационные технологии внедряются во все сферы деятельности нашей жизни, появляются все новые мультимедийные средства и технологии. В настоящее время мультимедиа-технологии активно использоваться в системе образования. Главная цель информатизации образования состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества1. Современный высокий уровень образования должен поддерживаться не только использованием традиционных методов, в процесс обучения необходимо внедрять новые технологии. В последние годы значительно возросла роль использования персональных компьютеров в учебном процессе. Специальные образовательные системы помогают повысить качественный уровень, как про-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
203
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
цесса обучения, так и контроля. Многие современные исследователи отмечают, «В процессе обучения необходимо использовать такие технологии, которые способны облегчить восприятие, активизировать процесс усвоения, актуализации знаний, а также способствовали бы самостоятельной работе студента с учебным материалом, возможности выбора индивидуальной модели обучения»2. Для более эффективной организации учебного процесса разрабатываются мультимедийные учебно-методические комплексы, которые дали значительный толчок и позволили вывести методы обучения на новый уровень.
Понятие мультимедиа имеет разные значения, и одного общего определения нет. Назначение мультимедиа меняется в зависимости от того, где и для кого предполагается использовать это средство, в каких целях. В настоящее время мультимедиа-технологии являются бурно развивающейся областью информационных технологий. В последние годы мультимедийные продукты набирают все большую популярность, ведь список их возможностей постоянно растет, в связи с постоянным усовершенствованием технологий.
Стоит выделить основные возможности мультимедийного продукта:
- Интерактивность. «Свободная» навигация по информационной системе. Пользователь самостоятельно взаимодействует с информацией, выбирает последовательность, способ подачи, темп, уровень сложности, длительность.
- Глубина изучения материалов - возможность увеличения наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Гипертексты, самостоятельное чтение или аудиосопровождение и т. д. Возможность по-разному изучать один и тот же материал.
- Возможность хранения большого объема разнообразной информации на одном носителе.
- Возможность использования разнообразных программных средств.
- Использование технологии гипертекста и гипермедиа, сопровождение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информацией.
- Аудиовизуальная гармония. Аудиосопровождение, соответствующее статичному или динамичному визуальному ряду.
- Возможность подключения к сети Интернет, что дает мгновенный поиск нужной информации, веб-интеграцию, возможность взаимодействовать с различными приложениями в сети.
- Включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими.
Все это доказывает то, что мультимедийные продукты выгодны, удобны в использовании и весьма эффективны. Внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс способствует облегчению восприятия информации, заинтересовать темой обучающего, закрепить полученные знания. Все это достигается как за счет аудиовизуальной образности мультимедийного продукта, так и за счет
204 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
возможности самостоятельно выбирать этапность, глубину, способы получения знаний.
Преимущество мультимедийных учебно-методических комплексов заключается в расширении возможностей учебного процесса, а так же в активизировании самостоятельного обучения студента. Мультимедийный учебно-методический комплекс обеспечивает процессы интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса, студентов и преподавателей. Мультимедиа приложения, являясь эффективным средством подачи учебного материала, содержат мощные средства вовлечения и адаптации к запросам обучающихся, позволяют свободно осуществлять поиск интересующей информации и выбирать ее, управлять процессом обучения. Кроме того, приложения, как правило, снабжаются эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения информации и приобретения необходимых навыков3. Мультимедийный учебно-методический комплекс позволяет интегрировать в процесс обучения автоматизированные банки данных, различные дидактические материалы и совершенствовать подход к организации формы обучения.
Мультимедийные учебно-методические комплексы служат для систематизации знаний, формирования практических навыков. Для максимально эффективного обучения, необходимо представлять учебные материалы в различных формах. Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей, а в основе лежит интерактивность.
Неотъемлемой частью разработки мультимедийного учебно-методического комплекса является непосредственная подготовка материалов.
- текст;
- статические изображения;
- анимация;
- звуковой ряд;
- видеоряд;
- игровые компоненты.
Подготовленный и оцифрованный материал должен быть скомпонован с учетом продуманного сценария. Все разделы мультимедийного учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны. Не стоит использовать исключительно линейное представление информации.
Сценарий МУМК должен учитывать методику преподавания данного предмета, должен быть основан на учебном плане, а так же должен быть реализован на основе взглядов автора на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы. Пользовательский интерфейс должен облегчать работу с программой, быть интуитивно понятным. При использовании в рабочем процессе мультимедийных учебно-методических комплексов, необходимо грамотно организовывать
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
205
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
аудиторную и самостоятельную работу студентов. Все мультимедиа курсы должны быть адаптированы к основному профилю специальности.
Стоит уделить особое внимание визуальной компоненте, использование в МУМК - традиционных текстовых блоков в большом количестве не столь эффективно. Мультимедийные УМК должны предлагать преподавателю и студенту различные пути и формы активного творческого освоения учебного материала, в результате которого формируются предметные знания, умения, осуществляется личностное развитие учащихся.
Для эффективного преподавания не достаточно давать студентам исключительно теоретические знания. Каждое слово должно сопровождаться примерами. Мультимедийный учебно-методический комплекс должен быть не только наполнен большим количеством материалов, но и иметь обширную структуру гипертекстов и гипермедиа. Так тексты лекций должны сопровождаться изображениями, в некоторых уроках можно использовать запись действий с экрана, сопровождающуюся аудиорядом с комментариями. Так же необходима игровая компонента, которая сможет эффективно повысить усваиваемость учебного материала, как в процессе передачи знаний, так и в процессе контроля над успеваемостью.
МУМК так же необходимы для повышения уровня качества дистанционного обучения. Основываясь на представленных в МУМК фото и видео примерах выполнения того или иного задания, обучающийся сможет выполнить задания на более высоком уровне, так как ему не придется затрачивать свое время на поиски примеров в сети Интернет. Плюсом мультимедийного учебно-методического комплекса так же является возможность периодического обновления предоставляемого обучающемуся дидактического материала.
Использовать мультимедийных информационных технологий становится все более популярно в учебном процессе, а мультимедийные учебно-методические комплексы повышают эффективность процесса образования, помогают перейти на более высокий качественный уровень обучения, раскрывают новые возможности, как для студентов, так и для преподавателей. Мультимедийные УМК позволяют более качественно преподносить материал, а так же доносить знания до любого типа личности, так визуал сможет видеть наглядно изображения и видео, аудиал сможет прослушать аудио-лекции. Мультимедийный УМК так же является выгодным с экономической точки зрения за счет возможности обновления и редактирования информации.
МУМК за счет интегрирования различных сред: звук, анимация, текст, видео и т. д., помогают делать процесс обучения и преподавания более эффективным, а так же увеличивают уровень восприятия информации, а, следовательно, и уровень знаний обучающихся.
206
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Образовательные технологии в подготовке специалистов...
Примечания
1 Долинер Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психол.-пед. и метод. аспекты. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2003. 344 с.
2 Елинер И. Г. Развитие мультимедийной культуры в современном обществе. СПб.: Искусство России, 2010. С. 138.
3 Балыкина Е. Н., Комличенко В. Н., Сидорцов В. Н. Мультимедиа системы: попытка сравнит. характеристики // Круг идей: модели и технологии исторической информатики: материалы III междунар. конф. АИК / ред. Л. И. Бородкин, В. С. Тяжельникова. М., 1996. URL: http: // aik-sng. ru (дата обращения: 06.05.2015).
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
207