Научная статья на тему 'МУХАММАД ГАЗАЛИ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ'

МУХАММАД ГАЗАЛИ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / ВОЗРОЖДЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА / ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЕВ ТЕОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шоев Фируз Махмадаминович

В статье отмечается, что мыслитель средневекового Востока Мухаммад Газали, своими государственными взглядами и идеями внес большой вклад в возрождение и укрепление идеологии ислама, формирование устоев теократического государства. Его взгляды и учения о государстве и государственности являются неотъемлемой частью учения об исламском государстве и государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUHAMMAD GHAZALI ON STATEHOOD

Thinker of medieval East Muhammad Ghazali with his state views and ideas contributed greatly to the revival and strengthening of the ideology of Islam, forming the foundations of a theocratic State. His views and doctrines on the state and statehood are an integral part of the doctrines of the Islamic state and statehood.

Текст научной работы на тему «МУХАММАД ГАЗАЛИ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

37. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства Организация Объединенных Нации. Нью-Йорк-Женева 2008-07, 128 с. (8.25x11.5) ISBN- 9789214160403.

38. Public-Private Partnership in the European Union: Future Prospects and Opportunities Conference material. London Lexxion Verlagsgeselscliaft mbH.2007.

39. Act No. 139/2006 Coll., the Act on Concession Agreements and Concession Proceedings of 19 April 2006 Jan Prochazka PPP in the Czech Republic. 2007. Clifford Chance.

40. De Pierris, Luigi, Improving the Infrastructure. PFI Journal. Vol. 40.2003.

41. Innovation wave: an update on the burgeoning private sector role in U.S. Highway and Transit Infrastructure. United States department of transportation. 2008.

42. Иванова А.О. Развитие государственно-частного партнерства в Японии: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М. 2010.

43. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N167-III 3PK «О концессиях» // http://\v\v\v.base.spinform.ru/show.f\vx?Regnom=13274.

44. http://wvYv.rbc.ua/rus/top/shoYv/v-yanukovich-podpisal-zakon-o-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve- 24072010155500.

45. Закон Республики Молдова от 10 июля 2008 года N 179-XVI «О частно-государственном партнерстве» // http://\v\v\v.base.spinform.ru/sho\v_doc.f\vx?Regnom=24266.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МИРЕ

В данной статье анализируются становление и развитие правовых основ государственно-частного партнерства в мире, и раскрывается необходимость появления данного правового института.

Ключевые слова: становление, развитие, правовая основа, государственно-частное партнерство, правовой институт.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGAL BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE WORLD

This article analyzes the formation and development of the legal framework of public-private partnerships in the world, and revealed the need for the emergence of this legal institution.

Key words: formation, development, legal framework, public-private partnership, a legal institution.

Сведения об авторе: Хабибов Давлат Абдулоевич, аспирант Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: d.khabibov@gmail.com

Аbout author: Habibov Davlat Abduloevich, post-graduate student of the Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

МУХАММАД ГАЗАЛИ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Шоев Ф. М.

Таджикский национальный университет

Мухаммад Газали является одним из мыслителей, правоведов и государственных деятелей, который своими государственными взглядами и учениями внес большой вклад в развитие учения о государстве и государственности. По нашему мнению, одним из основных факторов формирования его государственных взглядов и учений послужила его служба в качестве государственного деятеля в государстве Сельджукидов. Мухаммад Газали служил послом правителя Маликшаха в Исфахане и Багдаде [4, с. 4]. Мыслитель исполнял должность государственного советника главы государства [13, с. 69]. Он в своей карьерной лестнице как государственного должностного лица также работал в качестве ректора одного из крупнейших государственных образовательных учреждений того времени - Багдадской «Низамии» [13, с. 84-85]. По другим источникам, он там возглавлял факультет мусульманского права [2, с. 9]. По данному вопросу З.М. Диноршоева говорит,

что Мухаммад Газали на протяжении почти всей своей жизни занимал довольно высокие государственные посты и был персоной, приближенной к правящим кругам [5, с. 51].

Мухаммад Газали за свою не так уж долгую жизнь сочинил немало произведений, которые посвящены проблемам государства и государственного управления. К наиболее признанным относятся: «Насихат-ул-мулук», «Алмункиз мин-наз-зилал», «Кимйаи саадат», «Макатиби фарсии Газали» и т.д. Можно предполагать, что стимулом творческой деятельности помимо государственных постов служил опыт его наставника -великого мыслителя Низамулмулка Туси, который долгое время служил визиром Сельджукидских правителей. Надо отметить, что Низамулмулк в своем трактате «Сиясатнамэ» («Книга правления») выступает убежденным сторонником иранской традиции централизованного государства [11, с. 34]. Отсюда и вытекают взгляды Мухаммада Газали о централизованности государства.

Среди произведений Газали «Насихат-ул-мулук» («Наставление правителям») [7, 1, с. 7-166] непосредственно посвящено идеям и концепциям государства, государственности и возрождению централизованности государства. «Наставление правителям» было написано Мухаммадом Газали в 503 г.х. / 1109 г. [6, с. 262] и является важнейшим произведением в отрасли морали, политики, теории государства и права. Мухаммад Газали написал «Наставление правителям» в качестве руководства для правителя и его придворных. Мыслитель в нем разъясняет и пропагандирует идеи справедливого правителя, заботы о народе, обеспечения мира и безопасности, предотвращения разрушительных войн и конфликтов. В нем излагаются взгляды мыслителя о справедливом правлении, поведении главы государства и его должностных лиц, взгляды о справедливости и другие проблемы государственного управления. Трактат «Алмункиз мин-наз-зилал» («Избавляющий от заблуждения») также содержит государственные взгляды, вместе с «Наставлением правителям» они дополняют друг друга [13, с. 129-130] и в области государственного управления.

Другим важным произведением Мухаммада Газали, посвященным проблемам государства и государственности, считается «Фазаил-ул-анам мин расаил Худжатулислам» (Персидские письма Газали), которое было составлено одним из родственников мыслителя после его кончины [6, с. 263]. В данную книгу входят письма современников Газали, на которые Газали написал ответы. Составитель разделял книгу на пять следующих глав: 1). Письма, написанные правителям; 2). Письма, посланные визирям; 3). Письма, написанные государственным деятелям; 4). Письма, написанные правоведам и имамам (духовенству); 5). Письма, написанные мыслителям и наставникам. «Персидские письма Газали» содержат государственно-правовые взгляды мыслителя, в них он даёт правителям полезные советы, связанные с государственными вопросами, в форме писем.

Мухаммад Газали, написав «Наставления правителям», внёс свой вклад в формирование феодального централизованного и «справедливого» государства. Для подтверждения такого мнения нужно обратиться к истории развития феодального государства. Исследователь Д. Шамсиддинов в своей работе [14, с. 26-27] приводит взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на формирование феодального государства и отмечает: «Несмотря на суровость эпохи, в начале XII века на Востоке завершается процесс формирования феодального государства. К этому периоду относится создание нового города, города феодального типа и рабад (предместье, пригород), где жили в основном ремесленники и торговцы. Основное население города составляли ремесленники, купцы, гражданские и государственные чиновники, феодалы и служители религии...» [10, с. 357358]. Думается, именно в таком переходном этапе истории феодализма жил и творил этот величайший ученый-гуманист. Важно отметить, что город, городское объединение являлись синонимами государства в средние века. Это объясняется тем, что большие города приобретали значение столиц мелких феодальных государств, поэтому в них фактически была сосредоточена вся политическая жизнь этих государств [12, с. 18-19]. Главным признаком их является общность проживания и наличие главы (правителя), т.е. наличие власти [3, с. 190]. Отсюда вытекает, что «наличие правителя» является одним из признаков феодального государства. Возникает вопрос: как Мухаммад Газали, не говоря о самом понятии «государство», смог вложить свой вклад в формирование феодального государства? Во-первых, можно предположить, что само государство для таких великих мыслителей не было чуждым, и оно, по сути, не вызывало никаких проблем для характеристики. Во-вторых, обычно государство на средневековом Востоке, почти что,

отождествлялось с правителями и династиями. Вполне логично выглядит позиция исследователя творчества великого мыслителя Джами Ш.Ю. Кенджаева «Прежде чем перейти к анализу взглядов Джами, следует обратить внимание на существенный момент его учения. Дело в том, что Джами, так же как и другие персидско-таджикские мыслители, не воспринимал государство в качестве самостоятельного политическо-юридического института. У него государство отождествляется с личностью монарха (шаха, падишаха, султана и т.п.)...» [8, с. 85].

Завершая обзор работ исследователей творчества восточных мыслителей, можно сказать, что на Востоке в средние века под понятием «государство» понимался государственно-правовой институт «главы государства». В пользу такого понимания служит довод о том, что развитие государства именно связано с государственно-правовым институтом «главы государства». Под понятием «государство» Мухаммад Газали понимает государственно-правовой институт монархии - полного объединения власти в руках одного правителя.

По мнению многих исследователей, Мухаммад Газали внес большой вклад в развитие науки, в том числе науки о государстве. Например, З.М. Диноршоева по этому поводу отмечает: «Развитие философии и научного знания на определенном этапе стало угрожать в какой-то степени устоям теократического государства. Поэтому было необходимо возродить и укрепить идеологию ислама. И с этой задачей более чем успешно справился именно аль-Газзали» [5, с. 52]. Мухаммад Газали своими государственными взглядами и учениями внес вклад в формирование устоев теократического государства, то есть в развитие государства и государственности. Исследования, которые посвящены персидско-таджикским мыслителям, и в которых говорится об отношении Мухаммада Газали к религии, праву и государству, вполне соответствуют указанным позициям. Например, в работе Н.А. Кулматова говорится о том, что учение Мухаммада Газали является составной частью учения ислама, то есть государственно-правовые идеи Мухаммада Газали являются частью учения ислама о государстве и праве: «Однако, несмотря на наличие в суфизме XIII в. различных школ, имеющих свои отличительные черты, в целом его можно разделить на два направления: первое - так называемый благочестивый суфизм, т.е. тот суфизм, который был согласован с учением ислама еще Мухаммадом Газали; второе - это мистический суфизм, учение которого не соответствовало положениям ортодоксального ислама» [9, с. 23].

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что великий мыслитель средневекового Востока Мухаммад Газали своими государственными взглядами и идеями внес большой вклад в возрождение и укрепление идеологии ислама, формирование устоев теократического государства. Его взгляды и учения о государстве и государственности являются неотъемлемой частью учения об исламском государстве и государственности.

Литература:

1. Абу Хамид аль-Газали. «Наставление правителям» и другие сочинения / Пер. с араб., перс. - М.: Ансар, 2005. - 336 с.

2. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. «Кимийа-йи саадат» («Эликсир счастья»). Часть 1: Унваны 1-4. Рукн 1. - Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматулина. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - LII+332 с.

3. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты / Пер. с араб. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 400 с.

4. Газали. Письма на персидском языке / Текст.: с исправлениями и при старании Аббасса Икбала Аштияни (на перс. яз.). - Тегеран: Ибн Сино, 1333 х. - 354 с.

5. Диноршоева З.М. Мухаммад ал-Газзали и его отношение к философии. Монография. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. К.О. Олимов. - Душанбе : Дониш, 2002. - 160 с.

6. Забехуллох Сафо. История литературы Ирана (на тадж. яз.). Т. 2. - Душанбе : Деваштич, 2003. - 324 с.

7. Имам Абухамид Мухаммад Газали. «Насихат-ул-мулук» (на тадж. яз.). - Душанбе : Ирфон, 1993. - 144 с.

8. Кенджаев Ш.Ю. Государственно-правовые взгляды Джами : Дисс... канд. юрид. наук. -Душанбе, 2003. - 210 с.

9. Кулматов Н.А. Этические взгляды Саади: дисс. ... канд. филос. наук.-Душанбе, 1967.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Изд. 2-е. - Т. 7. - М.: Изд-во политической литературы, 1955. - С. 357-358.

11. Низам-ал-Мулк. Сиёсат-намэ. Книга о правлении визира XI столетия Низам-аль-Мулька / Рус. пер., введение и изучение памятника и примечания проф. Б.Н. Заходера. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 380 с.

12. Таукелев А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые взгляды аль-Фараби / Отв. ред. Л.В. Дюков. - Алма-Ата: Наука, 1975. - 104 с.

13. Шамолов А.А. Худжатулислам Газали: социально-политические взгляды (на тадж. яз.). -Душанбе : Дониш, 1996. - 332 с.

14. Шамсиддинов Д. Гносеологические и логические воззрения Омара Хайяма : Дисс. ... канд. филос. наук. - Душанбе, 1967. - 265 с.

МУХАММАД ГАЗАЛИ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В статье отмечается, что мыслитель средневекового Востока Мухаммад Газали, своими государственными взглядами и идеями внес большой вклад в возрождение и укрепление идеологии ислама, формирование устоев теократического государства. Его взгляды и учения о государстве и государственности являются неотъемлемой частью учения об исламском государстве и государственности.

Ключевые слова: государства, государственности, государственный деятель, возрождение и укрепление идеологии ислама, формирование устоев теократического государства.

MUHAMMAD GHAZALI ON STATEHOOD

Thinker of medieval East Muhammad Ghazali with his state views and ideas contributed greatly to the revival and strengthening of the ideology of Islam, forming the foundations of a theocratic State. His views and doctrines on the state and statehood are an integral part of the doctrines of the Islamic state and statehood.

Keywords: state, statehood, statesman, revival and strengthening of the ideology of Islam, forming the foundations of a theocratic state.

Сведения об авторе: Шоев Фируз Махмадаминович, старший преподаватель кафедры права человека и сравнительного права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: f.m.shoev@mail.ru

Аbout author: Shoev Firuz Mahmadaminovich, senior lecturer in human rights and comparative law of the law faculty of the Tajik National University

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНКЦИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ПО УК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Сафаров А. И., Камолов З. А., Шарипов Р.

Таджикский национальный университет

Карательное свойство уголовного закона заключено, прежде всего, в санкции. Санкция - есть ядро уголовного наказания и юридическая основа реализации последнего. Любой закон без санкции, в том числе и уголовный, по справедливому замечанию теоретиков, бессилен, а значит, не способен выполнить стоящих перед ним задач по охране соответствующих общественных отношений. Но санкция должна не только присутствовать в уголовном законе, но и отвечать определенным требованиям юридической техники, а также практике назначения и исполнения наказаний. Критерием такого соответствия, на наш взгляд, должна выступать степень достижения целей уголовного наказания, заложенных в ст. 43 УК: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Не исключением в этом смысле являются и санкции за преступления против собственности. Эффективность уголовно-правовой борьбы с посягательствами на собственность во многом зависит от научной обоснованности, социальной обусловленности уголовно-правовых санкций, соответствия их объективным экономическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.