Каримов Мирзоджахон Умарович-
преподаватель кафедры уголовного права и криминалистики ТГУПБП
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ СААДИ ШЕРОЗИ
Тема политико-правовых взглядов величайшего мыслителя
человечества Саади Шерози (1189-1292 гг.) относится к числу малоизученных проблем истории государства и права иранцев (таджиков).
Ее разработка имеет актуальное научное, теоретическое, познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно-
дисциплинирующее и общекультурное значение. По аспектам истории юриспруденции исследование политико-правовых взглядов Саади способствует освещению следующих важных вопросов:
- во-первых, выявить, проанализировать и обобщить огромный материал из произведений Саади по терминологическому и понятийному лексикону юриспруденции XIII века - времени установления монгольского владычества в Иране и Центральной Азии. Политико-правовую систему этого периода определяли три идейные основы: Коран - Божественное откровение, Сунны Пророка ислама, Адат - обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов.1Вместе с тем, это были десятилетия проникновения элементов тюрко-монгольской юриспруденции, в том числе «Яса» - постановления, закона - в повседневный контекст государственноправовой литературы.2 Извлечение и интерпретация юридических понятий и терминов позволяет создать важную основу для написания энциклопедического словаря по политико-правовой системе средневековья.
Во-вторых, Саади жил и творил в XIII веке, являвшемся, с одной стороны, переломной и трагической эпохой монгольских войн, с другой -периодом завершения формирования классического ислама.3 Судьбоносные перевороты социально-политической и духовной жизни оказали сильное влияние на политико-правовую систему и на воззрения Саади по государствоведению и правоведению. Так, поэт в «Бустане» и «Гулистане», в главах «Правосудие и правила владычества» и «О характере царей» выступал как сторонник феодального строя, управления справедливого и просвещенного монарха. Однако, воочию увидев владык и правителей, действующих как тираны, деспоты, угнетатели и поработители
1 Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука, ГРВЛ, 1991. Статьи «Ада» аш-Шариа. - с. 13, 292294.
2 Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. т.1. - М.: ИВЛ., 1963, с.89.
3 Сурдель Долшник, Сурдель Жанин. Цивилизация классического ислама. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - С. 228-268.
народа, Саади подвергал притеснителей беспощадной критике и считал целесообразным применять в их отношении физическую расправу.1
В-третьих, показать суть представлений Саади о социальной сущности государства как явлении политическом, которое исходит из земных интересов и потребностей человека. Раскрыты элементы стихийной доктрины народного суверенитета, охватывающей три составляющих момента: 1) неотчуждаемость; 2) неделимость; 3) верховенство.
Впоследствии цельная доктрина народного суверенитета была разработана французским философом и писателем XVIII века Ж.Ж.Руссо.2
- В-четвертых, осуществить ретроспективный и сравнительный
анализ правовых воззрений Саади, что позволяет достичь понимания их истоков, источников и форм, содействует рассмотрению содержания дефиниций «ханифийский фикх», «закон», «право», «правда»,
«правосудие».
Самым обсуждаемым вопросом в истории права и государства, с точки зрения В.Г. Графского, является вопрос не о том, что такое право и государство по их природе, а как они действуют, насколько результативно функционируют, или в другом ракурсе обсуждения: кто реально правит, кому надлежит править и т. п.3
В конечном итоге исследование политических и правовых взглядов Саади мобилизует на изучение истории теоретических представлений гениального поэта о политике, государстве и законодательстве. Триада названных проблем составляет сводную историческую дисциплину и сочетает три гуманитарные научные дисциплины - историческую политологию, историческое государствоведение и историческое правоведение.
Анализ и умозаключение по совокупности данных, извлеченных нами из поэтического наследия Саади, позволяет представить цельную и стройную систему его воззрений относительно природы и назначения государства, права и политики. Автору представляется, что ему удалось определить наиболее типичные и характерные вопросы, вытекающие из разбора значения политико-правовых взглядов Саади, в следующем плане:
- законные, справедливые и правильные положения в национальном характере и привычках народа;
- особенности природы и функций государства в пределах Ирана, Передней и Центральной Азии;
1 Чдфопешагонро бидех, сар ба бод,
Ситам бар ситампеша адл асту дод,
Чу андар саре бинй озори халк,
Ба шамшери тезаш биёзор халк.
2 Грачев В.С. Эволюция представлений о социальной сущности государства//История государства и права. - 2007.- №5. - с.38.
3 Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник. ИзданиеЗ-е, дополненное. - М.: Норма, 2009, с.15, 18.
- оптимальная, наиболее приемлемая, верная и справедливая политическая и правовая конструкция, имеющая явный приоритет по сравнению с другими аналогичными моделями;
- политические и человеческие качества правителя, способ властвования, авторитеты, достойные руководить страной, государством;
- политогенез, перспектива и направления движения политического, законодательного и общественного быта и нравов.
В мире идей и образа мыслей Саади, как и в любом политикоправовом учении конкретного феномена, заложены три составные части: логико-понятийный аппарат, социально-исторический фактор и юридический социально-практический компонент.1 Логико-понятийный аппарат выражает стиль мировоззрения, присущий тогдашнему времени и характерный для мыслителя. Социально-исторический фактор отражает способы и навыки правового и политического общения той эпохи, а социально-практический компонент содержит главную авторскую идею (принцип) и предполагает ту или иную степень ее политической нацеленности и политической реализуемости (выражение В.Г. Графского).2 Все поставленные выше вопросы образуют структурный спектр политикоправового учения.
Исследование политико-правовых взглядов Саади имеет архиважное значение на нынешнем этапе развития независимой Республики Таджикистан. Творения великого поэта и мыслителя представляют собой неиссякаемый источник идей и образа мысли, столь необходимый для строительства демократического, правового, светского государства в пределах горной страны таджиков. Уникальные концепции, оригинальные положения, прозорливые и ясные взгляды Саади об образцовом государственном устройстве и привлекательном правопорядке обогащают социально-практический компонент современной юриспруденции и нацеливают на перспективную созидательную деятельность во имя благого будущего.
Состояние разработанности проблемы в Таджикистане.
Выдающийся творец художественного слова, классик персидско-таджикской литературы Саади, его замечательные произведения давно стали предметом изучения литературоведов, лингвистов, философов, историков и других ученых-обществоведов. Ими написаны разнохарактерные и разновременные работы. Сложилась самостоятельная дисциплина, называемая «Саадиведение». Однако в сфере научного исследования наследия Саади имеется множество не поставленных и неизученных проблем. До сих пор таджикские ученые не создали подлинные фундаментальные исследования об этом феноменальном явлении мирового масштаба.
1 Графский В.Г. Указ. соч., с. 20-21.
2 Там же.
Среди таджикских литературоведов одним из первых к творчеству Саади обратился Садриддин Айни. В своей работе, изданной в 1940 г. на страницах литературного журнала и опубликованной в 1942 г. в виде брошюры, он затронул некоторые черты мировоззрения Саади, в том числе его политические и правовые взгляды. Потом это сочинение в виде вступительной статьи вошло в книгу, охватившую краткое изложение «Бустана» Саади, составителем и комментатором которой явился С.Айни.1 Оно также включено в собрание сочинений Саади.2 С. Айни привел полный текст искового заявления, написанного Саади в стихотворной форме, называемой «^итъа», на имя исполнительного главы монгольского правительства в округе Шираза, Малика Шамсуддина Тазигуя. Заявление было оформлено юридически правильно, благодаря чему Саади добился реабилитации родного брата от незаконных поборов царского сборщика. Иск завершался восклицанием, обращённым к правителю:
Эй сохиби ман, ба дод ворас!
Лутфе бех аз ин дигар набошад!
Дословно:
Владетель мой, совершай правосудие!
Лучше такого не может быть ничего другого!
Многолетние странствования и путешествия Саади по странам Передней и Центральной Азии С. Айни в правовом отношении приравнял к борьбе и квалифицировал как героический поступок. Приведена ценная информация о брачном контракте, в оковах которого оказался в молодости сам Саади. С. Айни представил Саади прозорливым и мудрым политологом, точно определившим импульс времени, и предсказателем перспективы политических событий. В то же время приведены высказывания Саади, изложенные им с позиции «тачдхдули орифона» -«проницательного притворства», прикидывания человеком, не знающим и не понимающим сути текущих событий. Подчеркнуты самообладание и оптимизм, присущие Саади, который жил и творил в жестокий век монгольского нашествия, сопровождавшегося всеобщими трагедиями -массовыми истреблениями, тотальными разрушениями, всеобщими бедствиями.
С точки зрения Айни, произведения Саади насыщены пространными сведениями об управлении страной, содержащими конструктивные предложения о мерах по установлению мира и предотвращению войны, отношениях с зарубежными государствами, обращение к врагам отечества. По всем этим вопросам Саади предлагал современным ему повелителям дельные назидания и пожелания. С. Айни выявил предъявленную Саади
1 Айни С. Шайх Муслихиддин Саъдии Шерозй //Шарки сурх. - 1940.- №1. - с.11-14; №3.- с.27-30; №12, - с.24-25; Мухтасари «Бустон»-и Шайх Саъдй/ Тартиб ва эзохдиханда С.Айнй. -Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1945.
2 Айнй С. Шайх Муслихиддин Саъдии Шерозй/С.Айни. Куллиёт, чилди 11, китоби якум. - Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1963.-С.89-129.
характеристику правового положения различных сословий и классов феодального общества: правителей, чиновников, дервишей-отшельников, богатых дехкан, купцов - владетелей торговых караванов.1
Ибрагим Ализаде, литературовед, является автором статьи, посвященной жизни и творчеству Саади. Она приложена к книге, включившей избранные произведения из полного собрания сочинений поэта. Он оспорил положение английского востоковеда Эдуарда Брауна о причислении Саади, наряду с Фарид ад-Дином Аттаром и Джалал ад-Дином Руми, к величайшим поэтам-мистикам. По И. Ализаде, Саади никогда не был аскетом, его мировоззрение сформировалось на реалистическом видении жизни и оно далеко от суфизма. Саади показан благочестивым мусульманином, излагавшим весьма прогрессивные мысли для своего периода, являлся сторонником лучшего и справедливого общественного строя, в котором трудящиеся, особенно крестьяне и ремесленники, жили бы хорошо и достойно. Рассмотрены взгляды Саади о вкладе подлинных ученых и предусмотрительных мыслителей в управление государством, сохранение порядка, спокойствия и всеобщей безопасности страны. Аналогично деяния справедливого царя, гуманные действия истинных ученых и мудрецов рассматриваются как гарантия стабильной политической жизни и устойчивого правопорядка.
Сахабиддин Сиддиков, будучи составителем и автором предисловия к четырехтомному собранию сочинений Саади, отметил, что несмотря на эффективные старания многочисленных исследователей из разных стран мира по изучению как жизни и творчества, так и идеологии и мыслей поэта, многие пласты его мировоззрения и проникновенных мнений остались не открытыми и не затронутыми. С. Сиддиков высказал вескую мысль о том, что Саади по возвращении в родной город Шираз в возрасте средних лет был втянут в водоворот светской жизни. Он написал для государственных чиновников большие и малые сочинения на тему управления государством и заботы о поданных. Саади великодушно приступил к претворению в жизнь главной своей цели - путем нравоучений и примера, чистой и ясной морали приобщить людей к единению на основе дружбы и взаимопонимания. По С. Сиддикову, посредством реформирования Саади хотел избавить общество от социальных пороков. Произведение «Гулистан» и сочинение «Насихат-ул-мулук», согласно С. Сиддикову, являются плодами усилий Саади в указанном направлении. По мнению исследователя, личная свобода, большое гражданское мужество, беззаветная преданность делу отстаивания интересов народных масс у Саади исходили из его идейного и социального идеала. Саади являлся прежде всего величайшим поэтом, писателем, художником, мыслителем, философом, законоведом, наставником. Это больше всего вырисовывается
1 Айнй С. Шайх Муслихиддин Саъдии Шерозй/Куллиëт, чилди 11, китоби якум. - Душанбе: Нашриëти давлатии Точикистон, 1963. - с. 117, 118, 119.
из его литературного наследия. Хотя его прозаическое литературное наследие в определенной мере изложено ученым тоном, написанные им научные сочинения, в свою очередь, не лишены литературного вкуса.1 Будучи признанным творцом стихотворного жанра газели, Саади сконструировал из этой формы выражения любви уникальное средство изложения своего высшего общественного идеала.2 Однако названный исследователь не определил степень отражения политико-правовой системы Саади в его произведениях.
Специальным изучением биографии, наследия, идейного содержания творчества Саади занимался Рустам Алиев, который написал монографию о «Гулистане», подготовил критический текст, осуществил перевод этого произведения с оригинала на русский язык, составил предисловие и примечания к нему. Позднее исследование Р.Алиева о Саади в кратком изложении вошло в сводную обобщающую академическую книгу, посвященную персидско-таджикской литературе ХП-ХШ вв.4 По мнению Р. Алиева, в творчестве Саади мировоззрение явно превалирует над эмоцией, так как свои философские взгляды и социальную идеологию поэт выразил не стихийно, в отдельных бейтах, и не внезапно и не случайно. Саади свои воззрения и мировосприятие ставил в основу и смысл всего стиха. С точки зрения Р. Алиева, Саади выступал выразителем интересов среднего сословия общества - ремесленников, торговцев и прогрессивных людей, требующих развития просвещения. Простые труженики, занятые в сфере ремесленного производства, гораздо более возвышены им по сравнению с чиновниками высокого ранга и даже царевичами. Саади предлагал царям и правителям защищать купцов, развивать торговлю.5
Халик Мирзазаде посвятил Саади Шерози отдельный раздел второй книги учебника по истории таджикской литературы. В мировоззрении мыслителя рассмотрены философские, социальные и гуманистические взгляды, дана критика духовенства, изложены нравоучения и мудрость. По убеждению Х. Мирзазаде, в наследии Саади отсутствует созданная мыслителем единая система философских и дидактических взглядов и по поводу этих вопросов мыслитель не вел непосредственных обсуждений. Саади отразил элементы названных воззрений, поддерживал справедливый и просвещенный феодально-царский строй, т.е., с точки зрения Х. Мирзазаде, Саади в понимании назревших вопросов общества, подобно домарксистским мыслителям, оставался идеалистом, он не смог распознать
1 Сиддщов Са^обиддин. Саъдй ва матни девони у/Саъдии Шерозй, Куллиёт: Иборат аз чор чилд. Ч,илди 1. -Душанбе: Адиб, 1988, с. 15, 16; Саади выбрал себе почетное прозвание «муфтии миллати ас^оби назар» - «законовед вероисповедания мыслителей и мудрецов»/Указ. раб. - с.14.
2 Указ.соч, стр.23.
3 Алиев Р. Саади и его «Гулистан». - М., 1958; Саади. Гулистан/ Критический текст, перевод, предисловие и примечания Р.М.Алиева. - М.: ИВЛ, 1959. - С. 7-54.
4 Алиев Р. Саъдй/Адабиёти форсу точик дар аср^ои ХІІ-ХІУ, кисми якум. Му^аррири масъул Расул Хрдизода.- Душанбе: Дониш, 1976.-С. 291-314.
5 Алиев Р. Указ.соч., с.307, 308.
сущность классового строя и не указал пути его реформирования. Вместе с тем, исследователь охарактеризовал Саади как беспощадного критика, разоблачителя деспотичных царей и правителей, сатирика, высмеивающего надувательство и ложь шейхов и духовенства и призывающего и оправдывающего физическое уничтожение угнетателей.1
Х.Мирзазаде оценил мнение Саади о божественном назначении царского правительства как сугубо ошибочное положение и упрекнул его в непонимании марксистского учения о назначении государства как машины насилия и угнетения. По этим и другим поставленным вопросам позиции Х.Мирзазаде и С.Айни весьма идентичны.
Н.А.Кулматов в своей работе, включившей анализ этических взглядов Саади, охарактеризовал поэта как своеобразного мыслителя-моралиста, прогрессивные социально-этические взгляды которого имеют непреходящее значение.2 Согласно Н.Кулматову, «свои убеждения о нравственности Саади выразил не в специальных философских трактатах, не в определенной этической системе, а в художественных произведениях в виде афоризмов, сентенций, наставлений, поучений, которые часто иллюстрируются притчами»3. На наш взгляд, для утверждения или отрицания этого положения Н. А.Кулматова, идентичных суждений Х. Мирзазаде и других вышеназванных авторов надо исходить из глубокого проникновенного толкования и познания всего наследия Саади. Обязательно следует руководствоваться этимологическим толковым разбором семантики таких терминологических понятий, как «система», «учение», «взгляд», «воззрение».
Гуманизм Саади - мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности, отношений между людьми, проникнутых любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей - блестяще, на наш взгляд, представлен Н. Кулматовым. Исследователь утверждает: «Разум Саади проник в сущность сложных общественных явлений, что дало ему возможность довольно близко подойти к установлению причин социального зла»4. Названный автор резюмирует, что Саади не поднялся до уровня понимания сущности классового антагонизма и полагал, что путем морального воздействия на шахов, правителей и имущие слои можно возбудить у них добрые намерения и сочувствие к бедным массам и тем самым перевоспитать их в духе человеколюбия.
Н.Кулматов подметил у Саади следующие политические и правовые аспекты: «Помыслы и грёзы о государственном строе, покоящемся на правосудии и разуме, где отсутствуют гнет, насилие и притеснение
1 Мирзозода Х. Таърихи адабиёти точик (асрхои XIII-XV). Китоби 2. -Душанбе:Маориф, 1977, с.68-69.
2 Кулматов Н.А. Этические взгляды Саади / Отв. ред. д. филол. Н. М.Н. Болтаев. - Душанбе, 1968,с. 3.
3 Кулматов Н.А.Указ.раб., с.4.
4 Кулматов Н.А.Указ.раб.,с.48, 50.
трудового народа; призыв к царям о проявлении милосердия по отношению к подвластным, составляющим основу, корень общества, к простым труженикам, особенно к непосредственным производителям материальных благ; возведение мудрых и справедливых поступков правителей на уровень политического идеала; обращение к временам правления древнеиранских полулегендарных царей, чтобы воздействовать на властителей своей эпохи для избрания ими лучшей формы правления; привитие правителям мысли о временном характере царской власти, о необходимости облагодетельствования подданных; о сосредоточении кормила власти в руках мудрых, просвещенных мужей, так чтобы бразды правления не оказались у невежественных людей. Неподкупность, честность и гуманность правителей областей и чиновников государственного аппарата - залог благоустройства страны и благоденствия народа; установление справедливых законов; соблюдение порядка и принятие мер предостережения для предотвращения насилия над тружениками; требование о применении высшей меры наказания - казни- в отношении правителей, которые творят произвол, подвергают народ безжалостной эксплуатации; отречение шахов от роскошного образа жизни, от увлечения наслаждением и прочего негатива, отвлекающего их от управления государством; возложение на властителя страны обязанностей по обеспечению мира, общественного спокойствия и защите подданных от возможного нападения иноземцев; введение запрета на организацию беспрерывных междоусобных войн, которые продолжались в течение всего периода феодализма»1. Все изложенные аспекты, сформулированные Н.Кулматовым, несомненно, имеют большое научное и прикладное значение при исследовании политических и правовых взглядов Саади. Вместе с тем следует отметить, что автор этих строк не может быть согласен со всеми вопросами, поставленными Н. Кулматовым. Так, значение общественно-политических взглядов Саади Н. Кулматов ограничил двумя моментами: во-первых, тем, что якобы он «заново провозгласил народную идею о справедливом добродетельном монархе, защищающем, по его мнению, интересы всех обездоленных»; во-вторых, «смело призывал современных ему шахов и султанов избрать этот путь»2. В соответствующих разделах своей работы мы выскажем наше понимание широты и глубины политико-правовых воззрений Саади.
Ученые, занимавшиеся исследованием проблем юриспруденции в 80е годы ХХв., обратили взоры на изучение политических и правовых учений выдающихся мыслителей таджикского народа; в этом направлении первым опытом оказалась работа Р.Ш.Сативалдиева. Его кандидатская диссертация посвящена анализу и обобщению теоретических воззрений мыслителей таджикского народа второй половины XIX в. Политическая и правовая мысль иранцев (таджиков) на примере «Кабуснамэ», «Сиясатнамэ» и
1 Кулматов Н.А. Указ.раб., с.64.
2 Кулматов Н.А. Указ.раб., с. 78.
«Синдбаднамэ» рассмотрена Р.Ш.Сативалдиевым в его докторской диссертации1. Работы Р.Ж.Махмудова, А.А.Хусейнова, Ш.Ю.Кенджаева, Д. Обидова посвящены исследованию взглядов Хусайна Воиза Кошифи, Абдурахмана Джами, Абу Ханифы.2 Недавно издана монография Сативалдиева и Ш.Ю.Кенджаева о политико-правовом учении Джами. Представленные в ней главы об идейных истоках и мировоззренческих основах учения Джами, основных подходах мыслителя к государственноправовой действительности, о его правовых государствоведческих воззрениях, проектах относительно достижения мира и установления «справедливого общественного строя» весьма интересны и примечательны для нашего исследования в методологическом и сравнительном аспектах.3
Таджикские историки также затронули исследуемую проблему. Так, Б.Гафуров охарактеризовал Саади в качестве обвинителя тирании, обличителя произвола сильных мира сего, общественного деятеля, бросившего вызов правителям, притесняющим и унижающим простых людей. По соображению этого ученого, творчество Саади носит печать исторической и классовой ограниченности, что выразилось в его наставлении о необходимости покоряться сильному, проповеди варианта
4
непротивления злу.
Н.О. Турсунов, базируясь на анализе структурного построения и содержания сочинения «Бустан» и исходя из его идей, идентифицировал политическое и правовое учение Саади с построением общедоступного государственного дворца, имевшего десять главных входных дверей: первая дверь «Правосудия, Благоразумия, Совета, Покровительства народу и Благочестия»; вторая дверь - «Благодеяния»; третья дверь - «Любви»; четвертая дверь - «Смирения»; пятая дверь - «Согласия»; шестая дверь-«Довольствующегося малым»; седьмая дверь - «Образования», восьмая дверь - «Благодарности»; девятая дверь - «Покаяния и Благополучия»; десятая дверь - «Мольбы».5 Последовательный разбор и логическое построение упомянутых глав «Бустана», бесспорно, способствует реконструкции политико-правовой системы Саади.
Таким образом, литературоведы, историки, философы в Таджикистане, исходя из целей и задач проведенных нами исследований,
1 Сативалдиев Р.Ш. Политические и правовые взгляды передовых мыслителей таджикского народа второй половины XIX века: автореферат дисс. ...канд. юрид. наук. - Алма-Ата, 1989.- с.22; Его же. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока (на примере «Кабуснамэ», «Сиясатнамэ», «Синдбаднамэ»): Автореф. дис.д-ра ю. н.. - М., 1999, с.37.
2 Махмудов Р.Ж. Общественно-политические воззрения Хусайна Воиза Кошифи: автореф. дис.к. филос. н. -Ташкент, 1991, с.18; А.А.Хусейнов. Общечеловеческие ценности в мировоззрении Абдурахмана Джами: автореф. дис... к. филос. наук, Ташкент, 1994, с.24; Ш.Ю. Кенджаев. Государственно-правовые взгляды Джами: Автореф. дис.к. ю. н.- Душанбе, 2003, с. 24; Д.С.Обидов. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права (мавереннахрское течение): автореф. дис. к. ю. н.- Душанбе, 2008.-24 с.
3 Сативалдиев Р.Ш., Кенджаев Ш.Ю. Учение Джами о праве и государстве. - Худжанд, 2010.- С.9-165.
4 Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.:Наука, 1972, с.474.
5 Турсунов Н.О. Таърихи точикон, са^. 477, 478.
проанализировали, констатировали и затрагивали вопросы политических и правовых идей Саади Шерози. Однако до сих пор вопросы теории, истории государства и права, отраженные в произведениях Саади и представленные сквозь призму познания и видения поэта, не подвергались специальному юридическому исследованию.
Ключевые слова: история юриспруденции, XIII век, политико-правовая система Саади, социальная сущность, государствоведение, правоведение.
Key words: history of jurisprudence, XIII century, Saadi’s law-policy system, social essence, state science, law science.
Каримов М. У.
Об актуальности и степени изученности политико-правовых взглядов Саади Шерози
Статья посвящена анализу политико-правовых взглядов величайшего мыслителя человечества Саади Шерози (1189-1292гг.). Судьбоносные перевороты социально-политической и духовной жизни оказали сильное влияние на политико-правовую систему и воззрения Саади по государствоведению и правоведению. Уникальные концепции, оригинальные положения, прозорливые и ясные взгляды Саади об образцовом государственном устройстве и привлекательном правопорядке обогащают социально-практический компонент современной юриспруденции и нацеливают на перспективную созидательную деятельность во имя благого будущего.
Karimov M. U.
About Actuality of Saadi Sherozi’s Law-policy Views
The article is dedicated to analysis of great human thinker’s law - policy views (1189-1292). Radical changes in social-political and spiritual life made a great influence on political - legal system and Saadi’s views on state and law studies. Unique conception, original position, cognitive and clear Saadi’s views about examplarary state structure is stressed.
These listed components enrich social - practical component of modern jurisprudence and direct it into perspective creative activity for favor of prosperious future.
Шокиров Гайбулло Абдуллоевич —
соискатель Института философии, политологии и права АН РТ, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ТГУПБП
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Законодательная деятельность любого государства, в том числе и Республики Таджикистан, представляет собой одну из важнейших форм осуществления функции государства, направленной на создание правовых