ний национально-культурной нетерпимости и развитии всех институтов светского демократического общества.
«НГ-религии», М., 5 ноября 2003 г.
Олег Недумов,
журналист
МУФТИИ ПОССОРИЛИСЬ ИЗ-ЗА ВАХХАБИТОВ
В исламской общине России разгорелся новый скандал. Поводом для него послужило выступление председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина на конференции «Веротерпимость - основа процветания многонациональной России», которая прошла в Москве 22 сентября 2003 г. В своем докладе исламский лидер призвал не отождествлять понятия «ваххабизм» и «экстремизм»: «Давно известно, что те люди, которые ведут войну в Чечне с федеральными войсками, занимаются террором и экстремизмом, убийствами мирного населения, в том числе и мусульманского духовенства, называя при этом себя "ваххабитами", не имеют ничего общего ни с ваххабизмом, ни с исламом. Говоря о ваххабитах, я имею в виду тех верующих, в основном молодых, которые нетрадиционно относятся к исполнению некоторых обрядов ислама или их элементов, отказываются от исполнения отдельных общепринятых предписаний религии». По мнению муфтия, речь идет о «внутрирелигиозных различиях, которые не дают никакого основания вешать на ваххабитов ярлык террориста и экстремиста, воинствующего противника современной действительности». Вместе с тем Гайнутдин подчеркивает, что появление ваххабизма привело «к расколу единого в своей сути ислама в стране, к противостоянию между самими мусульманами, нетерпимости между ними». В связи с этим муфтий призывает «наладить диалог с теми, кто не согласен с нами, а единственным путем к этому является терпимость, уважение к иным взглядам».
Выступление Равиля Гайнутдина вызвало неожиданно жесткую критику со стороны Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), который до сих пор считался ближайшим союзником Совета муфтиев России, едва ли не аффилированной с ним структурой. «С тревогой и недоумением, - говорится в документе, подписанном председателем КЦМСК муфтием Исмаилом Бердие-вым, - мы восприняли недавнее заявление главы Совета муфтиев
России Равиля Гайнутдина относительно того, что нельзя считать ваххабизм экстремистской идеологией. Где, как не на Кавказе, хорошо известно, что данное утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. На наш взгляд, ваххабизм, под каким бы соусом он ни подавался, не может быть признан в России. К сожалению, некоторые религиозные деятели и сейчас придерживаются мнения, что ваххабизм может быть хорошим и цивилизованным, а может - плохим и экстремистским. Считаем такое мнение глубочайшим заблуждением. Сегодня никто не рассуждает, бывает ли хорошим и цивилизованным фашизм. Подобная постановка вопроса просто абсурдна. Такому же общественному осуждению должен быть подвергнут ваххабизм».
Как и следовало ожидать, к демаршу северокавказских муфтиев тут же присоединился давний противник Равиля Гайнутдина председатель Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Талгат Таджуддин: «Подобное заявление в оправдание ваххабизма мы расцениваем как целенаправленную и последовательную деятельность по легализации в России чуждого для российских мусульман экстремистского учения ваххабизма».
Почему же Координационный центр мусульман Северного Кавказа решил вдруг открыто выступить против своего ближайшего союзника? Заметим, что доклад Гайнутдина прозвучал 22 сентября 2003 г., в то время как ответные заявления КЦМСК и ЦДУМ появились на информационных лентах лишь в середине октября 2003 г. За это время на Северном Кавказе произошло весьма заметное событие
- выборы президента Чечни. Северокавказские муфтии открыто поддержали Ахмада Кадырова еще во время его предвыборной кампании
- для них бывший муфтий Чечни всегда «свой» человек. Как известно, вскоре после своего избрания главой республики Кадыров сделал ряд громких заявлений, касающихся разграничения полномочий между республикой и федеральным центром, создания в Чечне особой экономической зоны, вывода федеральных войск, возможного объединения Чечни с Ингушетией. Эти заявления, очевидно, призваны продемонстрировать политическую самостоятельность чеченского лидера, его максимальную дистанцированность от Москвы. Похоже, что мусульманское духовенство Северного Кавказа просто проецирует на религиозную жизнь политическую стратегию Ахмада Кадырова. Первым шагом в этом направлении стала попытка показать свою полную независимость от «московского» муфтия Равиля Гайнутдина.
То, что поводом для этого стали разногласия насчет ваххабизма, отнюдь не случайно. В ходе церемонии инаугурации Кадыров сделал несколько грозных заявлений в адрес тех, кто, «прикрываясь Кораном, совершают поступки, направленные против ислама». Как выразился чеченский лидер, «террористов нужно не только "мочить в сортирах", но их нужно уничтожать в зародыше». Понятно, что предложенное Гайнутдином тонкое разграничение между ваххабитами и религиозными экстремистами ему совершенно ни к чему, равно как и властям других северокавказских республик. То, что в этом регионе используются свои особые меры борьбы с религиозным экстремизмом, хорошо видно на примере относительно спокойной Кабардино-Балкарии. Ее власти, как уже сообщала «НГ», недавно приняли решение открывать мечети в одном из районов республики только на время пятничного намаза. Местные правоохранительные органы мотивируют это тем, что в мечетях зачастую «делаются серьезные попытки внедрить в сознание молодежи идеологию насилия и вражды». Поэтому неудивительно, что мусульманское духовенство Северного Кавказа стремится поставить вне закона нетрадиционные и, следовательно, неподконтрольные ему направления ислама. И дело тут не только в конкуренции. Местные власти зачастую возлагают на официальное духовенство вину за распространение среди мусульман радикальных взглядов. Религиозные лидеры, по мнению правоохранительных органов, упустили возможность повлиять на молодежь, которая все больше склоняется к экстремистской религиозной идеологии.
Так или иначе вопрос об оценке ваххабизма может привести к очередному расколу внутри исламской общины России. Процесс постепенной консолидации мусульманских объединений вокруг Равиля Гайнутдина, наметившийся в последние полгода, уже явно не получит продолжения. В то же время непримиримая позиция в отношении ваххабизма может привести к альянсу между Центральным духовным управлением мусульман России во главе с Талгатом Таджуд-дином и Координационным центром мусульман Северного Кавказа. В своем заявлении по поводу доклада Гайнутдина Таджуддин вполне прозрачно намекнул на такую возможность. Впрочем, северокавказские духовные лидеры все же вряд ли пойдут на открытую конфронтацию с Советом муфтиев России, к которой неизбежно должен привести альянс с его давним противником.
«НГ-релинии», М., 5 ноября 2003 г.