Научная статья на тему 'Мудрость миросозерцания открывается в пути'

Мудрость миросозерцания открывается в пути Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанская Т. М.

В статье предпринята попытка рассмотреть особенности современной художественной культуры Сибири в контексте биосфероцентрической концепции современных художников Теоретические тезисы иллюстрируются материалами выставки произведений сибирских художников на выставочных площадках Западной Европы (2007-2008 гг.); автор статьи как куратор данной выставки имел возможность проанализировать восприятие западным зрителем пейзажных традиций русской художественной школы, проблемы единения человека и природы, взгляда на географическую среду, природу, как на неиссякаемый источник духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мудрость миросозерцания открывается в пути»

МУДРОСТЬ МИРОСОЗЕРЦАНИЯ ОТКРЫВАЕТСЯ В ПУТИ

© Степанская Т.М.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье предпринята попытка рассмотреть особенности современной художественной культуры Сибири в контексте биосфероцентрической концепции современных художников Теоретические тезисы иллюстрируются материалами выставки произведений сибирских художников на выставочных площадках Западной Европы (2007-2008 гг.); автор статьи как куратор данной выставки имел возможность проанализировать восприятие западным зрителем пейзажных традиций русской художественной школы, проблемы единения человека и природы, взгляда на географическую среду, природу, как на неиссякаемый источник духовности.

Понятие «Искусство» до сих пор служит предметом дискуссии относительно его «широкого» и «узкого» применения. В настоящее время искусство всё настойчивее трактуется как «высшая способность адекватно соответствовать определённой реальности... способность сознания целого, иррационального, полно отражать законы той ситуационной позиции, которая переживается или имеется ... здесь и сейчас» [1, с. 70-71]. Констатация постмодернистскими мыслителями раздробленности, фрагментарности человеческого опыта конца XX столетия послужила своеобразным толчком поиска новых онтологических и экологических оснований культуры XXI века. Природопреобразующая функция культуры ныне заменяется на природосохраняющую функцию. Эта концепция направлена на восстановление утраченной человеком органичной взаимосвязи с природным миром. Как известно, идеология Нового времени провозгласила высшей ценностью человека, а его научно-технические открытия - необходимым условием социального прогресса, что привело к доминированию материально-производственной сферы в жизни общества и потребительскому эгоцентризму. Антропоцентрические тенденции и прагматизм западной культуры XIX-XX столетий «упрочили дистанцию между человеком и природой, точнее, положение человека «над природой», что обусловило самоидентификацию представителя индустриальной и постиндустриальной формации исключительно как потребителя природных ресурсов» [2, с. 3].

Особенностью русской культуры и русского искусства является поклонение природе и высокие достижения развития пейзажного жанра в

* Заведующая кафедрой Истории отечественного и зарубежного искусства, доктор искусствоведения, профессор.

живописи, чьи эстетические и этические ценности не растворились в искусстве России XX века. Ведущим жанром был и остается пейзаж, однако и в нём произошли некоторые перемены, связанные с поисками национального образа. Пришло понимание, что природа не только повод для этюдных мимолетных состояний, но и основа мировоззрения художников данной территории, обладающей ярко выраженной географической спецификой [3, с. 53]. Тезис о единении природы и человека находит убедительное воплощение в искусстве современных мастеров пейзажа, не вышедших из сферы обаяния отечественной художественной школы. В данной статье представлен материал, ярко иллюстрирующий непреходящую ценность природы как источника духовности.

В июне 2008 г. завершился проект «Выставка произведений алтайских художников в Западной Европе», задуманный и воплощенный предпринимателем Сергеем Грантовичем Хачатуряном. Произведения вернулись на родину. Проект этот выдающийся, неординарный для Европы и для России. Европейцы воспринимали его как чудесное событие. Они понимали, что доставить 327 произведений из далекой Сибири в выставочные залы Майнца, Касселя, создать экспозиции, издать каталог выставки стоит больших организационных, огромных финансовых затрат и моральных сил. Зрителей восхищало, что все это сконцентрировалось в одном проекте, в таком объеме! Проект начался осенью 2007 г. Шли переговоры, отбор работ. В декабре выставка прибыла в Германию в город Майнц. Наша творческая группа в составе директора барнаульской картинной галереи «Кармин» Г.Г. Хачатурян, директора краеведческого национального музея Республики Алтай Р. М. Еркиновой и автора статьи прибыла в город Кассель 27 мая 2008 г. Нас встретила Наталья Ахер, супруга и помощница профессора Эвальда Ахера. В этот же день мы познакомились с Эвальдом Ахером - главой германо-российской Ассоциации искусств. Театровед по образованию, он опытный и талантливый куратор многих выставочных проектов в различных странах, в том числе и в России. Например, в 1994 г. им была организована выставка произведений Сальвадора Дали в Московском Доме художника на Крымском валу. Она вызвала огромный интерес, на ней было представлено более 900 экспонатов, в том числе из частной коллекции подруги художника Мишеля Брута. Профессор Эвальд Ахер представил также московской публике экспозицию «Эротика» из произведений европейских художников, выставку живописи Марка Шагала и другие проекты.

Мы прибыли в Кассель к моменту закрытия выставки произведений алтайских художников. Все, кто хотел и не успел, торопились посмотреть сибирскую экспозицию. Выставка размещалась в знаменитом выставочном зале Западной Европы. Зал этот называется «Документа». В его название входит слово «документ», так как предполагается, что выставки

являются фактами истории. Зал «Documenta» был основан в 1955 г. по инициативе профессора Кассельской Академии искусств Арнольда Боде-са. Название «documenta» было рождено в 1955 году и сложилось оно из итальянского «docere» (учить) и латинского «documentum» (документ). Назначение выставочного зала - представлять современное искусство. В зале «Documenta» экспонировалось не только европейское творчество, но и произведения художников из Америки, Африки и Азии. Руководит залом « кураторий, возглавляемый художественным руководителем - Куратором на общественных началах. Так что не надо думать, что лишь в России ведется общественная работа, и в Европе люди тоже выполняют долг бескорыстно служат благородному делу. «Documenta» представляет не только творчество художников, но и организует семинары, конференции, а также презентует общественные современные программы. В 1992 году были отстроены новые залы в монументальном здании на площади Фридриха в Касселе. Интерьеры расположены в двух уровнях и оснащены современным оборудованием (лифт); их высокое светлое пространство легко трансформируемое в отдельные залы, позволяет экспонировать живопись, скульптуру, графику самого разнообразного формата и размера. Как показывает статистика социологических исследований (анкетирование), 7 % посетителей выставочного зала проживает в г. Касселе, 27 % - это туристы из разных стран, 57 % - относят себя к группам профессионального интереса, то есть студенты художественных факультетов, художники, историки искусства, арт-менеджеры. В 1961 году был основан архив зала «Documenta» в Касселе, включающий специальную библиотеку об искусстве, видеотеку экспозиций; архив регулярно пополняется документами и материалами о деятельности выставочного зала. В 2008 г. в историю «Documenta» вошел проект сибирского предпринимателя Сергея Хачатуряна. Более трехсот произведений сибирских авторов составили самобытную экспозицию, нашедшую разнообразные отклики в средствах массовой информации и в книге отзывов.

В таком прекрасно освещенном, приспособленном для экспонирования зале были представлены произведения из частной коллекции Сергея Грантовича Хачатуряна, а также произведения тех авторов, которые еще не вошли в коллекцию, но, тем не менее, при подготовительной работе были признаны достойными представлению европейскому зрителю.

«Почему так много пейзажей?», - спрашивали на вернисаже посетители, в частности, студенты факультета культурологии и искусствоведения Кассельского университета. Вопрос меня удивил, так как ответ на него для меня был очевиден: пейзаж - это цвет алтайского искусства, Алтайский край - это уникальные пейзажи и Горного Алтая, и равнинного. Природа настолько прекрасна, что, естественно, она стала предметом творчества художников. Проект С.Г. Хачатуряна предоставил великолепный материал

для научной лаборатории специалистов-профессионалов Германии и всей Западной Европы. Привезли пейзаж. Возникает вопрос, почему пейзаж? Я пыталась объяснить, некоторые ограничения были в языке (я говорю на «плохом» немецком языке), и все-таки меня понимали. Итак, почему пейзаж? Потому, что это органичный жанр для России. Для Германии и всей Западной Европы пейзаж имеет значение более в классическом искусстве. Никогда пейзаж для жителей Западной Европы не был в такой мере источником духовности, таким утешителем, тем моментом, в который житель Земли погружается и находит там все для своей души: и утешение, и вдохновение действовать жить, радоваться. Почему? Потому, что велики просторы России, и этот простор определяет восприятие пейзажа. Далекодалеко линия горизонта. Вообще Россия - это страна метелей, вьюг, тайги, рек и гор, она никак не может быть той страной, где можно как-то игнорировать пейзаж. Пейзажем люди живут, пейзажем люди вдохновляются, пейзажем питаются духовно. «Россия - не есть страна бесконечного оптимизма, тяготение к скорбным глубинам присуще ей по природе», - слова русского религиозного философа И.А. Ильина. Он глубоко прав. Духовные идеи России, глубина национального самосознания получили выражение в пейзажной живописи, в пейзаже художники размышляли о судьбе нации, через пейзажный образ раскрывали душу личности и волнение эпохи. «Пейзаж русской души» соответствует пейзажу российской земли. Пейзажное мышление в российской художественной традиции проявляется не только в пейзаже, но и в исторической, бытовой картине, в портрете. Природа не только фон или место действия, а элемент, усиливающий тональность события. В природе ощущается незримая полнота мира. «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души», - отмечал русский философ Н.А. Бердяев. Фундаментальный принцип гармонии, обусловливающий единство бытия открывается в произведениях искусства.

На выставке в Касселе были представлены пейзажи современных сибирских живописцев В. Чукуева, Е. Кузнецова, которые демонстрировали домен леса, тайгу, Горного Алтая. Один из немецких посетителей выставки сказал: «Пейзаж для русских, как икона». Это точное наблюдение. С точки зрения П. А. Флоренского, в процессе исторического бытия храмового искусства визуальный духовный опыт, относящийся к иконописанию был закреплен в иконописном каноне, который необходим настоящему художественному творцу, тем более символическому. Икона - это символ [4, с. 205]. Пейзаж тоже содержит символы и знаки. Например, мотив дороги, столь часто присутствующий в руссском искусстве, в русском пейзаже, - архетипический мотив, первообраз, характерный для просторов России. В православной культуре дорога, тропинка - символ земного пути человека. Образ дороги связан с раздумьями о человеческой судьбе. Исто-

ки православной культуры проистекают от общения и созерцания российских озер, рек, лесов, где жили наши подвижники, святые такие, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Западная культура не обладает таким содержанием, в ней живут несколько иные отношения с природой. Природа там как бы накрыта труднопроницаемым панцырем цивилизации. «Благородство каждой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами... И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее... Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников... У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера» [5, с. 700]. Я пыталась в беседах со зрителями объяснить, удивляющее их преобладание пейзажей в экспозиции. Объяснять мне было все-таки легко, потому что, когда смотришь на пейзажи В. Чукуева, то убеждаешься в неповторимости природы Горного Алтая, в ее каноничности, то есть в ее вечности и в оправданности поклонения художника горам, чистой воде, водопадам, кедрам. Слушатели это понимали и оставляли самые сердечные отзывы о пейзажах алтайских художников: «Это полно чудес!», «Прекрасная выставка!». Такие коротенькие записи, сделанные немцами, очень эмоциональны. Кто-то имена подписывал, кто-то без имени. В общем, собеседовала в зале преимущественно молодежь. В Касселе есть то, что мы в прошлом называли «Институт культуры». Студенты этого учебного заведения были моими собеседниками. Очевидно, кто-то из них оставил такую запись: «Пейзаж - это реализм, мы привыкли больше к абстрактному искусству, но все равно все хорошо, потому что реализм - искусство традиционное, искусство прошлых лет и осуждаемое за несовременность изобразительного языка. «Это искусство, которое уходит, уступая место новой эстетике» [6, с. 150]. Очевидно, такое отношение к сибирскому пейзажу - картине закономерно по двум предпосылкам. Во-первых, вся Европа напоминает такую прекрасную табакерку, в которую вы вошли и увидели, как ней чисто, уютно: салфеточки, цветочки, клумбочки, переднички на горничных, искусственные пальмы в изобилии. В советские времена это называлось мещанством, так как предполагалось, что за этим внешним уютом стоит ограниченное мировоззрение, сопряженное с бездуховностью: мир своей комнатки, домика, здесь так хорошо, спокойно, привычно. Исторический центр города Аахена хорошо это иллюстрирует: земли так мало, домики, как цветные гномики, прижались друг к другу, в них у каждого свой мир. Ограниченность пространства, территории определяют поползновения замкнуться в своем мире. Когда-то немецкий философ Г.Ф. Ге -гель написал: «... Выявить в пространствах и более живо подчеркнуть жизненность природы - это интимное проникновение и есть одухотворенный и задушевный момент искусства». Можно предположить, что карти-

ны - пейзажи алтайских художников были бы адекватно восприняты немецким философом: они бы ему понравились, как понравились большинству современных немецких зрителей. Другой предпосылкой, определяющей отношение европейского зрителя к реалистическому пейзажу, является распространение в современном искусстве принципов эстетики постмодернизма. Постмодернисты исповедуют принцип плюрализма художественных школ (как говорит китайская пословица, пусть расцветают все цветы) и даже отрицание школ искусств. Ныне востребовано знаковое искусство, натура (природа) используется как исходный материал для изображения «истинной», «знаковой» картины мира, в которой каждый художник строит свое пространство как свою мыслительную конструкцию. Российская художественная традиция в природе всегда видела источник вдохновения. Географическая среда - непременная составляющая, формирующая ментальность и художественное пространство творческой личности.

Сибирская коллекция представляла творчество таких художников как Ю. Яуров, А. Емельянов, М. Ковешникова - авторов композиций иного характера, чем пейзажи. У Ю. Яурова это декоративная живопись, фигуры декоративные, условные, то есть это современная живопись. Она тяготеет к фрескам, росписям. Яркий синий, красный, белый цвет - такая активизирующая, возбуждающая зрителя палитра. У А. Емельянова обнаженная натура в свободной интерпретации художника. Майя Ковешникова представлена работами из коллекции С.Г. Хачахуряна. Это лоскутное одеяло, великолепное, красочное, вывешенное на полленице дров во дворе крестьянского домика, погруженного в атмосферу алтайского пейзажа. Сибирская выставка впечатлила зрителей. Среди тех, кто пользовался особенным вниманием, надо назвать Ю. Иванова, Е. Олейникова и Н. Остре-цова. Эти художники могут работать и в системе реализма, и в системе эстетики постмодернизма. Зрителей привлекали их фантазийные образы. Эстетика постмодернизма предполагает право художника использовать цитаты из произведений своих предшественников, обыгрывать сюжеты, создавать реплики по поводу произведений. Если русский художник втрой половины XIX и начала ХХ в., целиком и полностью искал вдохновение в общении с природой, с натурой, то, сейчас усилилось субъективное художническое начало. Менялись стили, менялись направления, но идеальным образом, например, для Пуссена служила

природа. Идеальные образы возникали в общении с природой или с конкретными людьми, которые также возвышались до идеала. В настоящее время, когда в мире накоплено такое количество художественной продукции, и она зачастую не систематизирована, не каталогизирована, но она живет, она существует и у нас в Сибири, и в Западной Европе и везде и всюду, что художники стали использовать наработанный художественный материал в качестве источника для рождения и создания своих новых

образов. На Алтае одним из первых так начал работать С. А. Прохоров. Его творчество не сразу признали музейные специалисты. Он один из первых использовал опыт западноевропейской живописи семнадцатого - восемнадцатого века и опыт отечественной живописи девятнадцатого века. Он синтезировал особенности изобразительности того времени и стал писать деревья, как писались они когда-то, стал использовать желтый цвет в качестве солнечного. Интуитивно С.А. Прохоров использовал принципы эстетики постмодернизм. Таким образом, вдохновение и модернизацию творческого метода художники Алтая зачастую ищут в творчестве своих предшественников, в творчестве великих. Однако не редеют ряды живо-писцов, для которых источником вдохновения, истоком духовности по-прежнему остается природа. В условиях активной урбанизации пейзаж можно признать компенсационным жанром, восполняющим недостаток общения с природой, в котором нуждается человек.

История русской культуры настолько богата, настолько велики её художественные традиции, уходящие в глубину искусства Древней Руси, берущего начало в античной традиции греков, Византии. В мире культуры действует, непременно действует, закон преемственности и традиции. Традициям противостоит глобализация, современные философы высказывают суждения о планетаризации человеческого сознания, в процессе которой человек утрачивает чувство привязанности к локальному месту, всё более ощущая себя в целостности планеты, пребывающей под регулирующей силой космоса. Мы, может быть, более традиционны и более дорожим своими традициями, в том числе художественными. Есть у нас такие вершины реалистического искусства, как И. Шишкин, И. Левитан, Борисов-Мусатов, В. Суриков, вершины, просто недосягаемые. Эти традиции модернизируются, в искусстве двадцать первого века. Алтайский художник Евгений Кузнецов работает исключительно в манере русской живописи, при этом утверждая свою творческую индивидуальность, являясь художником двадцать первого века. Художники Сибири берут лучшее из традиций классического западноевропейского искусства. И в этом притягательность. Хотя в отзывах и мелькает фраза «мне больше нравится абстрактное искусство» но душа и сердце человека откликаются на красоту природы, откликаются на высокий уровень живописной техники, на явное присутствие в произведениях своеобразной художественной школы России. В Западной Европе ценится, то, как сделана вещь. Профессор Эвальд Ахер отмечает: «Брытков Павел, чем он хорош? Высокой технологией живописи!» В эпоху Возрождения в Германии художника ценили как хорошего портного или хорошего сапожника, то есть как человека умеющего, хорошо делать свое дело. Альбрехт Дюрер поднял в Германии статус, престиж художника как мастера изобразительного искусства на высокий пьедестал, как и в Италии, возвысил над ремеслом до высот художе -

ственного творения. В России же в любой деревне человек преклоняется перед творцом. У нас говорят: «Написал картину, как песню спел». И пусть там рисунок слабоват, композиция сыровата, этого могут не заметить, если ощутят духовное присутствие в произведении.

Проект, который предпринял Сергей Грантович Хачатурян, это не просто большое событие, но это, можно сказать, прорыв в современную Европу, знак, что Россия страна глубоких художественных и культурных традиций. Россия начинает выдвигать деятелей, которые вкладывают средства в то, чтобы эти традиции жили, развивались, модернизировались, утверждали достоинство человека. К таким деятелям принадлежит С.Г. Хачатурян. Пока в России все с «фонарем» ищут «русскую идею», такие люди ее воплощают. Мне думается, национальная русская идея в просветительстве, в утверждении красоты души российского человека, его жизнеспособности, открытости к сотрудничеству. Создан прецедент: из сибирской земли явились в центре Европы произведения, достойно представившие русское искусство и восхитившие жителей европейских городов. Проект не только познакомил жителей Западной Европы с самобытным художественным творчеством сибирских авторов, но и подарил западным исследователям драгоценный источник познания, первозданный материал для изучения достойной грани современной мировой изобразительной культуры -российскую художественную школу. Мир искусства есть высшая реальность, человеческого бытия. Обладая творческой силой сознания, человек не просто призван быть, а призван бытийствовать, то есть принимать самое непосредственное участие в формировании для себя реальности. В этом процессе географической среде, пейзажу принадлежит ведущая роль. Красиво, образно, точно, сказали об этом русские мыслители, в частности философ В. Соловьев: «Природа есть живое воплощение небесного начала на земле ... красота растений, живых существ и самого человека есть первоисточник творчества». Именно об этом рассказала выставка произведений алтайских живописцев в Западной Европе в декабре 2007 - мае 2008 гг.

Наша творческая группа сделала для себя немало открытий во время пребывания в Германии, пройдя в пути миросозерцательную практику, сполна использовав методику сличения и сравнения, приобщившись к мудрости творчества и гармонии, общности человека и природы.

Список литературы:

1. Кувеко Е.Н. К вопросу об определении понятия «искусство» / Е.Н. Ку -веко // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: сборник статей. - Красноярск, 2004.

2. Флоренская В.В. Архетипы единства человека и природы традиционных обществ и формирование экологической культуры / В.В. Флоренская. - Екатеринбург, 2010.

3. Высоцкая Т.М. Союз художников Хакасии / Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009.

4. Флоренский П.А. Иконостас / П.А. Флоренский // Философия искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. - М., 1993.

5. Бердяев А. Философия неравенства / А. Бердяев // Философия свободы. - Харьков, 2002.

6. Степанская Т.М. Произведения алтайских художников на выставочных площадках Западной Европы (2007-2008 гг.) / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2009. - Вып. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.