МСП - курс на социальные проекты
Ляндау Юрий Владимирович
д.э.н., профессор, заведующий Базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Захарова Татьяна Ивановна
к.э.н., доцент, доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Иванов Андрей Анатольевич
к.э.н., доцент, директор Бизнес-школы маркетинга и предпринимательства, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Магомедова Гюльнара Мурадовна
к.э.н., доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Стюрина Дарья Евгеньевна
ведущий специалист факультета бизнеса «КАПИТАНЫ», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Социальное предпринимательство - актуальный тренд нашего времени. Санкции, рост социально-экономических проблем современного общества, рост безработицы в связи с уходом с российского рынка крупных иностранных компаний, увеличение количества населения страны, нуждающихся в государственной поддержке, потребности в увеличении объемов социальной инфраструктуры - все это создает условия для субъектов малого и среднего бизнеса в поиске инновационных решений возникающих социальных проблем. Государство, в свою очередь, активно работает надо созданием благоприятной среды для возникновения социально направленных проектов, которые в рамках своей территориальной расположенности и сферы воздействия решали бы социальные проблемы на местах. Развитие института социального предпринимательства является самым успешным и прогрессивным в современном мире. На сегодняшний день в Российской Федерации намечается положительная динамика роста МСП в социальной сфере. С 2020 года увеличилось число зарегистрированных МСП в сфере социального предпринимательства в 2,5 раза. Ключевые слова: МСП, социальное предпринимательство, инновации, социально-экономические проблемы, благотворительность, государственная поддержка.
Социальное предпринимательство является совершенно новым подходом к решению возникающих социальных проблем без прямого инвестирования средств в определённые фонды. В России, как и во многих развитых государствах существует достаточно социальных проблем, таких как разрушенная инфраструктура и низкий уровень жизни населения на присоединившихся территориях, увеличение потребности в бесплатных медицинских и образовательных услугах, безработица, снижение рождаемости и др. Контроль и решение всех этих проблем является тяжелой ношей для всех стран. Государства сталкиваются с необходимость поиска новых путей решения возникающих проблем, а именно создание благоприятной среды для возникновения социально направленных проектов, которые в рамках своей территориальной расположенности и сферы воздействия решали бы социальные проблемы.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»» гласит, что социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.
В соответствии с данным законом компания МСП может получить статус социального предпринимателя при соответствии выделенным критериям социальной направленности. Компания МСП должна решать одну из социальных проблем или вести деятельность по достижению общественно полезных целей. Также стоит понимать, что любой социальный проект МСП- это новые рабочие места, в том числе и для уязвимых слоёв населения.
По статистике, с 2020, увеличилось число зарегистрированных МСП в сфере социального предпринимательства в 2,5 раза. В августе 2020 года 2900 человек зарегистрировали свой предпринимательский проект как социальный, а в 2022 году уже 6300. На сегодняшний день это около 30000 вновь созданных рабочих мест. В планах развития до 2030 года увеличение рабочих мест до 6,5 млн. к сегодняшним 5,5 млн занятых в социально-ориентированных предприятиях.
В настоящее время существует большое количество подходов к трактовке понятия социальное предпринимательство и определения целей и задачей социального бизнеса. Большинство из них имеет общую концепцию, но так или иначе существуют различия, в которых ученые всего мира не сошлись полностью. Джилл Кикал, Томас Лайонс в своей работе «Социальное предпринимательство. Миссия -сделать мир лучше» описывали, социальное предпринимательство как «...применение образа мыслей, процессов, инструментов и технологий
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
см см о см
о ш т
X
<
т О X X
обычного предпринимательства для деятельности на благо общества и экологии».
Для успешности МСП в социальной сфере руководитель должен быть строгих морально - психологических качеств, уметь планировать и прогнозировать, мыслить инновационно, решать проблемы ограниченным количеством ресурсов.
По заявлению директора Фонда «Наше Будущее» Натальи Зверевой газете «Ведомости» 22 августа 2022 г.: «Реестр социальных предприятий стабильно растет, несмотря ни на какие экономические обстоятельства. Мы даже фиксируем более резкую положительную динамику, чем за примерно тот же период в прошлом году. На мой взгляд, это свидетельствует о глобальном переосмыслении бизнеса в нашей стране. Все больше людей сосредоточиваются на желании изменить мир вокруг себя и не просто заработать, а принести пользу обществу, особенно на локальном уровне» [6].
Среди наиболее востребованных сфер развития социальных проектов оказались МСП работающие с детьми, занимающиеся образовательной деятельностью, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, физкультурно-оздоровительные программы. В реестр социальных предпринимателей вошли МСП оказывающие помощь пожилым людям, предлагающие обучающие программы для пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. Актуальна и востребована деятельность МСП ведущих культурно-просветительскую работу в области культуры и искусства, развивающих народные промыслы.
Государство оказывает всестороннюю поддержку МСП социальной направленности. Так, предприятия числящиеся в реестре получают гранты в размере от 100 до 500 тысяч рублей и до 1 млн. рублей в зоне Арктики от Министерства Экономического развития РФ. Поддержка оказывается в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». С 50% до 25 % был снижен минимальный размер софинансирова-ния расходов на реализацию проекта социального предпринимательства в 2022 году. В каждом регионе действуют меры поддержки социально ориентированных МСП. Предпринимателям помогают в продвижении социального «продукта», в льготном кредитовании, предоставляют возможность для обучения и консультированию.
Социальное предпринимательство - это сила, которая способна изменить общество. Это люди, в головах которых присутствуют совершенно новые мысли и идеи, которые способны изменить и решить социальные проблемы, они всегда действуют в рамках своего видения. Для таких людей не существует слова «нет», они не проиграют и не отступятся, пока не распространят мысли и действия на весь земной шар. [3]. В обоих случаях предприниматель преподносится не как человек, основная цель которого увеличения своего капитала и развитие бизнеса, а человек, в первую очередь созидатель и новатор.
Социальное предпринимательство мы понимаем как новый подход к организационной деятельности. Социальный проект МСП обязательно должен содержать в себе экономическую устойчивость, отсутствие которой превращает субъект социального предпринимательства в некоммерческую организацию, получающую прибыль от пожертвований или дотаций, а также социальную
направленность, отсутствие такой направленности превращает проект с высокой нравственной целью в проект, смысл существования которого определяется увеличением доходности.
Из этого следует выделить основные критерии социального предпринимательства для субъектов малого и среднего бизнеса:
1) социальная направленность;
2) слаженная организация;
3) инновационность;
4) самоокупаемость;
5) экономическая устойчивость.
Таким образом, к социальной направленности относится решение социальной проблемы, разделяемой в обществе. Данное замечание отсекает спор, по поводу важности той или иной проблемы в различных обществах, часто это зависит от территориального или религиозного фактора, принятых обычаев, законодательства и т.д. К инновациям - новые концепции, идеи и проекты, которые способствуют удовлетворению любых социально-экономических потребности. Начиная здравоохранением, которое даёт большой скачок к улучшению качества жизни, заканчивая условиями труда и образования.
Стоит также отметить, что социальное предпринимательство имеет право реализоваться организациями с разной организационно-правовой формой, например, некоммерческие и коммерческие организации, государственные или муниципальные учреждения. Разберемся как устроена система социального предпринимательства и определим место мСп в социальных проектах.
Таблица 1
Сравнительная таблица организаций
Признаки
Структура организации
Получение дохода
Источники финансирова-
Некоммерче ская организация
Некоммерческая структура
Получает гранты и пожертвования, направляемые на решение социальных проблем. Низкая прибыль, либо отсутствует вообще
Существует зависимость от внешних источников в т.ч. финансирования, грантов, субси-_дий_
Коммерческая организация
Коммерческая структура
От хозяйственной деятельности, с целью максимизировать прибыль и распределить ее среди участников
Не зависят от внешних источников фи-нансирова-ния
Социальное предпринимательство
Гибридная структура
От коммерческой деятельности с помощью, которого организация добивается устойчивой самоокупаемости, а 60% чистой прибыли целенаправленно реинвестирует в соци-ально-экономи-ческую деятельность и (или) на реализацию социально полезной деятельности. Оставшиеся
40% прибыли распределяются между участниками
Не зависят от внешних источников финансирования
ния
Ориентированность на проекты
Выполняют социальный, государственный заказ, поручения не предполагающий получения прибыли
Имущественные права и обязанности учредителей
Процедура реорганизации и ликвидации
Принадлежность имущества
Определяются в зависимости от организационно-правовой формы
Происходит согласно законодательству РФ
Быстро окупаемые и сверхдоходные проекты, не учитывая их социальную полезность для общества
Определяются в зависимости от организационно-право-вой формы
Происходит Согласно законодатель-ству РФ
Баланс между коммерческой и социальной составляющей, долгосрочные проекты, создание которых существенно повышает качество жизни общества
Учредители (участники) не имеют имущественных прав в отношении созданной ими организации и не отвечают по его обязательствам.
Обязано выполнить свои обязательства перед кредиторами. Затем уполномоченный орган лишает организацию статуса «социально-ориентированного предприятия». После чего есть
возможность воспользоваться одной из форм реорганизации либо ликвидироваться как юридическое лицо
Имущество находится в собственности организации
Таким образом, любую форму социального предпринимательства можно представить схематично.
Рисунок 1 - Модель социального предпринимательства
Развитие социально-направленных предприятий в России уже имеет положительных характер для жизни граждан и государства. У социального предприятия и правительства есть одна общая черта, они должны со-
ставлять открытую отчётность для общества, в сравнении с коммерческими организациями, где отчёты формируются в основном для акционеров. Их деятельность может быть просмотрена под любым углом.
Следственно, появляется больше свободы в выборе деятельности, но и ответственность за расходование средств возрастает в разы. Акционеры не могут навязывать свои интересы, которые зачастую идут в ущерб интересам проекта или общества как такового. Существуют множество примеров предприятий, где повышение стоимости акций и увеличение дивидендов стало причиной банкротства фирмы и увольнение большинства работников [4].
Анализируя данные принципы для МСП можно утверждать, что социальное предпринимательство носит гибридный характер, где с одной стороны стоит традиционный бизнес, а с другой благотворительность. Итак, чтобы получать стабильный денежный поток для самоокупаемости и устойчивого роста необходимо быть на голову выше традиционного предпринимателя, иначе конкуренты, не обременённые идеей социальной направленности своего проекта, вытолкнут с поля влияния. Этой ступенью для резкого преимущественного роста является инновационность. Принятие нестандартных решений, использование новой комбинации ресурсов, вывод на рынок новых услуг, внедрение новых технологий и т.д. Деньги в данном случае являются не целью, а средством продвижения и масштабирования.
Общепринятыми и основополагающими признаками социального предпринимательства для малого и среднего бизнеса выступают:
1) Первенство социальной миссии над коммерцией — преобладающей уставной целью организации является решение социальной проблемы.
2) Стабильный коммерческий эффект - самоокупаемость и конкурентоспособность МСП обеспечивается продажей товаров и услуг. В качестве дополнительных финансовых вливаний допустимы гранты.
3) Инновационность - комбинация социальных и экономических ресурсов, а также инновационных технологий, без которых практически невозможно выполнение уставных целей социального предприятия (организации).
4) Кооперация - совместное сотрудничество двух или более организаций с целью продвижения социально-ориентированного товара, повышения общей конкурентоспособности, повышать имиджа, снижения затрат.
Из данных выводов исходит, что перспективной долей рынка являются большинство социальных сфер, потребность в товарах и услугах, улучшающих качество жизни граждан увеличивается с каждым днем. Традиционный бизнес не готов и не хочет вкладывать капитал в эти сферы в силу экономической нерентабельности.
В настоящее время в России существуют специальные образовательные программы, которые могут предоставить поддержку юридическую и консультационную. Социальное предпринимательство включается в учебную программу университетов. Также появляются различные курсы и краткосрочные программы обучения.
Предпосылкой для столь активного становления социального предпринимательства в России выступило обретение более ярких форм у социальных проблем. В на сегодняшний день количество социальных предпринимателей, действующих в рамках субъекта социального предпринимательства, увеличивается. Рассмотрим и проанализируем востребованные социальные сферы для МСП:
X X
о
го А
с.
X
го т
о
м о м м
CN СЧ О
cs
О Ш
m
X
1) Производство и реализация товаров (работ, услуг), предназначенных для социально уязвимых слоев населения или произведенных гражданами, отнесенными к данной категории.
2) Деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем общества.
3) Предоставление рабочих мест гражданам, отнесенных к категориям социально уязвимых.
Определим наиболее востребованных социумом товары и услуги:
- производство и реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности в быту;
- трудоустройство и решение иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- дополнительное образование;
- обеспечение инфраструктуры для удобства передвижения маломобильных граждан в городской среде. Получение доступа к объектам транспортной сети;
- осуществление деятельности для улучшения качества жизни;
-содействие пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
- социально-медицинские услуги, для поддержания и сохранение здоровья путем организации ухода, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
- отдых и оздоровление инвалидов и пенсионеров;
- социально-психологические услуг, помощь в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
- социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении.
Всё вышеперечисленное ярко отображает характеристику и область действия социального предпринимательства, а также отражают его специфику. Несмотря на это полностью охватить все сферы деятельности постоянно растущего запроса общества не получится. С каждым годом оно развивается и сталкивается с новыми проблемами.
Феномен социального предпринимательства - хороший пример выражения общественной активности. Выгода от такого сотрудничества видна не вооружённым глазом и сможет помочь предприятиям малого и среднего бизнеса осуществлять социальную деятельность с помощью государства и реализовать желание приносить пользу людям.
Литература
1. Захарова Т.И. Документационное обеспечение управления. учебное пособие Москва, 2010.
2. Дэвид Б. «Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей, Москва, «Альпина Паблишер», 2015.
3. Иванов А.А., Кулакова Е.Ю., Магомедова Г.М. Тренды и перспективы создания стартап-единорогов. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, том 19, номер 1 (121), 2022.
4. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше, Москва, «Альпина Паблишер», 2014.
5. Стюрина Д.Е. Управление деловой карьерой практикум /М. Издательский центр ЕАОИ, 2010.
6. https://www.vedomosti.rU/press_releases/2022/08/2 2/za-leto-koNchestvo-sotsialnih-predprinimatelei-viroslo-na-10-?ysclid=lab3sg2nuy836912253
SMEs - a course on social projects
Lyandau Yu.V. Zakharova T.I., Ivanov A.A., Magomedova G.M., Styrina D.E.
Plekhanov Russian University of Economics
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
Social entrepreneurship is an actual trend of our time. Sanctions, the growth of socio-economic problems of modern society, the growth of unemployment due to the withdrawal of large foreign companies from the Russian market, the increase in the number of the country's population in need of state support, the need to increase the volume of social infrastructure - all this creates conditions for subjects of small and medium-sized businesses in search of innovative solutions to emerging social problems. The state, in turn, is actively working to create a favorable environment for the emergence of socially oriented projects that, within their territorial location and sphere of influence, would solve social problems on the ground. The development of the Institute of social entrepreneurship is the most successful and progressive in the modern world. To date, the positive dynamics of the growth of SMEs in the social sphere is planned in the Russian Federation. Since 2020, the number of registered SMEs in the field of social entrepreneurship has increased by 2.5 times.
Keywords: SME, social entrepreneurship, innovation, socio-economic
problems, charity, government support. References
1. Zakharova T.I. Documentation management. textbook Moscow, 2010.
2. David B. "How to change the world. Social entrepreneurship and the power
of new ideas, Moscow, Alpina Publisher, 2015.
3. Ivanov A.A., Kulakova E.Yu., Magomedova G.M. Trends and prospects for
creating startup unicorns. Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, volume 19, number 1 (121), 2022.
4. Kikal D., Lyons T. Social entrepreneurship. Mission is to make the world a
better place, Moscow, Alpina Publisher, 2014.
5. Styurina D.E. Business career management workshop /M. Publishing
Center EAOI, 2010.
6. https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/08/22/za-leto-kolichestvo-
sotsialnih-predprinimatelei-viroslo-na-10-?ysclid=lab3sg2nuy836912253
<
m о x
X