МСФО в России: от внедрения к признанию
П.И. Шихатов
Анализируется ситуация с освоением, применением и признанием в России Международных стандартов финансовой отчетности. Приведены данные социологических обследований об отношении к МСФО представителей крупного и малого бизнеса, аудиторских фирм, специалистов по бухгалтерскому учету. Показаны причины, побуждающие бизнес и государственные структуры к переходу на международно признанные стандарты учета, а также факторы, препятствующие такому переходу или тормозящие его. Рассмотрены основные положения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» - первого официального документа в России, определяющего статус отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, на законодательном уровне.
Ключевые слова: реформа бухгалтерского учета, МСФО, применение МСФО, аудит, доверие к финансовой отчетности, консолидированная финансовая отчетность, иностранные инвестиции, публикация финансовой отчетности, признание МСФО, инвестиционная привлекательность бизнеса.
Основное направление реформирования бухгалтерского учета в России связано с повышением качества учетной информации и обеспечением свободного доступа к ней для ее потенциальных пользователей. Этот процесс идет поэтапно на протяжении ряда лет с опорой на мировой опыт, в первую очередь на Международные стандарты финансовой отчетности - общепризнанный инструмент реформирования и унификации учета. Использование принципов МСФО позволяет перевести информацию, представляемую в отчетности, на международный экономический язык.
Параллельно с общей реформой бухгалтерского учета к применению МСФО переходят отдельные российские компании, связанные с международными финансовыми рынками.
На протяжении последних 15 лет в России появилось множество учебников и пособий по МСФО, предназначенных для специалистов в области бухгалтерского учета. Соответствующие курсы включены в программу экономических вузов. В периодической печати и на интернет-форумах ведутся дискуссии о трактовке различных терминов, о «трудностях перевода», об использовании стандартов. Многие крупные компании ведут учет и готовят отчетность в соответствии с российскими ПБУ и МСФО одновременно. Таким образом, в стране уже накоплен опыт как в подготовке специалистов, так и в практическом применении МСФО.
Согласно исследованию, проведенному Минфином России в 2007 г. [3], в целевой аудитории 16% коммерческих фирм использовали МСФО. Прежде всего это финансовые компании (без них данный показатель снижается до 12%). Ведущий фактор, оказывающий влияние на использование МСФО компаниями, - сфера деятельности. Аудит финансовой отчетности в соответ-
Шихатов П.И. МСФО в России: от внедрения к признанию
81
ствии с МСФО проводят 32% аудиторских организаций, ее подготовку -31%. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что если компания занимается аудитом отчетности в соответствии с МСФО, то она осуществляет также и ее подготовку.
Мнение о преимуществах МСФО в той или иной форме разделяют 5070% целевой аудитории. Две трети коммерческих компаний, использующих эти стандарты, считают, что данная практика приносит пользу организации. Такого же мнения придерживается около 50% аудиторов, подтверждающих, что их клиенты извлекают выгоду от применения МСФО.
Оценки значимости МСФО зависят от размера бизнеса: чем крупнее компания, тем они выше. Более половины (58%) целевой аудитории считает, что применение международных стандартов повышает уровень доверия к финансовой отчетности. Не менее важными считаются:
□ повышение качества управленческой информации;
□ увеличение числа инвесторов;
□ рост возможностей для привлечения заемных средств и лучшее удовлетворение потребностей акционеров.
В данном исследовании (проведенном, как уже отмечалось, в 2007 г.) за переход к МСФО до 2010 г. выступили 35% опрошенных, после 2010 - 40%, причем 10% считали возможным переход уже в 2008 г., а 10% вообще были против него. Среди сторонников скорейшего перехода на МСФО высока доля специалистов, уже работающих со стандартами и хорошо с ними знакомых, а также специалистов крупных фирм и финансовых компаний.
Среди проблем, затрудняющих освоение международных стандартов, целевой аудиторией были выделены следующие:
□ отсутствие обязательных требований по переходу к МСФО;
□ отсутствие или недостаток учебных материалов и курсов;
□ нехватка кадров и большие затраты на переход.
Следует отметить, что 10% респондентов вообще не видят каких-либо серьезных препятствий для перехода на МСФО.
Больше других международные стандарты в настоящее время применяют следующие группы фирм:
1) крупные компании (разрыв в степени использования МСФО между самыми крупными и самыми мелкими организациями достигает почти 4 раз);
2) компании финансового сектора (доля пользователей МСФО здесь почти в 5 раз выше, чем в остальных сферах бизнеса, это самый существенный из всех анализируемых факторов);
3) фирмы, в штате которых имеются, помимо бухгалтеров, специалисты по финансам.
Де-факто применение МСФО в России - давно свершившееся событие. Вместе с тем де-юре до самого последнего времени оно не было разрешено (как и не было запрещено). Такая парадоксальная ситуация сохранялась до 27 июля 2010 г., когда был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консоли-
82
Время реформ
дированной финансовой отчетности», вступивший в силу с 10 августа 2010 г. [1]. Обращает на себя внимание введение в оборот нового понятия «консолидированная финансовая отчетность (КФО)», ранее определенного лишь для банковских групп в Положении ЦБ РФ «О консолидированной отчетности» от 30 июля 2002 г. № 191-П [2].
Закон устанавливает обязанность для определенных экономических субъектов составлять, представлять и публиковать такую отчетность. В ч. 1 ст. 1 под КФО понимается «систематизированная информация, отражающая финансовое положение и его изменения, а также результаты деятельности организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». В условиях продолжающейся интеграции России в мировую экономику основной целью введения КФО является привлечение иностранных инвестиций путем использования финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО и, следовательно, понятной зарубежным инвесторам.
Субъектами, на которых распространяется действие данного закона, в соответствии с ч. 1 ст. 2, являются «кредитные, страховые, другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг». Отдельно следует упомянуть, что «особенности порядка составления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности, устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Порядок составления, представления и публикации КФО указан в ч. 1, 3 ст. 3: «КФО составляется в соответствии с МСФО... На территории РФ применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ».
Консолидированная финансовая отчетность организации по Федеральному закону № 208-ФЗ составляется наряду с ее бухгалтерской отчетностью, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, и представляется:
□ участникам (акционерам) организации в порядке, определяемом ее учредительными документами;
□ уполномоченному органу исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ (за исключением кредитных организаций);
□ кредитными организациями - в ЦБ РФ в порядке, определенном ЦБ РФ.
Основные требования к составлению и представлению КФО:
□ ведение отчетности на русском языке;
□ обязательный аудит годовой КФО и представление вместе с КФО аудиторского заключения на нее;
Шихатов П.И. МСФО в России: от внедрения к признанию
83
□ представление годовой КФО участникам организации до проведения общего собрания, но не позднее 120 дней после окончания года, за который она составлена.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 208-ФЗ надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности осуществляют:
□ за соблюдением сроков представления и публикации КФО всеми организациями, кроме кредитных - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ;
□ за представлением и публикацией КФО кредитными организациями -ЦБ РФ.
Годовая консолидированная отчетность подлежит обязательной публикации не позднее 30 дней со дня ее представления получателям. Под публикацией в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 208-ФЗ понимается «размещение в информационных системах общего пользования и (или) опубликование в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в КФО лиц, и (или) проведение иных действий, обеспечивающих доступность КФО для заинтересованных в ней лиц».
Начало применения МСФО для целей составления, представления и публикации КФО обозначено в ч. 1 ст. 8 следующим образом: «Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации...» Это очень важный момент, так как в настоящее время ни один из стандартов МСФО пока не признан для применения на территории России. Принятие Федерального закона № 208-ФЗ можно рассматривать как стратегический шаг, дающий время для организационных действий экономических субъектов, которые в ближайшем будущем будут применять эти стандарты.
В ч. 2 ст. 8 содержится оговорка, которая откладывает применение МСФО для ряда компаний на еще более отдаленный срок: «Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют КФО по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать КФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.».
Следующим логическим шагом стало утверждение Правительством РФ в феврале 2011 г. Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации [4]. При-
84
Время реформ
знание МСФО и последующее их более широкое применение, безусловно, увеличат инвестиционную привлекательность отечественных компаний.
Рассмотренный Федеральный закон, как и вообще практика применения МСФО в России, касается в первую очередь крупных компаний. Но, как показывает международный опыт совершенствования бухгалтерского учета, этот процесс не может ограничиваться только крупными фирмами. Очевидно, здесь нужен дифференцированный подход. Было бы логичным ввести необходимые новшества в стандарты бухгалтерского учета для малых и средних предприятий, для большинства из которых переход на МСФО по многим причинам нецелесообразен. Возможно, имеет смысл принять в ближайшем будущем ряд отдельных стандартов (положений) для таких предприятий, что даст дополнительный стимул развитию этой важной сферы экономики.
Литература
1. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ.
2. О консолидированной отчетности: Положение ЦБ РФ от 30 июля 2002 г. № 191-П (ред. от 9 июля 2007 г.).
3. Материалы Минфина России о мониторинге хода реформы бухгалтерского учета в 2003-2007 гг. URL: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/ monitoring/
4. Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107.