Научная статья на тему 'Международные стандарты финансовой отчетности в России'

Международные стандарты финансовой отчетности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / СТАНДАРТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихатов П. И.

В статье рассмотрены проблемы внедрения в России международных стандартов финансовой отчетности, реформирования бухгалтерского учета, повышение качества получаемой информации и обеспечения свободного доступа к ней потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты финансовой отчетности в России»

УДК 339.7

международные стандарты

финансовой отчетности в россии

П. И. ШИХАТОВ,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

E-mail:pulivan@yandex. ru Международный институт экономики и права, г. Москва

В статье рассмотрены проблемы внедрения в России международных стандартов финансовой отчетности, реформирования бухгалтерского учета, повышения качества получаемой информации и обеспечения свободного доступа к ней потребителей.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, отчетность, реформирование, международный опыт, стандарты, экономическая интеграция, финансы.

Основное направление реформирования бухгалтерского учета в России состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении свободного доступа к ней потребителей информации. На протяжении многих лет идет поэтапное реформирование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности с использованием международного опыта, общепризнанного инструмента реформирования бухгалтерского учета — международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Использование принципов МСФО позволяет перевести информацию, представленную в отчетности, на общедоступный международный экономический язык.

На протяжении ряда лет существуют разнообразные учебные программы и заведения, обучающие специалистов в области бухгалтерского учета и отчетности применению МСФО. Изучение МСФО включено в программу экономических вузов. Большое количество крупных предприятий ведет учет и отчетность в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и МСФО одновременно. Накоплен

опыт в подготовке специалистов и в применении МСФО в России. Ведутся многочисленные дискуссии о трактовке терминов, о трудностях перевода.

Де-факто применение МСФО в России давно свершившееся событие. Однако де-юре до последнего времени применение МСФО на территории России было как не разрешено, так и не запрещено. Ситуация парадоксальная, но это факт. Событийный шаг в законодательстве, открывающий новый путь МСФО, был сделан с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ), вступившего в силу с 10.08.2010.

При рассмотрении Федерального закона № 208-ФЗ привлекает внимание введение в оборот понятия «консолидированная финансовая отчетность», ранее определенного лишь для банковских групп в Положении о консолидированной отчетности Банка России от 30.07.2002 № 191-П.

Закон устанавливает обязанность определенных субъектов составлять, представлять, публиковать консолидированную финансовую отчетность (КФО). В части 1 ст. 1 Федерального закона № 208-ФЗ под КФО понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение и его изменения, а также результаты деятельности организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО.

В условиях продолжающейся экономической интеграции основной задачей введения КФО является привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику путем использования финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, понятной инвесторам.

Субъекты, на которых распространяется действие ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ, являются кредитные, страховые, другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Отдельно следует упомянуть, что особенности порядка составления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством РФ.

Порядок составления, представления и публикации КФО указан в ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 208-ФЗ. Согласно этому порядку КФО составляется в соответствии с МСФО. На территории Российской Федерации применяются МСФО и разъяснения МСФО, принимаемые Фондом комитета по международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России (ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 208-ФЗ).

Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ч. 1, 3—5 ст. 4 Федерального закона № 208-ФЗ КФО предоставляется следующим лицам:

— участникам (акционерам) организации в порядке, определяемом учредительными документами организации;

— уполномоченному органу исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ (за исключением кредитных организаций);

— кредитными организациями — в Банк России в порядке, определенном Банком России.

Основными требованиями к составлению и представлению КФО являются:

— ведение отчетности на русском языке (ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 208-ФЗ);

— проведение обязательного аудита годовой КФО и представление вместе с КФО аудиторско-

го заключения на нее (ст. 5 Федерального закона № 208-ФЗ);

— предоставление годовой КФО участникам организации до проведения общего собрания, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность (ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 208-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 208-ФЗ осуществляется надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности:

— надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ;

— надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями осуществляет Банк России.

Годовая отчетность подлежит обязательной публикации не позднее 30 дней со дня ее представления получателям. Под публикацией в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 208-ФЗ понимается размещение в информационных системах общего пользования и (или) опубликование в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в КФО лиц, и (или) проведение иных действий, обеспечивающих доступность КФО для заинтересованных в ней лиц.

Начало применения МСФО для целей составления, представления и публикации КФО обозначено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 208-ФЗ. Организации составляют, представляют и публикуют КФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации. Очень существенный момент, поскольку прежде МСФО не были признаны для применения на территории России. Принятие закона о КФО до признания МСФО на территории России — стратегический шаг, дающий время для организационных действий соответствующих субъектов.

Часть 2 ст. 8 Федерального закона № 208-ФЗ устанавливает исключение из этого правила: организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных

бумаг, которые составляют КФО по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать КФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.

Федеральный закон № 208-ФЗ знаменует собой новый этап в реформировании отечественной системы бухгалтерского учета. Следующим эпохальным этапом будет принятие закона о признании МСФО в России, который ликвидирует правовую пустоту между фактическим его применением и признанием.

Отметим, что Федеральный закон № 208-ФЗ касается крупных предприятий. По мнению автора, применение международного опыта в области

бухгалтерского учета не должно ограничиваться только крупными предприятиями. Логично было бы использовать международный опыт в области бухгалтерского учета по отношению к малым и средним предприятиям. Необходим дифференцированный подход к разным субъектам. Возможно, в ближайшем будущем в России произойдет принятие стандартов (положений) для предприятий малого и среднего бизнеса, и тем самым будет реализовано понятие рациональности информации.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

3. Положение о консолидированной отчетности: Банк России от 30.07.2002 № 191-П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.