Научная статья на тему 'Внедрение, применение и признание Международных стандартов финансовой отчетности в России'

Внедрение, применение и признание Международных стандартов финансовой отчетности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / МСФО / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / IFRS / CONSOLIDATED FINANCIAL STATEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихатов Павел Иванович

Рассмотрена практика применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Отмечены роль и значение акта. Подчеркнуто, что этот закон ознаменовал собой новый этап в реформировании отечественной системы бухгалтерского учета в связи с признанием МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation, application and acceptance of International Financial Reporting Standards in Russia

The article considered the practice of the Federal Law "On the consolidated financial statements". He noted the role and importance of it. It is emphasized that the Act marked a new stage in the reform of the national system of accounting in connection with the recognition of IFRS and IFRS Explanations for use in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Внедрение, применение и признание Международных стандартов финансовой отчетности в России»

Внедрение, применение и признание Международных стандартов

финансовой отчетности в России

П.И. Шихатов

Рассмотрена практика применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Отмечены роль и значение акта. Подчеркнуто, что этот закон ознаменовал собой новый этап в реформировании отечественной системы бухгалтерского учета в связи с признанием МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: Международные стандарты финансовой отчетности, МСФО, консолидированная финансовая отчетность.

16 декабря 2011 г. в Женеве был подписан протокол о вступлении России в ВТО. Его подписанием завершились долгие переговоры, которые с переменным успехом тянулись с 1993 г.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением [8]. Считается, что участие в ВТО даст стране ряд определенных преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Этот многогранный и спорный вопрос давно широко обсуждается многими специалистами в различных изданиях [8, 9, 10].

Грядут изменения импортных пошлин и квот на ряд товаров, льготы для автоконцернов, увеличение объема внешнеторговых операций, отказ российских производителей от названия «шампанское» и «коньяк» и наплыв недорогих конкурентоспособных товаров. Несомненно, что дальнейшее расширение международных экономических связей и интеграция России в мировую экономику потребуют качественно новой бухгалтерской информации, с чем связаны продолжающиеся реформы бухгалтерского учета в России. Основное направление реформирования бухгалтерского учета в России состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении свободного доступа к ней потребителей информации.

На протяжении многих лет идет поэтапное реформирование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности с использованием международного опыта, общепризнанного инструмента реформирования и унификации бухгалтерского учета - Международных стандартов финансовой отчетности. Использование принципов МСФО позволяет перевести информацию, представленную в отчетности, на общедоступный международный экономический язык.

Одновременно с процессами реформирования отечественного бухгалтерского учета в России происходит внедрение МСФО, продиктованное реалиями современного рынка.

На протяжении ряда лет существуют разнообразные учебные программы и заведения, обучающие специалистов в области бухгалтерского учета и отчетности применению МСФО, изучение МСФО включено в программу экономических вузов. В периодической печати и на интернет-форумах ведутся многочисленные дискуссии о трактовке терминов, «трудностях перевода», применении стандартов. Большое количество крупных компаний ведут учет и отчетность в соответствии с РСБУ и МСФО одновременно. Накоплен опыт как в подготовке специалистов, так и в применении МСФО в России.

Согласно исследованию, проведенному в 2007 г. Министерством финансов РФ [7], 16% целевой аудитории коммерческих компаний используют МСФО. В общем количестве организаций, использующих МСФО, основой вклад вносят финансовые компании, тогда как на остальные организации приходится лишь 12%. Ведущий фактор, оказывающий влияние на использование компаниями МСФО, - сфера деятельности. Аудит финансовой отчетности проводят в соответствии с МСФО 32% аудиторских организаций, а подготовка финансовой отчетности с использованием МСФО - 31%. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что компании, проводящие аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО, также подготавливают и составляют отчетность в соответствии с МСФО. Аудитом отчетности и ее подготовкой в соответствии с МСФО занимаются 22% компаний.

С преимуществами использования МСФО в той или иной форме согласны от половины до двух третьих целевой аудитории. 67% коммерческих компаний, использующих МСФО, считают, что данная практика приносит пользу организации. Такого же мнения придерживается около 50% аудиторов, подтверждающих пользу, извлекаемую их клиентами от использования МСФО.

Основой для оценки пользы использования МСФО является в первую очередь размер бизнеса. Чем крупнее компания, тем выше ценность использования МСФО. Более половины (58%) целевой аудитории считает, что использование МСФО повышает уровень доверия к финансовой отчетности. Помимо этого положительного эффекта важными также являются:

• повышение качества управленческой информации;

• увеличение количества инвесторов;

• повышение возможностей для привлечения заемных средств и повышение степени удовлетворенности потребностей акционеров.

В указанном выше исследовании также была отмечена тенденция к постепенному переходу к МСФО после 2010 г. Преобладание данного варианта невелико, так как за переход до 2010 г. выступали 35%, а после 2010 г. - 40%. Особо отмечалось, что 10% от их числа выступали против перехода на МСФО и 10% считали возможным переход уже в 2008 г. Среди сторонников скорого перехода на МСФО высока доля специалистов, уже работающих со стандартами и хорошо с ними знакомых, а также специалистов крупных компаний, компаний финансовой сферы.

Целевой аудиторией выделялись следующие проблемы, затруднявшие переход на МСФО:

• отсутствие обязательных требований по переходу;

• отсутствие или недостаток учебных материалов и курсов;

• нехватка людей и высокая стоимость перехода.

Следует отметить, что 10% респондентов не отмечали никаких препятствий для перехода на МСФО. Использование МСФО до настоящего времени наиболее характерно для следующих категорий компаний:

• крупных компаний. Разрыв в использовании МСФО между самыми мелкими и самыми крупными организациями достигает почти четырех раз;

• компаний, работающих в финансовой сфере. Доля пользователей МСФО в этой сфере почти в пять раз выше, чем во всех остальных сферах. Влияние данного параметра на использование МСФО наибольшее из анализируемых факторов;

• компаний, в штате которых имеются различные специалисты по финансам, помимо бухгалтеров.

Рассматривая указанное выше исследование, становится ясным, что де-факто применение МСФО в России - давно свершившееся событие. Однако де-юре до последнего времени применение МСФО на территории России как не разрешено, так и не запрещено. Ситуация была парадоксальная, но это факт.

Событийный шаг вперед в законодательстве, открывающий новый путь, был сделан 27 июля 2010 г. с принятием Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», вступившего в силу с 10.08.2010 г. [1]. При рассмотрении этого закона обращает на себя внимание введение в оборот понятия «консолидированная финансовая отчетность» - понятия, ранее определенного лишь для банковских групп в Положении о консолидированной отчетности ЦБ РФ от 30.07.2002 г. № 191-П [3].

Закон устанавливает обязанность определенных субъектов составлять, представлять, публиковать консолидированную финансовую отчетность (КФО). В ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 208-ФЗ под КФО пони-

мается «систематизированная информация, отражающая финансовое положение и его изменения, а также результаты деятельности организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».

В условиях продолжающейся экономической интеграции основной задачей введения КФО является привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику путем использования финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, понятной инвесторам.

Субъектами, на которые распространяется действие Закона № 208-ФЗ, в соответствии с ч. 1 ст. 2, являются «кредитные, страховые, другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».

Отдельно следует упомянуть, что «особенности порядка составления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Порядок составления, представления и публикации КФО указан в ч. 1 ст. 3 Закона № 208-ФЗ, получатели отчетности перечислены в ч. 1, 3-5 ст. 4. В соответствии со ст. 6 осуществляется надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности.

Годовая отчетность подлежит обязательной публикации не позднее 30 дней со дня ее представления получателям. Под публикацией в соответствии с ч. 2 ст. 7 понимается «размещение в информационных системах общего пользования и (или) опубликование в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в КФО лиц, и (или) проведение иных действий, обеспечивающих доступность КФО для заинтересованных в ней лиц».

Начало применения МСФО для целей составления, представления и публикации КФО обозначено в ч. 1 ст. 8 рассматриваемого закона: «организации составляют, представляют и публикуют КФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ».

Это очень существенный момент, так как до 2012 г. МСФО не были признаны для применения на территории РФ. Принятие закона о КФО в 2010 г., до признания МСФО на территории России, было стратегическим шагом, давшим время для организационных действий соответствующих субъектов, которые в ближайшем будущем будут применять КФО.

Часть 2 ст. 8 устанавливает исключение из этого правила: «организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и кото-

рые составляют КФО по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать КФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.».

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» ознаменовал собой новый этап в реформировании отечественной системы бухгалтерского учета.

Следующим значимым этапом стало принятие 25 февраля 2011 г. Правительством РФ постановления № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» [2].

Указанное постановление ликвидировало правовую пустоту между фактическим применением и признанием МСФО в России. Признание МСФО и последующее их более широкое применение увеличат инвестиционную привлекательность отечественных компаний.

25 ноября 2011 г. Приказом Минфина России № 160н [4] введены в действие для применения на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности. В связи с этим консолидированная финансовая отчетность российских организаций за 2012 г. подлежит составлению непосредственно по МСФО. Российские правила составления такой отчетности будут отменены.

Введение в действие МСФО обеспечивает реализацию Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» [1]. Оно стало возможно благодаря работе, проделанной Минфином России совместно с ЦБ РФ, ФСФР, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также профессиональным и деловым сообществом.

Признание МСФО для применения в России осуществлено в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации в феврале 2011 г. [2]. При признании в МСФО, изданные Фондом МСФО, не вносились никакие изменения или дополнения. Всего в перечне признанных фигурируют 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.

В числе признанных МСФО такие ключевые стандарты, как: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Также, в частности, признаны следующие Разъяснения МСФО: Разъяснение ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»; Разъяснение ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости».

Рассмотренные нововведения, так же как и практика применения МСФО в России, в первую очередь касаются крупных предприятий. Однако следует отдельно отметить, что применение международного опыта в области совершенствования бухгалтерского учета не должно ограничиваться только применительно к крупным предприятиям. Логичным было бы использование международного опыта в области бухгалтерского учета для малых и средних предприятий. Необходим дифференцированный подход к компаниям в зависимости от размеров бизнеса [5, 6]. Абсолютно логичными были бы нововведения в области стандартов бухгалтерского учета для малых и средних предприятий, для которых, как правило, применение МСФО в полном объеме по многим причинам нецелесообразно и невыгодно.

Возможно, в ближайшем будущем в России произойдет принятие отдельных стандартов (положений) для предприятий малого и среднего бизнеса и тем самым будет реализовано требование рациональности информации и появится дополнительный стимул развития малого бизнеса.

Бухгалтерский учет - практический инструмент экономиста, дающий объективную информацию для принятия управленческих решений. Резюмируя вышесказанное, стоит думать о том, что многолетние процессы реформирования бухгалтерского учета в России, направленные на повышение качества и доступности бухгалтерской информации, в ближайшем будущем будут способствовать росту экономики России.

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (принят ГД ФС РФ 07.07.2010 г.) // Российская газета, федеральный выпуск № 5247.

2. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 «Об утверждении Положения о признании МСФО и разъяснений для применения на территории Российской Федерации» // Российская газета, федеральный выпуск № 5427.

3. «Положение о консолидированной отчетности» (утв. ЦБ РФ 30.07.2002 г. № 191-П) / Ред. от 03.12.2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2002 г. № 3857 // Вестник Банка России. - № 58.

4. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ» // Российская газета, федеральный выпуск № 5859.

5. Шихатов П.И. Международные стандарты финансовой отчетности в России // Международный финансовый учет. - 2011- № 6 . - Февраль. -С. 13.

6. Шихатов П.И. МСФО в России: от внедрения к признанию // Вестник МИЭП. - 2011. - № 2. - С. 80-84.

7. Министерство финансов РФ, мониторинг хода реформы бухгалтерского учета // http://www1.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/monito-

г^/

8. ВТО в России // http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp

9. Плюсы и минусы вступления России в ВТО // http://www.ruseconomy.ru/nomer2_200104/ec02.html

10. Плюсы и минусы ВТО для России // http://izvestia.ru/news/505896

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.