№ 10 (145) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Переход на МСФО в России: особенности оценки активов и обязательств
Р.В. Чибисов
генеральный директор Swiss Appraisal, Russia & CIS, MBA (г. Москва)
Роман Викторович Чибисов, [email protected]
Датой принятия международных стандартов финансовой отчетности (далее -МСФО) в России можно считать 25 ноября 2011 года, когда был подписан и опубликован приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». Согласно этому приказу и Федеральному закону от 27 октября 2010 года № 208 «О консолидированной финансовой отчетности» годовую финансовую отчетность по МСФО обязаны предоставлять все кредитные и страховые организации, а также публичные компании, ценные бумаги которых участвуют в торгах, а отчетность за 2012 год должна быть предоставлена не позднее 30 апреля 2013 года и опубликована не позднее 31 мая 2013 года. Изменение финансовой политики компаний предполагает решение множества задач, влияющих на результаты отчетности, среди которых важное значение имеют проведение качественной справедливой оценки активов и обязательств и их постановка на баланс в соответствии с МСФО.
За последние полтора десятка лет мировая система регулирования бухгалтерского учета претерпевала серьезные изменения. Россия - не первая страна, переходящая с национальных стандартов на международные. Так, например, в 2005 году на МСФО перешел Европейский союз (далее - ЕС), в 2006 году - Китай, в 2008 году -Япония (в ряде небольших стран ЕС - Латвия, Мальта и другие - МСФО являются и
6 Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
национальными стандартами). С 2012 года отчетность по МСФО начинают вводить в России, а с 2013 года - в Тайване и Казахстане. Российские компании могут смело пользоваться опытом перехода на МСФО зарубежных стран, а именно учитывать особенности применения стандартов, подходов к взаимодействию между заказчиками, оценщиками и аудиторами, а также особенности оценки справедливой стоимости активов и обязательств по Международным стандартам оценки (МСО) [3].
Обращаясь к опыту перехода на МСФО в Европе, необходимо отметить, что период формирования стандартов, их интерпретации для европейского рынка, согласования финансовыми институтами был довольно длительным и не всегда простым. Так, в 2000 году Европейская комиссия выступила с инициативой, одобренной в том же году Европарламентом, о переходе к 2005 году всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на биржах, к составлению и представлению консолидированной (сводной) отчетности по МСФО. В мае 2002 года Европейский совет по экономическим и финансовым делам и Комитет по регулированию финансовой отчетности обсуждали рекомендации по переходу на МСФО, выпущенные Европейской консультативной группой по финансовой отчетности (далее -ЕКГФО), и, наконец, к ноябрю 2005 года приняли МСФО. Это означало, что по крайней мере 7 000 крупнейших европейских компаний стали применять МСФО. Кроме того, в 1999 году Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Security Commission, IOSCO)
-9789, [email protected]
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
рекомендовала МСФО для применения в целях листинга на биржах, что также способствовало существенному укреплению авторитета Комитета по международным стандартам финансовой отчетности и появлению новых приоритетов в его деятельности.
Переход европейских компаний на международные стандарты финансовой отчетности не обошелся без сложностей. В Европе достаточно серьезное затруднение вызвало принятие МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» и МСФО 39 «Финансовые инструменты. Порядок учета и оценки финансовых инструментов», которые потенциально могли оказать негативное влияние на Европу. На согласование двух стандартов потребовались около двух лет, и в 2004 году, после заявления HSBC о намерении принять стандарты МСФО 39 в полном объеме, ЕКГФО выпустила финальные рекомендации.
В Китае выбрали другую схему перехода на МСФО. Принимая эти стандарты, органы финансового регулирования КНР не внедряли большое количество рекомендаций с жесткими требованиями применения стандартов, а опубликовали лишь несколько интерпретационных документов, что позволяет финансистам более «творчески» подходить к составлению финансовой отчетности. А это, в свою очередь, приводит к тому, что МСФО незначительно отличаются от китайских национальных стандартов. Кроме того, КНР - едва ли не единственная страна, министерство финансов которой организовало обучение сотрудников финансовых департаментов компаний работе по МСФО.
В Тайване компании первого эшелона, к которым относятся листинговые компании и финансовые учреждения, подконтрольные Комиссии по финансовому надзору этой страны, за исключением кредитных кооперативов, компаний - эмитентов кредитных карт и страховых посредников, обязаны составлять отчетность по МСФО
с 1 января 2013 года. Компании второго эшелона (частные публичные компании, кредитные кооперативы и компании - эмитенты кредитных карт) обязаны предоставлять отчетность по МСФО с 1 января 2019 года, хотя допуск к применению МСФО уже есть с 2013 года. Для реализации перехода на МСФО компании должны подготовить и представить планы перехода на МСФО и план результата такого перехода. Также создается специализированный внутренний регулирующий орган для подготовки к переходу на МСФО.
В условиях современной глобализации переход на Международные стандарты финансовой отчетности видится неизбежным. Очевидно, что в таких условиях применение общих стандартов во всем мире будет иметь следующие положительные последствия:
• более эффективная разработка национальных стандартов бухгалтерского учета, повышение международной конкурентоспособности местных рынков капитала;
• улучшение сопоставимости финансовой отчетности локальных и международных компаний;
• отсутствию необходимости повторного заявления финансовой отчетности при выпуске локальными компаниями ценных бумаг за рубежом;
• использование унифицированной финансовой отчетности локальными компаниями с зарубежными инвестициями. Это должно сократить дополнительные затраты на пересчет и повторное заявление, что приведет к повышению корпоративной эффективности.
В России также разработан поэтапный план перехода на МСФО, принятый регуляторами финансовых рынков, в частности Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой по финансовым рынкам, Центральным банком Российской Федерации и экспертным органом по МСФО. Этапы перехода на МСФО
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 10 (145) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
включали перевод стандартов МСФО, разъяснений к ним, определение возможности применения международных стандартов к российским компаниям, работу с возражениями по стандартам и в итоге их принятие и опубликование, что и было сделано в 2011 году.
Переход на МСФО в России, как и за рубежом, не всегда предполагает полный отказ от ведения отчетности по Российскими стандартами бухгалтерского учета (далее -РСБУ) или по национальным стандартам той или иной страны. Существуют два способа получения отчетности по МСФО:
• параллельный учет - ведение двух баз данных финансовой отчетности: по российским стандартам и МСФО;
• трансформация отчетности. Это периодический процесс подготовки отчетности по МСФО на заданную дату посредством реклассификации статей отчетности РСБУ и внесения корректировок в эти статьи. Как правило, трансформация представляет собой свод таблиц, наглядно показывающих переход от российских балансовых статей и статей отчета о финансовых результатах к соответствующим показателям по МСФО или другим стандартам.
Чтобы вести отчетность по международным стандартам, компаниям зачастую необходимо прибегать к помощи финансовых консультантов - аудиторов, оценщиков, налоговых экспертов и т. п. Привлекая профессиональных оценщиков при переходе на МСФО, заказчик решает основную задачу -оценка основных средств (ОС) при первом применении МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности». Регулируется такая оценка МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (в этом документе стандартизируются вопросы оценки активов и обязательств).
Главная особенность МСФО (IFRS) 13 -обновленная трактовка понятия «справедливая стоимость». До принятия МСФО
8 Подписка в любое время по минимальной цене (495) 3
(IFRS) 13 определение справедливой стоимости было следующим: «сумма, за которую можно приобрести актив или погасить обязательство в результате сделки между хорошо осведомленными, не зависящими друг от друга сторонами, желающими совершить такую сделку». После принятия МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - это «сумма, которая была бы получена от продажи актива или уплачена при передаче обязательства при обычной сделке между участниками рынка на дату оценки».
Нюансы определения справедливой стоимости состоят в следующем:
• изменение понятия стоимости: «сумма, которая была бы получена от продажи актива или уплачена при передаче обязательства» в сравнении «с суммой, за которую можно приобрести актив или погасить обязательство»;
• изменение условия для обязательства: «передача» в сравнении с «погашением»;
• изменение определения участника рынка: «при обычной сделке между участниками рынка» в сравнении с «в результате сделки между хорошо осведомленными, не зависящими друг от друга сторонами»;
• введение даты оценки.
Существуют некоторые особенности
оценки справедливой стоимости, которые отличаются от определения рыночной стоимости в федеральных стандартах оценки или отсутствуют в них, в частности:
• оценка справедливой стоимости предполагает, что операция по продаже актива или передаче обязательства осуществляется на основном рынке для этого актива или обязательства или, в случае отсутствия основного рынка, на наиболее благоприятном рынке. Основной рынок - это рынок с наибольшим объемом или наивысшим уровнем активности торговли активом или обязательством, на который может выйти компания;
-9789, [email protected]
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
• справедливая стоимость для нефинансовых активов всегда определяется на основе наилучшего использования актива по определению участника рынка;
• справедливая стоимость определяется с использованием допущений и характеристик актива или обязательства, которые использовались бы участниками рынка. Оценка справедливой стоимости основывается на рыночных данных, а не на данных конкретной компании;
• справедливая стоимость обязательства отражает риск неисполнения обязательства, то есть собственный кредитный риск.
Руководство, представленное в стандарте МСФО (IFRS) 13, включает расширенные требования к раскрытию информации, что может значительно увеличить объем работы для компаний, готовящих отчетность.
МСФО (IFRS) 13 устанавливает иерархию справедливой стоимости, которая распределяет по трем уровням исходные данные для методов оценки, используемых для оценки справедливой стоимости. Иерархия справедливой стоимости отдает наивысший приоритет котируемым ценам (без поправок) на активных рынках для идентичных активов или обязательств (исходные данные 1-го уровня) и низший приоритет ненаблюдаемым исходным данным (исходные данные 3-го уровня) (см. [4]).
Информация, подлежащая раскрытию:
• информация об уровне иерархии, к которой относится измерение справедливой стоимости;
• перемещения между 1-м и 2-м уровнями оценки;
• методы и исходные данные для оценки справедливой стоимости и изменения методик оценки;
• дополнительная информация для оценок 3-го уровня, в которую включены сверка остатков на начало и конец периода, количественная информация о ненаблюдаемых исходных данных и
допущениях, используемых при описании существующего процесса оценки и чувствительности оценок 3-го уровня, повторяющихся регулярно.
Как уже было сказано, обращение к финансовым консультантам практически неизбежно. Когда дело касается оценки для целей МСФО, то чаще всего независимые оценщики ведут переговоры не только непосредственно с заказчиками, но и с их аудиторами. Процесс взаимодействия заказчика, оценщика и аудитора включает 5 этапов:
1) выбор оценщика одним из двух способов:
• конкурс или запрос коммерческого предложения с последующим выбором лучшей компании;
• рекомендация заказчикам партнеров-аудиторов с уже имеющимся положительным опытом работы;
2) анализ объема работы, включающий количество и вид оцениваемых активов и обязательств, выбор методологии и согласование подходов к оценке с заказчиком и его аудитором;
3) проведение оценки;
4) согласование предварительных результаты оценки, включающее обсуждение основных выводов и предварительных результатов с заказчиком и его аудитором;
5) подготовка отчета об оценке, соответствующего международным и федеральным стандартам оценки. При необходимости презентация результатов оценки перед заказчиком и его аудитором.
В результате оценки основных средств при переходе на МСФО компании получают справедливую стоимость своих активов и обязательств, постановка на баланс которых осуществляется уже на основе международных принципов бухгалтерского учета. Это способствует успешной интеграции российских компаний в мировую экономику, а прозрачность корпоративной отчетности приводит к надлежащему раскрытию информации перед акционерами и большей инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]
№ 10 (145) 2013
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
В заключение необходимо отметить, что привлечение независимого оценщика не всегда является обязательным этапом перехода компаний на МСФО, но всегда целесообразно с точки зрения снижения трудозатрат как бухгалтеров, так и аудиторов. Оценка основных средств при переходе на МСФО независимым оценщиком наиболее эффективно отражает стоимость активов и обязательств, что является необходимым для ведения объективно отражающей финансовое состояние и стоимость основных средств отчетности.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности
и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 160н. URL: http:// www.minfin.ru/common/img/uploaded/ library/2012/08/106n_ot_18.07.12.PDF
2. О консолидированной финансовой отчетности : Федеральный закон от 27 октября 2010 года № 208. URL: http://www. rg.ru/2010/07/30/finotchet-dok.html
3. Международные стандарты оценки 2007/ пер. И. Артеменкова, А. Артеменкова, Г. Микерина, Н. Павлова. М. : Российское общество оценщиков, 2007.
4. Валеев А. Пособие по МСФО для специалистов в области бухгалтерского учета и отчетности. URL: www.bankir.ru/technology/ vestnik/uchebnye-posobiya-po-msfo
I АДВОКАТСКОЕ БЮРО
ЕГОРОВ ПУГИНСКИЙ АФАНАСЬЕВ И ПАРТНЕРЫ
Налоговая практика Бюро, основываясь на международных стандартах работы и глубоком понимании стратегических целей бизнеса каждого клиента, оказывает высококачественные услуги в области налогового планирования и управления налоговыми рисками и представляет интересы клиентов в ходе налоговых споров в России, Украине и Белоруссии.
Наши юристы специализируются на решении вопросов международного налогообложения, предлагают практичные решения в сфере организации холдинговых, финансовых и торговых структур благодаря налаженным связям с ведущими юридическими фирмами Нидерландов, Великобритании, Германии, США и других юрисдикций.
Мы строим долгосрочные партнерские отношения с каждым клиентом.
Россия, 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 40/5, офис 320 Тел.: +7-(495)-935-80-10, факс: +7-(495)-935-80-11, www.epam.ru
БЮРО ОКАЗЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ТАКЖЕ В СЛЕДУЮЩИХ СФЕРАХ:
• антимонопольное право
• банковское и финансовое право, рынки капитала
• банкротство
• интеллектуальная собственность
• корпоративное право и M&A
• международные споры и арбитраж
• морское, транспортное право
• недвижимость и строительство
• проектное финансирование и ГЧП
• семейное право
• судебно-арбитражная практика
• трудовое право
• уголовно-правовая практика
• управление государственным имуществом и приватизация
• экологическое право и техническое регулирование
• энергетика
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]