4 Курочкин В.Н. Предисловие научного редактора // Финансовое состояние предприятий //Материалы тематической студенческой конференции. -Зерноград: ФГБОУ АЧГАА, 2013.
5 Экономический анализ: основы теории. Комплексный экономический анализ деятельности организации.: учебник / Под ред. проф. Н.В. Войтоловского, А.АП. Калининой, проф. И.И. Мазуровой. - М.: Высшее образование, 2007. - С. 64-69.
6 Филимонова Е. В., Курочкин В. Н. Совершенствование методики анализа и оценки финансового положения коммерческой организации. Интернет ресурс www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.
7 Жиляскова Н. П., Старченко И.В., Чекарь В.Н. Совершенствование формирования и использования прибыли коммерческой организации на базе финансового анализа состояния / Н.П. Жиляскова, И.В. Старченко, В.Н. Чекарь. - Экономика и социум, 2015, № 2(16) www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.
8 Волохов Н.Н., Курочкин В.Н., Мохирев Е.В. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации / Н.Н. Волохов, В.Н. Курочкин, Е.В. Мохирев. - Экономика и социум, №3(16), 2015. www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.
Кутузова А. С. бакалавр 4го курса ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ» Россия, г. Орел
МСФО В РОССИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация: В статье анализируется ситуация применения и признания в России международных стандартов финансовой отчетности. Рассмотрены причины, побуждающие российские организации к переходу на международные стандарты учета и финансовой отчетности.
Ключевые слова: отчетность, международные стандарты финансовой отчетности, переход на МСФО.
Россия прошла период «дикого» становления экономических отношений. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность претерпели значительные изменения с момента прекращения существования СССР. Необходимость поиска финансирования для становления и развития компаний заставили руководителей заниматься поиском стабильных и прозрачных систем финансового учета.
Еще в 1999 г. Международная организация комиссий по финансовым рынкам рекомендовала всем ее членам, среди которых были: Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комиссии по ценным бумагам Евросоюза, использовать МСФО как стандарт отчетности, применяемой при размещении и поддержании ценных
бумаг на финансовых рынках. Благодаря этой рекомендации МСФО стал финансовым языком на всех биржах мира.
Датой принятия международных стандартов финансовой отчетности в России можно считать 25 ноября 2011 года, когда был подписан и опубликован приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». За последние годы мировая система регулирования бухгалтерского учета претерпевала серьезные изменения. Россия - не первая страна, переходящая с национальных стандартов на международные. Так, например, в 2005 году на МСФО перешел Европейский союз, в 2006 году - Китай, в 2008 году -Япония, с 2013 года - Казахстан и Тайвань. Переход европейских компаний на МСФО не обошелся без сложностей, период формирования стандартов, их интерпретация для европейского рынка был довольно длительным. Российские компании могут смело пользоваться опытом перехода на МСФО зарубежных стран, а именно учитывать особенности применения стандартов, подходов к взаимодействию между заказчиками, оценщиками и аудиторами, а также особенности оценки справедливой стоимости активов и обязательств по Международным стандартам оценки [1].
В России переход от плановой экономики к рынку потребовал кардинальных реформ в национальной системе бухгалтерского учета. И основным инструментом среди проведенных реформ стали признанные во всем мире Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также связанные с ним другие законодательные нормативные акты претерпевает изменения вся ранее сложившаяся база отечественной системы бухгалтерского учета, что способствует сближению с международной учетной практикой.
Несмотря на то, что процесс согласования международных и национальных стандартов финансовой отчетности организаций происходит на фоне уже сформировавшихся общепринятых принципов бухгалтерского учета и является естественным результатом глобализации на финансовых рынках, по тем же причинам необходимость принятия МСФО, разработанных на основе одной определенной модели бухгалтерского учета, является для многих специалистов спорной [3].
В России разработан поэтапный план перехода на МСФО, принятый регуляторами финансовых рынков, например, Министерством финансов РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам, Центральным банком РФ и экспертным органом по МСФО. Переход на МСФО в России, как и за рубежом, не всегда предполагает полный отказ от ведения отчетности по Российским стандартам бухгалтерского учета или национальным стандартам той или иной страны. Процедура перехода на составление отчетности по
МСФО содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности:
1) Определение даты перехода - при составлении первой отчетности по МСФО необходимо четко определить дату перехода на МСФО и отчетную дату. Также одним из требований является необходимость представления сопоставимых данных хотя бы за один период. Дата, с которой компания начинает применение МСФО, должна быть, как минимум, на два года раньше отчетной даты для соблюдения принципа сопоставимости данных.
2) Формирование учетной политики по МСФО - организация должна составить и утвердить новую учетную политику, соответствующую МСФО, которая будет действовать на отчетную дату. Принятая учетная политика должна применятся ко всем отчетным периодам, отраженным в отчетности.
3) Оценка активов и обязательств - все имеющиеся активы и обязательства необходимо рассматривать на предмет их признания и оценки в бухгалтерском учете или списания в соответствии с МСФО на дату перехода.
4) Формирование отчетности первого отчетного периода - после того, как организация осуществит все перечисленные выше этапы, необходимо составить предварительную финансовую отчетность для обеспечения сравнительной информации и провести ее аудит [4].
Достаточно часто главной причиной перехода МСФО российскими организациями называют выход на международные биржи или иное привлечение капитала на западных рынках. Однако, если более глубоко разбираться, то становится очевидным: применение МСФО есть отражение перехода российской экономики на качественно новую ступень развития. Важнейшими ценностями в ней постепенно становятся благоприятный инвестиционный климат, открытость деятельности компаний, подотчетность менеджмента акционерам, высокие стандарты корпоративного поведения.
В условиях модернизации российской экономики формируется институт инвесторов, заинтересованных в получении достоверной информации об организациях для вложения капитала на территории России. Эта проблема может быть решена с помощью представления организациями отчетности по международным стандартам финансовой отчетности [2].
Таким образом, международные стандарты финансовой отчетности будут и далее заменятся с российскими стандартами бухгалтерского учета. Популярность МСФО среди активных предприятий в РФ не только не спадет в ближайшей перспективе, но и наоборот, будет возрастать. Этому будет способствовать развитие российских отношений в ВТО, либерализация валютной политики, открытие все большего количества российских рынков международному сообществу, глобализация мировой экономики, развитие акционерного способа финансирования и российского фондового рынка, рост российской экономики в целом, повышение экономической и политической стабильности в стране, улучшение налогового
законодательства.
Переход на МСФО для многих активных современных компаний стал объективной потребностью, но отечественное законодательство достаточно консервативно, поэтому не допустит полного отказа от национальной стандартизации, которая будет приближена к МСФО.
Использованные источники:
1. Бугаев Д. А., Рябченко А. В. Исторические аспекты МСФО в России // Вестник Адыгейского государственного университета.- 2014.- №2.- с. 9197.
2. Ковалева Л.И., Пономарева Н.В. Проблемы и перспективы внедрения МСФО в России // Налоговая политика и практика.- 2012.- № 7-1.- С. 32-40.
3. Пономарева Н.В. Тенденции и современное состояние международной практики внедрения международных стандартов финансовой отчетности // Научное обозрение.- 2015. - № 15.- С. 311- 316.
4. Шубаркина П. Н. Методы формирования бухгалтерской отчетности предприятия в соответствии с МСФО // Международный научно-исследовательский журнал.- 2015.- № 4-2.- с. 65-67.
Кцоева Е.Р. студент 4го курса Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, г. Москва
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИСХОДЯ ИЗ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРИОД 2013-2015 ГГ. Аннотация. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2013-2015 гг. На основе анализа структуры расходов определяются основные направления бюджетной политики на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова, федеральный бюджет, доходы, расходы, социальная сфера, оборона, национальная безопасность.
Для более детального анализа структуры доходов и расходов федерального бюджета необходимо сначала рассмотреть формирование его доходной части за счет нефтегазовых и ненефтегазовых поступлений,
которая представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 2013-2015 гг. [1]
Доходы федерального бюджета 2013 2014 2015
Доля доходов федерального бюджета,% Доля доходов федерального бюджета,% Доля доходов федерального бюджета,%
Нефтегазовые 46,1 52,5 50,4