РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
УДК 657
ПРОБЛЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ
А. М. ПЕТРОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, финансовый директор ООО «САГИТАРИО 11В» E-mail: palmi@inbox. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Оптимальным способом повышения прозрачности отчетности может стать использование автоматизации. Речь идет о внедрении автоматизации консолидации отчетности на базе Международных стандартов финансовой отчетности, обеспечивающей транспарентность финансовой отчетности, достоверности которой невозможно достигнуть в рамках подсистемы финансового учета на предприятии на базе российских стандартов бухгалтерского учета.
Ключевые слова: автоматизация, консолидированная отчетность, индивидуальная отчетность, транспарентность, структура группы.
Основные понятия, используемые при консолидации отчетности. Консолидированная отчетность представляет собой объединенную отчетность двух или более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Она содержит информацию о результатах деятельности и финансовом положении группы в целом, а не ее отдельных структурных единиц. Это озна-
чает, что консолидированный показатель прибыли группы определяется как сумма финансовых результатов всех участников, и прибыль одной компании группы может перекрывать убыток другой. При анализе данных консолидированной финансовой отчетности следует учитывать указанное обстоятельство.
Цель составления консолидированной отчетности — предоставить акционерам, инвесторам, государственным органам управления объективную информацию об имущественном и финансовом положении, а также финансовых результатах объединения как единого хозяйствующего субъекта.
Консолидированная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным головной компанией, с учетом Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N° 43н, и Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении
денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденного приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н, на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. Консолидация показателей производится путем суммирования одноименных статей отчетности компаний группы с корректировкой на суммы по внутрикорпоративным операциям.
В состав консолидированной отчетности входят консолидированные:
— бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении) (форма № 1);
— отчет о прибылях и убытках (отчет о совокупной прибыли) (форма № 2);
— отчет об изменениях капитала (форма № 3);
— отчет о движении денежных средств (форма № 4);
— пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (форма № 5);
— пояснительная записка (с раскрытием информации по сегментам и связанным сторонам);
— аудиторское заключение.
Числовые показатели об отдельных активах, пассивах и иных фактах хозяйственной деятельности должны приводиться в консолидированной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них пользователи не могут оценить финансового положения группы компаний или финансового результата ее деятельности. Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в консолидированном отчете о финансовом положении или консолидированном отчете о совокупной прибыли, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки пользователями финансового положения группы компаний или финансового результата их деятельности. Они отражаются общей суммой в пояснениях к консолидированному отчету о финансовом положении и консолидированному отчету о совокупной прибыли.
До формирования консолидированной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения между головной компанией и дочерними структурами, а также между последними.
Консолидация отчетности выполняется в два этапа: сначала построчно суммируются по-
казатели отчетности компаний группы, а затем для исключения двойных оборотов применяются вычеты (корректировки) по обязательствам, имуществу, финансовым результатам, относящимся к деятельности компаний внутри группы.
Приведем показатели, подлежащие исключению из консолидированной отчетности группы компаний:
— показатели, исключаемые из консолидированного отчета о финансовом положении:
• финансовые вложения во взаимосвязанные организации;
• доли в уставном капитале, принадлежащие взаимосвязанным организациям;
• взаимная задолженность между участниками группы;
• выданные и полученные займы, в которых заимодавец и заемщик — взаимосвязанные организации;
• дивиденды, выплаченные другим участникам группы;
• прибыли и убытки, возникающие в результате операций между взаимосвязанными организациями;
— показатели, исключаемые из консолидированного отчета о совокупной прибыли:
• выручка от реализации товаров, работ и услуг взаимосвязанным организациям рассматриваемой группы;
• стоимость товаров, работ и услуг (в том числе списанных в производство или реализованных), приобретенных у других взаимосвязанных организаций группы;
• любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между взаимосвязанными сторонами;
• дивиденды, выплаченные другим участникам группы.
Финансовые отчеты всех компаний объединения должны быть составлены на одну дату. Если даты окончания финансового года компаний группы не совпадают, дочерняя компания должна сформировать промежуточную финансовую отчетность на дату, соответствующую окончанию финансового года головной компании. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» организации, ценные бумаги которых допущены к
обращению на торгах фондовых бирж, составляют и представляют в общеустановленном порядке помимо собственной бухгалтерской отчетности также консолидированную отчетность, включающую показатели отчетов своих дочерних организаций, находящихся как на территории России, так и за рубежом.
Как уже отмечалось, в пояснительной записке к консолидированной отчетности головная компания должна раскрывать информацию по сегментам и связанным сторонам.
Взаимозависимость связанных сторон предопределила двустороннее раскрытие такой информации в бухгалтерской отчетности компаний. Это означает, что компания раскрывает информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, если она:
— контролируется либо на нее оказывает значительное влияние другая компания или физическое лицо;
— сама контролирует или оказывает значительное влияние на другую компанию;
— контролируется или на нее оказывается значительное влияние одним и тем же юридическим лицом (группой лиц).
В бухгалтерской отчетности компании следует отражать не только сам факт взаимозависимости, но и данные обо всех операциях между компанией и связанными сторонами, имевших место в отчетном периоде.
При подготовке годовой бухгалтерской отчетности компания самостоятельно определяет список связанных сторон, информация о которых подлежит раскрытию. Для консолидированной бухгалтерской отчетности этот список устанавливает головная (материнская) компания.
Если в отчетном периоде проводились операции со связанными сторонами, то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается как минимум следующая информация:
— характер отношений (контроль или оказание значительного влияния);
виды операций;
— объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
— стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
— условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;
— величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
— величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, не реальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.
Информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку в виде отдельного раздела.
Консолидированная отчетность имеет большое значение как для руководства компании, так и для инвесторов. Проанализировать финансово-экономическое положение и результаты деятельности группы организаций в целом важнее, чем оценить показатели отдельных фирм.
При составлении консолидированной отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а также по стандартам США (ГААП) необходимо обратить особое внимание на наличие контроля за дочерней фирмой.
В зависимости от степени контроля, косвенным показателем которого является доля в собственности дочерней компании (или процент акций), существует несколько методов консолидации. Формально свидетельством наличия контроля является прямое или косвенное владение более 50 % голосующих акций компании. При доле менее 20 % финансовое вложение учитывается по себестоимости. При доле от 20 до 50 % инвестируемая компания называется ассоциированной, и ее отчетность включается в консолидированную отчетность группы по методу долевого участия.
Наиболее распространенные методы консолидации финансовой отчетности представлены в табл. 1.
Для консолидации финансовой отчетности необходимо распространить единые правила учета операций (учетную политику) на все компании, входящие в группу, что легко реализуется при наличии контроля за дочерними фирмами.
В дополнение к показателям консолидированной отчетности головная компания должна представлять информацию по сегментам.
Таблица 1
Методы консолидации финансовой отчетности
Доля инвестора Участники Метод консолидации Регулирование
Менее 20 % Инвестор и инвестируемая компания По себестоимости МСФО 39
От 20 до 50 % Инвестор и ассоциированная компания Долевого участия МСФО 28
Свыше 50 % Материнская и дочерняя компании Покупки МСФО (Д^З) 3 МСФО 27
Полный контроль Инвестор и совместное Пропорциональный МСФО 31
за принадлежащей долей предприятие или долевого участия
Инвестиции в компании, Инвестор и инвестируемая Учета инвестиции МСФО (Д^З) 5
удерживаемые для продажи компания по справедливой стоимости
Сегментирование отчетности заключается в выделении активов и результатов деятельности, приходящихся на определенный сегмент бизнеса. Сегментирование в консолидированной отчетности — это некоторый шаг назад. С одной стороны, отчетность компаний группы складывается в консолидированную отчетность. С другой стороны, отчетность по сегментам, выделение которых по МСФО обычно связано с отделением видов деятельности, выручка которых превышает 10 % выручки всей группы, должна быть представлена отдельно. Таким образом, происходит переход на уровень различных бизнесов, сегментов. Сегменты могут совпадать или не совпадать с компаниями группы. Здесь играет роль приоритет экономического содержания над юридической формой, поскольку один бизнес может вестись как в пределах части юридически выделенной компании группы, так и целиком в компании группы, а также в нескольких компаниях группы.
Сегментирование позволяет видеть, какие инвестиции вложены в сегмент (активы сегмента), а также результаты работы данного сегмента. На основании этого можно принимать управленческие решения о развитии сегмента или о его продаже. В соответствии с МСФО 14 «Сегментная отчетность» первичный и вторичный сегменты выделяются по географическому принципу (местонахождение производства, рынков сбыта) или по операционному принципу (виды продуктов, товаров, услуг).
Преимущества и проблемы автоматизированного подхода к автоматизации. Инновационный путь развития для конкретной организации в экономике предполагает автоматизацию бизнес-процессов. Это означает, что автоматизации
подвергается также ведение бухгалтерского и управленческого учета. Это дает ряд преимуществ — повышение точности учета и соответственно отчетности, увеличивается скорость подготовки отчетности, снижается вероятность ошибок по вине человека, сокращение штата. Вместе с тем появляются сложности, связанные с повышением требований к квалификации персонала при меньшем штате. Это связано с тем, что количество рутинной работы при автоматизации снижается и увеличивается объем работы, требующей специальных знаний. С другой стороны, автоматизация процессов учета и составления отчетности позволяет выбирать более сложные схемы построения холдингов и новые, более рациональные, схемы ведения учета в индивидуальных организациях и составления консолидированной отчетности.
Составление консолидированной отчетности сопровождается рядом сложностей, связанных с субъективными и объективными факторами, а также проблемами. Выделим факторы, затрудняющие процесс консолидации отчетности:
— юридическая структура группы;
— сложная структура группы;
— непрозрачная структура группы;
— наличие непрофильных и несущественных компаний.
По своей юридической структуре группа может состоять из большого количества юридических лиц. Группа может отличаться сложной структурой, т. е. характеризоваться большим количеством дочерних компаний, связанных перекрестным владением, ассоциированных и совместных предприятий, наличием так называемых компаний-внучек и т. д. Структура группы может быть с юридической точки зрения непрозрачной,
когда зависимость определяется не столько размером доли в уставном капитале, сколько наличием контроля или влияния. Непрофильные компании и несущественные компании, входящие в состав группы, также делают процесс внедрения автоматизации более трудозатратным и поэтому более дорогим в денежном эквиваленте, так как в этом случае затраты на получение информации могут быть сравнимы с полезностью этой информации. Все перечисленное делает этап внедрения автоматизации учета и отчетности более трудоемким.
Существуют также проблемы автоматизации, связанные с особенностями составления индивидуальной отчетности организаций, входящих в группу компаний:
— различные учетные политики;
— отличные валюты учета;
— отраслевые особенности;
— несовпадение дат окончания отчетного периода;
— экспертные суждения;
— невысокий уровень подготовки кадров;
— несвоевременность представления данных.
Различия в учетной политике организаций, входящих в группу компаний, не позволяют составить консолидированную отчетность в автоматическом режиме без проведения дополнительных корректировок, с тем чтобы учетная политика материнской компании совпала с учетной политикой зависимой компании.
Разные валюты учета вносят технические сложности с пересчетом показателей отчетности и выявлением дополнительных курсовых разниц.
Отраслевые особенности могут потребовать добавления дополнительных статей в отчетность, чтобы сделать ее более прозрачной.
Несовпадение дат окончания отчетного периода приводят к необходимости составления промежуточной отчетности у зависимых компаний, чтобы дата отчетности совпала с датой отчетности материнской компании.
Экспертное суждение, а не точные сведения ухудшают точность и надежность отчетности.
Недостаточно высокий уровень подготовки кадров может привести к тому, что из-за многочисленных ошибок отчетность станет недостоверной.
Отсутствие развернутой информации не позволит получить детализированную отчетность по различным показателям.
Несвоевременность представления данных приведет к задержке составления отчетности и сделает ее ненужной в процессе принятия управленческих решений.
Способы для решения проблем составления консолидированной отчетности просты, но требуют исторического подхода:
— унификации учетных политик и плана счетов по национальным стандартам;
— создания единой учетной политики и плана счетов по МСФО;
— создания методики составления индивидуальной отчетности по МСФО с учетом специфики различных отраслей;
— унификации и разработки отчетных форм;
— использования единого программного продукта;
— получения полного объема информации о текущей и будущей деятельности компаний группы;
— повышения квалификации специалистов по МСФО.
Проблемные моменты техники консолидации отчетности. Консолидация отчетности включает составление индивидуальной отчетности по МСФО компаний группы, а также технические операции, такие как элиминирование (удаление, исключение) внутригрупповых операций, расчет гудвилла и расчет неконтролирующей доли.
Составление индивидуальной отчетности по МСФО компаний группы. Данная операция должна производиться на основании единых принципов получения бухгалтерских данных, единой учетной политики, эмитированной головной компанией. Международные стандарты финансовой отчетности не требуют наличия полноценной отчетности по МСФО зависимых компаний — главное, чтобы элементы отчетности были получены в соответствии с единой учетной политикой по МСФО материнской компании. Для этого материнская компания может выпустить специальные формы для сведения консолидированной отчетности, которые заполняются компаниями группы.
Элиминирование внутригрупповых операций. В консолидированную отчетность не включаются
показатели, характеризующие внутригрупповые операции, т. е. отношения элементов группы друг с другом. Из консолидированной отчетности удаляется нереализованная прибыль, т. е. прибыль, которую одна из организаций группы показывает в своей индивидуальной отчетности, но которая возникла от продажи товара, работы, услуги, основного средства (ОС) между организациями группы (например между материнской компанией и дочерней компанией), или между инвестором и ассоциированной компанией, или между инвестором и совместным предприятием. Внутригруппо-вая прибыль удаляется в той ее доле, которая принадлежит материнской компании (инвестору).
Применение различных систем налогообложения. В случае если материнская компания применяет общеустановленную систему налогообложения, а зависимая компания использует специальный режим налогообложения (например упрощенную систему налогообложения), то может возникнуть ряд сложностей на всех этапах консолидации.
Во-первых, в отчете о совокупной прибыли организации отражают доходы и расходы за вычетом возмещаемых налогов. Организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, налога на добавленную стоимость (НДС) не уплачивают и не возмещают. Следовательно, если материнская и зависимая компании занимаются сравнимой деятельностью, то отчет организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, в абсолютных значениях будет выглядеть лучше ровно на ставку НДС.
Во-вторых, при элиминировании внутриг-рупповых оборотов между организациями при продаже ОС, применяющими различные системы налогообложения, возникнут разницы на сумму НДС, которые придется списать на прибыль группы. Например, материнская компания продает дочерней компании, применяющей упрощенную систему налогообложения, ОС. В отчете о финансовом положении дочерней компании ОС будет отражено по цене покупки у материнской компании, определенной по формуле.
Стоимость ОС = (Балансовая стоимость ОС + Наценка) • (1 + НДС).
В консолидированном отчете о финансовом положении ОС будет отражено так, как будто фак-
та перепродажи внутри группы не было. Следовательно, возникает необходимость элиминировать не только наценку на стоимость ОС, но и налог на добавленную стоимость на остаточную (балансовую) стоимость ОС и НДС на сумму наценки.
В отчете о совокупной прибыли материнской компании рекомендуем отступить от принципа отражения доходов и расходов за вычетом возмещаемых налогов и отразить выручку от продажи ОС в полной сумме, включая НДС, по строке «прочие доходы». По строке «прочие расходы» отразить эту же сумму НДС. Таким образом, это будет техническая операция, при которой сальдо прочих доходов и расходов будет очищено от НДС, что и требуется при составлении отчета о совокупной прибыли.
В консолидированном отчете о совокупной прибыли прочий доход от продажи ОС будет элиминирован на ту же сумму, но уже увеличенную на НДС. Таким образом, будет решена проблема НДС, подлежащего уплате материнской компанией от продажи ОС, и который дочерняя компания не сможет зачесть в бюджете. Этот налог придется просто списать на прибыль группы.
Пример 1
Материнская компания, применяющая общеустановленную систему налогообложения, продала дочерней компании, применяющей упрощенную систему налогообложения, ОС за 123 900руб., включая НДС — 18 900 руб. Остаточная стоимость ОС на дату продажи составила 100 000 руб.
Основные расчеты по составлению консолидированного отчета о финансовом положении и отчета о совокупной прибыли на основе отчетов о финансовом положении и отчетов о совокупной прибыли материнской и дочерней компаний на дату до купли-продажи ОС и дату сделки показаны в табл. 2.
В-третьих, при элиминировании внутриг-рупповых оборотов между организациями при внутренней продаже товаров, применяющими различные системы налогообложения, возникнут разницы на сумму НДС, которые вначале придется списать на прибыль группы, а затем после вторичной продажи сторнировать эту запись. В этом будет заключаться отличие от внутренней продажи ОС.
Пример 2
Материнская компания продает дочерней компании, применяющей упрощенную систему налогооб-
Таблица 2
Элиминирование внутригрупповых операций при продаже основных средств, руб.
Отчеты Объекты учетной политики Консолидация Материнская компания (общая система налогообложения) Дочерняя компания (упрощенная система налогообложения)
До куп-ли-прода-жи ОС В момент купли-продажи ОС До продажи ОС В момент продажи ОС До покупки ОС В момент покупки ОС
Отчет о финансовом положении Основное средство 100 ООО 100 000 = 123 900 — 5 000 — 18 900 100 000 123 900
Дебиторская задолженность 0 = 123 900 — 123 900 123 900
Кредиторская задолженность 0 = 123 900 — 123 900 123 900
Долг по НДС перед бюджетом 18 900 18 900
Итого... 1ОО ООО 81 1ОО 100 000 105 000 0 0
Уставный капитал 100 000 100 000 100 000 100 000
Прибыль (18 900) = 5 000 — —5 000 — 18 900 5 000
Итого... 100 000 81 100 100 000 105 000 0 0
Отчет о совокупной прибыли Прочие доходы (18 900) = 105 000 — —123 900 123 900
Прочие расходы 0 = 118 900 — 118 900 118 900
Прибыль от прочих операций —18 9ОО 5 000
ложения, товар на сумму 123 900руб., включая НДС 18 900руб. Балансовая стоимость товара у продавца составила 100 000руб. В отчетном периоде дочерняя компания перепродала товар за 133 900 руб.
В отчете о финансовом положении дочерней компании товар будет отражен по цене покупки у материнской компании (123 900 руб.), определенной по формуле
Стоимость Товара = (Балансовая стоимость Товара + Наценка) • (1 + НДС).
123 900руб. = (100 000руб. + 5 000руб.) • (1 + 0,18).
В консолидированном отчете о финансовом положении товар будет отражен так, как будто факта перепродажи внутри группы не было (100 000 руб.). Следовательно, возникает необходимость элиминировать не только наценку на стоимость товара (5 000 руб.), но и НДС на стоимость товара (18 000 руб.) и сумму наценки (900руб.).
В отчете о совокупной прибыли материнской компании рекомендуем отступить от принципа отражения доходов и расходов за вычетом возмещаемых налогов и отразить выручку от продажи товара в полной сумме, включая НДС, по строке «выручка» (123 900 руб.). По строке «себестоимость продаж» отразить эту же сумму НДС (18 900руб.). Таким образом, это будет техническая операция, при которой
прибыль от операционной деятельность будет иметь нетто-значение, что и требуется при составлении отчета о совокупной прибыли.
В консолидированном отчете о совокупной прибыли прочий доход от продажи ОС (105 000руб.) будет элиминирован на ту же сумму, но уже увеличенную на НДС (123 900 руб.). Таким образом, будет временно (до дальнейшей перепродажи) решена проблема НДС (18 900 руб.), подлежащего уплате материнской компанией от продажи товаров, и который дочерняя компания не сможет зачесть в бюджете. Этот налог придется списать на прибыль группы.
В момент дальнейшей перепродажи товара убыток на сумму НДС, начисленного от продажи товара организацией, применяющей общеустановленную систему налогообложения, ранее списанный на прибыль группы, сторнируется.
Основные расчеты по составлению консолидированного отчета о финансовом положении и отчета о совокупной прибыли на основе отчетов о финансовом положении и отчетов о совокупной прибыли материнской и дочерней компаний на дату до купли-продажи товара, дату сделки и дату перепродажи показаны в табл. 3.
m
*
Ь
<
x
>
■О
О Ь х сг
СП
<
X
-1
>
ь ч
m ■о
г>
7Z
<
Л m
Таблица 3
Элиминирование внутригрупповых операций при продаже товара, руб.
Отчеты Объекты учетной политики До купли-продажи товара Консолидация В момент купли-продажи товара В момент перепродажи товара Матер (о нал До продажи товара инская ком зщая снсте( огообложен В момент продажи товара пания иа ия) В момент перепродажи товара Доч (упр< на. До покупки товара ерняя ком >щенная сч гогообложс В момент покупки товара пания нстема ■ния) В момент перепродажи товара
Отчет о финансовом положении Отчет о совокупной прибыли Товар 100 ООО 100 000 = 123 900 — — 5 000 — 18 900 100 000 123 900
Дебиторская задолженность 0 = 123 900— 123 900 133 900 123 900 123 900 133 900
Кредиторская задолженность 0 = 123 900— 123 900 123 900 123 900
Долг по НДС перед бюджетом 18 900 18 900 18 900 18 900
Итого... 100 000 81 100 115 000 100 000 105 000 105 000 0 0 10 000
Уставный капитал 100 000 100 000 100 000 100 000 100 000 100 000
Прибыль (18 900) = 5 000 — — 5 000 — 18 900 15 000= 10 000+ + 5 000 5 000 5 000 10 000
Итого... 100 000 81 100 115 000 100 000 105 000 105 000 0 0 10 000
Выручка от продажи (18 900)= 105 000 — 123 900 151 900 = = 133 900 — (—18 000) 105 000 133 900р.
Себестоимость продаж 0 = 118 900— 118 900 118 000 = = 123 900 — 5 000 — 900 100 000 123 900
Прибыль от операционной деятельности —18 900 33 900= 15 000 + + 18 900 5 000 10 000
■о
Л
■а
0 ■о
1 S
■о о п ш X S Л
о ч £
X
о п ч
W W
00 W
NJ О
ю
Расчет гудвилла. При приобретении компании выделяется нематериальный актив — гудвилл. Гудвилл равен разнице между справедливой стоимостью уплаченного при приобретении вознаграждения и долей приобретающей компании в справедливой стоимости чистых активов приобретаемой компании. Смысл гудвилла состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании, когда в силу тех или иных причин компания способна получить дополнительные экономические выгоды в дополнение к обычной прибыли от использования своих чистых активов. Причины возникновения гудвилла могут быть разными: эффективная маркетинговая кампания, наличие высококвалифицированной команды менеджеров, прогрессивная организация труда и эффективная мотивация персонала, устойчивая клиентская база, внедренные информационные системы, например ERP (англ. Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия) и т. п. В общем, при слияниях и поглощениях гудвилл отражает все нематериальные активы, приносящие доход, которые не подлежат учету по правилам бухгалтерского учета.
Расчет неконтролирующей доли. Данная операция связана с необходимостью продемонстрировать долю в консолидированных чистых активах и результатах деятельности, которые не принадлежат материнской компании.
В заключение отметим, что руководство групп, принявших решение о внедрении автоматизации в подготовке консолидированной отчетности по МСФО, может столкнуться с некоторыми не только техническими, но и методологическими проблемами. Эти проблемы могут быть вызваны, например, недостаточной квалификацией финансовых служб, суждениями в отношении
наличия контроля за компаниями группы, а также в отношении способа консолидации, техническими сложностями при расчете гудвилла и неконтролирующей доли. Для решения соответствующих задач на начальном этапе целесообразно привлечение не только 1Т-специалистов, но и профессионалов из консалтинговых или аудиторских фирм, поскольку у сотрудников компании могут возникнуть трудности при консолидации финансовой отчетности. В дальнейшем после приобретения необходимого опыта, обучения по МСФО сотрудники компании смогут составлять консолидированную отчетность.
Список литературы
1. Бабаев Ю. А., Петров А. М. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. М.: Проспект, 2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011): приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н.
7. Петров А. М. Теория, методология и практика бухгалтерского учета и контроля расчетов в корпоративных системах сфер услуг. М.: ИНФРА-М, 2010. 234 с.
Л
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
10 международный бухгалтерским учет