Научная статья на тему 'Можно ли управлять Россией, не изучая уроки Великих реформ?'

Можно ли управлять Россией, не изучая уроки Великих реформ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ / ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / САМОРАЗВИТИЯ СТРАНЫ / "CIVILSOCIETY / MODERNIZATION OF THE COUNTRY / THE GREAT REFORMS / SELF-ORGANIZATION / SELF-DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асаул А. Н.

Прослеживаются параллели модернизации России в XIX и XX вв., подчеркивается важность изучения опыта модернизации Великих реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is it possible to rule Russia does not learn the lessons of the Great Reforms?

Tracing the parallel modernization of Russia in XIX and XX centuries. emphasizes the importance of studying the exceptional experience of modernization of the Great Reforms.

Текст научной работы на тему «Можно ли управлять Россией, не изучая уроки Великих реформ?»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ РОССИЕЙ, НЕ ИЗУЧАЯ УРОКИ ВЕЛИКИХ

РЕФОРМ?

Сколько написано научных статей1, монографий2, сколько проведено научных конференций и сделано докладов на тему модернизации!? Из каждой публикации, выступления узнаешь что-то новое, важное, сталкиваешься с другим взглядом на известные факты или трактовки. В этом, наверное, и состоит суть научного поиска.

Катализатором новой волны дискуссий о модернизации страны явилась юбилейная дата - 150 лет с момента подписания императором Александром II 3 марта (19 февраля) 1861 г. Манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», положившего начало Великим реформам XIX в. в России. Научно-практическая конференция в Санкт-Петербурге и выступление Президента РФ посвящены этой теме. Центральный банк России выпустил в обращение памятную золотую монету номиналом в одну тысячу рублей «150-летие начала эпохи Великих реформ . Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.».

Общим рефреном всех выступлений звучала мысль о том, что Россия сегодня следует курсом, проложенным 150 лет назад Александром Вторым. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин (выступления на научно-практической конференции «Великие реформы и модернизация России»), президент Вольного экономического общества России Г. Х. Попов, члены президиума ВЭО России М. А. Коробейников, Ю. В. Якутин, С. Д. Бодрунов, В. М. Юрьев, Л. Н. Усенко, Н. И. Елисеева (выступления на пленуме ВЭО России «150 лет реформы: опыт великой модернизации России») и другие высказали свое отношение к эпохе Великих реформ, взаимосвязанных по содержа нию и по срокам реализации (судебная, земская, городская, военная, образовательная) и знаменовавших крупнейший прорыв в ключевых сферах общественной жизни России XIX в. Любого гражданина России, думающего о современной модернизации страны, интересуют уроки Великих реформ, в первую очередь суть, движущие силы (вертикаль власти -император, реформаторы - патриоты Родины, общество), характер реформ, их завершенность и успешность, уроки и ошибки модернизации.

1 См., например: Прунскене, К. Модернизация России: внешнеэкономический аспект/ К. Прунскене // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4(26). - С. 22-23; Гринберг, Р. С. О концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 г./ Р. С. Гринберг // Экономическое возрождение России. - 2007. - №4(14). - С. 8-12; Захаров, М. Н. К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов/ М. Н. Захаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 55-59; Резник, Г. А. Подготовка инновационно-ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики/ Г. А. Резник, С. Г. Чувакова // Экономическое возрождение России. -2010. -№3(25). - С. 31-36; Дубенецкий, Я. Н. Модернизация экономики — направления, ресурсы, механизмы / Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28); Асаул, А. Н. Модернизация России на основе собственной идентичности/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 4-6; Асаул, А. Н. «Я бы не стал противопоставлять курс России на модернизацию развитию энергетики» / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 4-5.

2 Например, в серии «Экономическое возрождение России» при журнале выпущена монография Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

Президент РФ Д. А. Медведев сформулировал пять позиций «как результат переосмысления того опыта, который был выработан 150 лет назад»3

Журнал «Экономическое возрождение России» уделяет много внимания проблемам построения системы эффективной организации, предметной среды, пространства, информации и времени, основанной на особенностях конкретных

4

социально-экономических систем, а также самоорганизации

Россия, по утверждению В. Д. Зорькина сможет «взять барьер полноценной модернизации» (социально-нормативной, политической, правовой, технологической и экономической) только при условии обеспечения «двуединства действительно либерального - то есть свободного и морального - гражданского общества и сильного демократического государства....»5. Ученые с различными научными интересами более двух тысячелетий описывают и анализируют понятие «гражданское общество», но до сего дня отсутствует его однозначная трактовка. Наиболее распространенное определение - это «самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, способствующая самопроявлению свободных индивидов и их объединений. От прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности со стороны государственной власти она ограждена законом»6. А это значит, что отношения между властью и гражданским обществом должны быть горизонтальными, и потому к словам Председателя КС «нам не обойтись без активного участия государства в этом процессе»7 необходимо отнестись с осторожностью. Активное участие государства может привести к деградации неокрепших институтов гражданского общества и к провалу модернизации, ибо только гражданское общество, «запускающее» процессы саморазвития страны, обеспечивает условия ее модернизации. Напомним, что разрыв между абсолютистской властью и нарождающимся гражданским обществом привел в XIX в. к контрреформам. Поэтому модернизация без кардинального изменения институтов (в современном, расширенном их толковании) не достигнет намеченной цели. И как не согласиться с В. Д. Зорькиным в том, что главным государственным институтом, требующим изменений, является судебная власть!

В XIX в. Россия пыталась стать равноправной европейской державой посредством осуществления глубокой модернизации. Но «. мы переняли с Запада все атрибуты и орудия капиталистического производства и меньше всего само

производство»1. Эта мысль, сформулированная В. П. Воронцовым в 1882 г., актуальна и сегодня, потому как современная модернизация предполагает заимствование результатов европейского развития. Именно это заимствование

3 Медведев, Д. А. Выступление на научно-практической конференции «Великие реформы и модернизация России» / Д. А. Медведев. http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/8839-dmitrij-medvedev-vystuplenie-na-nauchno-prakticheskoj-konferencii-velikie-reformy-i-modernizaciya-rossii.html

4 См., например: Вернер, Р. Особенности самоорганизации социально-экономических систем / Р. Вернер // Экономическое возрождение России. - 2005. - №1(3). - С. 44-49; Вернер, Р. Особенности самоорганизации социально-экономических систем (окончание) / Р. Вернер // Экономическое возрождение России - 2005. - №3(5). - С. 45-49; Боголюбов, В. С. Самоорганизация в системе управления туризмом в регионе / В. С. Боголюбов, С. А. Севастьянова // Экономическое возрождение России. - 2005. - №4(6). - С. 43-53; Гордеев, Д. А. Самоорганизация как элемент конкурентной стратегии предпринимательских структур при реализации инноваций/ Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 5863; Люлин, П. Б. Необходимость формирования механизма управления субъектами инвестиционно-строительного комплекса как живой системой/ П. Б. Люлин // Экономическое возрождение России. - 2009. -№4(22). - С. 35-40

5 Зорькин, В. Д. Освободительные реформы и правовая модернизация России/ В. Д. Зорькин. http://www.ksrf.ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=41

6 саул, А. Н. Развитие институтов гражданского общества в инвестиционно-строительной сфере/ А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2007. - №3(12). - С. 68-72.

7 Зорькин, В. Д. Цит. соч.

приводит к противоречиям между новыми нормами, закрепляющими горизонтальные отношения, и прежним «вертикальным» мышлением, вертикальной практикой власти (в том числе судов, прокуратуры и т. п.). Это противоречие порождает неэффективное регулирование и новый виток коррупции.

Уроки Великих реформ подсказывают нам, что модернизация XXI в. может быть реализована (и не прервана контрреформами, как реформы Александра II) только в нравственном обществе. Поэтому «... нам необходимо извлечь исторические уроки, чтобы достойно воплотить в жизнь реформы, направленные на улучшение социально-экономической жизни народа, на оздоровление нравственного климата в

обществе, на поднятие государственного престижа страны»2 (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир). История учит, что «. модернизационные реформы могут быть успешными лишь тогда, когда люди сами являются творцами своей жизни» (В. Д. Зорькин). Для нас очень важно извлечь уроки из модернизации XIX в., так как «... мы все продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад, реализуя проект нормального гуманного строя» (Д. А. Медведев).

Сравнивая модернизацию России XIX и XXI вв., мы видим, что суть этих модернизаций одна и заключается она в переходе от одного общественного строя (феодализма в XIX в. и социализма в XXI в.) к другому (сегодня - к

постиндустриальному3) мирным путем, с помощью реформ. Именно поэтому нам всем необходимо изучить «исключительный опыт как неудач, так и

успехов»4 Великих реформ. «Эпоха Великих реформ является не только учебником для каждого, претендующего на роль деятеля российского государства, и вообще для каждого сознательного гражданина России, не только учебником по теории и практике модернизации, но и эталоном личной жизни и личной судьбы в ключевую

для судьбы народа эпоху»5. Не изучая ее, Россией править невозможно. Золотые слова, вовремя сказанные Г. Х. Поповым в докладе «Когда миллионы русских рабов

стали свободными»6.

С уважением, А. Н. Асаул

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.