Научная статья на тему 'Можно ли осваивать ФГОС, обучая детей по УМК «Школа России» (из опыта работы учителя начальных классов)'

Можно ли осваивать ФГОС, обучая детей по УМК «Школа России» (из опыта работы учителя начальных классов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4338
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМК «ШКОЛА РОССИИ» / СОЧЕТАНИЕ УРОКА И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Светлана Юрьевна

В статье представлен опыт автора по применению УМК «Школа России». Обсуждаются основания выбора автором того или иного УМК. Показано, как может быть раскрыт дидактический потенциал УМК «Школа России» в рамках требований ФГОС при его творческом применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Можно ли осваивать ФГОС, обучая детей по УМК «Школа России» (из опыта работы учителя начальных классов)»

______________0иЕОРИИЛПРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИИ_фГОС_________

Кашина Светлана Юрьевна

учитель МБОУ СОШ № 4 г.Бор Нижегородской области E-mail: mousosh4@list.ru

J ^

МОЖНО ЛИ ОСВАИВАТЬ ФГОС,

ОБУЧАЯ ДЕТЕЙ ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Из опыта работы учителя начальных классов

Л_________________________________________________________г

Аннотация. В статье представлен опыт автора по применению УМК «Школа России». Обсуждаются основания выбора автором того или иного УМК. Показано, как может быть раскрыт дидактический потенциал УМК «Школа России» в рамках требований ФГОС при его творческом применении.

Ключевые слова: УМК «Школа России», сочетание урока и внеурочной деятельности, проектная деятельность, экологическое образование.

Я работаю в массовой адаптивной школе, где обучаются дети с разным уровнем способностей, с разной мотивацией, где не все родители поддерживают в детях стремление к образованию. Поэтому в работе необходимо учитывать индивидуальные личностные особенности каждого ученика. Когда настало время выбирать УМК, по которому мы будем учиться, я потратила достаточно много времени на знакомство с несколькими УМК в контексте возможностей их применения для реализации требований ФГОС [1,2,3]. В конечном счете, я остановила свой выбор на УМК «Школа России».

Выбрала УМК «Школа России» потому, что, во-первых, работаю по нему много лет, поэтому знаю, какую систему заданий можно дать ученикам к тому или другому тексту, умею распределять задания и упражнения в учебниках для детей разного уровня обучаемости. Во-вторых, при существующей нагрузке учителю трудно одновременно осваивать ФГОС и новое УМК. В-третьих, содержание образовательной функции обучения состоит из совокупности знаний, умений и навыков, зафиксированных в учебных программах по предметам. Авторские развивающие программы требуют очень строгого соблюдения методических рекомендаций их создателей, тогда как программа «Школа России» предпо-

лагает творческий подход учителя к процессу обучения. Работая по этой программе, учитель находится в условиях, при которых он легко может осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Кроме того, «Школа России», как и другие УМК, обеспечивает отработку у школьников учебных навыков.

Меня поддержали

и родители учеников, которым был задан вопрос: «Почему вы для обучения вашего ребенка выбрали программу «Школа России»? 83% из них ответили: «Потому что мы уверены в том, что сможем помочь своему ребенку учиться в школе».

Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы. Она представлена учебниками следующих авторов.

1. Русский язык - Канакина В. П., Горецкий В. Г, «Русский язык».

2. Литературное чтение - Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. и др. «Азбука», Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. «Литературное чтение».

3. Математика - Моро М. И., Степанова С. В., Волкова С. И. «Математика».

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

33

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Окруждющлй

4. Окружающий мир - Плешаков А. А. «Окружающий мир».

В курсе «Математика») задания для организации деятельности моделирования системно выстроены на протяжении всего периода изучения предмета. Напри -мер, при введекии нового матеи риала:

1. выстраивается математическая модель (предметная или схематическая) некоторого фрагмента реальной действительности;

2. выявляются её особенности и свойства;

3. осуществляется их описание на языке математических символов и знаков (чисел, равенств неравенств, арифметических действий, геометрических фигур и др.).

Например, в 1 классе при раскрытии смысла арифметических действий сложение и вычитание используются предметные и схематические модели и записи этих действий на языке математических символов и знаков. Во 2-4 классах используются схематические модели:

• 2 класс - при образовании и записи чисел в пределах 100;

• 3 класс - при раскрытии взаимосвязи чисел при сложении и вычитании, при построении таблицы умножения;

• 4 класс - при решении текстовых задач.

В курсе «Окружающий мир»

А. А. Плешакова в учебники включены задания, которые эффективнее выполнять в паре или в группе. Такие задания учат детей общаться и сотрудничать, соблю-

дать правнла, находить компромиссы и оставаться друзьями.

УМ1К «Школа Роясии»» позволтет организовывать проектную деятельность нд уроках. В учебниках

34

Муниципальное образование:инновациии эксперимент №2, 2? 013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

нового поколения проектная деятельность определена по учебным курсам и темам. Проектная деятельность может быть организована в рамках конкретной темы. Так, в теме «Жили-были буквы» (Л. Ф. Климанова Литературное чтение, 1 класс) проектная деятельность предполагает создание музея «Город букв». Дети учатся определять цели, план деятельности, способы реализации проекта (создание поделки, рисунка), готовить презентацию результата деятельности. Основой проекта являются произведения разных авторов, посвященных теме проекта.

Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основы деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства ее достижения. Недостатком является то, что познавательная проблема задается извне, авторами учебника.

По окружающему миру создавались проекты «Моя малая Родина».

Дети собирали информацию о городе Бор, составляли совместно с родителями презентации. Первые проекты были индивидуальными, готовились совместно с родителями. Некоторые дети поучаствовали в разных проектах.

На реализацию проекта был отведен срок -неделя. Дети испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.

Организация работы на уроке позволяет сочетать её с внеурочной деятельностью. Так, например, мною была разработана программа факультатива «Маленький эколог», которая расширяет и углубляет знание учеников по окружающему миру, развивает интерес к этому предмету.

В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической

культуры подрастающего поколения этот курс очень актуален в современной школе [4].

Основная цель данного факультатива - формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры и интереса к окружающему миру.

Задачи:

• углубление экологических знаний, заложенных в школьных дисциплинах окружающего мира;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

35

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• формирование знаний о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду;

• развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности;

• воспитание интереса к познанию родного края;

• воспитание эстетического и нравственного отношения к природе, развитие потребности в решения экологических проблем, доступных младшему школьнику.

Изучая тему по окружающему миру «Откуда в наш дом приходит вода?», продолжаем разговор на факультативе в теме «Вода в моём доме и в природе». Ребята изучают факты, доказывающие существование круговорота воды в природе, выявляют, какое значение имеет этот процесс для природы и человека, отбирают материал и оформляют классную книгу «Круговорот воды в природе».

Темы, изучаемые на факультативе, могут перекликаться и с темами других учебных дисциплин. Екпри-мер, изучая по литературному чтению тему «О братьях наших меньших», мы продолжаем её на факультативе по теме «Я и моё окружение». Ребята проводят групповое исследование на тему «кошки в жизни и творчестве человека». В первой (исследовательской) части исследования раскрывается нравственная проблематика: как нужно относиться к кошкам? Выявляется значение кошек в жизни человека, отношение к кошкам одноклассников, составляются памятки по уходу за кошками. Во второй - создается образ кошки в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях).

Внеурочная деятельность имеет большое значение в формировании экологического мировоззрения ребенка. Отслеживая результаты работы, и проведя психолого-педагогическую диагностику по методике «ЭЗОП» В. Ясвина, я убедилась в том, что у ребят по отношению к природе стали преобладать исследовательское и эстетическое восприятие, в то время как до прохождения курса факультатива «Маленький эколог» преобладало потребительское отношение к природе.

Психолого-педагогическая диагностика по методике ЭЗОП

мал дев

Исходя из своего опыта работы, я могу сделать вывод, что учебники УМК «Школы России» могут обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС. Кроме того, работая по УМК «Школы России», учитель имеет воз-можн ость осущентвлять творчесаий подход к нргуни-зации деятельности на уроках и внеурочных занятиях, чтн делает кбразоватемгный прокесс более увлекательным и эффективным.

Литература

1. Белорукова Е. М. Краткие методические рекомендации по итогам эксперимегта «Аиробация мгханигма введения ФГОС в практдку начальной школы» // Музи-ципальное образование: инновации и эксперимент.-2М11.- № 2.

2. Сиденко Е.А. Основные зттруднения фчителет прг переходе на ФГОС второго поколенпя //Эксперимент и инновации в школе.- 2И1 2.- № 2.

3. Сиденкк Е.А, Хачатрян Н.С. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- No 1.

4. Фролова Н.Я., Трубина С. СМ. Вкспитансе экологической культуры младших школьников // эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 3.

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.