Научная статья на тему 'Мой верный бит'

Мой верный бит Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
100
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОФОБИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Паткова Анастасия Руслановна

В данной статье рассматривается проблема замкнутости подростков в связи с приобретением зависимости от достижений научно-технического прогресса, а также негативные последствия, влияющие на будущее тинейджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой верный бит»

Мой верный бит Паткова А. Р.

Паткова Анастасия Руслановна /Patkova Anastasija Ruslanovna - студент, кафедра социальных наук и технологий, факультет социальных технологий,

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема замкнутости подростков в связи с приобретением зависимости от достижений научно-технического прогресса, а также негативные последствия, влияющие на будущее тинейджеров.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, девиантное поведение, социофобия.

Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм и правил [1, с. 21]. Зачастую оно ассоциируется с действием активным, вызывающим, может быть, даже радикальным, влекущим за собой последствия в виде какого-либо действия. Но на деле бывает и совсем иначе. Мир современных технологий для одних - свобода и новые горизонты, а для других - цифровой плен и новые границы. Отдавая себя полностью виртуальному миру, нынешние подростки стремительно теряют связь с настоящим - реальным. Все должно быть в меру - правильное выражение, пренебрежение которым приводит к нежелательным последствиям.

Так вот, если отклонения в поведении могут проявляться в каких-либо бунтарских наклонностях молодых людей, то в настоящее время девиантность приобретает и тусклый окрас пассивности - интернетзависимость, зависимость от компьютерных игр, и, как следствие, набирающая популярность -подростковая социофобия.

В те времена, когда самым технологичным устройством считался телевизор и обычный стационарный телефон, дети стремились проводить больше времени, гуляя на улице, лично встречаясь с друзьями, проводя досуг активно и полезно - на свежем воздухе. Сейчас же все меньше подростков увидишь за игрой в те же догонялки или гоняющими мяч. Все их интересы, да и вся их реальная жизнь постепенно утекает в виртуальный мир. Теперь подростки не общаются, но переписываются в социальных сетях, ведут борьбу за количество подписчиков, соревнуются в том, сколькому количеству людей понравились их фотографии на страничках. Весьма плачевно тогда, когда юные глаза видят этот мир лишь сквозь дисплей функционального гаджета. Конечно же, подросток становится эрудированным, осведомленным в том, что происходит мире, но навык живого общения деградирует, теряется.

Думаю, всем приходилось видеть такую картину, когда подростки сидят компанией, каждый уткнувшись в свои смартфоны, хотя живой человек сидит в десятке сантиметров рядом. К сожалению, эта проблема имеет место быть, ведь пройдет какое-то время, и поколение, жившее без высоких технологий, уйдет, и тогда некому будет воспитывать здоровый дух в юных головах. Теперь уже сложно доказать подростку, что реальная жизнь остается где-то за окном, так как новое поколение принимает для себя новое видение того реального, ради чего стоит жить.

Сопереживание, участливое поведение в жизни окружающих, социальные контакты. Казалось бы -ничего удивительного и особенного, все в рамках нормы. Но что если это относится лишь к компьютерному миру?

Зависимость от компьютерных игр - еще одна ветвь подростковой девиантности. Отдавать себя всецело игрушке, вживаться в образ игрового персонажа и забывать о том, что настоящая жизнь обходит стороной -данные отклонения от нормы присущи колоссальному количеству людей, кто ограничил свое существование монитором.

В связи с чем такие проблемы случаются? Несомненно, воспитание играет немаловажную роль в здоровом развитии психики подростка. Попустительство взрослых путем пренебрежения общения со своими детьми может привести к дефициту внимания, приобретению стресса последними. Хорошо если есть друзья, с кем можно хоть что-то обсудить, поделиться мыслями, заручиться моральной поддержкой. А что, если их нет? К кому тогда пойдет за помощью молодой человек? Очевидно, медвежью услугу ему окажет компьютерный мир. В нем подросток будет сопереживать героям игр так, что личная жизнь и жизни персонажей сольются воедино, а грань между реальным и нереальным сотрется.

Жители мегаполисов в наибольшей степени подвержены такому пагубному влиянию виртуального мира. Тем более если подросток со своей семьей переезжает в большой город из провинциального, лишившись возможности проводить свободное время с друзьями.

Здесь может зародиться еще одна проблема, жить с которой становится невыносимо, и на решение которой придется затратить уйму сил и времени. Чувство тревоги, обостренное нервное состояние, нежелание выходить из четырех стен, дискомфорт в нахождении среди других людей, социальная дезадаптация - все это признаки развивающейся социофобии, боязни общества.

Как было упомянуто выше, эта проблема есть следствие двух предыдущих. Посвящая все свое время компьютерному миру, постепенно утрачиваешь способность социального взаимодействия, чувство реальности искажается, а роль настоящего собеседника и друга замещается набором битов и байтов. Для всех взрослых такие признаки должны послужить неким тревожным сигналом, поводом принять во

внимание затруднительное положение своих детей, помочь им адаптироваться, уделять больше времени их внутреннему миру, организовывать семейные досуги, где будет возможность наладить контакт с отбившимся от стаи подростком.

Все это не является нормальным поведением и уж точно не привнесет ничего хорошего в юную жизнь. Дефицит внимания, незаинтересованность в том, о чем думает ребенок, попустительство родителей неизбежно приведут подростка в девиантную среду, где тот может замкнуться в себе, а путь спасения станет весьма сложным.

Развитие современных технологий с каждым годом привлекает на свою сторону все больше и больше подростков. Новомодные цифровые устройства могут во многом облегчить жизнь, упростить процесс образования, занятия хобби, подарить карманный доступ к всевозможным источникам обучения, познания мира, делают любую информацию доступной, экономя драгоценное время. Но, потеряв контроль над собой, неумело распоряжаясь личным временем, можно заработать себе массу зависимостей, от которых избавиться далеко не просто.

В наше время, когда все, что угодно, можно приобрести через интернет, когда необходимость активных действий и прямого общения отпадает, приходит проблема замкнутости подростков, проблема связи с реальностью, из которых вытекают различные социальные комплексы, фобии, нарушения здоровья. Причина тому - нехватка активности. А как же иначе? Чего можно еще ожидать, приковавшись к компьютерному креслу? Здоровье требует жертв в качестве вредных привычек, а что есть зависимость, если не привычка?

Девиантное поведение, которое сегодня считается недопустимым и нежелательным, со временем только усугубится. Научно-технический прогресс приносит массу пользы в жизни людей, но не все им могут рационально пользоваться. Подростки подвержены наибольшему влиянию масс-медиа, с большей легкостью окунаются в тот мир, из которого выйти самостоятельно уже не в силах.

Именно в такой трудный период родители и близкие должны оказывать моральную поддержку молодому поколению, дарить тепло общения, принимать активное участие в жизни подростков, помогать в решении насущных проблем, способствовать формированию здоровой личности того, кто легко может свернуть на скользкую дорожку мнимой действительности.

Литература

1. Гилинский Я. И. Девиантология. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2007. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.