Научная статья на тему 'Мой факультет (заметки учителя истории)'

Мой факультет (заметки учителя истории) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
519
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой факультет (заметки учителя истории)»

УДК 93 В.С. Ходченко

МОЙ ФАКУЛЬТЕТ (ЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ)

My Department of History (memories of history teacher)

VALENTINA S. KHODCHENKO

Я поступила в ДВГУ в 1963 году на историкоправовой факультет и окончила его в 1967 году. Мы обучались не пять, а четыре года, потому что появился «социальный заказ» правительства: срочно подготовить учителей истории для средних школ.

Хотя я и любила историю еще со школьной скамьи, но не связывала свое будущее с профессией учителя истории. После окончания школы я поступала на факультет иностранных языков, но не прошла по конкурсу и два следующих года работала на заводе, а потом уже была зачислена на историческое отделение историко-правового факультета. Конечно, можно было поступать и в институты, но меня привлекал именно университет, поскольку я полагала, что университет дает и знания универсальные.

На первом курсе нам выделили в качестве общежития двухкомнатную квартиру в районе Снеговой, и мы жили в одной комнате впятером. На второй год нас уже расселили в новое здание 1-го общежития, где позднее до переезда на о. Русский располагался Восточный институт. Занимались мы в двухэтажном здании за биолого-почвенным факультетом, на Октябрьской 25.

За четыре года мы должны были пройти программу пятилетнего обучения, поэтому занятия проходили в течение всего дня (и утром, и вечером). Я попала в замечательную студенческую группу. Нас было 25 человек, старостой стала Евгения Захарова (она была старше нас и имела жизненный опыт), да и многие другие приходили в университет уже с рабочим стажем. Мне кажется, что стаж работы перед учебой - это немаловажный фактор и для историка, и для педагога. Группа быстро сдружилась. В то вре-

мя существовало «Движение коллективов и ударников коммунистического труда», в рамках которого на рабочих местах и в образовательных учреждениях развернулось соцсоревнование. Нас не интересовала идеологическая сторона этого движения, мы хотели учиться и учились с удовольствием. В рамках этого движения наша группа стала лучшей в университете, у нас были значки: «Лучшая группа» и «Лучший студент ДВГУ». А куратором нашим был Сергей Александрович Низяев, он вел историю Древнего мира.

На первом курсе нас пугали археологией, которую преподавал Давид Лазаревич Бродянский. Но мы очень здорово ее сдали, я с первого раза получила «хорошо». Обычно студенты утром занимали очередь, чтобы первыми сдать экзамены. Многие из нашей группы хотели быть первыми. И для того, чтобы хорошо сдавать предметы, надо было готовиться. Практически вся наша группа занималась в читальных залах библиотек: Горьковской, Тихоокеанского флота и ДВГУ. Здесь мы погружались в такое количество материала, что просто голова шла кругом, конспектировали, бывало, что и «зубрили»... Однако сам предмет исторического знания таков, что не терпит слепого заучивания, но требует понимания и интерпретации. Именно эти качества развивает историческое образование.

Наши университетские преподаватели были очень разными и по складу характера, и по лекторской манере. Но сближало их одно - неизменный интерес к исторической науке и желание поделиться этим интересом с нами, студентами. Лекции, которые они читали, расширяли наше представление о предмете и методах истории. Для меня безусловным авторите-

ХОДЧЕНКО Валентина Степановна, выпускница исторического факультета Дальневосточного государственного университета 1967 года, заслуженный учитель РФ.

© Ходченко В.С., 2013

30

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 5 • 2013

В.С. ХОДЧЕНКО

том и идеалом преподавателя была Идея Иосифовна Глущенко. Она читала лекции по истории Отечества. Эту часть истории я до сих пор люблю больше других. Когда я начала работать в школе, то во многом копировала Идею Иосифовну, она была для меня примером практически во всем, и особенно в манере преподавания: живое, захватывающее, эмоциональное изложение. Она завораживала нас своим рассказом.

Другой тип преподавателя - доктор исторических наук Анна Григорьевна Черных: рассудительная, спокойная, выдержанная. Ее манера чтения лекций отличалась от стиля Идеи Иосифовны, но, как и Глущенко, она блестяще владела материалом.

Помню и Степана Григорьевича Григорьева, преподавателя истории южных и западных славян. Он нам нравился тем, что рассказывал очень много историй. Он воевал, и когда мы ему задавали разные вопросы, живо откликался, и вместо истории славян рассказывал свои истории о войне. Это было очень интересно.

Элеонора Васильевна Ермакова преподавала историю Дальнего Востока. Она олицетворяет для меня настоящего исследователя, который должен досконально разобраться во всех деталях.

Григорий Семенович Куцый - научный руководитель моей дипломной работы «Роль профсоюзов в строительстве Дальневосточной республики». Благодаря ему я получила направление и поехала в научную командировку в Хабаровск. Я работала там с газетным материалом.

На последнем курсе у нас появился Александр Александрович Биневский - молодой и очень интересный преподаватель философии. Благодаря его лекциям я заинтересовалась философией и на своих уроках по обществознанию передаю этот интерес своим ученикам.

Я рада, что у меня были такие преподаватели. Сегодня я понимаю, что все они, каждый в своем стиле, создавали неповторимый облик исторического факультета ДВГУ, который и сегодня дает своим студентам блестящее гуманитарное образование.

Когда я поступала в ДВГУ, то не знала, буду ли преподавать, но уже сорок пять лет работаю учителем истории. Исторический факультет определил мою судьбу. В его стенах вырабатывается стремление к самообразованию и, что, на мой взгляд, самое главное, добросовестное отношение к исследовательской и преподавательской работе.

2013 • № 5 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.