Научная статья на тему 'Интервью с выпускником восточного факультета ГДУ 1939 Г. Ф. В. Соловьевым (подг. 3. Ф. Моргун)'

Интервью с выпускником восточного факультета ГДУ 1939 Г. Ф. В. Соловьевым (подг. 3. Ф. Моргун) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

В декабре 1993 г. исполнилось 80 лет известному на Дальнем Востоке специалисту по Китаю, доктору исторических наук Федору Владимировичу Соловьеву. За плечами этого человека большой результативный труд, связанный с изучением Китая. Немало сил отдано развитию востоковедения на Дальнем Востоке, особенно в последние 30 лет работы в Академии наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с выпускником восточного факультета ГДУ 1939 Г. Ф. В. Соловьевым (подг. 3. Ф. Моргун)»

ИНТЕРВЬЮ С ВЫПУСКНИКОМ ВОСТОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА ГДУ 1939 Г. Ф. В . СОЛОВЬЕВЫМ

В декабре 1993 г. исполнилось 80 лет известному на Дальнем Востоке специалисту по Китаю, доктору исторических наук Федору Владимировичу Соловьеву. За плечами этого человека большой результативный труд, связанный с изучением Китая. Немало сил отдано развитию востоковедения на Дальнем Востоке, особенно в последние 30 лет работы в Академии наук.

Федор Владимирович, не могли бы Вы рассказать нынешнему поколению востоковедов о Вашем жизненном пути?

Уважаемая Зоя Федоровна, в нашей беседе я смогу коснуться лишь наиболее существенных событий. Налаживание нормальных торгово-экономических и государственных связей с Китаем, Кореей и Японией в 30-е годы диктовало необходимость усиления подготовки востоковедческих кадров на Дальнем Востоке. Для этой цели в составе Дальневосточного университета в июле 1931 г. был восстановлен восточный факультет, просуществовавший до 1939 г.

Состав слушателей набирался в основном по путевкам партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Обращалось внимание на социальное происхождение поступающих. Вот и я после окончания школы, а затем ФЗУ работал на Уссурийском лесозаводе, два года был секретарем комсомольской организации. В 23 года в 1934 г. поступил на китайское отделение восточного факультета ДВГУ, считавшегося приоритетным среди других факультетов университета. Он был самым многочисленным: ежегодно на востфак набиралось 50-70 чел., причем на китайское отделение на 1/3 больше, чем на японское. Студенты этого факультета пользовались некоторыми привилегиями: получали повышенные стипендии, иногородние размещались в более благоустроенных общежитиях, активные студенты выдвигались на руководящую работу в партийные, комсомольские и профсоюзные организации.

Федор Владимирович, как было организовано обучение в 30-е гг. на восточном факультете?

По структуре, количеству и качеству профессорско-преподавательского состава и студентов, по учебной программе, организации учебного процесса, а также материально-техническому обеспечению восточный факультет отличался от Восточного института и во многих отношениях отставал от него. Учебная программа была рассчитана на пять лет, обучение велось на двух отделениях - китайском и японском. Например, обязательными были для китаистов следующие предметы: китайский язык во всех его аспектах (письменность в объеме 4-5 тысяч иероглифических

знаков, скоропись и полускоропись иероглифов, теория и практика прямого и обратного перевода, классический китайский язык и байхуа, газетно-журналистский стиль, деловой стиль, художественная литература,

латинизация китайского языка, разговорная практика и другие элементы), английский язык, история китайской литературы, история Китая и Японии с древнейших времен, введение в изучение стран Дальнего Вотока, экономика и экономическая география Китая, политическая экономия, диалектический и исторический материализм, основы марксизма-ленинизма, история ВКП(б), всеобщая история (факультативно), русский язык, общее языкознание. Кроме того, студенты восточного факультета проходили высшую вневойсковую военную подготовку. По окончании курса им присваивалось воинское звание "старший лейтенант". Как видите, программа обучения студентов восточного факультета ДВГУ значительно отличалась от программы Восточного института.

Федор Владимирович, Вы изложили довольно обширную программу обучения студентов на восточном факультете, но в ней слабо просматривается специализация. Скажите, все ли студенты осваивали ее и какую специальность они получали после окончания восточного факультета?

Чтобы ответить на ваш вопрос, следует сказать несколько слов о состоянии народного образования в то время. К сожалению, мое поколение молодежи (20-30-е гг.) получало весьма слабое образование, особенно в специальных средних учебных заведениях. Многие поступавшие в вузы молодые люди не имели систематического полного среднего образования. Они оканчивали школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ), рабочие факультеты (рабфаки) и другие приравненные к средним школам учебные заведения, где общеобразовательный курс был значительно сокращен и не соответствовал полному среднему образованию. Народное хозяйство испытывало острую нужду в квалифицированных кадрах, а вузы Дальнего Востока, чтобы набрать нужное количество студентов, вынуждены были занижать требования вступительных экзаменов. Таким же образом ректорат ДВГУ поступал и при наборе студентов на восточный факультет. В итоге большинство студентов не справлялись с учебной программой и бросали учебу или их отчисляли за неуспеваемость. В качестве примера приведу китайское отделение, где я учился. В 1934 г. вместе со мной было принято 54 чел., после двух лет учебы примерно половина отсеялась по

неуспеваемости; к концу третьего курса осталось всего 12 студентов, из которых только 6 были переведены на четвертый курс; на пятый курс переведено всего 4 чел., которые после сдачи государственных экзаменов получили дипломы об окончании востфака ДВГУ. Несколько благополучнее было положение на японском отделении. Здесь за время учебы отсеялось около половины студентов. Таким образом, много труда и средств тратилось впустую. По окончании учебы выпускникам присваивалась специальность китаиста или япониста. Она давала право молодым специалистам-востоковедам занимать любую должность в государственных и частных учреждениях, где требовалось знание соответствующего языка и страны.

Федор Владимирович, что Вы можете сказать о Ваших учителях?

В 1934-1935 гг., когда я учился на востфаке, на китайском отделении

преподавал профессор Аполлинарий Васильевич Рудаков, широко известный у нас в стране и за рубежом китаевед. В 1907-1917 гг. он являлся директором Восточного института, много лет возглавлял кафедру китайского языка, в совершенстве владел китайским, маньчжурским, монголь-

ским, английским, французским, немецким языками. Он также хорошо знал историю, экономику и культуру Китая, Японии, Кореи, Монголии и Тибета. А.В.Рудаков опубликовал много научных трудов, написанных им по китайским первоисточникам. Я в течение пяти лет учился у этого корифея науки и весьма благодарен ему за полученные знания.

Доцент Т.Г.Червонецкий в 1912 г. окончил практическую восточную академию в Петербурге. На востфаке ДВГУ преподавал грамматику китайского языка и перевод периодической прессы, а также китайскую' письменность. Обладая твердыми знаниями китайского разговорного языка, он был требователен к студентам.

Доцент, затем доктор, профессор Л.В.Симоновская преподавала историю Китая и всеобщую историю. ЛД.Позднеева - историю китайской литературы, ее лекции были очень интересны. М.И.Грудинин совмещал должность замдиректора Владивостокской ленинской китайской школы с чтением лекций на востфаке по экономике и экономической географии Китая. Но его лекции, перегруженные цифровым материалом, не вызывали особого интереса у студентов. Доцент А.В.Маракуев читал лекции по истории стран Дальнего Востока, внешней торговле Китая, о мерах и весах в Китае. Он имел большой опыт практической работы во Внешторге РСФСР, но, к сожалению, фактический материал в его лекциях не был систематизирован. Доцент Киквадзе читал лекции и вел семинары по диалектическому и историческому материализму. Доцент Харнский Константин Андреевич - японовед, окончил японское отделение Восточного института во Владивостоке В ДВГУ являлся заведующим кафедрой политики, экономики и экономической географии стран Дальнего Востока На востфаке он преподавал историю Японии. Он прекрасно знал историю Китая и рассматривал ее в своих работах в тесной связи со всеобщей историей и отрицал ее замкнутый характер. К.А.Харнский - один из первых историков, кто попытался рассмотреть развитие Китая с позиции материалистического понимания истории. Он отказался от династийной периодизации и ввел понятие общественной формации Однако его материалистическая концепция исторического процесса в Китае была противоречивой и несовершенной.

На японском отделении японский язык преподавали Юркевич, Феклин, Овидиев, Сыромятников, но подробных данных о них я не имею.

Федор Владимирович, Вы отметили, что профессорско-преподавательский персонал и выпускники восточного факультета внесли весомый вклад в развитие отечественного и мирового востоковедения. Кого Вы можете отметить в этой связи?

Это большой и важный вопрос, но до настоящего времени он слабо изучен и сейчас нельзя дать на него исчерпывающего ответа. Скажу лишь о некоторых из них и о том, что ими сделано для развития востоковедения на Дальнем Востоке в системе Академии наук за последние, примерно,30 лет.

Одно из ведущих мест в развитии востоковедения занимает Михаил Иосифович Сладковский - выпускник Восточного факультета ДВГУ 1928 г., член-корреспондент АН СССР. После непродолжительной службы в армии он с 1931 по 1965 гг. работал в Министерстве внешней торговли СССР, где прошел путь от референта до начальника Восточного управления и члена коллегии МВТ СССР. Был торгпредом Советского Союза в Китае, принимал участие в подготовке многочисленных торгово-экономических соглашений между двумя странами. В 1967 г. являлся одним

из основателей Института Дальнего Востока АН и до последних дней своей жизни оставался его бессменным директором Где бы Михаил Иосифович ни работал, он постоянно интересовался и оказывал посильную помощь развитию востоковедческой науки на Дальнем Востоке руководил аспирантами, содействовал созданию восточного фонда научной библиотеки ДВНЦ АН СССР и ДВГУ, привлекал дальневосточных востоковедов для участия в проводимых институтом научных конференциях и оказывал помощь в публикации их работ M И Сладковский не только поддерживал инициативу наших востоковедов о создании в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока АН востоковедного направления, но и сам не однажды выходил по этому вопросу в ЦК КПСС и правительство

Несмотря на свою занятость административными делами в Институте Дальнего Востока, Михаил Иосифович никогда не терял интереса к научно-исследовательской работе Его многочисленные фундаментальные труды по торгово-экономическим связям нашей страны с Китаем обогатили отечественное и мировое востоковедение Из них назову только некоторые "Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая" (М ,1953), "История торгово-экономических отношений СССР с Китаем" (1917 1974) (М ,1977), "Китай основные проблемы истории, экономики идеологии" (М ,1978), "Знакомство с Китаем и китайцами" (М ,1984) и др Под его редакцией издана серия книг источниковедческого значения под общим названием "Китайская Народная республика политика экономика, идеология"

Геннадий Васильевич Астафьев - доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР В 1930 г окончил восточный факультет ДВГУ До 1939 г работал в различных учреждениях НКВТ С 1939 по 1946 г служил в армии После демобилизации работал по специальности в различных институтах АН в Москве В 1967 г Г В Астафьев стал одним из основателей Института Дальнего Востока, где до последних дней своей жизни работал заместителем директора по науке Всю свою жизнь Геннадий Васильевич посвятил изучению истории, экономики и внешней политики Китая Он подготовил и опубликовал более 100 научных работ Среди них такие широко известные монографии, как "Экономическая география Синьцзяна", "Американская экспансия в Китае", "Экономические проблемы Китая", "Американский империализм и внешняя торговля Китая", "Интервенция США в Китае и ее поражение" Под редакцией Геннадия Васильевича изданы такие работы, как "Внешняя политика КНР", "Международные отношения на Дальнем Востоке" и др До последних дней своей жизни Г В Астафьев работал над книгой "Китайско-американские отношения в XVII-XX вв", которую так и не успел завершить Много сил отдал Геннадий Васильевич преподавательской деятельности Под его руководством десятки аспирантов подготовили и защитили кандидатские диссертации, его лекции с большим интересом слушали студенты МГУ, МГИМО Работая в Москве, Г В Астафьев никогда не забывал о Дальнем Востоке Он поддерживал тесные связи с сектором Китая Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН и восточным факультетом ДВГУ, который дал ему путевку в жизнь В силу своих возможностей оказывал им помощь в развитии востоковедения в крае

Василий Яковлевич Сидехменов - китаевед, окончил восточный факультет ДВГУ в конце 30-х гг, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Он длительное вре-

мя служил в армии, участвовал в Великой Отечественной войне. В 1946 г. Василий Яковлевич был назначен главным редактором газеты "Голос правды" ("Шихуа бао"), издаваемой командованием Советской Армии в Маньчжури на китайском языке. На этой должности он проработал до мая 1955 г., когда согласно договору все советские войска, находящиеся в районе Даляня и Порт-Артура, были выведены на родину.

По возвращении он демобилизовался из армии и стал работать старшим научным сотрудником в Институте Дальнего Востока. За время-научной деятельности В.Я.Сидехменов подготовил и опубликовал немало научных трудов по различным проблемам Китая. Наиболее значительными из них являются: "Китай, страницы прошлого" (М.,1974), "Маньчжурские правители Китая" (М.,1985).

Я назвал лишь некоторых хорошо известных мне китаеведов, окончивших до меня восточный факультет ДВГУ и прославившихся своей деятельностью и научными трудами не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Вместе со мной в 1939 г. окончил китайское отделение Вяткин Рудольф Всеволодович, ныне кандидат наук, старший научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН. После окончания университета он работал преподавателем китайского языка на курсах военных переводчиков в г.Канске, затем в Институте иностранных языков Советской армии в Москве. После этой работы был заместителем директора Института Китая в Москве. С закрытием этого института Рудольф Всеволодович перешел на работу в отдел Китая Института востоковедения, где работает и до настоящего времени. Вяткин обладает незаурядными способностями ученого-аналитика. Работая в Институте востоковедения, он подготовил и опубликовал немало научных работ по истории и культуре Китая, постоянно выступает с научными докладами на конференциях "Общество и государство в Китае", редактирует издаваемые институтом труды по различным проблемам Китая. Однако главным направлением деятельности является перевод и комментарии трудов известного древнего китайского историка Сыма Цянь "Исторические записки", первый том которых опубликован в 1972 г., а в 1994 г. сдан в печать уже 8-й том. Не вдаваясь в подробности, скажу, что"Исторические записки" (Ши цзи), написанные придворным историографом Сыма Цянем во !М веках до н.э., представляют собой огромный труд, состоящий из 130 глав (более 500 тыс.иероглифов), где излагается по существу легендарный период истории Китая. Перевод и комментарий этого необычного труда, несомненно, требует совершенных знаний истории и культуры Китая, физического и умственного напряжения. Поскольку Р.В. Вяткин подготовил и опубликовал 8 томов исторических записок Сыма Цяня, то можно утверждать, что он владеет этими качествами. Восточный факультет ДВГУ может гордиться своим воспитанником, сделавшим заметный вклад в развитие отечественного востоковедения.

Л.В.Попова в 1939 г. окончила китайское отделение восточного факультета. Она прекрасно владеет китайским, японским и английским языками и всю свою жизнь посвятила преподаванию этих языков в вузах Москвы.

И.Г.Защипайло в 1939 г. окончил японское отделение восточного факультета, некоторое время работал в советском посольстве в Японии, затем до последних дней своей жизни преподавал в Военно-дипломатической академии в Москве.

Н.С.Табачко тоже в 1939 г. окончил японское отделение, после чего длительное время служил на Тихоокеанском флоте. Демобилизовавшись, поступил на работу в сектор Японии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Он подготовил и защитил диссертацию кандидата исторических наук. Николай Самуилович, работая в секторе Японии, занимался исследованием истории о.Хоккайдо.

В.А.Соловьева (Руденко) окончила японское отделение в 1939 г., была призвана на действительную военную службу, которую проходила на ТОФ в качестве переводчика японского языка. В 1948 г. после демобилизации несколько лет работала в научной библиотеке Дальневосточного научного центра, где заведовала восточным фондом.

Теперь настала очередь сказать несколько слов о себе и некоторых воспитанниках восточного факультета ДВГУ, с которыми мне пришлось работать в последние 30 лет в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Я окончил восточный факультет в 1939 г., много лет прослужил на действительной военной службе на ТОФ. После демобилизации в декабре 1960 г. стал работать в ДВ ФАН СССР. До осени 1962 г. заведовал отделом научных кадров и аспирантуры, затем по своей просьбе был переведен в Отдел истории, археологии и этнографии народов Дальнего Вотока в качестве младшего научного сотрудника, где и началась моя востоковедная деятельность.

Я начал с собирания востоковедческих кадров и формирования научной группы Китая, а с преобразованием Отдела истории в институт того же наименования в 1971 г. в его составе был образован сектор Истории и культуры зарубежных стран Дальнего Востока, заведующим которого я был назначен. В качестве лаборантов в нем начали творческий путь выпускники факультета: Г.П.Белоглазов, Г.Н.Романова, Г.П.Гридина, Г.Ф.Захарова, Г.С.Каретина, Г.А.Сухачева, З.Ф.Моргун, И.И.Баланева, ВА.Гайкин, Г.В.Ожерельева, А.Е.Бажина, А.И.Гладченков и др. После преобразования творческих групп Китая и Японии в раздельные сектора китаисты приступили к разработке комплексной проблемы "История Северо-восточного Китая с древнейших времен до наших дней", японисты занялись исследованием истории о.Хоккайдо.

Однако плановая тематика не ограничивала научные интересы сотрудников. Многие из них прошли обучение в аспирантуре в московских НИИ - Институте востоковедения и Институте Дальнего Востока, успешно защитив кандидатские диссертации и опубликовав по их итогам индивидуальные монографии. За 10-15 лет сформировался высококвалифицированный научный коллектив. Е.В.Верисоцкая и я защитили диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Пройдя путь от лаборанта до кандидата и доктора наук, выпускники факультета, работая в академии наук, внесли весомый вклад в развитие востоковедения на Дальнем Востоке. В качестве примера приведу работу сектора Китая по подготовке и изданию своей научной продукции: Ф.В.Соловьев "Китайские отходники и их географические названия в Приморье" (1976); "Словарь китайских топонимов на территории советского Дальнего Востока" (1975); "Китайское отходничество на Дальнем Востоке России в эпоху капитализма" (1989); Г.Н.Романова "Экономические отношения России и Китая на Дальнем Востоке XIX-начало XX в."; М.А.Патрушева, Г.А.Сухачева "Экономическое развитие Маньчжурии (вторая половина XIX-первая треть ХХвв.)" (1985); Л.В Забровская "Политика Цинской империи в Корее 1876-1910 гг." (1987); Г. Ф. Захарова "Политика Японии в

Маньчжурии 1932-1945 гг." (1990); "История Маньчжурии XVII-XX вв.: Библиографический указатель. Кн.1: Труды по истории Маньчжурии на русском языке (1781-1975 гг.)" (1981); "История Маньчжурии ХН-ХХ." Кн.2: Труды по истории Маньчжурии на иностранных языках (1781-1975 гг.); "История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв." Кн.1. Маньчжурия в эпоху феодализма (XVII-XX вв.) (1987), "История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв." Кн.2. Северо-Восточный Китай 1917-1949 гг. (1989). Опубликовано ряд справочников: ГЛ.Белоглазое, Л.И.Головачева "Китайская Народная республика:' Провинция Цзилинь" (1986);" Китайская Народная республика: Провинция Хэйлунцзян (1987)", ЯИ.Головачева, Г.С.Каретина, Г.И.Ткаченко "КНР. Провинция Ляонин" (1988)"; "Становление советско-китайских отношений (1917-1950 гг.)" (1987); "Северо-Восточный Китай в 80-е гг. XX в.: Справочник" (1989) и др.

Японисты опубликовали ряд коллективных научных трудов, в числе которых монографии "Хоккайдо: история и современность" (1993), "Историография русско-японских и советско-японских отношений XIX-XX вв." (1986)", Японская историография отношений России с сопредельными странами на Дальнем Востоке" (1987). Кроме того, опубликовано множество статей по японской тематике.

Это далеко не полный перечень трудов по истории, экономике и культуре Китая и Японии, подготовленных и опубликованных сотрудника-ми-востоковедами в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Но и он подтверждает наш вывод о том, что современное поколение востоковедов продолжает традиции своих предшественников, внося свой скромный вклад в развитие востоковедения на Дальнем Востоке.

Федор Владимирович, как показала жизнь, востоковедение на Дальнем Востоке прошло нелегкий путь и развивалось неравномерно: были подъемы и спады, успехи и неудачи. Тем не менее за это время восточным факультетом ДВГУ подготовлено немало востоковедов и существует востоковедческое направление в Институте истории с его научным потенциалом. При благоприятных условиях этот состав востоковедов мог бы наверстать упущенное и двинуть вперед востоковедческую науку. Однако сейчас, когда правительство России взяло курс на создание рыночной экономики, наука в целом, в том числе и востоковедение, оказались никому не нужными. Они весьма слабо финансируются государством и находятся в стадии полного развала. Как, по вашему мнению, в это трудное время может выжить востоковедение на Дальнем Востоке?

Вопрос ваш весьма интересный и важный, но ответить на него в наше нестабильное время однозначно трудно. Я полагаю, что трудности в развитии науки созданы искусственно и долго такое положение существовать не может. Без науки не может быть никакого прогресса. Я считаю, что востоковедение может облегчить свое положение, если оно объединит силы и средства и скоординирует деятельность всех подразделений.

В настоящее время востоковедение на Дальнем Востоке раздроблено. Кроме Владивостока, изучением торгово-экономических связей России с зарубежными странами АТР занимаются в Институте экономических исследований ДВО РАН в г.Хабаровске и в Комплексном научно-исследовательском институте в г.Благовещенске. Возможно, существуют ка-

кие-то группы подобного профиля и в других ведомствах и учреждениях Дальнего Востока. Все эти востоковедческие подразделения работают независимо друг от друга. Их деятельность никем и никак не координируется, что приводит к дублированию тематики, излишней трате сил и средств. Такое положение нужно исправить.

Владивосток издавна является центром востоковедения и вообще науки на Дальнем Востоке. Он удобно расположен в отношении всех зарубежных стран АТР. Здесь находится восточный факультет ДВГУ, где готовятся востоковедческие кадры, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН с довольно сильным в научном отношении потенциалом кандидатов и докторов наук. Вокруг этих двух востоковедческих подразделений должна складываться деятельность востоковедов на Дальнем Востоке. Для координации их деятельности должен быть образован единый ученый совет по проблемам стран АТР, который взял бы на себя разработку учебных, научно-исследовательских программ, а также принял участие в установлении и развитии торгово-экономических и культурных связей Дальнего Востока России со странами АТР. За выполнение этих программ должны отвечать руководители соответствующих подразделений.

В Тихоокеанском востоковедческом центре (ТВЦ), кроме подготовки востоковедческих кадров для дальневосточного региона России, следует начать подготовку специалистов соответствующего профиля стран АТР

Финансирование подразделений ТВЦ должно осуществляться ДВО РАН, ДВГУ и специальным фондом, созданным администрацией краев, областей и торгово-экономическими организациями Дальнего Востока, заинтересованными в установлении и развитии государственных, торговоэкономических и культурных связей со странами АТР. К участию в создании такого фонда необходимо привлечь страны АТР, которые согласятся стать членами ТВЦ.

Предлагаемый мною вариант выживания востоковедения на Дальнем Востоке является ориентировочным. Для серьезной проработки этого вопроса следует создать соответствующий орган из представителей заинтересованных сторон и поручить ему внести конкретные предложения по организации механизма деятельности ТВЦ.

Федор Владимирович, спасибо Вам за содержательную беседу и за все то, что Вы сделали в нашем востоковедении.

Интервью вела канд.ист.наук 3. Моргун

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.