Научная статья на тему 'Мотивы занятия физической культурой и спортом у студентов ВУЗа'

Мотивы занятия физической культурой и спортом у студентов ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная активность / мотивация занятия спортом / студенты ВУЗов / физическая культура / спорт. / motor activity / motivation for sports / university students / physical education / sports.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Красноперов Михаил Дмитриевич, Барябина Валентина Юрьевна, Самигуллина Гузалия Закирзяновна

В статье определены ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом у студентов вузов. Научная новизна состоит в сравнении мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов в зависимости от направленности обучения (гуманитарный, технический), а также пола. Практическая значимость. Данная работа будет полезна специалистам по физическому воспитанию при вовлечении студентов в занятия физической культурой. Методы исследования. Проведен онлайн опрос 369 студентов по методике А.В. Шаболтас «Мотивы занятия спортом». В опросе приняло участие 52,3% девушек и 47,7% юношей. Студентов, учащихся на гуманитарных специальностях было 62,3%, студентов на технических специальностях – 37,7%. Результаты. Для всех студентов выявлен рационально-волевой мотив заниматься спортом. Далее следовал мотив физического самоутверждения для поддержания здоровья и физической активности. Эмоциональное удовольствие было на третьем месте – получение положительных эмоций от двигательных усилий и мотив достижения успеха в спорте. У студентов гуманитарных вузов отсутствовал мотив подготовки к профессиональной деятельности. У студентов технических вузов отсутствовали: мотив социального самоутверждения, социально-эмоциональный мотив, социально-моральный мотив и мотив подготовки к профессиональной деятельности. У девушек, наряду с превалированием мотивов (рекреационного и физического самоутверждения, преобладали эмоциональное удовольствие и достижение успеха в спорте, отсутствовали мотивы подготовки к профессиональной деятельности. У юношей преобладали мотивы рекреационного и физического самоутверждения, эмоционального удовольствия, достижения успеха в спорте и спортивно-познавательный мотив. Отсутствовали социально-эмоциональный мотив и социально-моральный мотив, которые были у девушек. Заключение. Данное исследование показало иерархию выявленных мотивов у студентов, что, в дальнейшем, может способствовать вовлечению студентов в занятия физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Красноперов Михаил Дмитриевич, Барябина Валентина Юрьевна, Самигуллина Гузалия Закирзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives for physical education and sports among university students

The article identifies the leading motives for physical education and sports among university students. The scientific novelty consists in comparing the motives of physical education and sports among students, depending on the direction of study (humanities, technical), as well as gender. Practical significance. This work will be useful for physical education specialists when involving students in physical education classes. Research methods. An online survey of 369 students was conducted using the method of A.V. Shaboltas "Motives for playing sports". 52.3% of girls and 47.7% of boys took part in the survey. There were 62.3% of students in humanities and 37.7% of students in technical specialties. Results. A rational and volitional motive to engage in sports has been identified for all students. This was followed by the motive of physical self-affirmation to maintain health and physical activity. Emotional pleasure was in third place – getting positive emotions from motor efforts and the motive for achieving success in sports. Students of humanitarian universities had no motive to prepare for professional activity. The students of technical universities lacked: a motive for social self-affirmation, a socio-emotional motive, a socio-moral motive and a motive for preparing for professional activity. The girls, along with the predominance of motives (recreational and physical self-affirmation, emotional pleasure and success in sports prevailed, and there were no motives for preparing for professional activity. The motives of recreational and physical self-affirmation, emotional pleasure, success in sports and sports-cognitive motive prevailed among young men. There was no socio-emotional motive and socio-moral motive that the girls had. Conclusion. This study showed a hierarchy of identified motives among students, which, in the future, may contribute to the involvement of students in physical education and sports.

Текст научной работы на тему «Мотивы занятия физической культурой и спортом у студентов ВУЗа»

УДК 378

Мотивы занятия физической культурой и спортом у студентов ВУЗа

Красноперое М.Д.1*, Барябина В.Ю.1, Самигуллина Г.З.2

1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»

г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0009-0004-6491-4853, mikle.krasnoperov@gmail.com* ORCID: 0009-0000-3196-6623, cpsk. baryabina@mail.ru 2 Удмуртский государственный университет

Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-8407-6955, gyzals@mail.ru

Аннотация: В статье определены ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом у студентов вузов. Научная новизна состоит в сравнении мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов в зависимости от направленности обучения (гуманитарный, технический), а также пола. Практическая значимость. Данная работа будет полезна специалистам по физическому воспитанию при вовлечении студентов в занятия физической культурой. Методы исследования. Проведен онлайн опрос 369 студентов по методике А.В. Шаболтас «Мотивы занятия спортом». В опросе приняло участие 52,3% девушек и 47,7% юношей. Студентов, учащихся на гуманитарных специальностях было 62,3%, студентов на технических специальностях - 37,7%. Результаты. Для всех студентов выявлен рационально-волевой мотив заниматься спортом. Далее следовал мотив физического самоутверждения для поддержания здоровья и физической активности. Эмоциональное удовольствие было на третьем месте - получение положительных эмоций от двигательных усилий и мотив достижения успеха в спорте. У студентов гуманитарных вузов отсутствовал мотив подготовки к профессиональной деятельности. У студентов технических вузов отсутствовали: мотив социального самоутверждения, социально-эмоциональный мотив, социально-моральный мотив и мотив подготовки к профессиональной деятельности. У девушек, наряду с превалированием мотивов (рекреационного и физического самоутверждения, преобладали эмоциональное удовольствие и достижение успеха в спорте, отсутствовали мотивы подготовки к профессиональной деятельности. У юношей преобладали мотивы рекреационного и физического самоутверждения, эмоционального удовольствия, достижения успеха в спорте и спортивно-познавательный мотив. Отсутствовали социально-эмоциональный мотив и социально-моральный мотив, которые были у девушек. Заключение. Данное исследование показало иерархию выявленных мотивов у студентов, что, в дальнейшем, может способствовать вовлечению студентов в занятия физической культурой и спортом.

Ключевые слова: двигательная активность, мотивация занятия спортом, студенты ВУЗов, физическая культура, спорт.

Для цитирования: Красноперов М.Д.*, Барябина В.Ю., Самигуллина Г.З. Мотивы занятия физической культурой и спортом у студентов ВУЗа. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1) .

Motives for physical education and sports among university students

Mikhail D. Krasnoperov1 *, Valentina Yu. Baryabina1, Guzaliya Z. Samigullina2

1St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture

St. Petersburg, Russia ORCID: 0009-0004-6491-4853, mikle.krasnoperov@gmail.com* ORCID: 0009-0000-3196-6623, cpsk.baryabina@mail.ru 2Udmurt State University

Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-8407-6955, gyzals@mail.ru

Abstract: The article identifies the leading motives for physical education and sports among university students. The scientific novelty consists in comparing the motives of physical education and sports among students, depending on the direction of study (humanities, technical), as well as gender. Practical significance. This work will be useful for physical education specialists when involving students in physical education classes. Research methods. An online survey of 369 students was conducted using the method of A.V. Shaboltas "Motives for playing sports". 52.3% of girls and 47.7% of boys took part in the survey. There were 62.3% of students in humanities and 37.7% of students in technical specialties. Results. A rational and volitional motive to engage in sports has been identified for all students. This was followed by the motive of physical self-affirmation to maintain health and physical activity. Emotional pleasure was in third place - getting positive emotions from motor efforts and the motive for achieving success in sports. Students of humanitarian universities had no motive to prepare for professional activity. The students of technical universities lacked: a motive for social self-affirmation, a socio-emotional motive, a socio-moral motive and a motive for preparing for professional activity. The girls, along with the predominance of motives (recreational and physical self-affirmation, emotional pleasure and success in sports prevailed, and there were no motives for preparing for professional activity. The motives of recreational and physical self-affirmation, emotional pleasure, success in sports and sports-cognitive motive prevailed among young men. There was no socio-emotional motive and socio-moral motive that the girls had. Conclusion. This study showed a hierarchy of identified motives among students, which, in the future, may contribute to the involvement of students in physical education and sports.

Keywords: motor activity, motivation for sports, university students, physical education, sports.

For citation: Mikhail D. Krasnoperov*, Valentina Yu. Baryabina, Guzaliya Z. Samigullina. Motives of physical education and sports among University students. Pedagogical, psychological, medical and biological problems of physical culture and sports. 2024; 19(1) .

Актуальность

Мотивом занятий физической культурой и спортом студентов в вузе считается осознанная причина активности, сознательно направленная на достижение поставленной перед собой цели [1-3].

Мотивы занятия спортом условно разделены на общие и конкретные, а вместе они обусловливают выбор вида спортивной специализации. В вузах, как правило, мотивы направлены на получение зачета по предмету «физическое воспитание» [4-6]. Для его получения требуется сдача нормативов по физической подготовленности, по конкретной специализации.

Мотивация способствует саморазвитию (самосовершенствованию) при занятии физической культурой и спортом. При проведении занятий со студентами целесообразно учитывать их возрастные особенности, потребности, ценностные ориентации, взгляды, интересы, убеждения. Мотивация к конкретной специализации (циклическим,

ациклическим, сложнокоординационным видам) складывается в школе. Этому способствуют семья и общество [5, 6].

К мотивам занятий спортом и физической культурой, например, относят: потребность в физической активности и здоровом образе жизни; развитие физических способностей, достижение высоких спортивных результатов; стремление к общественному признанию. В студенческой среде к ним следует отнести: возможность общения с друзьями, укрепление здоровья и поддержание хорошей физической формы, подготовка к будущей профессиональной деятельности, формирование авторитета среди студентов, желание понравиться представителям противоположного пола, получение спортивных разрядов [25].

Результативность занятий физическим воспитанием будет повышаться, если станут доступными не только спортивные объекты и сооружения, учебно-тренировочные базы, спортивный инвентарь и оборудование, но и сформированы способы привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Есть доля студентов, не заинтересованная в занятиях, а есть доля - желающая повысить уровень физической подготовленности. Важная роль принадлежит преподавателю физической культуры и учет интересов студентов.

Цель исследования: определить ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом у студенческой молодежи.

В научно-методической литературе имеются данные по различным вузам, нами проведено исследование по методике А.В. Шаболтас [7], дающее возможность при онлайн опросе установить ведущие мотивы занятия физической культурой и спортом в зависимости от направленности вузовской подготовки (гуманитарный, технический), возраста и пола.

Материалы и методы

Проведен онлайн опрос 369 студентов 17-20 лет по методике А.В. Шаболтас «Мотивы занятия спортом» [11], которая включает 10 мотивов для определения личных доминирующих целей занятия спортом. В опросе приняло участие 52,3% девушек и 47,7% юношей, студентов гуманитарных специальностей - 62,3% и технических специальностей - 37,7%., г. Санкт-Петербург, г. Ижевск, Россия.

Результаты и обсуждение

Результаты полученных исследований мотивов занятий физической культурой и спортом у студентов вузов, далее - «мотивы», отражены на рисунке 1.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

1.1.-11

Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

Рис. 1. Мотивы занятий физической культурой у студентов (п=369)

Примечание: Мотив ЭУ - мотив эмоционального удовольствия; Мотив СС -социального самоутверждения; Мотив ФС - физического самоутверждения; Мотив СЭ -социально-эмоциональный мотив; Мотив СМ - социально-моральный мотив; Мотив ДУ -мотив достижения успеха в спорте; Мотив СП - спортивно-познавательный мотив; Мотив РВ - рационально-волевой мотив; Мотив ПД - мотив подготовки к профессиональной деятельности; Мотив ГП - гражданско-патриотический мотив.

Все студенты, независимо от направленности образования вуза и пола, имели сходную иерархию мотивов. У всех студентов преобладал рационально-волевой мотив заниматься спортом, т.е. желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Занятия спортом для них является хобби. По иерархии мотивов он стоит на первом месте.

На втором месте был мотив физического самоутверждения - стремление к физическому развитию, становлению характера. Занятия спортом для студентов необходимы для поддержания здоровья и физической активности.

На третьем месте - мотив эмоционального удовольствия, при котором студенты получают радость от движения и физических усилий и мотив достижения успеха в спорте, отражающийся в стремлении к улучшению личных спортивных результатов.

Следующим был спортивно-познавательный мотив (четвертое место), характеризующийся стремлением к научно обоснованным принципам тренировки, изучению техники и тактики.

Далее следовали три мотива (пятое место) - мотив социального самоутверждения, которому присуще стремление проявить себя с точки зрения личного престижа, уважения со стороны социума; социально-эмоциональный мотив отражался в стремлении к спортивным занятиям из-за их эмоциональности, неформальности общения; гражданско-патриотический мотив выражался в стремлении к спортивному совершенствованию для

успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны.

На шестом месте находились - социально-моральный мотив, подчеркивающий стремление к командному успеху, подразумевающий контакт с партнерами по команде и тренером и мотив подготовки к профессиональной деятельности - стремлению заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессии.

У студентов гуманитарных вузов также преобладал рекреационный мотив, мотив физического самоутверждения и мотив достижения успеха в спорте. Отсутствовал мотив подготовки к профессиональной деятельности (рисунок 2).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

..I.

I

Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

Рис. 2. Мотивы занятий физической культурой у студентов гуманитарных вузов (п=230)

У студентов технических вузов несколько иная картина, показывающая наряду с преобладающими рекреационным и мотивом физического самоусовершенствования, отсутствие мотива социального самоутверждения, социально-эмоционального мотива, социально-моральногой мотива и мотива подготовки к профессиональной деятельности (рисунок 3).

40

Рис. 3. Мотивы занятий физической культурой у студентов технических вузов (п=139)

Проанализированы мотивы у девушек. Показано, что наряду с превалированием мотивов, (рекреационного и физического самоутверждения), преобладали мотивы

эмоционального удовольствия и достижения успеха в спорте. Отсутствует мотив подготовки к профессиональной деятельности (рисунок 4).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

..I.

. I

Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив Мотив ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

Рис. 4. Мотивы занятий физической культурой у девушек (п=193) У юношей также, как и у девушек, преобладали мотивы рекреационного и физического самоутверждения, а также мотивы эмоционального удовольствия и достижения успеха в спорте, добавляется мотив преобладания и спортивно-познавательный мотив. Отсутствовали социально-эмоциональный мотив и социально-моральный мотив, которые есть у девушек.

1 ,

1.1 1 1 11 11 .1

35 30 25 20 15 10 5 0

МотивМотивМотивМотивМотивМотивМотивМотивМотивМотив ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

Рис. 5. Мотивы занятий физической культурой у юношей (п=176)

Наши данные согласуются с исследованиями авторов [8-10].

Заключение

Таким образом, для всех студентов на первом месте был рационально-волевой мотив - заниматься спортом. Студенты понимают, что если они не будут восполнять дефицит двигательной активности при умственной работе, то это приведет к гиподинамии, гипокинезии, проблемам с опорно-двигательным аппаратом. Далее следует мотив физического самоутверждения для поддержания здоровья и физической активности.

Эмоциональное удовольствие стоит на третьем месте - получение положительных эмоций от двигательных усилий и мотив достижения успеха в спорте.

У студентов гуманитарных и технических вузов отсутствовал мотив подготовки к профессиональной деятельности. У студентов технических вузов отсутствовали: мотив социального самоутверждения, социально-эмоциональный мотив, социально-моральный мотив и мотив подготовки к профессиональной деятельности. У девушек, наряду с превалированием мотивов (рекреационного и физического самоутверждения), преобладают мотивы эмоционального удовольствия и достижения успеха в спорте. Отсутствует мотив подготовки к профессиональной деятельности. У юношей также, как и у девушек, преобладают мотивы рекреационного и физического самоутверждения, а также мотивы эмоционального удовольствия и достижения успеха в спорте, добавляется мотив преобладания и спортивно-познавательный мотив. Отсутствует социально-эмоциональный мотив и социально-моральный мотив, которые есть у девушек.

Мотив подготовки к профессиональной деятельности характерен только юношам, что дает основание, в дальнейшем, планировать занятия по физическому воспитанию с акцентом на будущую профессию выпускников институтов. Таким образом, можно утверждать, что устойчивые внутренние мотивы занятия физической культурой и спортом для профилактики гиподинамии, повышения двигательной активности и спортивных результатов являются одними из значимых ресурсов постоянных занятий физической культурой.

Список литературы

1. Кабаргина А.А., Севодин С.В. Физическая культура и спорт в жизни студента. Вопросы педагогики. 2021; 2-1: 63-66.

2. Соковикова М.М., Новиков А.В. Роль мотивации в занятиях по физической культуре. Международный научный журнал «Актуальные исследования». 2024; 3(185): 6264.

3. Кононенко А.О. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека. Интерактивная наука. 2024; 1(87): 60-61.

4. Геворкян А.Д. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в высших учебных заведениях. Педагогика, психология, общество: от теории к практике. 2022: 247248.

5. Стародубцев М.П., Сапсаева Т.В. Организационные аспекты мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Человек и образование. 2022; 2(71): 71-77.

6. Шалыгина С.А., Донскова В.В. Особенности мотивации студентов к занятиям физической культурой. Вопросы физической культуры и спорта в современном социуме. 2022: 214-219.

7. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте. Вопросы психологии. 2003; 4: 18.

8. Лукманова Н.Б., Пухов Д.Н., Малинин А.В., Самигуллина Г.З. Сравнительный анализ самооценки факторов физической активности у студентов во внеучебное время. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; 9(211): 256-260.

9. Хамидуллина Г.Ф. Исследование мотивов посещения занятий физической культурой у студентов технических вузов. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; 6(196). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivov-posescheniya-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-u-studentov-tehnicheskih-vuzov.

10. Банкет М.В. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в техническом вузе. Международная научно-техническая конференция молодых ученых, Белгород, 25-27мая 2020 года. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2020: 6087-6096.

References

1. Kabargina A.A., Sevodin S.V. Physical culture and sport in student's life. Voprosy pedagoiki. 2021; 2-1: 63-66 [In Russ.].

2. Sokovikova M.M., Novikov A.V. The role of motivation in physical education classes. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal "Aktual'nye issledovaniya". 2024; 3(185): 62-64 [In Russ.].

3. Kononenko A.O. The role of physical culture in maintaining and strengthening human health. Interaktivnaya nauka. 2024; 1(87): 60-61 [In Russ.].

4. Gevorkyan A.D. Motivation of students to engage in physical education in higher educational institutions. Pedagogika, psihologiya, obchastvo: ot teorii kpraktike. 2022: 247-248 [In Russ.].

5. Starodubtsev M.P., Sapsaeva T.V. Organizational aspects of motivating students to engage in physical education and sports. ChelovekIobrazovnaie. 2022; 2(71): 71-77 [In Russ.].

6. Shalygina S.A., Donskova V.V. Features of students' motivation for physical education. Voprosy fizicheskoj kul'tury Isporta v sovremennom sociume. 2022: 214-219 [In Russ.].

7. Shaboltas A.V. Motives for playing high-performance sports in adolescence. Voprosy psihologii. 2003; 4: 18 [In Russ.].

8. Lukmanova N.B., Pukhov D.N., Malinin A.V., Samigullina G.Z. Comparative analysis of self-assessment of physical activity factors in students during extracurricular time. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022; 9(211): 256-260 [In Russ.].

9. Khamidullina G.F. A study of the motives for attending physical education classes among students of technical universities. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; 6(196). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivov-posescheniya-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-u-studentov-tehnicheskih-vuzov [In Russ.].

10. Banquet M.V. Motivation of students to engage in physical culture and sports at a technical university. Mezhdunarodnaya nauchno-tehnicheskaya konferenciya molodyh uchenyh, Belgorod, 25-27 maya 2020 goda [International Scientific and Technical Conference of Young Scientists, Belgorod, May 25-27, 2020]. Belgorod: Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov. 2020: 6087-6096 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.02.2024

Красноперое Михаил Дмитриевич - аспирант, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, дом 6 литера А помещение 15-Н, e-mail: mikle. krasnoperov@gmail. com Барябина Валентина Юрьевна - младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, дом 6 литера А помещение 15-Н, e-mail: cpsk. baryabina@ mail.ru Самигуллина Гузалия Закирзяновна - кандидат биологических наук, Удмуртский государственный университет, 426004, г. Ижевск, ул. Университетская, дом 1 корпус 4, e-mail: gyzals@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.