Научная статья на тему 'Мотивы занятий физической культурой студентов колледжа в системе формирования общекультурных компетенций'

Мотивы занятий физической культурой студентов колледжа в системе формирования общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / MOTIVATION PHYSICAL ACTIVITY / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бянкина Л. В., Егорова И. А., Сухоловская Т. Л.

Изучение мотивов занятий физической культурой у различных групп населения не теряет актуальности на протяжении длительного времени, поскольку по-прежнему доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, незначительна. С введением федеральных государственных образовательных стандартов физической культуре была отведена значительная роль в формировании общекультурных компетенций. В статье анализируются мотивы занятий физической культурой у студентов колледжа и проводится их сопоставление с личностными качествами, формирование которых обозначено в общекультурных компетенциях. Кроме того, в анкету включены вопросы, отражающие мнение студентов по поводу влияния занятий по физической культуре на формирование у них общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бянкина Л. В., Егорова И. А., Сухоловская Т. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES PHYSICAL TRAINING COLLEGE STUDENTS IN THE SYSTEM OF THE FORMATION GENERAL CULTURAL

The study of the motives of physical education in different groups of the population does not become outdated for a long time, since, still, the proportion of the population regularly engaged in physical culture and sports is negligible. With the introduction of the federal state educational standards of physical training was assigned a significant role in the formation of the general cultural competencies. This article analyzes the reasons of physical education at the college students and how they compare to the personal qualities, the formation of which is indicated in the general cultural competence. In addition, the questionnaire included questions that reflect the students’ opinion about the effect of physical training on the formation of their common cultural competencies.

Текст научной работы на тему «Мотивы занятий физической культурой студентов колледжа в системе формирования общекультурных компетенций»

УДК 796.011:377

МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Л.В. Бянкина1, И.А. Егорова2, Т.Л. Сухоловская2

1ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», Хабаровск, Россия 2Дальневосточный государственный межрегиональный индустриально-экономический колледж, Хабаровск, Россия

Для связи с авторами: e-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected].

Аннотация:

Изучение мотивов занятий физической культурой у различных групп населения не теряет актуальности на протяжении длительного времени, поскольку по-прежнему доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, незначительна. С введением федеральных государственных образовательных стандартов физической культуре была отведена значительная роль в формировании общекультурных компетенций. В статье анализируются мотивы занятий физической культурой у студентов колледжа и проводится их сопоставление с личностными качествами, формирование которых обозначено в общекультурных компетенциях. Кроме того, в анкету включены вопросы, отражающие мнение студентов по поводу влияния занятий по физической культуре на формирование у них общекультурных компетенций.

Ключевые слова: мотивы занятий физической культурой, общекультурные компетенции, студенты колледжа.

MOTIVES PHYSICAL TRAINING COLLEGE STUDENTS IN THE SYSTEM OF THE FORMATION GENERAL CULTURAL

L.V. Byankina1, I.A. Egorova2, T.L. Suholovskaya2

1 Far Eastern state academy of physical culture, Habarovsk, Russia

2Far Eastern State Interregional Industrial and Economic College, Habarovsk, Russia

Abstract:

The study of the motives of physical education in different groups of the population does not become outdated for a long time, since, still, the proportion of the population regularly engaged in physical culture and sports is negligible. With the introduction of the federal state educational standards of physical training was assigned a significant role in the formation of the general cultural competencies. This article analyzes the reasons of physical education at the college students and how they compare to the personal qualities, the formation of which is indicated in the general cultural competence. In addition, the questionnaire included questions that reflect the students' opinion about the effect of physical training on the formation of their common cultural competencies. Key words: motivation physical activity, general cultural competence, college students.

ВВЕДЕНИЕ

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в среднем профессиональном образовании обусловило необходимость развития у выпускников не только знаний, умений и навыков, но и общекультурных и профессиональных компетенций. Немаловажная роль в формировании общекультурных компетенций, которые носят надпрофессиональный характер и выражаются через личностные качества, отводится занятиям по физической

культуре. В ФГОС специальностей, по которым ведется подготовка в Дальневосточном индустриально-экономическом колледже, практически везде встречаются формулировки: «умение самостоятельно организовывать собственную деятельность», «умение решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях», «работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение». То есть, у будущего специалиста предполагается сформировать такие качества, как самостоятельность, умение принимать от-

ветственные решения, коммуникабельность. В свою очередь, в морфологии культуры физическая культура рассматривается как базовая культура личности, выступающая своеобразным «фундаментом» для развития человека. В теории физической культуры доказано, что она является неотъемлемой частью культуры каждой личности. В то же время в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» к 2015 году планируется увеличить долю населения, систематически занимающегося ФКиС, до 30%. То есть, фактически в обществе признается низкий уровень физической культуры людей, не осознается в полной мере ее потенциал и значимость. Таким образом, существует противоречие между задачами, которые должны решаться на занятиях по физической культуре в профессиональном образовании в формировании как физической культуры личности, так и общекультурных компетенций, и фактическим отношением граждан российского общества, в том числе и учащейся молодежи, к значимости регулярных занятий физическими упражнениями как составляющей физической культуры личности. Для решения указанного противоречия нами было проведено анкетирование студентов первого курса индустриально-экономического колледжа. Задачи исследования,:

• выявить основные мотивы к занятиям физической культурой;

• оптимизировать процесс физического воспитания в колледже;

• повысить интерес студентов к занятиям физической культурой.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании была использована модифицированная нами анкета (1), представляющая собой 32 вопроса, которые отражают 12 групп мотивов: оздоровительные, двигательно-дея-тельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развивающие, профессионально ориентированные, административные, психолого-значимые, воспитательные, статусные, культурологические.

Кроме того, было добавлено четыре вопроса, в которых были заложены формулировки, применяемые в общекультурных компетенциях во всех федеральных государственных образовательных стандартах, реализуемых в колледже. Каждое из тридцати двух утверждений должно было быть оценено респондентами по пятибалльной шкале, где 1 балл обозначал «не согласен совсем», 5 — «согласен полностью». В исследовании приняли участие 87 первокурсников: 42 девушки и 45 юношей. Выбор учащихся первого курса был обусловлен тем, что они обучаются по новым учебным планам, где предусмотрены модули, направленные на развитие общекультурных и профессиональных компетенций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами выявлено, что в структуре мотивации занятий физической культурой имеются различия между юношами и девушками. В структуре женской мотивации получена следующая иерархия: на первом месте - психолого-значимые мотивы (63% опрошенных), на втором месте - административные мотивы (61% респондентов), на третьем месте - эстетические мотивы (58%). У юношей в структуре мотивов преобладают двигательно-деятельностные мотивы, их отметили 63% опрошенных, второе и третье место делят административные и коммуникативные мотивы — их отметили 56% опрошенных. Обращает на себя внимание тот факт, что и у юношей, и у девушек на втором месте находятся административные мотивы, связанные с обязательностью занятий физической культурой в учебных заведениях России. Для получения итоговых результатов введена система зачетов, один из которых по предмету «Физическая культура». Своевременная сдача зачета по данной дисциплине, избежание конфликта с преподавателем и администрацией учебного заведения побуждают студентов заниматься физической культурой. Эстетические мотивы отражают стремление студентов к занятиям физическими упражнениями как средству улучшения внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (совершенствование телосложения, подчеркивание «выигрышных» особенностей

фигуры, увеличение пластичности движений). Как уже было отмечено, ответ «согласен полностью» выбрали 58% опрошенных девушек, в то время как у юношей данные мотивы отметили 48% респондентов. Данная группа мотивов, по нашему мнению, тесно связана с развитием моды на занятия физической культурой и спортом. Занимающие первое место в структуре мотивации юношей двигательно-деятельностные мотивы отмечены у 53% опрошенных девушек. В большей степени также представлены в женской аудитории оздоровительные мотивы — их отметили 55% опрошенных девушек, в то время как у юношей высокую значимость оздоровительных мотивов отмечают лишь 42% опрошенных. Соревновательно-конкурентные мотивы отмечают 54% юношей и 41% девушек. Стремление достичь определенного спортивного уровня, победить в состязаниях соперника является одним из мощных регуляторов и значимой мотивацией к активным занятиям физическими упражнениями. Коммуникативные мотивы, отражающие возможности общения в процессе занятий физкультурной деятельностью, работы в команде, совместного достижения целей, проявления лидерских способностей, больше отмечают юноши — 56% опрошенных, среди девушек данный мотив отметили 21,4% респондентов. Познавательно-развивающие мотивы тесно связаны со стремлением человека познать свой организм, свои возможности, а затем улучшить их с помощью средств физической культуры и спорта. Они во многом близки к соревновательной мотивации, но основаны на желании победить себя, свою лень, а не соперника на состязании. Представленная мотивация заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние и повысить физическую подготовленность. И у юношей, и у девушек данные мотивы отметили приблизительное равное количество человек, что в среднем составило 42% опрошенных.

Группа профессионально ориентированных мотивов связана со значением занятий физической культурой, ориентированных

на развитие профессионально важных качеств студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к предстоящей трудовой деятельности. Профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся содействует развитию психофизической готовности студента к будущей профессии. Данные мотивы присутствуют в ответах 50% мужской аудитории и 42% женской.

Психолого-значимые мотивы занятий физической культурой связаны со снятием эмоционального напряжения, предупреждением развития стрессовых состояний, отвлечением от неприятных мыслей, снятием умственного напряжения, восстановлением психической работоспособности, нейтрализацией отрицательных эмоций. Данная группа мотивов представлена у женской части аудитории на первом месте, у юношей данную группу мотивов выбрали 43% опрошенных. Воспитательные мотивы занятий физической культурой и спортом связаны с тем, что данные занятия развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля. Систематические занятия физическими упражнениями содействуют развитию морально-волевых качеств, а также воспитанию патриотизма и гражданственности. Данную группу мотивов отметили для себя 43% девушек и 48% юношей. Статусные мотивы, связанные с повышением личностного статуса при возникновении конфликтных ситуаций, разрешаемых в ходе физического воздействия на другого человека, а также увеличением потенциала жизнестойкости в личностных конфликтах, отметили 48% юношей и 30% девушек. Рассматриваемые нами культурологические мотивы приобретаются у подрастающего поколения с воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами и направленным на формирование у личности потребности в занятиях физическими упражнениями. В части занятий физическими упражнениями они характеризуются влиянием на личность культурной среды, законов социума и «законов» группы. Данный мотив как значимый отметили 56% девушек и 33% юношей. В то же

время 30% юношей указали на свое полное несогласие с данным утверждением. В целом, структура мотивации учащихся имеет достаточно сложный и дифференцированный характер. Она зависит от многих факторов: личности преподавателя физической культуры, его педагогического мастерства, особенностей воспитательной работы в группе, в семье, от социального окружения, физической и технической подготовленности самих учащихся.

В то же время отмечаемые студентами мотивы занятий физической культурой в колледже связаны с самооценкой ими собственных личностных качеств, что было заложено в вопросах анкеты: смелости, решительности, самостоятельности, самодисциплины, организаторских способностей, оценивании рисков и принятии решений в нестандартных ситуациях. Данные личностные качества перечисляются в формулировках компетенций, которые должны быть сформированы в процессе получения профессионального образования. С утверждением «На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину» полностью согласны 42,9% девушек и 31,1% юношей.

С утверждением «На занятиях физической культурой я учусь самостоятельно организовывать собственную деятельность» полностью согласны 28,6% девушек и 20% юношей, однако ответ «согласен» выбрали 40,5% девушек и 22,2% юношей, что говорит, во-первых, о том, что девушки и юноши по-разному оценивают значимость физической культуры для развития у себя организаторских способностей, во-вторых, что среди юношей, даже по сумме ответов, менее половины согласны с данным утверждением. Для педагогов по физической культуре эти ответы являются значимой информацией в целях развития данной компетенции. Еще один вопрос анкеты включал в себя формулировку «На занятиях физической культурой я учусь самостоятельно решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях», что прописано в общекультурных компетенциях. С

данным утверждением полностью согласились 36% девушек и 22, 2% юношей. Отметку «согласен» поставили 31% девушек и 22, 2% юношей, что в целом схоже с ситуацией по предыдущему вопросу. Возможно, девушки, в большем количестве соглашаясь с представленными утверждениями, проявляют свою лояльность и восприимчивость к новому. Однако в целом можно сказать, что студенты невысоко оценивают значимость физической культуры для формирования у себя общекультурных компетенций, хотя имеется определенный потенциал для этого. На наш взгляд, проблема формирования положительных мотивов к занятиям по физической культуре у студентов будет решена, если будут применяться следующие средства:

• дифференцирование заданий и их оценки относительно принадлежности учащихся к определённой медицинской группе и улучшения личного результата по нормативным требованиям программы;

• использование в обучении «ситуации успеха»;

• воспитание у учащихся потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой;

• преподавание теоретического материала по физической культуре и здоровому образу жизни с обоснованным использованием информационных компьютерных технологий;

• вовлечение учащихся в проектно-иссле-довательскую деятельность;

• привлечение учащиеся к занятиям в спортивных секциях;

• обеспечение взаимосвязи физического воспитания с профессиональной ориентацией личности будущего специалиста;

• широкое освещение спортивных мероприятий колледжа в стенной газете, плакатах, фильмах и презентациях, в создании которых принимали бы участие сами студенты.

ВЫВОДЫ

1. Мотивы физической активности, и в целом занятий по физической культуре в учебных заведениях отражают функции физической культуры, выполняемые ею в обществе. Предназначение физической культуры в обще-

стве, ее смыслы и ее появление в истории человечества в той или иной степени осознаются каждым человеком. Интериоризация ценностей физической культуры происходит под влиянием различных институтов общества, в первую очередь семьи и учебных заведений. Однако если мир семьи не доступен и не подвластен окружающим, то создание специальных условий по усвоению ценностей физической культуры в образовательных учреждениях является их прямой обязанностью и регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами.

2. Структура мотивации занятий физической культурой имеет гендерные особенности: у девушек и юношей ведущими являются разные мотивы, однако и у одних, и у других на втором месте находятся административные мотивы, связанные с контролем со стороны преподавателя и администрации колледжа. Данные обстоятельства, которые вполне очевидны, тем не менее должны быть учтены в

работе педагогов, поскольку с прекращением контроля интерес к занятиям физической культурой у студентов может ослабнуть.

3. Связывая в целом занятия физической культурой с развитием у себя личностных качеств, необходимых для жизни, студенты не в полной мере осознают потенциал физической культуры, на что указывает количество респондентов, выбравших ответ «полностью согласен»: данный процент и у девушек, и у юношей по разным вопросам колеблется от 0% до 63%. Большая часть мотивов отмечена всего лишь половиной студентов.

4. Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует определенных изменений в построении учебного процесса по физической культуре в колледже. Студенты проявляют готовность к формированию общекультурных компетенций на занятиях физической культурой, однако данная готовность в большей степени представлена в женской аудитории, что должно быть учтено в работе педагогов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бауэр, В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: автореф. дис. ... канд.пед. наук. /В.А. Бауер. / - М., 1987. - 23 с.

BIBLIOGRAPHY

1. Bauer, V.A. Formation of the interests and needs in physical culture and sports in the future teachers: Author. dis. ... kand.ped. Science. /V.A. Bauer/ - M., 1987. - 23 sec.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бянкина Лариса Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Дальневосточной государственной академии физической культуры

Егорова Ирина Анатольевна - преподаватель физического воспитания Дальневосточного государственного межрегионального индустриально-экономического колледжа

Сухоловская Татьяна Леонидовна - преподаватель физического воспитания Дальневосточного государственного межрегионального индустриально-экономического колледжа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.