Научная статья на тему 'Мотивы занятий баскетболом спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата'

Мотивы занятий баскетболом спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1341
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / занятие спортом / социализирующая роль спорта / инвалид / спортсмены-инвалиды / социальная защита инвалидов / лица с ограниченными возможностями / опорно-двигательный аппарат / поражение опорно-двигательного аппарата / баскетбол / баскетбол на колясках

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Митин А. Е.

Статья посвящена анализу мотивов занятий баскетболом спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Полученные данные показывают наличие как общих, так и специфических тенденций в мотивах мужчин и женщин, определяющих их адаптацию к другой сфере жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of motives to take part in basketball of sportsmen-invalids with affection of the musculoskeletal system. The received data shows presence general and specific tendencies in motives of men and women determining their adaptation to other sphere of vital activity.

Текст научной работы на тему «Мотивы занятий баскетболом спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата»

А. Е. Митин

МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа представлена кафедрой спортивных игр.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Нестеров

Статья посвящена анализу мотивов занятий баскетболом спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Полученные данные показывают наличие как общих, так и специфических тенденций в мотивах мужчин и женщин, определяющих их адаптацию к другой сфере жизнедеятельности.

The article is devoted to the analysis of motives to take part in basketball of sportsmen-invalids with affection of the musculoskeletal system. The received data shows presence general and specific tendencies in motives of men and women determining their adaptation to other sphere of vital activity.

За последние годы сформировались основные положения государственной политики в области социальной защиты инвалидов, направленной на максимально возможную интеграцию их в общество. И самое главное, в стране постепенно произошло осознание нового взгляда на инвалидность как на социальные последствия различных заболеваний, травм, дефектов, выражающиеся в нарушении взаимоотношений между человеком и социальной средой.

Для инвалидов жизненно необходимыми являются занятия физическими упражнениями, так как они естественным образом интегрируют одновременное решение задач физической, медицинской и социальной реабилитации.

Определенное развитие среди инвалидов разных нозологических групп получил спорт. Спортивные результаты для них не главное, гораздо важнее восстановить утраченный контакт с окружающим миром. Именно спорт создает психологические ус-

2 10

ловия, необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и усвоения опыта социальной жизни.

Социализирующая роль спорта выражается в том, что он оказывает глубокое и многостороннее воздействие на человека, развивая его физически и духовно. Это и позволяет ему выступать активным субъек-том социального процесса1.

Как отмечает Г. В. Дудкин2, будучи разветвленной и одновременно достаточно определенной (т. е. имеющей организационные пределы) сферой социокультурной жизни, спорт впитывает ее противоречия и становится функционально амбивалентным - может иметь как просоциальную, так и асоциальную направленность, если не способствует развитию и накоплению человеческого потенциала. Однако по своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревнователь -ность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. В этом и заключается главный социализирующий момент спорта.

Следует отметить, что, несмотря на существенную роль адаптивного спорта в социально-педагогической адаптации инвалидов, до настоящего времени данная проблема не имеет всестороннего освещения. Вследствие этого, по мнению В. П. Жиленковой3, в стране существует большая потребность исследований данного направления.

На основе изучения научной и специальной литературы по данной проблеме и исходя из характера объекта и предмета исследования была разработана анкета. Она представляет собой многоплановый вопросник, который содержит три самостоятельных блока, определяющих мотивы занятий баскетболом на колясках.

Социально-психологической блок: восстановить утраченный контакт с окружающим миром; занять определенное социальное положение; приспособиться к жизненным условиям; сознательно участвовать в жизни спортивного коллектива; возвратить чувство социальной полноценности; уста-

новить социальные контакты; сформировать жизнестойкость, социальную активность; выработать настойчивость в достижении цели, умение пережить неудачу, «выкрутиться» из сложной ситуации; для того, чтобы не смириться с болезнью.

Спортивно-профессиональный блок: достичь спортивных успехов, которых не достигли до получения травмы; заработать на содержание семьи; повысить конкурентоспособность в индивидуально-трудовой деятельности ; обеспечить профессиональную реабилитацию; познать себя в новом качестве; раскрыть свои возможности в новой деятельности, в новой жизненной и профессиональной судьбе; снизить фон отрицательного воздействия производства на психику; сформировать предпосылки развития компенсаторных двигательных навыков и умений, необходимых в сфере бытовой и профессиональной деятельности.

Личностной блок: расширить функциональные возможности организма; оздоровить организм; мобилизовать волю; благоприятно повлиять на психику; расширить объем физической нагрузки; выработать внутреннюю дисциплину, собранность, быстроту оценки ситуации и принятия решения; заработать авторитет и уважение со стороны окружающих; самовоспитание; воспитать умение управлять своим физическим и эмоциональным состоянием.

В обобщенном виде логика исследования заключалась в том, чтобы попытаться рассмотреть мотивы выбора занятий адаптивным спортом на примере баскетбола на колясках и его влияние на механизм социально-педагогической адаптации.

К исследованию были привлечены лица с повреждением опорно-двигательного аппарата, занимающиеся баскетболом на колясках, в количестве 24 человек, являющиеся членами баскетбольного клуба инвалидов («БасКИ»), из них 16 мужчин в возрасте от 19 до 49 лет и 8 женщин в возрасте от 17 до 50 лет. Время между 1-ми 2-м исследованием составляло 1 год. Полученные результаты представлены в таблице.

Таблица

Изменение мотивов занятий баскетболом у мужчин и женщин в процессе исследования (персентили, %)

Номер Мотивы Мужчины Женщины

1-й этап 2-й этап 1-й этап 2-й этап

1 Спортивные успехи 26,9 34,6 5,8 21,2

2 Содержание семьи 1,9 25,0 1,9 1,9

3 Восстановление контакта с окружающими 94,2 94,2 67,3 25,0

4 Социальное положение 9,6 5,8 25,0 5,8

5 Приспособление к жизни 19,2 9,6 51,9 34,6

6 Расширение возможностей организма 65,4 75,0 90,4 90,4

7 Оздоровление 98,1 88,5 71,2 78,8

8 Мобилизация воли 78,9 40,4 40,4 44,2

9 Участие в жизни спортивного коллектива 51,9 34,6 57,7 73,1

10 Социальная полноценность 44,2 48,1 13,5 28,8

11 Установление контактов 51,9 44,2 80,8 73,1

12 Влияние на психику 32,7 28,8 28,8 55,8

13 Физическая нагрузка 71,2 51,9 98,1 98,1

14 Конкурентоспособность в трудовой деятельности 19,2 17,3 17,3 9,6

15 Профессиональная реабилитация 13,5 13,5 21,2 13,5

16 Рекреация профессиональной деятельности 5,8 1,9 36,5 17,3

17 Формирование компенсаторных движений 38,5 98,1 63,5 50,0

18 Борьба с болезнью 78,9 67,3 86,5 86,5

19 Формированиежизнестойкости и социальной активности 65,4 59,6 46,2 34,6

20 Выработка дисциплинированности, собранности 59,6 59,6 9,6 40,4

21 Выработка умений пережить неудачу 88,5 75,0 46,2 50,0

22 Авторитет у окружающих 26,9 21,2 32,7 59,6

23 Самовоспитание 38,5 59,6 94,2 94,2

24 Самопознание 78,9 82,7 75,0 65,4

25 Освоение новой сферы жизнедеятельности 51,9 88,5 57,7 82,7

26 Управление физическим и эмоциональным состоянием 88,5 75,0 80,8 65,4

Примечание. В таблице выделены наиболее значимые положительные изменения мотивов занятий баскетбо -лом у спортсменов-инвалидов.

Проведенный анализ позволил разделить мотивы на три группы:

а) значимость не изменилась или изменилась незначительно; б) значимость уменьшилась; в) значимость увеличилась.

У мужчин остались очень значимыми мотивы «восстановление контакта с окружающими» и «самопознание», а у женщин -«расширить объем физической нагрузки», «самовоспитание», «не смириться с болезнью» «расширить функциональные возможности организма». В то же время использование занятий баскетболом с целью профессиональной реабилитации у мужчин осталось на достаточно низком уровне (13,5%). Необходимо отметить, что у женщин не изменилось отношение к мотиву «содержание семьи» - он и в первом и во втором исследовании имел самый низкий процентный рейтинг (1,9 %).

В ходе исследования наблюдалось сни-жение значимости ряда мотивов. Так, у мужчин произошло снижение по мотиву «мобилизация воли». Менее значимыми стали мотивы «физическая нагрузка» и «участие в жизни спортивного коллектива». У женщин - по мотиву «восстановление контакта с окружающими». На наш взгляд это связано с тем, что контакт с окружающими за время исследования восстановился, и это перестало волновать спортсменок. Снижение значимости большинства из представленных мотивов также можно объяснить их частичной реализацией. Следует отметить, что значение ряда мотивов («оздоровление», «управление физическим и эмоциональным состоянием», «выработка умений пережить неудачу») хотя и снизилось, но все еще имеет большое значение для данного контингента.

При рассмотрении мотивов занятий баскетболом у мужчин обращает на себя внимание мотив «формирование компенсаторных движений» - его значимость выросла в 2,5 раза. Этот мотив во втором исследовании занял самое высокое рейтинговое место (98,1%). Почти в 2 раза выросла значимость мотива «освоение новой сферы жизнедеятельности». Но особо следует выделить мотив «содержание семьи». Его значимость возросла с 1,9 до 25%, т. е. более чем в 13 раз. У женщин наблюдались несколько иные приоритеты мотивов. Проведенный анализ показал, что данную группу мотивов можно характеризовать как интерес к самой спортивной деятельности и ее результатам. Особенно возросла значимость мотивов, связанных с повышением авторитета среди окружающих и выработкой дисциплинированности и собранности. Данные изменения в мотивах можно объяснить успешностью выступлений женской команды и, соответственно, удовлетворенностью спортсменок полученными результатами.

Таким образом, полученные нами данные позволяют говорить о том, что занятия баскетболом на колясках представляют собой для спортсменов- инвалидов самоценную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в саморазвитии. Критериями отнесения данного вида занятий как самоценной деятельности служат: добровольность и самостоятельность выбора, активность на занятиях, положительная эмоциональная включенность, избирательное отношение к занятиям. В связи с чем объективные условия спортивной деятельности следует рассматривать как диапазон относительной свободы своего «Я». Необходимо заметить, что заданность со спортивной стороны предопределяется совокупностью условий «микросреды» и уровнем индивидуальных характеристик субъекта деятельности . Это позволяет судить если не бук -вально об уровне социально-педагогической адаптации спортсменов-инвалидов, то, во всяком случае, об уровне индивидуальных возможностей в адаптационных и компенсационных перестройках их организма.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Брезжунов В. Н. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе физического воспитания // Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Матер. науч. конф. М.: Физкультура, образование, наука, 1995. С. 26-30.

2 Дудкин Г. В. Медико-социальный потенциал адаптивного спорта: Автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Волгоград, 2006.

3 Жиленкова В. П. Адаптивный спорт для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.