Научная статья на тему 'МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ "КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ"'

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ "КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мезина Юлия С., Денисова Екатерина Г.

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей личности и мотивов выбор профессии клинического психолога. Данной проблеме уделяется мало внимания, однако в социуме происходит много событий, которые влияют на мотивационно-ценностную сферу. Для того, чтобы понимать, каких специалистов мы получим спустя несколько лет обучения в вузе, стоит более детально изучить эту проблему, так как специалисты данной сферы влияют на наше общество. В исследовании приняли участие 56 человек в возрасте от 17 до 29 лет (90 % девушки), студенты специальности «клиническая психология» 1 и 2 курса г. Ростова-на-Дону. В исследовании использовались следующие методы: метод теоретического анализа научной литературы, метод контент-анализа, метод психологического тестирования: Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин, 1991) и метод математической статистики. Было показано, что в мотивации выбора профессии клинического психолога преобладают случайные и социальные мотивы, что снижает вероятность успешной реализации в профессии. Рассмотрение мотивов выбора профессии в современности имеет определенную значимость, так как мотивы и ценности, с одной стороны, являются регуляторными характеристиками субъекта и, как следствие, влияют на дальнейшие поведенческие паттерны, в то время как с другой стороны, данные характеристики подвержены влиянию актуальных событий, происходящих в социуме. Значимость отдельных ценностных ориентаций в образовательной сфере различается у студентов с разными мотивами выбора профессии клинического психолога. Результаты могут быть использованы в работе психологов технических служб или полезны для карьерных психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES FOR CHOOSING THE PROFESSION "CLINICAL PSYCHOLOGIST"

The article discusses the results of a study of personality characteristics and motives for choosing a profession of a clinical psychologist. Little attention is paid to this problem, however, many events occur in society that affect the motivational and value sphere. In order to understand what kind of specialists we will get after a few years of studying at a university, it is worth studying this problem in more detail, since specialists in this field influence our society. The study involved 56 people aged 17 to 29 years (90% girls), students of the specialty "clinical psychology" of the 1st and 2nd year of the Rostov-on-Don. The following methods were used in the study: the method of theoretical analysis of scientific literature, the method of content analysis, the method of psychological testing: The Questionnaire of terminal values (I. G. Senin, 1991) and the method of mathematical statistics. It has been shown that random and social motives predominate in the motivation of choosing a profession as a clinical psychologist, which reduces the likelihood of successful implementation in the profession. Consideration of motives for choosing a profession in modern times has a certain significance, since motives and values, on the one hand, are regulatory characteristics of the subject and, as a result, affect further behavioral patterns, while on the other hand, these characteristics are influenced by current events taking place in society. The significance of individual value orientations in the educational sphere differs among students with different motives for choosing the profession of a clinical psychologist. The results can be used in the work of psychologists of technical services or useful for career psychologists.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ "КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ"»

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

Научная статья

УДК 159.9.07

https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.3.4

Мотивы выбора профессии «Клинический психолог»

Юлия С. Мезина

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: 2001mezina@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3752-9333

Екатерина Г. Денисова

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: Keithdenisova@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0240-8176

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей личности и мотивов выбор профессии клинического психолога. Данной проблеме уделяется мало внимания, однако в социуме происходит много событий, которые влияют на мотивационно-ценностную сферу. Для того, чтобы понимать, каких специалистов мы получим спустя несколько лет обучения в вузе, стоит более детально изучить эту проблему, так как специалисты данной сферы влияют на наше общество. В исследовании приняли участие 56 человек в возрасте от 17 до 29 лет (90 % девушки), студенты специальности «клиническая психология» 1 и 2 курса г. Ростова-на-Дону. В исследовании использовались следующие методы: метод теоретического анализа научной литературы, метод контент-анализа, метод психологического тестирования: Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин, 1991) и метод математической статистики. Было показано, что в мотивации выбора профессии клинического психолога преобладают случайные и социальные мотивы, что снижает вероятность успешной реализации в профессии. Рассмотрение мотивов выбора профессии в современности имеет определенную значимость, так как мотивы и ценности, с одной стороны, являются регуляторными характеристиками субъекта и, как следствие, влияют на дальнейшие поведенческие паттерны, в то время как с другой стороны, данные характеристики подвержены влиянию актуальных

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

событий, происходящих в социуме. Значимость отдельных ценностных ориен-таций в образовательной сфере различается у студентов с разными мотивами выбора профессии клинического психолога. Результаты могут быть использованы в работе психологов технических служб или полезны для карьерных психологов.

Ключевые слова: мотивация, ценностные ориентации, выбор профессии.

Для цитирования

Мезина Ю.С., Денисова Е.Г. (2022). Мотивы выбора профессии «Клинический психолог». Северо-Кавказский психологический вестник, 20(3), 41-61. https://doi. org/10.21702/ncpb.2022.3.4

Research article

UDC 159.9.07

https://doi.Org/10.21702/ncpb.2022.3.4

Motives for choosing the profession "Clinical psychologist"

Julia S. Mezina

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

E-mail: 2001mezina@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3752-9333

Ekaterina G. Denisova

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

E-mail: Keithdenisova@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0240-8176

Abstract

The article discusses the results of a study of personality characteristics and motives for choosing a profession of a clinical psychologist. Little attention is paid to this problem, however, many events occur in society that affect the motivational and value sphere. In order to understand what kind of specialists we will get after a few years of studying at a university, it is worth studying this problem in more detail, since specialists in this field influence our society. The study involved 56 people aged 17 to 29 years (90% girls), students of the specialty "clinical psychology" of the 1st and 2nd year of the Rostov-on-Don. The following methods were used in the study: the

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

method of theoretical analysis of scientific literature, the method of content analysis, the method of psychological testing: The Questionnaire of terminal values (I. G. Senin, 1991) and the method of mathematical statistics. It has been shown that random and social motives predominate in the motivation of choosing a profession as a clinical psychologist, which reduces the likelihood of successful implementation in the profession. Consideration of motives for choosing a profession in modern times has a certain significance, since motives and values, on the one hand, are regulatory characteristics of the subject and, as a result, affect further behavioral patterns, while on the other hand, these characteristics are influenced by current events taking place in society. The significance of individual value orientations in the educational sphere differs among students with different motives for choosing the profession of a clinical psychologist. The results can be used in the work of psychologists of technical services or useful for career psychologists.

Keywords: motivation, value orientations, choice of profession

For citation

Mezina Ju.S., Denisova E.G. (2022). Motives for choosing the profession "Clinical psychologist". Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin), 20(3), 41-61. (in Russ.). https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.3.4

Введение

В литературе отмечается, что достаточно часто, у абитуриентов нет понимания о том, кто такие клинические психологи и как они работают, а на выбор профессии у подростков часто влияет социум или их личный, иногда травматичный, опыт (Буршинов, 2015; Савенкова, Савина, 2018).

Многочисленные исследования в рамках проблематики профессионального самоопределения дают базу для исследования мотивов выбора профессии клинического психолога. Ученые в своих статьях говорят о влиянии успеха как одной из важных ценностей современного общества, что не менее важно -понимание того насколько значим успех приобретается именно в подростковый период, на основе чего строится представления о мире и своем месте в нем. Понимание этой ценности влияет на постановку целей, объективной оценки перспективы своих достижений и дальнейшей реализации в профессии, понимании себя и своего психологического благополучия в целом. (Бухаленкова, Карабанова, 2018)

Также проблема изучения профессиональной мотивации приобретает значимость для обучающихся социономических профессий, к которым относится профессия психолога. Особенность профессии заключается не только в том, что психолог выстраивает диалог с другим человеком, а также работает

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

с личностью другого человека своей собственной личностью. (Тихонова, 2021)

Осознанная готовность к выбору профессии является системообразующим фактором профессиональной успешности, играет определяющую роль в формировании личности профессионала, а также жизнью в целом. В формировании профессиональной готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», так как «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения». (Богомолова, 2019)

Мотивы, которые приводят человека в профессию имеют огромный потенциал влияния на успешность его учебно-профессиональной и потом профессиональной деятельности (Катаева, 2017; Богданов, 2018).

В зависимости от мотива выбора профессии у будущих студентов могут формироваться дисфункциональные ожидания относительно их учебной деятельности и профессии в целом.

В исследовании 2011 года, где изучались мотивы выбора профессии психолога были выделены и описаны следующие мотивы (Самойлова, 2011):

1. Профессиональный - желание развиваться только в данной сфере деятельности, отсутствие реализации в данной сфере буквально разрушает человека.

2. Социальный - желание помогать людям, делать мир/общество лучше.

3. Случайный - заинтересованность в психологии благодаря каким-то косвенным знаниям о ней.

4. Меркантильный - косвенная заинтересованность в психологии, потребность в базовых знаниях для достижения целей не связанных с сферой психологии.

5. Инфантильный - психология воспринимается как магия, а психологи - волшебники.

6. Бесцельный - хотел в другое место, но по определенным причинам пошел на психолога. Не страшно не реализоваться в профессии.

Несмотря на то, что проведено ни одно исследование на тему влияния мотивов на выбор профессии важно выявить, чем руководствуются обучающиеся, выбирая профессию клинического психолога, ведь дальнейшая их профессиональная деятельность повлияет не только на становление и формирование их личности, а также скажется на качестве жизни всего социума. (Васильева, Фокина, Голубева, Мухина, 2016)

Помимо прочего хочется сделать акцент на том, что профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели - формирование у учеников школы навыка выбора профессии, соответствующей индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

в кадрах, требованиям к современному профессионалу. Именно поэтому разнообразные исследования на тему выбора профессии могут оказать влияние на улучшение данной сферы в наше время. (Моднов, Бугайчук, 2021).

Таким образом, проблема профессионального самоопределения не теряет актуальности в связи с тем, что этот процесс не происходит изолированно в субъекте. Выбор профессии, как определение своего будущего места в обществе, всегда реализуется с учетом меняющейся обстановки в обществе: глобальных вещей, происходящих на государственном и мировом уровнях. Этот меняющийся социальный контекст дает нам возможность обратиться к изучению проблемы на данный момент времени, несмотря на большое количество работ по исследованию мотивов выбора различных профессий и психолога, клинического психолога в том числе. В нашем исследовании мы опирались на внешние социальные факторы, которые в последнее время имеют сильное влияние на общество, абитуриенты больше остальных подвержены ему, так как им нужно определить свое будущее в стрессовой для них ситуации. Мы хотим обратить особое внимание на мотивы и ценности, так как с одной стороны они выступают как регуляторные характеристики субъекта, соответственно, предопределяют и регулируют будущее поведение, а с другой стороны на них имеет сильное влияние актуальная обстановка в обществе. Именно поэтому, невзирая на то, что мотивы и ценности - постоянный «показатель» важно проводить подобные исследования из-за меняющейся ситуации в мире и для наблюдения за адаптацией к ней.

Цель исследования - исследование мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения студентов-клинических психологов.

Гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:

1. В мотивации выбора профессии клинического психолога, вероятно, преобладают случайные и социальные мотивы.

2. Значимость отдельных ценностных ориентаций в образовательной сфере может различаться у студентов с разными мотивами выбора профессии клинического психолога.

Методы

Для проверки заявленных гипотез в исследовании были использованы следующие методы:

1. Метод теоретического анализа научной литературы.

2. Метод контент-анализа. В рамках дисциплины «Введение в профессию» студенты получили задание написать эссе на тему «Моя профессия -Клинический психолог», где нужно было раскрыть основные тезисы:

1) почему они выбрали эту профессию;

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

2) какие события повлияли на то, что они выбрали профессию клинического психолога;

3) кем они видят себя в будущем и как им поможет полученное образование.

В ходе обработки эссе были выделены следующие мотивы, которыми

студенты пришли в профессию: профессиональный, социальный, случайный, бесцельный и смешанный (более 2х мотивов).

3. Метод психологического тестирования: Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин, 1991).

4. Метод математической статистики: критерий Шапиро-Уилка; непараметрический критерий Крускала-Уолиса; тест попарного сравнения по методу Данна. Статистическая обработка осуществлялась с применением программного пакета ^БР 0.16.

В исследовании приняли участие 56 человек в возрасте от 17 до 29 лет (51 девушка, 5 юношей), студенты специальности «клиническая психология» 1 и 2 курса г. Ростова-на-Дону.

Результаты

На первом этапе проводилась обработка и анализ эссе (рис. 1).

Рисунок 1. Мотив выбора профессии клинический психолог 46 ССВУ4.О ВЕЛ

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

В результате обработки данных контент-анализа было установлено, что в мотивации выбора профессии клинического психолога преобладает социально-случайный мотив (47 %). Это значит, что большинство респондентов попадают в профессию, чтобы помогать людям и по причине того, что близкие люди часто обращаются к ним за советом.

Профессионально-случайный и случайно бесцельный составляют примерно одинаковое количество студентов (по 17 %), смешанный - 11 % и всего 8 % профессионально-социальный, который по своему определению в большей степени указывает на то, что студенты действительно хотят реализоваться в профессии, при этом имеют реалистичное представление о ней.

Далее были проанализированы различия значимости ценностей и мотивов выбора профессии в сфере обучения и образования (рис. 2).

Сфера обучения и образования отражает стремление человека к повышению уровня образованности и расширению кругозора, а также указывает на то, что человеку важно учиться и получать новые знания.

Рисунок 2. Различие значимости ценностей и мотивов выбора профессии в сфере обучения и образования

Мы видим, что наименьшее значимое различие отображается по ценности духовного удовлетворения в обучении и образовании (Kruskal-Wallis Test; p = 0,178), а наибольшее значимое различие мы видим в сохранении собственной индивидуальности (Kruskal-Wallis Test; p = 0,631) в обучении и образовании. Примечательно, что у студентов, которым присвоен

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

профессионально-случайный мотив высший показатель практически по всем ценностям, что указывает нам на высокий уровень значимости обучения и образования; в то время как у студентов со смешанным мотивом низший показатель. Также видно, что обучающиеся, которым свойственны мотивы профессионально-социальный и социально-бесцельный имеют практически одинаковые показатели по значимости ценностей собственного престижа (Kruskal-Wallis Test; p = 0,068), развития себя (Kruskal-Wallis Test; p = 0,075) и духовного удовлетворения в образовательной сфере, это может говорить о том, что эти мотивы с перечисленными ценностными ориентациями находятся в отношениях взаимного влияния и комплексно обуславливают выбор профессии в сфере человек-человек.

Важно отметить, что описанные различия не достигают уровня статистической значимости по критерию Крускала-Уолиса, однако по ценностям собственного престижа, саморазвития и значимости учебных достижений, результаты близки к уровню статистической достоверности.

Далее, для уточнения достоверности описанных различий было проведено попарное сравнение по методу Данна (табл. 1).

Таблица 1. Показатели попарного сравнения мотивов и ценностей в сфере обучения и образования

1 о

о S3

® а

^ Ю

со ф

о ^

LO Ю

о о U ш

I I 5?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

аю ф о

® 8 о О

> о

X X I

ф о

X ш I О ф 8 I £

° ю о °

IZ X

X „

X ф

I Э

® 15 £

ш X

Л X

0 со

1 о

СО СП

X о

о а

а °

V X

X X I

3 о

I— ш

Ы 0

D ™

og * о о S

О X ф S -з m ®

S ^ о ¡5 ю >

¡2 О ■ <С ш

I® ф

^

О а

£ ^ Ю | ® ¡3

U со

® 8 х п

а

о 0_

X Ф

X Э ^

>■ О.

ю —

0 X

ш X

к i

х О

1 ш

ф О

V й

5 0

¡5 CP

О ю

О О < X

н р

О го ™ D (D d

< ю

ш о

3 *

>■ X

ф s m

О in

х ^ >. о

< ш

X X I

>Х ф

0 ^^

1 ®

I Ю э

Ф о -Q

™ ш >

О X А

Ю О —

О и

и ° х

U I X

ф -о I

х п 0

х о ш

~ф ^ О

®! < й

£<J х х

Профессионально-случайный VS Профессионально-социальный

0,2 0,370 0,441 0,383 0,125 0,247 0,345 0,437

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Были выявлены значимые различия между респондентами, которым был присвоен профессионально-случайный и случайно-бесцельный мотивы по ценностям собственного престижа, развития себя и достижения в обучении и образовании. У студентов с профессионально-случайным мотивом, как было изложено ранее, значимость по собственному престижу, высокому материальному положению, креативности, активным социальным контактам, развитию себя, достижениям, духовному удовлетворению и сохранению собственной индивидуальности в обучении и образовании выше. Также студенты с профессионально-случайным мотивом достоверно отличаются по значимости

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

ценностей: обучающиеся с этим мотивом имеют значимость по всем ценностям выше. Однако чаще встречающиеся, различия были выявлены между респондентами с профессионально-случайным и случайно-бесцельным мотивам по духовному удовлетворению и тем же ценностям в обучении и образовании, что и у предыдущих групп студентов. Немного реже значимые различия встречаются у студентов, которым присвоен профессионально-случайный и социально-случайный мотивы в активных социальных контактах, развитии себя и достижении в обучении и образовании, что дает понимание того, что студенты пришли в профессию с разными целями. Наименьшее количество различий было обнаружено при сравнении студентов со случайно-бесцельным и социально-случайным, а также с социально-случайным и смешанным мотивами, примечательно, что у обеих групп прослеживается значимое различие по ценности собственного престижа в обучении и образовании

В отношении ценностей в сфере профессиональной жизни также были получены достоверные различия (рис. 3).

Сфера профессиональной жизни дает нам понять, что человек много времени отдает своей работе, придает большую значимость своей карьере и охотно решают различные производственные проблемы.

Рисунок 3. Различие значимости ценностей и мотивов выбора профессии в сфере профессиональной жизни

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

В ходе анализа было выявлено, что наименьшие значимые различия отображаются по ценности духовного удовлетворения в профессиональной жизни (Kruskal-Wallis Test; p = 0,552), а наибольшее значимое различие по ценности креативности в профессиональной жизни (Kruskal-Wallis Test; p = 0,077). Примечательно, что наименьшие значимые различия выявлены по сфере духовного удовлетворения в ценностях обучения и образования и профессиональной жизни. Мы видим, что практически по всем ценностям высший показатель у студентов, которым присвоен профессионально-случайный мотив. Также видно, что обучающиеся, которым свойственны мотивы социально-случайный и смешанный имеют практически одинаковые показатели по значимости ценностей собственного престижа (Kruskal-Wallis Test; p = 0,358), высокого материального положения (Kruskal-Wallis Test; p = 0,137), активных социальных контактов (Kruskal-Wallis Test; p = 0,916), достижений (Kruskal-Wallis Test; p = 0,493), духовного удовлетворения и сохранения собственной индивидуальности в профессиональной жизни (Kruskal-Wallis Test; p = 0,130), это может говорить о том, что мотивы с перечисленными ценностными ориентациями находятся в отношениях взаимного влияния.

Стоит отметить, что описанные различия не достигают уровня статистической значимости по критерию Крускала-Уолиса, однако по ценностям высокого материального положения и креативности, результаты близки к уровню статистической достоверности.

Для уточнения достоверности описанных различий мы провели попарное сравнение по методу Данна (табл. 2).

Были выявлены значимые различия между студентами, которым были присвоены пары профессионально-случайного и смешанного и парой социально-случайного и смешанного мотивов по одинаковым ценностям, а именно: собственный престиж, креативность, развитие себя в профессиональной жизни. У студентов с профессионально-случайным мотивом, как было сказано ранее, значимость по собственному престижу, высокому материальному положению, креативности, развитию себя и сохранению собственной индивидуальности в профессиональной жизни выше, а также у студентов, которым был присвоен социально-случайный мотив, значимость по высокому материальному положению, креативности, активным социальным контактам, развитию себя, достижениям, духовному удовлетворению и сохранению собственной индивидуальности в профессиональной жизни выше.

Также были выявлены значимые различия при сравнении респондентов случайно-бесцельного и социально-случайного мотивов по собственному престижу, достижениям, сохранению собственной индивидуальности в профессиональной жизни. Как было сказано при описании значимости по критерию Крускала-Уолиса у студентов, которым был присвоен случайно-бесцельный

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

мотив, значимость по высокому материальному положению, креативности, активным социальным контактам, развитию себя, достижениям, духовному удовлетворению и сохранению собственной индивидуальности в профессиональной жизни выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Показатели попарного сравнения мотивов и ценностей в сфере профессиональной жизни

ф

J2

Ö

>

а

X I го

X *

* »X 5 О

О Ï ® <

а о

0 I

§

1 и

I О ф ®

s -&

О О

ю а о п

U m

< § <

® о

Ü §

< о ф ф

8R

3 1= cd m

0

1

<

а ï

о

X

о

о ф

-&

о а

IZ

ш "ф

¡5 J2 о о о >

S о.

х '—

S ï

Ф го

Ф э

0

>

а

X

1

ГО

X *

0

1

<

а ï

о

X

о а

IZ

0

1

<

а ï

о

X

о

о ф

-&

о а

IZ

m .— к ®

Ю J2 ® Ö о >

® о.

X ■—

Ü ï со ^

£1

0 а

- Î

1 ! g £

х х о S

О X < *

®

J2

>

а

х

ï

® "

1 I

® >х й- О

о I

>. о

о ®

Профессионально-случайный VS Профессионально-социальный

Профессионально-случайный VS Социально-случайный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>х о ï

ï

®

ш

О

ю о о

®

э

а

>

à

X I

ГО

X *

0

1

£ i о а

®

о

ï ■

m п

О Я

х d >■ п

< ш

ф -О

* I Ï <

0,200 0,370 0,375 0,491 0,458 0,341 0,078 0,098

Профессионально-

с/лу;айный 0,020 0,217 0,103 0,267 0,282 0,082 0,177 0,006

VS Случайно-

бесцельный

0,235 0,203 0,403 0,415 0,343 0,486 0,220 0,164

Профессионально-

случайный VS 0,009 0,218 0,008 0,350 0,017 0,470 0,436 0,1

Смешанный

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

Реже значимые различия встречаются у студентов, которым присвоен профессионально-социальный и смешанный мотивы в креативности и саморазвитии в профессиональной жизни. Наименьшее количество различий было обнаружено при сравнении студентов с профессионально-случайным и случайно-бесцельным мотивами в ценности сохранения собственной индивидуальности в профессиональной жизни.

Обсуждение результатов

Целью нашей работы было рассмотреть взаимосвязь мотивов и ценностей, а также выявить наличие или отсутствие значимых различий между ними у студентов, которые поступают на специальность клинического психолога.

Контент-анализ эссе позволил установить, что у студентов-первокурсников достаточно часто нет понимания о профессии клинического психолога, в то время как в литературе отмечается, что у студентов четвертого курса есть конкретное представление своей профессии, однако мотив реализации в профессии имеет некую схожесть с мотивами ее выбора, а именно: общественная и личная значимость будущей профессиональной деятельности; удовлетворение, которое будет приносить работа благодаря ее творческому

ВЕН^^И ссвУ4.о 55

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

характеру; возможность общения, возможность осуществлять профессиональную деятельность с удовольствием (Буршинов, 2015).

Показано, что при выборе профессии клинического психолога преобладает социально-случайный мотив. При этом, значимость определенных ценностей различается у студентов с разными мотивами выбора профессии клинического психолога. В ходе проведения работы было практически невозможно отнести респондентов к одной из 6 групп мотивов и выделить «истинно-чистый» мотив, так как социум всегда влияет на людей и зачастую невозможно описать человека какой-то определенной характеристикой. Социальный компонент говорит о том, что студенты пришли для того, чтоб помогать людям и делать наш мир лучше. В то время как случайный компонент мотива указывает на то, что студенты заинтересовались психологией благодаря каким-то косвенным знаниям о ней, пережили сами трудную ситуацию или помогли другу советом.

Социальный мотив указывает на то, что студенты-клинические психологи приходят в профессию с желанием помогать людям и разбираться в них. Преобладание схожих мотивов отмечается в исследованиях на российских выборках с участием студентов-психологов медицинского и педагогического вузов (Ванакова, 2009; Степанова, Семёнова, 2016; Панкратова, 2018). При этом, в проанализированной литературе социальный мотив часто отмечается как ведущий, в то время как наши данные указывают на явное совмещение различных мотивов, что, вполне может быть связано с происходящими изменениями в социуме. Исследование проводилось в 2021 году, после основной волны пандемии и локдауна, что вполне могло способствовать смещению фокуса внимания как на собственное физическое и психическое здоровье, так и на здоровье близких людей и общества в целом.

При анализе зарубежных работ стало также понятно, что последнее десятилетие стоит уделять внимание влиянию окружающей среды на формирование профессионалов, так как «механизм изменения профессионализма» связан с новыми реалиями (Эванс, 2008). Что дает базу для обсуждения стратегии содействия самоопределению в образовательном контексте и последствия для дальнейших исследований и практики (Хуэй, Цанг, 2012). Кроме того, есть сведения о том, что профессионализм тесно связан с доверием к абстрактным системам и институтам, а также с доверием к отдельным профессиональным практикам. При этом сильный акцент делается на знаниях, компетентности и навыках, а также на связи с профессиями и профессиональной практикой (Свенссон, 2006).

В результате анализа данных о различиях значимости отдельных ценностей жизненных сфер «Обучение и образование» и «Профессиональная жизнь» установлены близкие значения по этим шкалам. Примечательно, что по шкалам терминальных ценностей наивысший показатель получен в духовном

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

удовлетворении, которое отражает стремление респондентов к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни, то есть, они считают, что самое главное - делать то, что приносит удовольствие и то, что интересно. Несмотря на некоторые терминологические разногласия, в литературе отмечается, что профессия все же, играет значимую роль в жизни каждого человека и определяет его положение в обществе, его доход, образ жизни, круг общения и многое другое. Сформированные у человека ценности являются значимым фактором при выборе профессии, так как они определяют его интересы (Маркова, 2019). Также отмечается, что у студентов с низким уровнем сформированности мотивационно-ценностного компонента преобладающим мотивом профессионального обучения выступило самоутверждение через обучение. То есть, можно предположить, что у данной группы студентов вероятность успешной реализации в профессии ниже, чем у обучающихся с иным мотивационно-ценностным компонентом (Пьянкова, Хомичева, 2019).

Нами были выявлены значимые различия между студентами, которым были присвоены случайно-бесцельный и социально-случайный мотивы в сфере профессиональной жизни по ценностям собственного престижа, достижений, сохранения собственной индивидуальности. Также мы выявили значимые различия между студентами, которым были присвоены профессионально-случайный, смешанный, социально-случайный мотивы в сфере профессиональной жизни по ценностям собственный престиж, креативность, развитие себя.

В сфере обучения и образования тоже были выявлены значимые различия между респондентами, которым были присвоены профессионально-случайный и случайно-бесцельный мотивы в сфере обучения и образования по ценностям собственного престижа, развития себя и достижения в обучении и образовании.

Это показало нам, что значимость различных ценностей отличается у студентов, которым были присвоены различные мотивы, что указывает на тесную связь мотивации и ценностей, что многократно подтверждается другими исследованиями. При этом интересным, на наш взгляд является, что наименьшее значимое различие отображается по ценности духовного удовлетворения как в сфере обучения и образования, так и в профессиональной жизни

В качестве значимых ограничений работы можно выделить объем выборки и половую принадлежность. Это могло препятствовать получению значимых различий между подгруппами, выделенными по преобладающим мотивам, а также не позволило нам проанализировать гендерный аспект профессионального самоопределения. Однако, стоит отметить, что такое соотношение полов в генеральной совокупности психологов, в том числе клинических, является близким к естественному распределению. В отношении

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

объема выборки - мы были ограничены количеством студентов, набранных на данную специальность в 2021 году в регионе. Расширение выборки и выход за пределы южного федерального округа является для нас перспективой развития исследования.

Подводя итог изложенных результатов, хочется подчеркнуть, что при выборе профессии на человека влияет множество факторов. В первую очередь, огромное влияние оказывает актуальная обстановка в обществе именно поэтому важно уделять должное внимание данной проблеме из года в год.

Заключение

Таким образом, в результате проведения исследования исходные гипотезы подтвердились частично и позволяют сделать следующие выводы:

1. В мотивации выбора профессии клинического психолога преобладает социально-случайный мотив, что свидетельствует о том, что студенты приходят в профессию за тем, чтоб делать мир лучше и ошибочно думают, что психологу, что быть хорошим специалистом достаточно давать советы людям, что может снижать вероятность их успешной реализации в профессии.

2. Значимость отдельных ценностных ориентаций в образовательной сфере различается у студентов с разными мотивами выбора профессии клинического психолога.

Результаты нашего исследования могут быть использованы психологами различных сфер деятельности. Школьные психологи могут на базе полученных данных предполагать, что у кого-то из школьников есть предрасположенность или тяга к профессии клинического психолога. Также карьерные психологи могут предположить, что у человека может быть предрасположенность к работе в данной сфере. В том числе результаты могут быть использованы в работе психологов технических служб.

Литература

Богданов, Р. А. (2018). Концепция личностно - профессионального самоопределения старшеклассников перед поступлением в колледж. Universum: психология и образование, 9(51), 1-4. Богомолова, О. Ю. (2019). Проблема мотивационной готовности к выбору профессии у студентов вузов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(2 (27)), 302-304. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0070 Буршинов, А.О. (2015). Анализ мотивов выбора профессии у студентов четвёртого курса факультета клинической психологии. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 3(10), 102-105. Бухаленкова, Д.А., Карабанова, О.А. (2018). Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха. Национальный психологический

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

журнал, 3(31), 148-157. DOI: 10.11621/npj.2018.0314 Ванакова, Г. В. (2009). Иерархия мотивов выбора профессии педагога-психолога. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, 1, 53-59. Васильева, Т. Н., Фокина, Т. А., Голубева, О. В., Мухина, М. В. (2016). О профессиональных предпочтениях студентов-психологов наборов разных лет. Мир науки. Педагогика и психология, 4(5). Карабанова, О.А., Захарова, Е.И., Старостина, Ю.А. (2020). Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость. Национальный психологический журнал. 4(40), 113-124. doi: 10.11621/npj.2020.0409 Карпова, О. Л., Найн А. Я. (2017). Развитие профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности. Самарский научный вестник, 6(2(19)), 230-233. Катаева, Л. И. (2017). Обоснование актуальности психолого-акмеологиче-ского сопровождения личностно-профессионального самоопределения студентов-психологов. Акмеология, 4(64), 24-29. Маркова Е.А. (2019). Ценностные ориентации профессионального самоопределения учащихся старших классов. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, 7(3), 284-292. Моднов, С. И., Бугайчук, Т. В. (2021). Структуры профессионального самоопределения студентов педагогического и технического университетов: сравнительный анализ. Ярославский педагогический вестник, 5(122), 70-77. doi: 10.20323/1813-145X-2021-5-122-70-77 Панкратова, И. А. (2018). Взаимосвязь профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов. Мир науки. Педагогика и психология, 6(4). Пьянкова, Л. А., Хомичева В. Е. (2019). Проектная деятельность в вузе как условие формирования мотивационно-ценностного компонента профессионального самоопределения студентов технического университета. Общество: социология, психология, педагогика, 3, 86-90 Савенкова, И.А., Савина Е.А. (2018). Содержание представлений о будущей профессии у студентов-психологов. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 1(78), 301-302. Самойлова, Г. В. (2011). Мотивы выбора профессии «Психолог» у студентов группы второго высшего образования. Северо-Кавказский психологический вестник, 9(1), 63-66. Степанова, Н. В., Семёнова, Т. С. (2016). Мотивы выбора профессии психолога студентов медицинского и педагогического вузов. APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Свенссон, Л. (2006). Новый профессионализм, доверие и компетентность: некоторые концептуальные замечания и эмпирические данные. Современная социология, 54(4), 579-593.

Тихонова, А.А. (2021). Особенности профессиональной мотивации студентов-психологов на разных этапах вузовского обучения. Общество: социология, психология, педагогика, 2(82), 84-89.

Эванс, Л. (2008). Профессионализм и развитие специалистов в области образования. Британский журнал образовательных исследований, 56(1), 20-38.

Hui, E. & Tsang, S. (2012). Self-Determination as a Psychological and Positive Youth Development Construct. The Scientific World Journal. 759358. doi: 10.1100/2012/759358

References

Bogdanov, R. A. (2018). The concept of personal and professional self-determination of high school students before entering college. Universum: Psychology and Education, 9(51), 1-4.

Bogomolova, O. Yu. (2019). The problem of motivational readiness to choose a profession among university students. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 8(2 (27)), 302-304. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0070

Bukhalenkova, D.A., Karabanova, O.A. (2018). Features of self-esteem in adolescents with different understanding of success. National Journal of Psychology, 3(31), 148-157. D0I:10.11621/npj.2018.0314

Burshinov, A.O. (2015). Analysis of motives for choosing a profession among fourth-year students of the Faculty of Clinical Psychology. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, development, 3(10), 102-105.

Evans, L. (2008). Professionalism and development of specialists in the field of education. British Journal of Educational Research, 56(1), 20-38.

Hui, E. & Tsang, S. (2012). Self-Determination as a Psychological and Positive Youth Development Construct. The Scientific World Journal. 2012. 759358. doi: 10.1100/2012/759358

Karabanova, O.A., Zakharova, E.I., Starostina, Yu.A. (2020). Personal factors of building a professional career during the period of entering adulthood. National Psychological Journal. 4(40), 113-124. doi: 10.11621/npj.2020.0409

Karpova, O. L., Nain A. Ya. (2017). Development of professional self-determination of the student on the basis of semantic activity. Samara Scientific Bulletin, 6(2(19)), 230-233.

Kataeva, L. I. (2017). Substantiation of the relevance of psychological and acmeo-logical support of personal and professional self-determination of psychology students. Acmeology, 4(64), 24-29.

Markova E.A. (2019). Value orientations of professional self-determination of

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONAL PSYCHOLOGY

high school students. Social and humanitarian sciences: theory and practice, 1(3), 284-292.

Modnov, S. I., Bugaichuk, T. V. (2021). Structures of professional self-determination of students of pedagogical and technical universities: comparative analysis. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 5(122), 70-77. doi: 10.20323/1813-145X-2021-5-122-70-77

Pankratova, I. A. (2018). The relationship of professional self-determination and motives for choosing a profession among students of pedagogical psychologists. The world of science. Pedagogy and psychology, 6(4).

Pyankova, L. A., Khomicheva V. E. (2019). Project activity at the university as a condition for the formation of the motivational and value component of the professional self-determination of students of the technical university. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 3, 86-90

Savenkova, I.A., Savina E.A. (2018). The content of ideas about the future profession of psychology students. Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 1(78), 301-302.

Samoilova, G. V. (2011). Motives for choosing the profession of "Psychologist" among students of the second higher education group. North Caucasian Psychological Bulletin, 9(1), 63-66.

Stepanova, N. V., Semenova, T. S. (2016). Motives for choosing the profession of a psychologist for students of medical and pedagogical universities. APRIORI. Series: Humanities, 2, 47.

Svensson, L. (2006). New professionalism, trust and competence: some conceptual observations and empirical data. Modern Sociology, 54(4), 579-593.

Tikhonova, A.A. (2021). Features of professional motivation of psychology students at different stages of university education. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2(82), 84-89.

Vanakova, G. V. (2009). Hierarchy of motives for choosing a profession of a teacher-psychologist. Bulletin of the Amur State University named after Sholom Aleichem, 1, 53-59.

Vasilyeva, T. N., Fokina, T. A., Golubeva, O. V., Mukhina, M. V. (2016). About the professional preferences of psychology students from different years. The world of science. Pedagogy and Psychology, 4(5).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.