Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/76PSMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 27.08.2018; опубликована 14.10.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Панкратова И.А. Взаимосвязь профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/76PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pankratova I.A. (2018). Interrelation of professional self-determination and motives of a choice of a trade at students of teachers-psychologists. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/76PSMN418.pdf (in Russian)
УДК 152.9 ГРНТИ 15.81.29
Панкратова Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Академия психологии и педагогики Доцент кафедры «Организационной и прикладной психологии образования»
Кандидат психологических наук E-mail: Ckags_student@mail.ru ORCID: http://orcid.org/000-0003-3140-1280 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=669137
Взаимосвязь профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов
Аннотация. Статья посвящена эмпирическому исследования проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов. Автором обосновывается актуальность исследования проблем профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии. Автор подчеркивает, что представление о системе мотивов выбора профессии поможет узнать о важности данного выбора для студента, глубже понять систему его ценностей и найти дальнейшие пути деятельности. Так же автор подчеркивает, что профессиональная направленность является очень важным компонентом в процессе формирования специалиста, его взглядов и деятельности. Для того, чтобы становление мотивационной направленности в профессиональной деятельности проходило благополучно, необходимо знать её сущность, закономерности, структуру, а также знать о личностных особенностях человека, его позиции. Сущность профессиональной направленности заключается в необходимости самой профессиональной деятельности, в её целях, ценностях и мотивах, а также в бесконечном профессиональном развитии. Мотивация профессиональной деятельности выражается общей направленностью личности, которая, в свою очередь, основывается на смысле и целях жизни, своего места в обществе, на ценностях, идеалах, мотивах, жизненных планах и мировоззрений личности. В статье подробно описываются данные эмпирического исследования взаимосвязи профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов. Проведя эмпирическое исследование, автором были выявлены корреляционные взаимосвязи профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии. Использование полученных автором данных позволят эффективно выстраивать стратегию развития каждого
https://mir-nauki.com
студента и выполнять в дальнейшем профессиональные функции наиболее эффективно, применяю специфический мотивационный инструментарий.
Ключевые слова: карьера; профессиональная деятельность; мотивация; профессиональное самоопределение; самоопределение; профессиональное становление; студенческий возраст
Выбор профессии на сегодняшний день остаётся одним из важных решений в жизни каждого молодого человека. Именно выбор будущего поля профессиональной деятельности возникает с профессионального самоопределения и как раз в студенческом возрасте. Проблема профессионального самоопределения является важной не только с возрастной и социальной стороны, но и с личностной. Для молодых людей правильный профессиональный выбор играет главную роль, так как выбрать профессию - это значит найти себя, своё место в обществе. В рамках этого периода появляется не только профессиональное и социальное, а также и жизненное самоопределение. Верно сделанный выбор поможет создать ощущение душевного покоя, внутренней гармонии, комфорта и своего места в жизни [8].
В психологической, педагогической и социологической литературе нет единой трактовки к пониманию определения феномена самоопределния. Но ряд авторов приходят к мнению, что самоопределение личности - это сознательный выбор и утверждение человеком своей позиции в разнообразных проблемных или принципиально значимых ситуациях [1, 7]. На этом этапе происходит осознание человеком своих возможностей, поиск себя и построение планов на будущее [9].
Чёткого определения понятия профессионального самоопределения также не существует вследствие сложности данного феномена. Но особое внимание здесь уделяют внутренним механизмам самоопределения личности.
Под профессиональным самоопределением понимается особая форма самоопределения, которая направлена на принятие решения о выборе профессиональной деятельности и путях формирования личности как профессионала (Л.Д. Демина, И.А. Ральникова) [3]. В трудах Е.А. Климова делается акцент на то, что процесс профессионального самоопределения растянут во времени и является длительным. Он пишет, что профессиональное самоопределение не означает одномоментный выбор профессии, это довольно долгий процесс развития человека как субъекта труда [5].
Но как же правильно выбрать будущую сферу профессиональной деятельности? Конечно же сначала необходимо определить мотив данного выбора, то есть его цель и задачу.
Представление о системе мотивов выбора профессии поможет узнать о важности данного выбора для студента, глубже понять систему его ценностей и найти дальнейшие пути деятельности. С позиции психологии мотивация означает то стремление человека, которое стимулирует его работать с определенным планом, целью, то внутреннее условие, которое побуждает и направляет деятельность человека [10].
Исследование проблемы мотивации связано с рассмотрением причин активации человека, а также с тем, что влияет на него и побуждает к деятельности. Мотивация преследует несколько целей. Первая - поиск стимулов к действию, то есть это именно то, что побуждает и заставляет человека действовать (например, цель или вознаграждение). Вторая цель мотивации - само побуждение к действию [2].
Профессиональная направленность является очень важным компонентом в процессе формирования специалиста, его взглядов и деятельности. Для того, чтобы становление
мотивационной направленности в профессиональной деятельности проходило благополучно, необходимо знать её сущность, закономерности, структуру, а также знать о личностных особенностях человека, его позиции. Для определения содержания профессиональной направленности нужно опираться на содержание направленности в целом [6]. Сущность профессиональной направленности заключается в необходимости самой профессиональной деятельности, в её целях, ценностях и мотивах, а также в бесконечном профессиональном развитии. Мотивация профессиональной деятельности выражается общей направленностью личности, которая, в свою очередь, основывается на смысле и целях жизни, своего места в обществе, на ценностях, идеалах, мотивах, жизненных планах и мировоззрений личности.
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире проблема профессиональной мотивации играет большую роль в жизни молодого поколения, ведь правильный и эффективный выбор будущей профессии являются важным критерием успешности человека и удовлетворенности своей жизнью.
В основе нашего исследования лежат модель профессионального самоопределения личности Н.С. Пряжникова, идеи научной школы С.Л. Рубинштейна, идеи научной школы В.А. Сластенина, когнитивные, психоаналитические и диспозиционные теории мотивации, «динамическая решётка устремлений» Р. Кеттела, классический закон Йоркса-Додсона, теоретическая модель формирования мотивации деятельности К.А. Абульханова-Славская и А.А. Файзулаев, теория мотивации и системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова.
Выбор темы исследования потребовал тщательного подбора методов изучения проблемы, которые позволили провести глубокий и разносторонний анализ изучаемых особенностей явлений:
• Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
• Методика изучения профессиональной направленности (определение профессионально ориентированного типа личности) (Дж. Холланд, модификация А.А. Азбель).
• методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). [4]
Для обработки результатов исследования использовалась статистическая (математическая) обработка экспериментальных данных (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании приняли участие студенты обучающие в Академии психологии и педагогики ЮФУ на психолого-педагогическом направлении в количестве 50 человек (в возрасте от 19 до 22 лет; 3, 4 курс).
Корреляционный анализ позволил выявить наличие некоторых статистически значимых взаимосвязей между профессиональным самоопределением и мотивами выбора профессии, полученные данные представлены на схемах 1 и 2.
В результате проведенного корреляционного анализа нами была установлена двусторонняя умеренная взаимосвязь между показателями сформированной профессиональной идентичности и внутренними социально значимыми мотивами. Это свидетельствует о том, что сформированность профессиональных планов во многом зависит от общественной значимости профессии. Можно предположить, что для студентов приоритетом в выборе профессиональной деятельности является возможность оказания искренней помощи людям, общественная польза и стремление реализовать групповые цели. Давайте вспомним, кем хотели стать в детстве большинство ребят. Конечно же, это врачи, полицейские или космонавты. А на вопрос «Почему?» был практически всегда один ответ «Чтобы помогать людям!»
Профессиональная Мотивы выбора профессии
идентичность
Рисунок 1. Взаимосвязь профессиональной идентичности и мотивов выбора профессии
Корреляционный анализ между такими показателями, как мораторий профессиональной идентичности и внешние положительные мотивы, выявил умеренную двустороннюю взаимосвязь. К внешним положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива и престиж. Так, можно предположить, что на этапе моратория (кризиса выбора профессии) у человека ещё нет определённых предпочтений к профессиональной деятельности, поэтому решающими для него оказываются именно те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Преобладание данных мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
При исследовании взаимосвязи между навязанной профессиональной идентичностью и внутренними индивидуально значимыми мотивами значение корреляции Пирсона составило -0,53, что говорит о существенной обратной взаимосвязи между переменными. Чем больше человек поддается влиянию общественного мнения, тем меньше вероятность того, что решение о его профессиональном самоопределении будет сделан на основе личных убеждений и мотивов.
Наличие обратной взаимосвязи между показателями неопределённой профессиональной идентичности и внутренними социально значимыми мотивами свидетельствует о том, что человек на этапе, когда выбор профессионального пути еще не сделан, не может руководствоваться личностной и общественной значимостью профессии. Это происходит в том случае, когда родители или ближайшее социальное окружение не проявляют интерес к профессиональному будущему данного человека, либо у тех людей, кто еще недостаточно осознаёт важность выбора будущего поля деятельности.
Корреляционный анализ таких показателей как сформированная профессиональная идентичность и внешние положительные мотивы выбора профессии позволил выявить между ними двустороннюю обратную взаимосвязь. Это говорит о том, что наличие у человека прочных профессиональных планов не будет зависеть от внешней мотивации, то есть от материального стимулирования, престижа профессии, одобрения коллектива, возможности продвижения по службе.
Профессионально ориентированный тип личности
Мотивы выбора профессии
-0,40
Реалистический
r
Внутренние социально
значимые
^ -J
0,34
Предприимчивый
-0,32
Конвенциональный
Внешние положительные
0,31
Проведённый корреляционный анализ позволил выявить умеренную двустороннюю взаимосвязь между показателями - внутренние социально значимые мотивы и реалистический тип личности. Люди реалистического типа обладают низкой чувствительностью, эмоциональной устойчивостью, стабильностью, ответственностью. Именно такие люди являются наиболее активными, ведь от их усилий и труда зависит общее дело. Основываясь на этом, можно предположить, что актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей. Следовательно, чем больше человек склонен к техническим профессиям, тем больше у него развита ориентация на общественную значимость и полезность.
Показатель внешней положительной мотивации взаимосвязан с конвенциональным типом личности. Это означает, что человек, который выбирает профессии с чётко структурированной деятельностью, делает это исходя из материального стимулирования, возможности продвижения по службе, одобрения коллектива, престижа, то есть таких стимулов, для достижения которых человек считает нужным приложить свои усилия. Преобладание данных мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Также была выявлена обратная корреляционная взаимосвязь между интеллектуальным типом личности и внутренними социально значимыми мотивами. Люди интеллектуального типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, они не склонны ориентироваться на социальные нормы. Исходя из этого можно предположить, что чем больше человек склонен к профессиям научно-исследовательского характера, тем меньше он ориентирован на общественную значимость. Межличностные отношения в структуре данной деятельности играют незначительную роль.
Наличие обратной взаимосвязи таких переменных, как предприимчивый тип личности и внешняя положительная мотивация, свидетельствует о том, что чем больше человек склонен к управлению людьми и бизнесом в профессии, тем меньше вероятность руководства внешней положительной мотивацией в его деятельности, то есть такими стимулами как материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ между профессиональным самоопределением и мотивами выбора профессий у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении выявил наличие положительных и отрицательных взаимосвязей с умеренным уровнем значимости между этими показателями. Полученные данные позволят эффективно выстраивать стратегию развития каждого студента и выполнять в дальнейшем профессиональные функции наиболее эффективно, применяю специфический мотивационный инструментарий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2012. - 144 с.
2. Дворецкая М.Я., Лощакова А.Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (доступ свободный).
3. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности Барнаул: АлтГУ, 2000 г. 123 с.
4. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
5. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Учеб. пособие. М.: МПСИ, 2006. 448 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 205 с.
7. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 160 с.
8. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (доступ свободный).
9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 256 с.
10. Pankratova I.A., Rogova E.E. Feature career structure of the image at different stages of professional development // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE) Vol 4, No 2 (2016) http://www.ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/issue/view/9.
Pankratova Irina Anatolievna
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: Ckags_student@mail.ru
Interrelation of professional self-determination and motives of a choice of a trade at students of teachers-psychologists
Abstract. The article is devoted to an empirical study of the problem of the interrelation between professional self-determination and the motives for choosing a profession among students of psychology educators. The author proves the urgency of researching the problems of professional self-determination and motives for choosing a profession. The author emphasizes that the idea of a system of motives for choosing a profession will help to learn about the importance of this choice for the student, to better understand the system of his values and to find further ways of working. The author also emphasizes that professional orientation is a very important component in the process of forming a specialist, his views and activities. In order to develop a motivational orientation in professional activity was successful, it is necessary to know its essence, laws, structure, and also to know about the personality traits of a person, his position. The essence of the professional orientation is the need for the most professional activities, in its goals, values and motives, as well as in the endless professional development. Motivation of professional activity is expressed by the general orientation of the individual, which, in turn, is based on the meaning and goals of life, his place in society, on values, ideals, motives, life plans and worldviews of the individual. The article describes in detail the data of an empirical study of the relationship between professional self-determination and motives for choosing a profession among students of psychology educators. Having carried out an empirical study, the author revealed correlation relationships between professional self-determination and motives for choosing a profession. The use of the data obtained by the author will make it possible to effectively build the development strategy of each student and to perform professional functions more effectively in the future, using a specific motivational toolkit.
Keywords: career; professional activity; motivation; professional self-determination; self-determination; professional formation; student age