Научная статья на тему 'Анализ мотивов выбора профессии у студентов четвёртого курса факультета клинической психологии'

Анализ мотивов выбора профессии у студентов четвёртого курса факультета клинической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1619
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / PSYCHOLOGY STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буршинов А.О.

На основе применения методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой проанализированы мотивы выбора профессии студентами четвёртого курса факультета клинической психологии. Число респондентов 27 человек. Получено следующее соотношение средних показателей суммы баллов, характеризующее типы мотиваций: установлено внутренних индивидуальных мотивов 18, внутренних социальных 17, внешних положи тельных мотивов 13, внешних отрицательных мотивов 8. Сделан вывод о том, что на данном этапе обучения доминирующую роль в формировании мотивов выбора профессии играют такие факторы самосознания как общественная и личная её значимость; удовлетворение от будущей профессиональной деятельности, бла годаря ее творческому характеру; возможность общения, возможность трудится с удовольствием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION STUDENTS FOURTH-YEAR FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY

Based on the application of the methodology "Motives of choice of profession" R.V. Ovcharova analyzed the motives of choice of profession fourth year students of the Faculty of Clinical Psychology. Number of respondents 27 people. Obtain the following relation average amount of points characterizing the types of motivation: internal set of individual motives 18, domestic social 17 external positive motives 13 external negative motives 8. It is concluded that at this stage of training a dominant role in the formation of motives for choosing a profession is played by such factors as the identity of its social and personal significance; the satisfaction of their future professional activity, thanks to its creative nature; ability to communicate, ability to work with pleasure.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивов выбора профессии у студентов четвёртого курса факультета клинической психологии»

УДК 159.9.07 © Буршинов А.О. , 2015 АНАЛИЗ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ЧЕТВЁРТОГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. На основе применения методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаро-вой проанализированы мотивы выбора профессии студентами четвёртого курса факультета клинической психологии. Число респондентов - 27 человек. Получено следующее соотношение средних показателей суммы баллов, характеризующее типы мотиваций: установлено внутренних индивидуальных мотивов - 18, внутренних социальных - 17, внешних положительных мотивов - 13, внешних отрицательных мотивов - 8. Сделан вывод о том, что на данном этапе обучения доминирующую роль в формировании мотивов выбора профессии играют такие факторы самосознания как общественная и личная её значимость; удовлетворение от будущей профессиональной деятельности, бла-

© Burshinov A.O. , 2015 ANALYSIS OF THE MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION STUDENTS FOURTH-YEAR FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY

Abstract. Based on the application of the methodology "Motives of choice of profession" R.V. Ovcharova analyzed the motives of choice of profession fourth year students of the Faculty of Clinical Psychology. Number of respondents - 27 people. Obtain the following relation average amount of points characterizing the types of motivation: internal set of individual motives - 18, domestic social - 17 external positive motives - 13 external negative motives - 8. It is concluded that at this stage of training a dominant role in the formation of motives for choosing a profession is played by such factors as the identity of its social and personal significance; the satisfaction of their future professional activity, thanks to its creative nature; ability to communicate, ability to work with pleasure.

годаря ее творческому характеру; возможность общения, возможность трудится с удовольствием.

Ключевые слова: мотивы выбора профессии, профессиональная деятельность, студенты-психологи.

Keywords: motives of choice of profession, professional activity, psychology students.

Актуальность исследования. Одним из психологических механизмов развития личности выступает профессиональная направленность. В процессе выбора профессии и её освоения формируется осознанное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности [3, 4]. Необходимым условием этого процесса является наличие определённых мотивов, которые обеспечивают устойчивость профессиональной направленности личности и развитие ее профессионального самосознания. Профессиональное самосознание способствует самооценке обучающегося, приводит к формированию системы профессионально важных качеств, благодаря которым он получит средство для самореализации в соответствии с его потребностями. Изучение мотивов выбора профессии и дальнейшей специализации позволяет уже в процессе обучения прогнозировать насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности и насколько успешным будет овладение специальностью [1]. Зная преобладающий тип мотивации можно судить о том, в какой степени работник будет удовлетворён результатами своей будущей профессиональной деятельности [5, 6].

Учитывая, отмеченное выше в настоящей работе поставлена цель: оценить различные виды мотивации при выборе профессии клинического психолога у студентов 4-го курса. В задачи работы входила оценка внутренних инди-

видуально и социально значимых, внешних положительных и отрицательных мотивов.

В данном исследовании приняли участие 27 студентов 4 курса факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. С целью получения эмпирических данных, использована методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова (МВП) [2]. Испытуемым предлагалось оценить каждое из 20 утверждений в баллах от «1» до «5», в зависимости от того, в какой степени оно оказало влияние на выбор их будущей профессии.

Результаты исследования. Полученные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Средние значения суммы баллов полученные по методике выбора профессии (п = 27)

Мотивы Количество исследованных студентов

Внутренние индивидуальные 18

Внутренние социальные 17

Внешние положительные 13

Внешние отрицательные 8

Результаты анализа основных типов мотивации при выборе профессии клинического психолога у студентов 4-го курса характеризовались преобладанием внутренних индивидуальных и внутренних социальных мотивов в сравнении с внешними мотивами. На исследованном этапе овладения профессией доминирующую роль играют такие факторы самосознания как общественная и личная значимость будущей профессиональной деятельности; удовлетворение, которое будет приносить работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, возможность осуществлять профессиональную деятельность с

удовольствием. В то же время, компоненты внешней мотивации (заработок, стремление к престижу, карьерный рост, боязнь, неудачи, осуждения, и т.д.) были менее определяющими в выборе профессии, что указывает либо на устойчивую тенденцию в стремлении стать профессионалом в своём деле, в соответствии с внутренними личностными устремлениями и реализовать свой творческий потенциал, либо на недооценку внешних мотивационных факторов, позволяющих в полной мере реализовывать планы следования намеченной цели.

Вывод. Повышение эффективности процесса выбора будущей профессии возможно при максимально объективной оценке как внутренних, так и внешних мотивационных факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белова Н.А. Исследование мотивации спортивной деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Белова, О.О. Белова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 4 (7). Режим доступа: http://hшmioшrnal.rzgmш.m/art&id=111. (дата обращения 18.05.2015)

2. Врублевская М.М. Профориентационная работа в школе: метод. рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. -80 с.

3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н.Р. Битянова. - М: МПА, 1995. - 64 с.

4. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал, 1997. - №6. - С. 35-44.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов - н/Д: Издательство «Феникс» 1996. - 512 с.

6. Пряжников Н. Этические проблемы психологии: учеб.-метод. пособие / Н. Пряжников. - М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2004. - 485 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.