Научная статья на тему 'МОТИВЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ'

МОТИВЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ОРИЕНТАЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамрокулова Дилнавоз Файзиевна, Мустафаева Инобат Нуриллаевна

В статье раскрывается мотив как широкое понятие, которое относится к склонности человека к тому или иному образу деятельности, причине, объясняющей настоящее. А также социальное поведение человека и поведение в обществе, как и занимаемое им положение, не происходят спонтанно без причины. Понятия «Мотив» и «Мотивация» используются в психологии для выполнения действий и объяснения поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОТИВЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ Хамрокулова Д.Ф.1, Мустафаева И.Н.2

ими ш

1Хамрокулова Дилнавоз Файзиевна - старший преподаватель;

2Мустафаева Инобат Нуриллаевна - старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается мотив как широкое понятие, которое относится к склонности человека к тому или иному образу деятельности, причине, объясняющей настоящее. А также социальное поведение человека и поведение в обществе, как и занимаемое им положение, не происходят спонтанно без причины. Понятия «Мотив» и «Мотивация» используются в психологии для выполнения действий и объяснения поведения личности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, ориентация, поведение, знания, навыки, умения, индивидуально-типологические особенности, профессиональная ориентация.

Одной из важнейших задач, стоящих перед современными профессионалами, является рациональная организация труда вокруг них с осознанием себя, своих способностей, интеллекта, личностных качеств квалифицированного персонала и во всех сферах общественно полезного труда, действовать как талантливый профессионал.

Роль науки психологии в изучении законов психики человека огромна. Воспитание подрастающего поколения на основе новых образовательных стандартов, специалистов, отвечающих мировым требованиям, также необходимы новые методы подготовки новых учебников, методических пособий, лекций для молодежи, обучающейся в университете.

Совершенствование и внедрение новых педагогических технологий - требование времени. Следует отметить, что сегодня перед нами стоит задача создать для студентов все возможности для обучения в вузе, для освоения области. Когда дело касается активизации мыслительных операций, активизации умственной деятельности, мы должны, прежде всего, сосредоточиться на определении ориентации учащихся.

Ориентация - это совокупность отношения человека к событиям, происходящим в окружающей среде, и определяет качество деятельности.

Поведение - влияет на формирование структуры действий (новые потребности, цели, мотивы). Учебная деятельность важна для развития человека и является серьезной проблемой. Это деятельность, в процессе которой сочетаются знания, навыки и различные способности. Виды деятельности не происходят спонтанно.

Психологическая структура человека изучена недостаточно. Его психологическая структура зависит от того, в какой степени решаются следующие вопросы. Психологи трактуют психологическую структуру человека следующим образом. Например, по мнению известного российского психолога С.Л. Рубинштейна, психология личности имеет следующую структуру:

- ориентация, она выражается в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, приоритетных мотивах деятельности и поведения, мировоззрениях;

- знания, навыки, умения приобретаются в процессе жизни и деятельности;

- индивидуально-типологические особенности отражаются в темпераменте и воле.

Социальное поведение человека и поведение в обществе, а также занимаемое им положение не происходят спонтанно без причины. Понятия «Мотив» и «Мотивация» используются в психологии для выполнения действий и объяснения поведения личности. Понятие «мотивация» имеет более широкое значение, чем понятие «Мотив». Мотивация относится к набору психологических причин, которые объясняют поведение, направление и деятельность человека. Это понятие относится к поведению того или иного человека, то есть «Почему?», «С какой целью?», «Каким образом?» Чтобы ответить на вопросы, нужно искать мотивацию.

Изучение причин индивидуального поведения и отношения людей в обществе имеет образовательное значение, и два аспекта освещения этой проблемы различаются.

1. Учитываются внутренние причины, т.е. субъективные психологические характеристики обладателя поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.д.).

2. Внешние причины - внешние условия и обстоятельства деятельности. То есть это внешние раздражители, вызывающие возникновение одних и тех же конкретных ситуаций. Управление поведением человека по внутренним психологическим причинам также обычно называют личным расположением. Они могут быть поняты или не поняты человеком. Иногда бывает, что человек не понимает истинной причины совершенного им действия или своего отношения к изменениям в себе. «Зачем?» на вопрос «даже не знаю». Это называется воспринимаемыми диспозициями или установками.

Если человек интересуется какой-либо сферой, профессией, и сознательно стремится овладеть всеми ее секретами, то ситуация будет другой, точнее, диспозиция будет понятной, сознательной. С этой точки зрения мотив - это более широкое понятие, которое относится к склонности человека к тому или иному образу деятельности, причине, объясняющей настоящее.

Известный немецкий ученый Курт Левин провел большое комплексное исследование проблемы мотивов, особенно мотивов социального поведения индивида, и обнаружил, что каждый склонен воспринимать и оценивать ту или иную ситуацию по-своему. Эти оценки имеют разный характер. Кроме того, человек склонен воспринимать одну и ту же ситуацию по-разному в разных ситуациях, в зависимости от его или ее собственной ситуации и настроения. Поэтому текущие реальные действия человека правильнее объяснять не оценкой или реакцией на внутренние и внешние раздражители при определенных условиях, а внутренней готовностью воспринимать подобные ситуации - предрасположенностью. В этом смысле мотивация индивидуальной деятельности включает в себя совокупность причин, которые формируются под воздействием сознательного анализа, и даже нормы социального опыта, основанные на опыте, полученном в различных условиях.

Выбор карьеры требует от первого подростка знания двух типов: знание мира профессии и требований к каждой профессии; знать свои способности и интересы. Осуществление жизненных планов и выбора карьеры ранними подростками зависит от социальных условий, особенно от общего уровня образования родителей. Чем

64

выше уровень образования родителей, тем больше их дети продолжают свое образование в высших учебных заведениях и вероятность реализации этих планов очень высока. Мальчики чаще строят планы на жизнь, чем девочки.

Профессиональная ориентация - проблема не только социальная, но и психологическая. Есть три теоретических взгляда на карьерную ориентацию в психологии. Первый взгляд основан на представлении о практической неизменности и стабильности индивидуальных характеристик, от которых зависит успех и методы деятельности. С одной стороны, упор делается на подбор и подбор подходящих людей для той или иной работы, с другой стороны проявляется в выборе профессий, соответствующих индивидуальным особенностям того или иного человека.

Вторая точка зрения основана на идее целенаправленного формирования навыков, предполагающих развитие важных качеств каждого человека. Оба эти взгляды могут формироваться по-разному, но их общий методологический недостаток состоит в том, что индивидуальность и труд взаимосвязаны. Они считаются непротиворечивыми, взаимно подчиненными величинами.

Третья точка зрения исходит из принципа единства сознания и деятельности в психологии, направленного на формирование индивидуального стиля деятельности [2. 48].

Эта концепция основана на следующих взглядах, выдвинутых Е.А.Климовым: Существуют практически необученные личные (психологические) качества, которые важны для успеха деятельности. Существуют разные способы адаптации к условиям профессиональной деятельности, одинаковые по производительности труда [1. 68].

Существует широкий спектр возможностей преодолеть слабое проявление индивидуальных способностей с помощью упражнений или других навыков или методов работы (способность медленно реагировать может быть дополнена повышенным вниманием во время тренировок.

Таким образом, необходимо формировать умения с учетом индивидуальности человека, развивать внутренние условия с учетом внешних условий. При выборе карьеры очень важен профессиональный совет. Это сложная задача, требующая серьезной подготовки, ярким тому примером является текущая диагностическая и консультационная работа по профориентации с учениками 9-х классов, проводимая каждым школьным психологом. При выборе профессии важными факторами являются возраст, в котором производится выбор профессии, уровень образования первого подростка и уровень его стремлений.

Список литературы

1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Москва: Просвещение, 1990. С. 68-69.

2. Немов Р.С. Психология. Москва: Владос, 2004. С. 47-49.

3. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // Научно-исследовательский журнал «Европейские исследования» подготовлен по материалам ХXIV международной научно-практической конференции «Европейские исследования: инновации в науке, образовании и технологиях». № 1 (24). Лондон. Соединенное Королевство. 28-29 января 2017 г. 74-76 стр.

4. Хамрокулова Д.Ф. Личность в концепции гуманистического воспитания // Вестник науки и образования. Россия. Москва. № 8 (62). Часть 2, 2019. С. 44-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.