УДК 796.015.62
МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Ирина Борисовна Пилина, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрываются понятия «мотивация человека», «мотивы человека», их взаимосвязь. С помощью анкетирования и личных бесед проведено исследование на предмет изучения данных понятий в конкретных ситуациях, а именно: мотивация поступления в вуз и обучения в институте физической культуры и спорта им А.И. Герцена. Была проведена аналитическая работа с систематизацией целей и стимулов студентов к обучению в процентном соотношении. Исследование показало, что при действующей системе обучения наблюдается понижение значимости получаемых знаний и заинтересованности студентов в процессе их получения; главными мотивационными побудителями становятся отрицательные мотивы, что влечёт вопрос о необходимости изменений подходов к учебному процессу.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, обучение, физическая культура, вуз, стимул, интерес.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p344-348
MOTIVES FOR TEACHING STUDENTS AT THE INSTITUTE OF PHYSICAL
CULTURE
Irina Borisovna Pilina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Igor Gennadievich Vinogradov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article reveals the concepts of "human motivation", "human motives", and their interconnection. There was the research about these concepts in specific situations: motivation for entering the university and studying at the A.I. Herzen sports department. There was used the system of questionnaires and personal conversations. The analytical work was carried out with the systematization of the goals and incentives of students to study under the percentage terms. The research showed that under the current teaching system, there is decrease in the significance of the knowledge gained and the interest of students in the process of obtaining them; negative motives become the main motivational stimuli, which raises the question of the need to change the approaches to the educational process.
Keywords: motivation, motives, study, Physical Education, university, stimulus, interest.
ВВЕДЕНИЕ
Активное отношение к окружающему миру составляет одну из главных особенностей человека. Формирующим и направляющим началом любой активности личности выступает её мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, к конкретной деятельности. Для организма естественным состоянием является инертное, пассивное. Чтобы осуществился переход к активной фазе, любому организму необходимо приложить особые побудительные силы, источником которых является мотивация. Е.П. Ильин видит проявление активности не за счёт условно-рефлекторных стимулов, а исключительно за счёт проявления волевого усилия индивидуума [1].
Мотивацию человека можно рассматривать двумя способами: первый - как статичное явление, обусловленное потребностями и желаниями человека; второй - как ди-
намичное явление, некий процесс или механизм. При этом в любом варианте мотивация является исключительно средством реализации уже сформированных или формирующихся мотивов. Чем сильнее у человека мотивы, внутренние побуждения, тем сильнее мотивация, а чем больше мотивация, тем больше и отдача человека в проявляемой деятельности. Данная взаимосвязь проявляется и в учебном процессе у студента, начиная с самого решения о поступлении в высшее учебное заведение.
Целью исследования стало изучение мотивов поступления и обучения студентов в институте физической культуры и спорта им А.И. Герцена (на протяжении 6 лет обучения в вузе) для дальнейшей работы по повышению их мотивации к учёбе со стороны педагога. Способом изучения и систематизации полученной информации был использован метод анкетирования и бесед со студентами. В исследовании приняло более 100 человек (юноши и девушки), начиная с подготовительных групп и заканчивая магистратурой.
Изменения социальных условий в последнее десятилетие имеют непосредственное влияние на систему образования в целом. Вопрос значимости и ценности высшего образования оспаривается и является предметом постоянного дискурса, что непосредственно влияет на мотивы самого поступления в высшие учебные заведения. Потеря прежних жизненных ценностей и ориентиров в жизни, появление новых сфер деятельности и заработка, смена приоритетов и психологических установок привели к формированию новых мотивов поступления в вуз. При этом не стоит забывать об индивидуальности каждого отдельного случая. Из чего следует вывод, что у поступающих абитуриентов (и поступивших студентов) изначально заложены разные цели обучения и учения, которые необходимо учитывать при построении формирования положительной мотивации к обучению и будущей специальности.
В.А. Якунин разделяет цели обучения и цели учения [2]. Первые задаются извне и выявляют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основе предшествующего опыта индивидуума. Обе цели, по мнению автора, могут совпадать лишь в идеальном случае, когда первые воспроизводят себя в структуре индивидуальных мотивов. Хочется возразить: почему педагог не может задать первые цели и тем самым начать постепенное формирование вторых целей на основе первых?
Представленную большую группу мотивов поступления в вуз и, соответственно, будущей учебной деятельности можно смело обозначить как «отрицательные». К ним относятся обучение под принуждением извне: влияние родителей, жизненные обстоятельства, связанные с обязательным посещением вуза (армия и т.п.). Эти мотивы стимулируют студента лишь «дойти до вуза» и присутствовать на занятиях, но они никак не связаны с потребностью получения знаний. Необходимость заниматься или сдать сессию, в данном случае, требует проявление огромного волевого усилия, а при слабой развитости волевой сферы у личности приводит к негативным последствиям. В конечном итоге данная «отрицательная мотивация» проявляется в отчислении данного студента из вуза.
Исследование побудительных причин учения, позволили сгруппировать ответы студентов (так же, как и ответы по целям обучения) в таблицу 1. Систематизация и интерпретация полученных ответов выглядит следующим образом: отличительными чертами побудителей учения является их противоречивость и нестабильность; происходит изменение стимулов обучения по мере возрастания курса обучения; стимулы обучения юношей и девушек отличаются друг от друга. Анкетирование студентов по вопросу исследования показало: у всех студентов, обучающихся в институте, преобладает цель обучения - получить, в принципе, высшее образование, то есть весь сопутствующий процесс не так важен, как сам результат. Процентное соотношение данного показателя возрастает по мере продолжительности обучения, особенно явно данная тенденция прослеживается к 4 курсу обучения: 80% юношей и 82% девушек присутствуют на занятиях по необходимости, тогда как на 1 курсе данный мотив указывали 58% и 50% опрошенных.
Таблица 1 - Отношение к обучению: цель обучения, стимул обучения в процентах (%)
Побудители (мотиваторы) Курс
подготовительный 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс магистратура
Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д
Высшее образ. Цель 37 16 58 50 59 70 52 42 80 82 22 26
Стимул 9 19 11 7 4 9 15
Знания Цель 25 36 18 19 12 10 18 16 15 9 44 48
Стимул 20 3 15 11 14 21 15 21
Диплом Цель 4 8 17 10 16 5
Стимул 3 8 4 11 9 6 6 27
Желание Цель 16 4 18
Стимул 16 32 4 22 10 14 9
Интерес Цель 16 6 11 10 9
Стимул 40 9 25 10 11 9
Армия Цель 4
Стимул 16 3 10 10 16
Жизнь Цель 6 12
Стимул 16 20 6 4 10 14 18 21 27 28 35
Работа цель 25 16 4 4 21 22 26
Стимул 3 8 4 23 5 12 10 28 26
Будущее Цель
Стимул 3 4 2 9 18
Ничего, нет ответа Цель 4 4 8 5 12
Стимул 36 39 4 15 7 18 15 14
Сам Цель 13
Стимул 16 20 6 11 12 37
Родители Цель
Стимул 16 24 11 10 7 4
Находит подкрепление данная цель обучения и в необходимости учиться ради будущей работы и ради получения, непосредственно, диплома о высшем образовании. Значение первого показателя остаётся на примерно одном уровне (~23%) что на подготовительных курсах, что в конце бакалавриата, тогда как в середине учебного процесса значительно снижается. Интересно, что получение диплома целью в большей степени является у юношей, тогда как у девушек стимулом.
Наряду с обозначенными тенденциями интерес к обучению и желание учиться у студентов к последним курсам обучения резко снижается. Так, слушатели подготовительного факультета проявляют повышенный интерес к будущему процессу учебной дельности на факультете - 16%, по мере поступления и обучения этот показатель падает. Если у девушек интерес является целью в 16%, а стимулом на целых 40% на подготовительных курсах, то к 4 курсу оба показателя снижаются до 9%, мотив желания как цель с 16% уходит в полный 0. У юношей оба мотива являются преимущество на всём протяжении учёбы исключительно стимулом, в котором также наблюдается тенденция на спад.
Несмотря на первое негативное впечатление о цели учения студентов в институте, всё же у всех обучающихся студентов наблюдается интерес к получению необходимых профессиональных знаний. Величина данного показателя на протяжении всего обучения изменяется мало и находится в пределах 12-18% у юношей и 9-19% у девушек в период основного обучения. На подготовительном курсе данный мотив занимает второе место в качестве цели поступления и обучения - 25% у юношей и 36% у девушек.
В то же время у магистрантов доминирующей целью обучения является именно получение знаний: 44% у юношей и 48% у девушек. Подкрепляется данная цель обучения получением высшего образования и будущей работой по специальности 22 и 26% и 22 и 26% соответственно. Такое распределение целевых установок, конечно, определяется осознанностью магистрантов выбором специальности. И всё же 12% (только юношей) не
смогли ответить, для чего же они продолжили обучение.
Такой же ответ «не знаю, для чего я учусь», наблюдается на всех курсах обучения, причем доминирует отсутствие цели обучения у юношей.
На первых курсах преобладающими побудителями у девушек являются желание учиться (32%), интерес к процессу обучения (25%) и сами знания (15%), то есть наблюдается явное осознание важности процесса образования и заинтересованность в нём. Иная картина складывается у мужской части учащихся. По мнению юношей, целых 39% ничего не стимулирует учиться, 16% связывают стимул обучения с желанием заниматься.
На вторых курсах обучения явно прослеживается разброс в показателях побудителей учебной деятельности. У девушек к стимулу личного желания учиться (22%) добавляется будущая профессиональная деятельность (23%). Главным же стимулом обучения для юношей являются наставления родителей (24%), получение высшего образования беспокоит 19%, при этом 15% всё так же не находят никакого стимула для обучения. Анализируя полученные данные по данному учебному промежутку, можно с уверенностью сказать, что для девушек характерен более ответственный подход к процессу учёбы и получения знаний, по-видимому, это связанно с психологическими особенностями женского контингента.
К третьему курсу наблюдается некоторая конкретизация внешних побудителей при сохранении большой значимости общественно-значимых как у юношей, так и у девушек: современные условия жизни являются побудителем у 18% девушек, столько же перестают видеть какие-либо причины для продолжения учёбы - тем самым наблюдается определённый кризис самоопределения и дальнейшего профессионального пути. Юноши, напротив, к третьему году обучения более-менее определяются с тем, чего они хотят и для чего им образование: одинаковое предпочтение (14%) в личной стимуляции они отдают жизненным факторам и желаниям получить необходимые знания.
Четвёртый курс в среднем сохраняет тенденции предыдущего года. Главные стимулы у юношей остаются прежними - жизненная необходимость (21%) и получение знаний (21%). Среди девушек стимулом учения тоже остаётся жизненная необходимость образования (27%), а вторым по важности становится желание получить диплом. Интересно, что последнее является мощнейшим стимулом (27%), но совершенно не является целью (0%).
Ответы магистрантов можно свести к следующим крупным блокам, где преобладающими являются как для юношей, так и для девушек современные условия жизни 28% и 35% и необходимость получения знаний 15 % и 21% для хорошей работы по специальности 28% и 26% (соответственно).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно из анализа целей обучения и причинных побудителей обучения у студентов прослеживается изменение данных показателей по мере обучения. Если на первых курсах наблюдается желание и интерес к процессу учения, то к последним курсам, в силу ряда причин (о которых необходимо задуматься), данные побудители перестают быть актуальными и на первый план выступают побудители долженствования - должен получить образование, потому что необходимо. Сами как таковы знания для большинства студентов не являются целью обучения, перестают быть актуальными.
Данное исследование продемонстрировало необходимость изменения подхода к обучению так, чтобы интерес студентов к получению знаний не только не уменьшался в процессе, но и увеличивался. Важно создавать такие условия и такие программы проведения занятий, чтобы максимально учитывались интересы, как мужской половины студентов, так и женской в силу их изначально разных стимулов к учёбе - только так можно повысить уровень мотивации, а значит и вовлеченности, и отдачи в учебную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 508 с.
2. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В.А. Якунин. -2-е изд. -Санкт-Петербург : Изд-во В.А. Михайлова, 2001. - 349 с.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2011), Motivation and motive, Peter, St. Petersburg:
2. Yakunin, V.A. (2001), Pedagogical psychology, textbook, V. A. Mikhailova Publishing House, St. Petersburg.
Контактная информация: igor0115@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 14.03.2021
УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
Антон Александрович Попов, полковник полиции, заместитель начальника кафедры, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы технической составляющей огневой подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, к ситуационным моментам, связанным с применением огнестрельного оружия, а именно на применение в образовательном процессе современных технологий, технических средств обучения и стрелковых тренажеров. Автором обращено внимание на необходимость формирования навыков владения оружием в ситуациях, связанных с осуществлением профессионально-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Ключевые слова: огневая подготовка, технические средства обучения, стрелковые тренажеры, профессиональная деятельность, педагогический процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p348-352
PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE USE OF MODERN TECHNICAL MEANS IN THE FIRE TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Anton Aleksandrovich Popov, the colonel, deputy head the Department, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
The article deals with the topical issues of the technical component of fire training of cadets and students of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to the situational moments associated with the use of firearms, namely, the use of technical training tools and shooting simulators in the educational process. The author draws attention to the need to develop skills in the use of weapons in situations related to the implementation of professional and official activities of an employee of the internal affairs bodies.
Keywords: fire training, technical means of training, shooting simulators, professional activity, pedagogical process.