Научная статья на тему 'Мотивы и способы противодействия расследованию дорожнотранспортных преступлений, совершенных женщинами'

Мотивы и способы противодействия расследованию дорожнотранспортных преступлений, совершенных женщинами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / МОТИВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЖЕНЩИНА-ВОДИТЕЛЬ / ПРИЕМ ВОЗДЕЙСТВИЯ / COUNTERACTION / METHOD OF COUNTERACTION / ROAD TRAFFIC CRIME / DRIVING WOMAN / INFLUENCE TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрпалова Диана Николаевна

В статье рассмотрены специфические способы и мотивы противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами. В ходе исследования данных вопросов использованы результаты анкетирования следователей, выявлены наиболее эффективные следственные действия, направленные на качество расследования подобной категории дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрпалова Диана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES AND METHODS OF COUNTERACTION TO INQUEST OF ROAD TRAFFIC CRIMES COMMITTED BY WOMEN

The article describes the specific methods and motives of counteraction to investigation of road traffic crimes committed by women. In the course of research the author uses results of the investigators’ survey, which has revealed the most effective investigative actions focused on the qualitative inquest of such cases.

Текст научной работы на тему «Мотивы и способы противодействия расследованию дорожнотранспортных преступлений, совершенных женщинами»

УДК 347

Юрпалова Диана Николаевна

МОТИВЫ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЖЕНЩИНАМИ

Yurpalova Diana Nikolayevna

MOTIVES AND METHODS OF COUNTERACTION TO INQUEST OF ROAD TRAFFIC CRIMES COMMITTED BY WOMEN

Аннотация:

В статье рассмотрены специфические способы и мотивы противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами. В ходе исследования данных вопросов использованы результаты анкетирования следователей, выявлены наиболее эффективные следственные действия, направленные на качество расследования подобной категории дел.

Ключевые слова:

противодействие, способ противодействия, мотив противодействия, дорожно-транспортное преступление, женщина-водитель, прием воздействия.

Summary:

The article describes the specific methods and motives of counteraction to investigation of road traffic crimes committed by women. In the course of research the author uses results of the investigators’ survey, which has revealed the most effective investigative actions focused on the qualitative inquest of such cases.

Keywords:

counteraction, method of counteraction, road traffic crime, driving woman, influence technique.

Дорожно-транспортные преступления, совершаемые женщинами, характеризуются специфическими способами противодействия их расследованию, приемами воздействия на следователя. Изучение данных вопросов, выявление наиболее типичных субъектов, способов и мотивов противодействия по данной категории уголовных дел позволяет использовать наиболее эффективные следственные действия, направленные на обеспечения качества предварительного расследования.

Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений представляет собой систему противоправных и иных умышленных действий (бездействий) преступников и связанных с ними лиц, направленных на воспрепятствование расследованию преступлений данной категории и привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении [1]. К этим действиям можно отнести: уезд или уход с места происшествия, внесение изменений в обстановку до приезда следственно-оперативной группы, умышленную замену поврежденных узлов и деталей транспортного средства, его уничтожение и разборку, продажу, изменение идентификационных номеров, ложные показания, воздействие на следователя и т.д. В большинстве случаев следует говорить не об одном действии, а о целой системе, состоящей из нескольких приемов (способов).

Опрос следователей, которые расследовали дорожно-транспортные преступления, совершенные женщинами показывает, что в качестве приема воздействия наиболее часто используются уговоры (64 %), иногда подкуп (18 %). Незначительную часть составляют угрозы (3 %) и шантаж (2 %). В качестве иных приемов были названы попытки вызвать жалость, дискредитировать следователя в методах расследования, «давление» коррумпированных чиновников (13 %).

В качестве субъекта противодействия расследованию дорожно-транспортного преступления, совершенного женщиной, может выступать, в первую очередь, сама обвиняемая. При этом ее поведение не обязательно должно быть связано с вышеназванными действиями (уезд с места происшествия, изменение обстановки и т.п.). Водитель-женщина может и не скрывать сам факт дорожно-транспортного преступления, а склонять потерпевшего (его родственников) к примирению с целью прекращения уголовного преследования в соответствии со ст. 76 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [2].

Стоит также учитывать, что достаточно распространенными являются случаи, когда в роли потерпевшего, свидетелей выступают близкие виновной люди (родственники, друзья), которые находились в транспортном средстве во время совершения дорожно-транспортного преступления. Они стремятся к тому, чтобы обвиняемая избежала уголовной ответственности. Так, по одному из уголовных дел в качестве потерпевшей была признана мать обвиняемой К., а свидетелем по делу являлась подруга, которые находились в салоне автомобиля. Из показаний потерпевшей следовало, что за дорожной обстановкой она не следила, с какой скоростью ехала ее

дочь не знает. Увидела лишь внезапно возникший перед ними автомобиль, который выполнял маневр обгона, и столкновение с ним. От участия в производстве следственных действий уклонялась, по вызову следователя не являлась. Свидетель П. пояснила, что дремала, находясь на заднем сиденье автомобиля и за дорожной обстановкой не следила [3].

Можно привести результаты проведенного анкетирования следователей. В качестве факторов, которые наиболее часто наблюдаются в основе мотивов оказания противодействия со стороны потерпевшего, названы личная выгода (получение вознаграждения - 82 % опрошенных) и родственные, дружеские отношения (18 %).

Противодействие расследованию оказывают и защитники подозреваемых (обвиняемых). Учитывая, что не каждое противодействие является противоправным, адвокаты могут заявлять многочисленные ходатайства о проведении дополнительных следственных действий (например, судебных экспертиз), отводе следователя, эксперта, что приводит к затягиванию предварительного следствия [4]. В юридической литературе справедливо отмечено, что существует прямая зависимость активности и успеха противодействия расследованию от его сроков (чем они продолжительнее, тем большее количество людей вовлекается в орбиту противодействия, тем больше у них возможностей добиться желаемого результата) [5].

Не случайно в ходе анкетирования подавляющее большинство следователей на вопрос о том, со стороны каких участников наиболее активно осуществляется противодействие при расследовании дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами, назвали защитника (58 %). Подозреваемые и обвиняемые оказались лишь на втором месте (36%).

Мотивы и цели противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений у каждого субъекта являются различными и во многом зависят от процессуального статуса участника уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, понятой и т.д.). Основным мотивом противодействия раскрытию и расследованию дорожно-транспортных преступлений со стороны виновницы ДТП является стремление избежать уголовной ответственности за содеянное.

Осуществление противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами, может осуществляться как в активной, так и в пассивной формах. Опрос следователей показал, что наиболее распространенными способами противодействия следствию со стороны подозреваемых и обвиняемых (женщин-водителей) являются: уклонение от явки по вызову следователя (23 % опрошенных), несообщение интересующей следователя информации (41 %), отказ от дачи показаний (36 %).

Способы противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений могут быть типичными, которые характерны для всех видов уголовно-наказуемых деяний, например, отказ от дачи показаний, воздействие на потерпевших, свидетелей. Наряду с ними существуют и специфические способы, присущие данной категории преступлений. В частности, уезд или уход водителей с места происшествия.

Другим специфическим способом противодействия расследованию может являться внесение изменения в обстановку места дорожно-транспортного происшествия, например, перемещение транспортного средства, иных объектов и т.д. Можно назвать и такие действия с транспортным средством, которые направлены на внесение в материальные носители дополнительной информации или полную их подмену: замена поврежденных деталей, сжигание транспортного средства, его продажа или полное разукомплектование. При этом подобное поведение для женщин, совершивших дорожно-транспортное преступление, не характерно, о чем свидетельствуют результаты анкетирования: подавляющее их большинство вещественных доказательств не уничтожает (87 % опрошенных), иногда наблюдается продажа транспортного средства (9 %), разрушение либо разукомплектование (4 %).

Не случайно к наиболее эффективным следственным и иным процессуальным действиям, которые позволяют выявить и преодолеть противодействие, практические работники (следователи, сотрудники ДПС) относят: осмотр места происшествия, вещественных доказательств; проведение первичных опросов участников дорожно-транспортного преступления.

Выбор того или иного приема противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений определяется различными факторами, важное место среди которых принадлежит личности преступника (женщине) как субъекту противодействия. В частности, исследование данной проблематики показывает, что по рассматриваемой категории дел женщины, осуществляющие противодействие, составляют лишь 11 %.

Итак, проведенное в настоящей научной статье исследование показывает, что дорожнотранспортные преступления, совершаемые женщинами, характеризуются специфическими спо-

собами, мотивами и субъектами противодействия расследованию данной категории дел. Во-первых, женщины-водители практически не используют приемы противодействия, характерные для мужчин (уничтожение транспортного средства, замена деталей и т.д.). Во-вторых, наиболее типичными субъектами противодействия расследованию остаются участники уголовного судопроизводства со стороны защиты (подозреваемые, обвиняемые, их защитники), но число потерпевших также является значительным. В основе мотивов оказания противодействия расследованию со стороны потерпевшего, являются, как правило, личная выгода (получение вознаграждения) и родственные, дружеские отношения с лицом, совершившим ДТП. В-третьих, результаты анкетирования следователей показывают, что наиболее эффективными в целях преодоления противодействия являются первоначальные следственные и иные процессуальные действия (осмотры места происшествия и вещественных доказательств, первичные опросы участников ДТП).

Ссылки:

1. Ремизов С.М. Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 3 февраля 2014 г. № 5-ФЗ) // Собр. Законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2014. 5 февраля. № 6296.

3. Уголовное дело № 161296 // Архив Крымского районного суда Краснодарского края.

4. Уголовное дело № 161462 // Там же.

5. Уголовный кодекс ... С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.