Мы выделили лишь наиболее значимые факторы, которые влияют на формирование единой противоправной линии поведения осужденных, нарушающей установленный порядок отбывания наказания в виде лишения свободы.
Кроме того, проблема формирования и функционирования преступных групп в местах лишения свободы осложнена формулировкой диспозиции ч. 1 ст. 73 УИК РФ, где указано на отбывание наказания осужденными в ИУ в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали и были осуждены. Вполне очевидно, что имевшиеся у лидеров преступной среды связи по месту проживания до осуждения позволяют без особых усилий установить их в местах лишения свободы и тем самым отрицательно влиять на процесс исправления, создавая определенные трудности и для территориальных правоохранительных структур.
В этой связи возникает необходимость в дополнении указанной статьи УИК РФ ч. 4, где предусмотреть положение о направлении данной категории осужденных (лидеров преступной среды) в исправительные учреждения различных субъектов Российской Федерации.
С целью противодействия воздействию указанных факторов на основную массу осужденных и недопущения организации в местах лишения свободы преступных формирований нами предлагается комплекс мероприятий, среди которых оперативно-разыскные меры по развенчанию лидеров уголовно-преступной среды, разложению уже сформировавшихся группировок осужденных, а также оперативные, режимные, организационные, воспитательные, медицинские и иные мероприятия, направленные на предупреждение формирования единой противоправной линии поведения осужденных, нарушающей установленный порядок отбывания наказания в виде лишения свободы.
Литература
1. Горяинов К. К., Хромов И. Л. Нейтрализация криминального влияния группировок отрицательной направленности на осужденных: метод. рекомендации. — М., 2005.
2. Данные оперативного управления ФСИН России за 2013 г.
3. О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета. — URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/3150.
4. Сапунов В. В. Влияние тюремной субкультуры на криминогенную ситуацию в исправительных учреждениях // Ведомости уголов.-исполн. системы. — 2002. — № 3.
5. Филатов А. М. Противодействие неформальным нормам преступного мира — пенитенциарный аспект // Преступление и наказание. — 2003. — № 7.
6. Пенитенциарная преступность: сущность и актуальные проблемы предупреждения: монография. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2005.
7. Юдин Е. Г., Гусев А. В., Щетнев Л. Е. Основы проведения оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-исполнительной системе России. — Иваново, 2008.
УДК 343.98
СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ДТП
© Латыпова Кристина Сергеевна, ассистент кафедры уголовного процесса юридического факультета Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся исследования понятия и значения типичных следственных ситуаций, которые возникают на первоначальном этапе расследования по делам о ДТП, связанных с наездами на пешеходов. В статье анализируются научные взгляды ученых на понятие «следственная ситуация». Также рассматриваются наиболее типичные следственные ситуации, характерные для исследуемой категории преступлений, которые сформулированы на основе изученной научной литературы и судебно-следственной практики. Выдвигаются следственные версии первоначального этапа расследования для повышения эффективности правоохранительных органов по расследованию ДТП.
Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, наезд на пешехода, следственные ситуации, первоначальный этап расследования, ситуационный подход, методика расследования дорожно-транспортных преступлений.
INVESTIGATIVE SITUATIONS ARISING AT THE INITIAL
STAGE OF INVESTIGATION OF THE CASES OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS
Latypova Kristina Sergeevna, teaching assistant, department of criminal procedure, law faculty, Buryat State University
24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia
The article is devoted to topical issues relating to research concepts and significance of typical investigative situations arising in the initial stage of investigation the cases of road accidents concerning the accidents with hit pedestrians. The article analyzes the scientific views of scientists on the concept "investigative situation." It also discusses the most typical investigative situations characteristic for the studied category of crimes that are formulated based on the study of the scientific literature and forensic investigative practices. The authors put forward an investigative version of the initial stage of the investigation to enhance the ef-feciency of law enforcement agencies to investigate the accident.
Keywords: road traffic offenses, hit a pedestrian, investigative situations, initial stage of investigation, situational approach, methodology of investigation of road traffic offenses.
Эффективность первоначального этапа расследования определяется, прежде всего, разработкой методико-криминалистических рекомендаций, которые невозможно разработать без изучения складывающихся следственных ситуаций, детерминирующих начало и протекание расследования. В работе многих криминалистов отмечается значимость ситуационного подхода как одного из эффективных путей решения сложных проблемных ситуаций, характерных для первоначального этапа расследования различных видов преступлений [9, с. 47; 11, с. 8]. Не являются исключением и расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов.
Упоминание о понятии следственной ситуации встречается в работах многих ученых. Например, Р. С. Белкин представляет следственную ситуацию как совокупность условий, в которых в данный момент осуществляется расследование [2, с. 91]. Эти условия могут складываться под воздействием различных факторов: отсутствие данных об отдельных обстоятельствах совершенного преступления (например, о личности совершившего преступление); противодействие подозреваемых следователю в установлении различных обстоятельств преступления; недостаток необходимых для качественного расследования сил, средств и т. д.
Другие ученые понимают следственную ситуацию как совокупность информации, характеризующей состояние расследования по уголовному делу без учета обстановки и условий, в которых оно происходит [4, с. 31; 8, с. 379].
Согласимся с определением следственной ситуации, предложенным Т. С. Волчецкой, которая определяет следственную ситуацию как степень информационной осведомленности следователя о преступлении, а также состояние процесса расследования, сложившееся на любой определенный момент времени, анализ и оценка которого позволяют следователю принять наиболее целесообразные по делу решения [5, с. 94].
Исходя из вышеизложенного, следственная ситуация — это понятие, характеризующее процесс расследования на том или ином его этапе.
Представляется разумным выделять типичные следственные ситуации, характерные для первоначального этапа расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов.
В исследуемой нами литературе выделяются различные классификации следственных ситуаций. Особый интерес, на наш взгляд, представляет деление следственных ситуаций на типовые и индивидуальные (конкретные). В каждой из них обязательно присутствует ряд признаков, делающих ее похожей на другие ситуации такого же типа, то есть типовые. Следовательно, процесс выявления типовых ситуаций есть результат отвлечения от частностей, а его прикладное значение состоит в том, что типизация следственных ситуаций необходима для построения частных криминалистических методик [5, с. 106]. Это утверждение, на наш взгляд, может лечь в основу формирования следственных
ситуаций частной криминалистической методики расследования ДТП, связанных с наездами на пешеходов.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что типичные следственные ситуации ДТП, связанные с наездами на пешеходов, на первоначальном этапе имеют различные классификации [1, с. 85; 7, с. 101; 9, с. 30; 10, с. 65]. Их изучение позволяет нам выделить те ситуации, которые,
*
по нашему мнению, чаще всего возникают на первоначальном этапе расследования .
Таким образом, рассмотрим две группы типовых следственных ситуаций: наезды на пешеходов, совершаемые с неосторожной формой вины, и умышленные наезды на пешеходов.
Наезды на пешеходов, совершаемые с неосторожной формой вины
1-я ситуация. На месте происшествия находятся все участники ДТП (водитель, пешеход, транспортное средство, очевидцы). Обстановка в момент окончания динамических преобразований, сформировавших дорожно-транспортное происшествие, зафиксирована без изменений (75,4 % дел от общего количества изученных уголовных дел).
На этом этапе следователям следует выдвинуть следующие версии:
1) дорожно-транспортное происшествие явилось результатом преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства (неправильный расчет минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии проезжей части и т. д.);
2) происшествие возникло в результате грубого нарушения правил дорожного движения водителем (внезапный выход из неосвещенной зоны дороги и т. д.);
3) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и др.);
4) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (землетрясение, оползень);
5) происшествие произошло в результате инсценировки («подставы»* *) ДТП со стороны потерпевшего пешехода.
При возникновении данных ситуаций предполагается следующая программа действий следователя:
- осмотр места пришествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, осмотр трупа пешехода);
- освидетельствование водителя и потерпевшего, с целью установления алкогольного и наркотического опьянения;
- допросы свидетелей дорожно-транспортного происшествия;
- допрос водителя;
- допрос потерпевшего пешехода, в том случае если ему причинен вред здоровью, совместимый с жизнью (тяжкий вред здоровью). Но практика показывает, что в большинстве случаев после совершения наезда траспортного средства на пешехода зачастую наступает летальный исход.
- назначение судебных экспертиз.
2 ситуация. Водитель неизвестен и скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, вместе с транспортным средством или без транспортного средства, оставив на месте происшествия потерпевшего пешехода (10,6 % дел).
Подобная ситуация наиболее распространена применительно к такому виду ДТП, как наезд на пешехода. Водитель, совершивший наезд, незамедлительно скрывается с места происшествия, после чего производит утаивание транспортного средства, на котором было совершено ДТП [3, с. 69].
Полагаем, что целесообразным будет следующий алгоритм действий:
- осмотр места пришествия;
- подробный допрос свидетелей, допрос потерпевшего пешехода, в том случае, если ему в результате дорожного происшествия были причинены травмы, совместимые с жизнью. При анализе материалов уголовных дел по данной категории преступлений было установлено, что практически в
* Вывод сделан на основе изучения материалов уголовных дел по рассматриваемой категории преступлений.
** Под рассматриваемым термином понимается обман, мошенническая уловка.
половине случаев (43,4 % дел) отсутствуют очевидцы преступления, что затрудняет дальнейший процесс расследования;
- медицинское освидетельствование водителя;
- допрос задержанного водителя и предъявление ему обвинения в соответствии с квалификацией;
- назначение судебных экспертиз.
3 ситуация. Водитель неизвестен и скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством или без транспортного средства, оставив на месте происшествия потерпевшего пешехода. Преступление совершено в отсутствие свидетелей (4 % дел).
Выделяемая третья типичная ситуация схожа со второй, рассмотренной нами выше. Существенное различие в том, что в таких ситуациях отсутствуют свидетели и обстановка места происшествия к моменту прибытия дежурной части видоизменена.
На наш взгляд, наряду с версиями, которые выдвигаются следователями в рассмотренных выше ситуациях, должна быть выдвинута версия о том, что:
1) изменение дорожной обстановки произведено с целью восстановления условий для нормального и безопасного движения;
2) с целью необходимости экстренного доставления пострадавшего пешехода на транспортном средстве, участвовавшем в происшествии в ближайшее лечебное учреждение;
3) уничтожение следов, указывающих на виновность того или иного участника дорожно-транспортного происшествия.
2. Умышленные наезды на пешеходов.
1 ситуация. Обнаружен труп со следами и повреждениями, свидетельствующими о совершении преступления, но явные признаки дорожно-транспортного происшествия отсутствуют (например, на проезжей части улицы или дороги, в кювете или на обочине имеется труп, но нет явных свидетельств того, что смерть наступила в результате ДТП). Как показывают изученные нами материалы уголовных дел, данная ситуация встречается в 7 % случаев.
Рассматриваемая ситуация является наиболее сложной из представленных выше, так как помимо отсутствия участников ДТП, транспортного средства, изменена и обстановка на месте происшествия.
Следователями на первоначальном этапе расследования могут быть выдвинуты следующие версии:
1) инсценировка дорожно-транспортного происшествия с целью сокрытия факта совершения иного преступления;
2) сокрытие реального места дорожно-транспортного происшествия с целью изменения обстановки происшествия и уничтожения следов преступления;
3) совершение умышленного наезда на пешехода с целью причинения смерти и использование транспортного средства в качестве орудия преступления.
2 ситуация. Обнаружен труп вне зоны движения транспортных потоков (в лесу, в парке, в овраге и т. д.) со следами и повреждениями, характерными для дорожно-транспортного происшествия. Как показывают изученные нами материалы уголовных дел, такая ситуация имеет место в 2 % случаев.
Данная ситуация в значительной степени схожа с рассмотренной нами выше, но при ее расследовании следователь сталкивается с особой сложностью. Это вызвано тем, что применены особые меры по сокрытию преступления, не характерные для ДТП.
В рассматриваемой ситуации рекомендуется выдвинуть и проверить следующие типичные следственные версии:
1) версия о дорожно-транспортном происшествии (наезде на пешехода), с использованием способа по сокрытию данного преступления;
2) версия об инсценировке дорожно-транспортного преступления с целью сокрытия другого преступления.
Проанализировав вышеизложенное, можем сделать вывод о том, что особое значение имеет первоначальный этап расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, поскольку именно на данной стадии происходит закрепление доказательств, которые впоследствии формируют базу обвинения.
Литература
1. Абрамочкин В. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. пособие. — М.: Щит-М, 2010.
2. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. — М., 1988.
3. Бибиков А. А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления: дис. ... канд. юр. наук. — Ростов н/Д., 2005.
4. Васильев А. Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. — М., 1978.
5. Волчецкая Т. С. Криминалистическая ситуалогия: монография. — М. — Калининград: Изд-во Кали-нингр. ун-та, — 1997.
6. Владимиров С. В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода: дис. ... канд. юр. наук. — Владимир, 2011.
7. Гавло В. К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. — Томск, 1985.
8. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза. — СПб.: ДНК, 2008.
9. Ищенко Е. П. Ситуационный подход к применению научно-технических средств на первоначальном этапе расследования неочевидных преступлений // Следственная ситуация. — М., 1985.
10. Коленко А. Д. Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений (на материалах Приморского края): дис. ... канд. юр. наук. — Владивосток, 2004.
11. Яровенко В. В. Проблемы применения дерматологических исследований в криминалистике: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. — Екатеринбург, 1996.
УДК 159 : 34
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ
© Мельников Владимир Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заслуженный работник правоохранительных органов Республики Бурятия, декан юридического факультета Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6. E-mail: [email protected]
В статье представлены общенаучные и методологические подходы к исследованию терроризма и экстремизма. Рассматриваются социально-психологические особенности негативного воздействия данных явлений на личность и общество.
Ключевые слова: личность, девиантное поведение, преступность, терроризм, экстремизм.
CONTEMPORARY SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TENDENCIES AND PROBLEMS OF COUNTERACTION TO TERRORISM AND EXTREMISM
Melnikov Vladimir M., PhD in Psychology, A/Professor, Honored Worker of Law Enforcement Authorities of the Republis of Buryatia, Dean of law faculty, Buryat State University 6, Sukhe-Batora, Ulan-Ude, 670000, Russia
The article presents general scientific and methodological approaches to the study of terrorism and extremism. The social and psychological features of the negative impact of these phenomena on personality and society are considered.
Keywords: personality, deviant behavior, crimes, terrorism, extremism.
Длительная история существования человечества накопила достаточное количество информации об обеспечении безопасности, защиты от внутренних и внешних угроз. Поскольку их последствия способствуют появлению различного рода опасностей, до настоящего времени проблемы состояния и обеспечения безопасного мира продолжают существовать, а в ряде случаев воспринимаются как первостепенные.
Тенденция к глобализации мировых государств стирает грани многих процессов, явлений и событий. В первую очередь это относится к двум социально опасным явлениям с потенциально высоким уровнем угрозы — терроризму и экстремизму.