Научная статья на тему 'Некоторые особенности противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств'

Некоторые особенности противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
940
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / COUNTER INVESTIGATE CRIMES / CRIMES RELATED TO VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES / TRAFFIC OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головин Александр Юрьевич, Бибиков Александр Александрович

Дается характеристика отдельных элементов механизма противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений. Особое внимание уделяется субъектам, осуществляющим такое противодействие, их мотивам и целям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головин Александр Юрьевич, Бибиков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF COUNTERACTION TO INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES

The article describes the individual elements of the mechanism of counteraction to investigation of road traffic offenses. Particular attention is paid to entities engaged in such opposition, their motives and goals.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

Golovin Alexander Yurievich, Dr. jurid. Sciences, prof. Department of Justice and Law Enforcement, golovintula@yandex. ru, Russia, Tula State University,

Baranov Maxim Viktorovich, Cand. jurid. Sciences, Assoc. Department of Justice and Law Enforcement, tula. law@yandex. ru, Russia, Tula State University.

УДК 343

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

А.Ю. Головин, А.А. Бибиков

Дается характеристика отдельных элементов механизма противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений. Особое внимание уделяется субъектам, осуществляющим такое противодействие, их мотивам и целям.

Ключевые слова: противодействие расследованию преступлений, преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, дорожно-транспортные преступления.

Противодействие расследованию преступлений представляет собой специфический вид криминальной или тесно связанной с ней деятельности. В механизме осуществления такого противодействия можно выделять ряд тесно связанных друг с другом элементов. В их числе:

- субъект, оказывающий противодействие расследованию;

- цель, мотив, противодействия расследованию;

- способ противодействия расследованию;

- время, место, обстановка противодействия расследованию;

- результат оказанного противодействия.

Представленная структура существенно не изменяется применительно к механизму противодействия расследованию неосторожных преступлений, в том числе деяний, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (далее по тексту - дорожно-транспортных преступлений).

Исходя из данной структуры, можно охарактеризовать основные свойства противодействия расследованию преступлений рассматриваемого вида. Информация об указанных элементах противодействия расследованию, содержащаяся в материальных или идеальных следах, позволяет получить представление о его криминалистических особенностях, механизме

осуществления и выбрать наиболее эффективные методы его пресечения и преодоления, раскрытия и расследования преступления в целом.

Противодействие расследованию рассматриваемого вида преступлений чаще всего осуществляет или инициирует лицо, совершившее дорожно-транспортное преступлений (в 81% случаев, выявленных в ходе авторских эмпирических исследований следственной и судебной практики по делам рассматриваемой категории). Доминирование лиц, совершивших деяния, связанные с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в числе субъектов противодействия их расследованию не вызывает удивления. Очевидно, что именно виновные лица наиболее заинтересованы в создании помех расследованию и обладают при этом наиболее полной информацией о происшедшем событии.

Впрочем, круг субъектов, осуществляющих противодействие расследованию по делам о дорожно-транспортных преступлениях, не ограничивается только лицами, непосредственно совершившими ДТП. Такое противодействие может осуществляться: родственниками, близкими друзьями преступника; лицами, находящимися в служебной, трудовой, финансовой или иной зависимости от преступника; коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов, органов власти и управления; политическими и общественными деятелями; защитниками; потерпевшими, свидетелями, экспертами, специалистами вследствие подкупа, запугивания или иного воздействия. Противодействие расследованию рассматриваемых деяний может одновременно или последовательно оказываться различными субъектами (так называемым смешанным (комбинированным) субъектом).

Среди специфических признаков субъекта, осуществляющего противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений, особо следует отметить:

1. Его особый социальный статус. Так, лица, обладающие высоким социальным статусом (например, государственные и муниципальные служащие, сотрудники государственных и муниципальных учреждений и организаций, крупные бизнесмены, политические и общественные деятели и др.), более часто выступают субъектами противодействия при расследовании дорожно-транспортных преступлений, совершенных ими или их близкими родственниками, друзьями и т.п. Указанные лица, как правило, обладают знакомствами с высокопоставленными чиновниками, сотрудниками правоохранительных органов, в ряде случаев — представителями «криминального мира».

Совершение дорожно-транспортного преступления зачастую расценивается такими лицами как «случайность», «неприятность», проблема которую они смогут решить за счет личных связей, взяток или иного воздействия на участников расследования. Кроме того, предстоящее или проводимое расследование по дорожно-транспортному преступлению, воспринимается данной категорией лиц, как фактор, который ставит под угрозу сам социальный статус того или иного лица, его репутацию или карьеру.

Рассматриваемая категория субъектов оказывает наиболее сложное в плане его преодоления противодействие расследованию.

2. Наличие у субъекта противодействия юридических знаний, навыков (в том числе навыков юридической защиты по уголовным делам). Так, проведенный опрос следователей, занимающихся расследованием дорожно-транспортных преступлений, показал, что среди виновных в тяжких ДТП водителей или близких к ним лиц обладающих специальными юридическими познаниями противодействие в той или иной форме осуществляется в 85% случаев. Линия защиты в подобных случаях базируется на «накоплении» ошибок и недоработок лица, осуществляющего расследование, с последующим заявлением в конце расследования развернутых ходатайств, с требованием о прекращении уголовного дела. В ходе расследования, данными лицами, применяется весь арсенал, предоставленных им законом прав, с целью затруднить ход расследования, сделать невозможным получение тех или иных доказательств. Указанными субъектами противодействия используются и психологические приемы влияния на участников расследования, открыто демонстрируется обладание специальными юридическими знаниями, стремление показать ничтожность попыток привлечения их к уголовной ответственности.

Субъекты противодействия расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, можно также классифицировать в зависимости от линии поведения при осуществлении противодействия:

- субъекты, производящие активные действия по противодействию (активные);

- субъекты, умышленно бездействующие (пассивные);

- смешанный тип.

Основную массу выявленных по материалам изученных уголовных дел способов противодействия расследованию автотранспортных преступлений составляют активные действия субъектов (имели место в 81% изученных уголовных дел данной категории, в которых имело место противодействие расследованию). Пассивные действия (отказ от явки для производства следственных действий, временный или постоянный отказ от дачи показаний) осуществляется реже (имели место в 29% изученных дел данной категории, в которых имело место противодействие расследованию).

Подвергнувшись разнообразному воздействию (уговоры, подкуп, угрозы, шантаж, физическое насилие и пр.) со стороны преступника или иных связанных с ним лиц, свидетели, понятые, специалисты и даже потерпевшие по делам о дорожно-транспортных преступлениях, могут прервать нормальный контакт со следователем, начать уклоняться от явки по вызовам, дачи правдивых показаний, избегать участия в расследовании иным способом. Очевидно и усиление роли «материальной» мотивации поведения, например в случаях, когда виновный в дорожно-транспортном преступлении, осуществляет подкуп под видом возмещения материального и морального

ущерба потерпевшей стороне, после чего последняя фактически прекращает нормальный контакт с органами расследования, зачастую одновременно оказывая подобное влияние и на иных участников расследования.

Пассивные способы противодействия могут сочетаться с активным сокрытием следов преступления, воздействием на участников расследования, образуя, так называемые смешанные способы, которые довольно распространены при расследовании дорожно-транспортных преступлений (имели место в 10% изученных уголовных дел данной категории, в которых имело место противодействие расследованию). Например, отказ от дачи показаний подозреваемым (обвиняемым) может сочетаться с активным воздействием на иных участников расследования.

Общая цель осуществления противодействия расследованию по рассматриваемой категории дел со стороны преступника или связанных с ним лиц может быть различной. Это, прежде всего, уклонение преступника от уголовной ответственности, смягчение уголовной ответственности либо стремление избежать или смягчить гражданско-правовую ответственность.

В ходе эмпирического исследования было установлено, что в процессе противодействия расследованию оказывающий его субъект может препятствовать объективному установлению состава преступления. При расследовании дорожно-транспортных преступлений субъекты противодействия, прежде всего, стремятся к изменению или пытаются не допустить установление элементов объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, а именно:

- нарушений лицом, управляющим транспортным средством правил дорожного движения и (или) эксплуатации транспортных средств;

- установление причинной связи между указанными нарушениями и наступившими вредными последствиями;

- установление самих негативных последствий (определение наличия тяжкого вреда здоровью пострадавшего или причины смерти погибшего).

Цель создания препятствий для установления указанных обстоятельств, по результатам эмпирического исследования, преследовали 83% лиц, оказывающих противодействие по рассматриваемой категории дел.

Другой конкретной целью противодействия расследованию по рассматриваемой категории дел выступает создание помех установлению отягчающих вину обстоятельств. Указанными обстоятельствами следует считать не только обстоятельства, предусмотренные ст. 63 УК РФ. При расследовании дорожно-транспортного преступления, как правило, так же требуют выяснения такие обстоятельства как:

- совершение преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, усталостном состоянии;

- внесение изменений в конструкцию транспортного средства, влияющих на его эксплуатационные свойства;

- отсутствие лицензии на осуществление определенного вида перевозок;

- привлечение лица ранее к административной ответственности в связи с

нарушением им правил дорожного движения и др.

Такие цели, по результатам проведенного эмпирического исследования, преследовали 14% лиц, оказывающих противодействие по рассматриваемой категории дел.

В отдельных случаях преступники стремятся сфальсифицировать обстоятельства, смягчающие наказание (выявлено при изучении 9% уголовных дел данной категории, по которым имело место противодействие).

Одним из самых распространенных средств достижения подобной цели выступает стремление обвиняемого к созданию видимости примирения с потерпевшей стороной, полного возмещения вреда. При указанной фальсификации, как правило, имеет место физическое или психическое воздействие со стороны обвиняемого на потерпевшего или его близких, с целью получения документа, подтверждающего либо полное возмещение причиненного ущерба, либо достигнутое примирение при фактическом отсутствии такового (90% случаев от общего количества изученных уголовных дел, пор которым имела место фальсификация обстоятельств, смягчающих наказание).

Фактор времени оказывает существенное влияние на качество расследования дорожно-транспортных преступлений. В его ходе, как правило, требуется проведение значительного количества различных экспертиз (судебно-медицинских, автотехнических, транспортно-трасологических, металловедческих, физико-химических и т.п.), комплекса следственных действий, в том числе с лицами, проживающими в иных регионах. Несвоевременное проведение следственных действий по данной категории дел может повлечь утрату доказательственной информации и значительно повлиять на объективность расследования.

В условиях затягивания предварительного расследования преступники или связанные с ним лица могут осуществлять воздействие на участников расследования, реализовывать иные способы противодействия ему.

Конкретной целью противодействия расследованию может выступать прекращение или приостановление производства по уголовному делу. В таких случаях, так же как и при попытках добиться отказа в возбуждении уголовного дела неправомерным путем, основным объектом воздействия выступает следователь или иные работники правоохранительных органов. При этом к ним могут предъявляться требования не только вынести соответствующее процессуальное решение, но и реализовать комплекс предшествующих такому решению действий, связанных с уничтожением, фальсификацией или иным сокрытием доказательств, воздействием на потерпевшего и иных участников расследования.

Обращаясь к целям и мотивам противодействия со стороны преступника и связанных с ним лиц, следует отметить определенную закономерность, заключающуюся в том, что основным мотивом выступает боязнь уголовной и в ряде случаев гражданско-правовой ответственности за свои деяния, последствий привлечения к такой ответственности для карьеры, репутации,

бизнеса и пр.

Важным элементом противодействия расследованию и, как следствие, его характеристики, выступает время, место и обстановка его осуществления. Ученые-криминалисты, занимающееся исследованием проблемы противодействия расследованию, классифицируют процесс противодействия по времени его осуществления. В частности, различные приемы и способы противодействия могут реализовываться:

- до начала реализации преступного замысла;

- во время совершения преступления;

- после совершения преступления [1; 2].

Эта общая схема реализуется применительно к неосторожным преступлениям, в том числе дорожно-транспортным, не в полном объеме. Применительно к рассматриваемым деяниям правильно вести речь лишь о противодействии расследованию, оказываемом уже после события дорожно-транспортного происшествия. При этом противодействие расследованию может осуществляться как до обнаружения признаков преступления рассматриваемого вида правоохранительными органами, так и после обнаружения таковых. Как справедливо отметил Н.П. Яблоков, «только в неосторожных преступлениях, способ совершения которых не обуславливается преступным замыслом, которого у них быть не может, волевое неосторожное поведение преступника в момент самого деяния с умышленными действиями по его сокрытию связать в единую систему практически трудно» [3, с. 44].

Изложенное подтверждают и исследования следственной практики по делам о дорожно-транспортных преступлениях. Так, в 44% случаев противодействие начинает осуществляться еще до обнаружения признаков преступления правоохранительными органами, так сказать, на упреждение. В 83% случаев противодействие продолжается или начинает осуществляться после обнаружения признаков преступления правоохранительными органами. При этом примерно в 20% случаев попытки противодействия предпринимаются в ходе всего расследования и последующего судебного разбирательства.

Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, может быть как разовым, так и неоднократным. Последнее характеризуется продолжительным или систематическими попытками со стороны преступников и (или) связанных с ними лиц помешать различными способами достижению задач расследования.

Возможность неоднократного (продолжительного) продолжительного противодействия расследованию обуславливает необходимость принятия немедленных мер по его нейтрализации.

Противодействие расследованию может носить как спланированный, так и неорганизованный, стихийный характер.

Организованное противодействие предусматривает собой комплекс тщательно спланированных и реализуемых последовательно или одновременно действий, направленных на создание помех расследованию. Анализ

противодействия с позиций его организованности позволяет судить о продуманности действий преступника по созданию условий, затрудняющих его изобличение, а в некоторых случаях и задержание.

В отличие от организованного, стихийное противодействие осуществляется под воздействием ситуативных факторов, тщательно заранее не планируется. Такое противодействие значительно реже достигает своей цели, легче преодолевается в ходе следствия.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в современных условиях, одной из основных задач следственных подразделений, занимающихся расследованием преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, становится принятие мер по своевременному выявлению, пресечению и профилактике противодействию раскрытию и расследованию дорожно-транспортных преступлений. В связи с этим, значительно возрастает роль криминалистических рекомендаций по осуществлению такой деятельности следователем. В частности, необходима детальная разработка тактических приемов и комбинаций по преодолению противодействия, с одновременным более широким и качественным внедрением в следственную практику расследования подобного вида преступлений технико-криминалистических средств и методов.

Список литературы

1. Зуйков Г.Г. Способы сокрытия преступления и уклонения от ответственности // Способы сокрытия следов преступлений и криминалистические методы их установления. Москва, 1984.

2. Лавров В.П. Криминалистическая классификация способов сокрытия преступлений. // Криминалистическая сущность, средства и методы установления способов сокрытия следов преступления / под ред. И.М. Лузгина. М., 1987.

3. Яблоков Н.П. Структура способа совершения преступления как элемента криминалистической характеристики. // Способы сокрытия следов преступлений и криминалистические методы их установления / под ред. И.М. Лузгина М., 1984.

Головин Александр Юрьевич, д-р юрид. наук, проф. кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, golovintula@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет;

Бибиков Александр Александрович, канд. юрид. наук, доц. кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, tula. law@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

SOME FEATURES OF COUNTERACTION TO INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO VIOLATION OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES

A. Y Golovin, A.A. Bibikov

The article describes the individual elements of the mechanism of counteraction to investigation of road traffic offenses. Particular attention is paid to entities engaged in such

32

opposition, their motives and goals.

Keywords: counter investigate crimes, crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles, traffic offenses.

Golovin Alexander Yurievich, Dr. jurid. Sciences, prof. Department of Justice and Law Enforcement, golovintula@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University;

Bibikov Alexander Aleksandrovich, PhD. jurid. Sciences, Assoc. Department of Justice and Law Enforcement, tula. law@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 343

К ВОПРОСУ О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ

Е.С. Дубоносов, Ю.И. Скоропупов

Рассматриваются отдельные аспекты определения незаконного оборота оружия, установленного в действующем законодательстве. Анализируются признаки и криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, обстоятельства, причины и условия совершения преступлений, меры по их предупреждению.

Ключевые слова: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, безопасность.

Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как социально опасное явления давно привлекает внимание ученых-криминологов.

Огромная разрушительная мощь предметов вооружения требует продуманного и качественного контроля [1, с. 31]. Чтобы обеспечить безопасность личности, общества и государства, предупредить совершение преступления с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, избежать несчастных случаев при обращении с ними и иных негативных последствий, российское государство устанавливает целую систему правовых норм, определяющих порядок бытия поименованных предметов. Указанные нормы относятся к различным отраслям права: административному, уголовному и гражданскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.