Научная статья на тему 'МОТИВИРУЮЩИЙ МОНИТОРИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ'

МОТИВИРУЮЩИЙ МОНИТОРИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1595
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВИРУЮЩИЙ МОНИТОРИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Владимир Иванович, Миндзаева Этери Викторовна, Бешенков Сергей Александрович, Чайко Инна Леонидовна

В статье рассматриваются основные аспекты формирования методологии мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации, ориентированного на получение полной и достоверной информации, которая является основой принятия адекватных управленческих решений в системе управления качеством образования. Приводится система показателей и мотиваций. Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации разделены на 3 блока: 1) создание условий для достижения результатов - оценка качества работы субъектов Российской Федерации по направлению, которое обеспечивает образовательные и воспитательные результаты; 2) достижение образовательных и воспитательных результатов - оценка вклада субъектов Российской Федерации в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования страны; 3) организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины субъектов Российской Федерации. Также в статье приводится формула расчётов для формирования рейтингов субъектов Российской Федерации. Авторы предлагают дискуссию о перспективах развития системы управления качеством образования и целесообразности расширения сферы распространения мониторинга до муниципального и институционального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Владимир Иванович, Миндзаева Этери Викторовна, Бешенков Сергей Александрович, Чайко Инна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATING MONITORING AS AN ELEMENT OF THE EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article considers the main aspects of the formation of a methodology for motivating monitoring of the constituent entities of the Russian Federation, focused on obtaining complete and reliable information, which is the basis for making adequate management decisions in the education quality management system. A system of indicators and motivations is present. The areas of evaluation of data of Motivating monitoring of the constituent entities of the Russian Federation are divided into 3 blocks: 1) creating conditions for achieving results - assessing the quality of work of the constituent entities of the Russian Federation in a direction that provides educational and educational results; 2) achievement of educational and educational results - assessment of the contribution of the constituent entities of the Russian Federation to the achievement of strategic educational and educational results of the country's education system; 3) organization of work processes - assessment of the quality of administrative work and executive discipline of the constituent entities of the Russian Federation. The article also provides a calculation formula for the formation of ratings of subjects of the Russian Federation. The authors propose a discussion on the prospects for the development of the education quality management system and the feasibility of expanding the scope of monitoring to the municipal and institutional levels.

Текст научной работы на тему «МОТИВИРУЮЩИЙ МОНИТОРИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

Мотивирующий мониторинг как элемент системы управления качеством образования

Абрамов Владимир Иванович

И.о. директора, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» Москва, ул. Жуковского, 16

Миндзаева Этери Викторовна

Руководитель Центра содержания и технологий обучения, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» ул. Жуковского, 16

Бешенков Сергей Александрович

Главный научный сотрудник центра содержания и технологий обучения, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» ул. Жуковского, 16

Чайко Инна Леонидовна

Ведущий специалист центра содержания и технологий обучения, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» ул. Жуковского, 16

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты формирования методологии мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации, ориентированного на получение полной и достоверной информации, которая является основой принятия адекватных управленческих решений в системе управления качеством образования. Приводится система показателей и мотиваций. Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации разделены на 3 блока: 1) создание условий для достижения результатов - оценка качества работы субъектов Российской Федерации по направлению, которое обеспечивает образовательные и воспитательные результаты; 2) достижение образовательных и воспитательных результатов - оценка вклада субъектов Российской Федерации в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования страны; 3) организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины субъектов Российской Федерации. Также в статье приводится формула расчётов для формирования рейтингов субъектов Российской Федерации. Авторы предлагают дискуссию о перспективах развития системы управления качеством образования и целесообразности расширения сферы распространения мониторинга до муниципального и институционального уровней.

Ключевые слова: мотивирующий мониторинг, система управления образованием, модель управления качеством образования, средневзвешенный результат, рейтинг

Источник финансирования:

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» 2021 года № 073-00006-21-04, научно-исследовательская работа «Разработка методологии анализа и интерпретации данных о системе управления образованием».

Ссылка для цитирования:

Абрамов В. И. , Миндзаева Э. В. , Бешенков С. А. , Чайко И. Л. Мотивирующий мониторинг как элемент системы управления качеством образования // Человек и образование URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018641 -0-1 (дата обращения: 16.02.2022).

1 Введение. Система образования Российской Федерации испытывает влияние глобальных и

национальных процессов, которые определяют направления её трансформации и требуют принятия целого ряда управленческих решений на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном [1]. Независимо от мировых и внутренних тенденций в современном российском обществе неизменно присутствует потребность в получении качественного образования.

2 Общие стратегии решения проблем развития содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» [2], Паспорте национального проекта «Образование» [3], Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» [4] и др. В указанных документах обозначены основные направления модернизации российского общества, российского образования в условиях нелинейности и неопределенности социально-экономических процессов в мире, постоянных и стремительных изменений технологий, в том числе информационных и социальных, а также различных инноваций в социально-экономической сфере. Указанные направления актуализируют необходимость модификации подходов к оценке управления качеством образования - пересмотр парадигмы оценки с доминирующего акцента «оценка как измерение» на «оценку как основной механизм (инструмент) по улучшению результатов и качества образования». Применение подходов к оценке как к констекстуализированной практике, которая должна быть радикально пересмотрена в контексте беспрецедентных социальных изменений, позволяет обосновать применение тектологического подхода [5] при организации и разработке методологии оценки качества общего образования [6, 7].

3 В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур, который позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей.

4 Очевидным фактом является то, что с увеличением количества требований, предъявляемых к самой системе образования (реализация ФГОС, доступность, качество, цифровое равенство и др.), растут и требования к специалистам, в задачи которых входит эффективное управление данной системой. Эффективность управления необходимо оценивать, так как это неотъемлемый элемент целостной системы управления качеством образования, которая целенаправленно формируется Минпросвещения России. Однако отсутствие единых стандартизированных измерительных материалов оценки эффективности механизмов управления качеством образования и культуры использования результатов такой оценки на всех уровнях может негативно отразиться на решении сформулированной стратегической задачи по достижению российским образованием высокого уровня, сравнимого с лучшими мировыми примерами.

5 Любая система оценки в целях управления в своей основе имеет систему мониторинга. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» мониторинг осуществляется «в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании»[8]. Данный мониторинг на сегодняшний день не в полной мере отражает реальное положение в сфере образования, не дает всестороннего представления о глобальных изменениях, происходящих с 2019 года в сфере образования в рамках национального проекта «Образование». Для получения более полной информации о состоянии сферы образования проводятся дополнительные мониторинги как Министерством просвещения Российской Федерации, так и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

6 Вместе с тем создание и внедрение эффективной модели управления системой образования, обеспечивающей достижение поставленных национальных целей, остаётся приоритетной задачей [8, 9, 10]. Таким образом, перед институтом российского образования стоит задача по формированию системы управления качеством образования.

7 Первым этапом решения поставленной задачи являются разработка и реализация мониторинга, ориентированного на сбор информации, отражающей с надлежащей полнотой и объективностью ключевые показатели системы образования, детерминированные системой управления образованием. Второй этап состоит в создании методики извлечения необходимой информации из массива полученных «больших данных», которая в итоге должна стать основой технологии мотивации руководителей всех уровней к принятию эффективных управленческих решений.

8 В дальнейшем будем называть такой мониторинг «мотивирующим».

9 Ключевым принципом обеспечения устойчивого улучшения качества управления образованием также являются разработка и внедрение механизмов мониторинга, показатели которого позволят помимо оперирования средними и массовыми показателями, нацеленными на достижение высоких образовательных результатов в целом или в среднем по стране (региону, муниципалитету, школе), будут способствовать реализации личностных устремлений руководителей сферы образования к

профессиональному успеху. Мониторинг должен мотивировать каждого руководителя на максимальную вовлеченность в процесс развития образовательной системы, на достижение результатов, важных именно для его региона, муниципалитета, школы, для его развитиякак лидера с целью создания устойчивых региональных и муниципальных систем образования.

10 Если разработка и внедрение единых стандартизированных измерительных материалов мониторинга системы образования возможны в сравнительно короткий срок, то формирование культуры использования результатов оценки качества образования потребует больше времени. Это, прежде всего пересмотр основополагающих принципов подготовки управленцев сферы образования на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном, например, в рамках формирования кадрового резерва руководителей сферы образования [11, 12].

11 Таким образом, методология мотивирующего мониторинга (далее - Методология) предполагает получение качественно новой и более адекватной информации об образовательных процессах с позиции управления. При этом главная цель Методологии - реальное использование этой информации для получения конкретного результата. В этом состоят новизна и практическая значимость Методологии.

12 Материалы и методы.

13 2.1. Методология мотивирующего мониторинга, общие понятия.

14 Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации, распространения и прогнозирования дальнейшего развития модели управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей.

15 Основная цель Мотивирующего мониторинга деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации - информационное обеспечение управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях.

16 Совершенствование модели управления системой образования с целью повышения её эффективности является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью развития федеральных, региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования, реализации комплекса мер, направленных на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки федеральных, региональных, муниципальных практик управления качеством образования, а также необходимостью повышения культуры управления качеством образования руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

17 С целью совершенствования модели управления системой образования, а также оценки вклада субъектов Российской Федерации в достижение целевого показателя национальной цели по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования - разработан мотивирующий мониторинг, который является частью единой системы оценки качества образования и мониторинга эффективности системы управления качеством образования, а также технологией совершенствования модели управления качеством образования.

18 2.2. Цели и задачи разработки и внедрения методологии мотивирующего мониторинга.

19 Целями разработки и внедрения методологии мотивирующего мониторинга являются:

• формирование системы управления качеством общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей;

• поэтапный переход работы региональных и муниципальных органов, осуществляющих

управление в сфере образования, на качественно новый формат работы: усиление функции методической помощи и поддержки, создание условий для профессионального развития руководителей сферы образования в целях обеспечения реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

• достижение до 2024 года целей и целевых показателей в сфере образования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

• эффективная реализация мероприятий национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);

• повышение качества общего образования за счёт развития механизмов управления качеством

общего образования в Российской Федерации;

• повышение роли субъектов Российской Федерации (региональных и муниципальных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования) в достижении целевого показателя национальной цели - вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

20 Задачами, направленными на достижение поставленных целей, являются:

• модификация и совершенствование подходов к управлению качеством общего образования;

• модификация и совершенствование подходов к оценке системы управления качеством общего образования;

• разработка и внедрение прозрачных и однозначно трактуемых показателей оценки системы управления качеством образования, позволяющих осуществлять непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития сферы образования на всех ее уровнях (федеральный, региональный, муниципальный);

• разработка и внедрение единой федеральной модели анализа данных о системе управления, в том числе по результатам мониторинга системы образования, мониторинга механизмов управления качеством образования;

• создание единой концептуально-методологической основы принятия управленческих решений;

• развитие механизмов анализа, интерпретации и использования результатов мониторинговых процедур руководителями и ключевыми группами специалистов сферы образования.

21 2.3. Принципы и направления оценки данных мотивирующего мониторинга.

22 Принципы оценки данных Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации:

1. Отсутствие дополнительных запросов (использование данных информационных систем, статистической отчетности).

2. Оценивание динамики результатов.

3. Сравнение с лучшими результатами.

23 Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации:

1. Создание условий для достижения результатов - оценка качества работы субъектов Российской Федерации по направлению, которое обеспечивает образовательные и воспитательные результаты в будущем: эффективность фонда оплаты труда работников, соотношение педагогических и иных работников, цифровизация услуг и функций, кадровая обеспеченность, ориентация на потребности экономики региона, уровень организации образовательных процессов.

2. Достижение образовательных и воспитательных результатов - оценка вклада субъектов Российской Федерации в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования страны: результаты ВсОШ, результаты WorldSkills и Абилимпикс, результаты демонстрационного экзамена, охват детей дополнительным образованием, профилактика правонарушений, трудоустройство выпускников, востребованность региональной системы образования.

3. Организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины субъектов Российской Федерации: использование средств федерального бюджета, выполнение мероприятий по региональным проектам, организация повышения квалификации педагогов, работа с Федеральным реестром образовательных программ ДПО, организация тестирования на употребление наркотических веществ, информационная работа, организация проведения ГИА.

24 2.4. Источники данных Мотивирующего мониторинга.

25 Источниками данных Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации являются: статистическая отчетность № ОО-1, № СПО-1, № 1-ДО, № 85-К, № ОО-2, № СПО-2, № 1-ДО; статистические показатели ЕАИС ДО; данные Минпросвещения России; данные Рособрнадзора; данные МВД; данные Росстата; данные ПФР; данные ФНС; данные Федерального казначейства; данные Агентства развития профессионального мастерства (Вордскиллс Россия); данные Союза WorldSkills Russia; данные Национального центра Абилимпикс; в том числе данные организаций, которые являются получателем субсидии Министерства просвещения РФ в целях финансового обеспечения расходов на осуществление организационно-технического и информационного обеспечения прохождения аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена; данные, получаемые в ходе шестистороннего соглашения об информационном взаимодействии в рамках осуществления мониторинга профессиональной деятельности граждан; СПО-мониторинг и др.

26 Результаты.

27 3.1. Перечень информации о системе образования, подлежащей мониторингу.

28 Показатели Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации, разработанные с учетом требований федерального законодательства (прежде всего в части формирования системы управления качеством образования в рамках достижения целевых показателей федерального проекта «Современная школа»), необходимости повышения качества образования, удовлетворения запросов граждан о качественном общедоступном образовании, определены экспертным сообществом и включают три основные направления:

• показатели создания условий для достижения результатов;

• показатели достижения образовательных и воспитательных результатов;

• показатели организации рабочих процессов.

29 Показатели отражают ключевые направления деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием и позволяют оценивать эффективность деятельности руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, а именно:

• руководителей региональных органов власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования (региональных министров, а также их заместителей, руководителей структурных подразделений);

• руководителей муниципальных органов власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования (заместителей глав администраций муниципальных образований по социальным вопросам, руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений администраций муниципальных образований).

30 Данные показатели являются практико-ориентированными, результаты их анализа позволяют вести адресную работу с вышеуказанными категориями руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, разрабатывать и реализовывать индивидуальные траектории развития каждого руководителя, вести планомерную работу по оказанию необходимой консультационной и методической поддержки, обеспечить межуровневую преемственность управленческой деятельности (федерация - регион - муниципалитет).

31 Показатели создания условий для достижения результатов оценивают деятельность органов управления образованием по 21 параметру и направлены на:

• повышение эффективности использования финансовых ресурсов, их направление на тех, кто работает с детьми, создание условий для обеспечения роста качества образования;

• повышение удовлетворенности учителей, создание условий для обеспечения роста качества образования;

• оптимизацию количества работников, которые не работают непосредственно с детьми;

• снижение административной нагрузки на учителей;

• рост кадровой обеспеченности системы образования, создание комфортных условий для работы;

• повышение «цифровой зрелости» системы образования, развитие возможностей управления системой;

• создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рост кадровой обеспеченности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

• обеспечение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования;

• повышение качества профессионального образования в части соответствия уровня педагогов современным требованиям;

• увеличение доли общеобразовательных организаций, предоставляющих полноценные возможности изучения естественнонаучных дисциплин с включением практикумов;

• увеличение доли общеобразовательных организаций, предоставляющих полноценные возможности изучения информатики и ИКТ на основе практической работы с компьютером;

• повышение уровня объективности в оценке качества образования;

• повышение эффективности управления образованием на основе данных;

• повышение качества и объективности оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ, содержательный анализ результатов ЕГЭ в разрезе общеобразовательных предметов.

32 Показатели достижения образовательных и воспитательных результатов оценивают деятельность органов управления образованием в субъектах Российской Федерации по 16 параметрам и направлены на:

• снижение доли неуспешных обучающихся во всех параллелях на всех уровнях общего образования;

• повышение доли обучающихся с высокими результатами обучения;

• снижение различий в результатах общеобразовательных организаций;

• повышение уровня функциональной грамотности обучающихся;

• повышение уровня общеобразовательной подготовки в СПО;

• увеличение доли обучающихся, ориентированных на выбор конкретных специальностей, связанных с экономикой региона;

• повышение объективности оценки образовательных результатов, обучающихся;

• повышение качества общего образования, развитие способностей и талантов обучающихся;

• снижение дифференциации в качестве образования между школами, стимулирование повышать качество общего образования, развивать способности и таланты обучающихся в каждой школе;

• повышение качества профессионального образования, конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

• создание возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

• развитие способностей и талантов обучающихся, развитие возможностей для успешной самореализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение качества воспитательной работы;

• повышение качества профессионального образования, образовательных результатов студентов, повышение внимания органов власти субъекта Российской Федерации к качеству работы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;

• повышение востребованности профессионального образования в экономике субъекта Российской Федерации.

зз Показатели организации рабочих процессовоценивают административную работу и

исполнительскую дисциплину субъектов Российской Федерации по 19 параметрам и направлены на:

• повышение качества административной работы регионального органа исполнительной власти (далее - ОИВ);

• повышение качества формирования показателей, требования к которым установлены Порядком взаимодействия РГИС ДДО с ФГИС ДДО (приказ Минпросвещения России от 21 августа 2020 г. № 425);

• обеспечение технологической, кадровой, организационной готовности к проведению ЕГЭ;

• повышение качества ключевых для системы образования информационных ресурсов;

• повышение «цифровой зрелости» системы образования в субъекте Российской Федерации.

34 Показатели Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации, периодичность обновления значений показателей, а также Методика расчета показателей Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации представлены в настоящей методологии.

35 3.2. Рейтинги субъектов Российской Федерации.

36 Результаты анализа всех направлений показателей Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации раскрыты в форме рейтингов. Рейтингование субъектов Российской Федерации проводится в 3 этапа:

• рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому показателю мотивирующего мониторинга;

• рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому направлению мотивирующего мониторинга

• сводный рейтинг субъектов Российской Федерации.

37 Рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому показателю мотивирующего мониторинга.

38 Результат каждого субъекта Российской Федерации по показателю мотивирующего мониторинга сравнивается с лучшим результатом по соответствующему показателю среди всех субъектов Российской Федерации.

39 Лучший среди всех субъектов Российской Федерации результат оценивается в 100 баллов.

40 Результат каждого субъекта Российской Федерации по показателю оценивается в баллах (от 0 до 100 баллов) по следующей формуле:

41 • для позитивных показателей:

43

для условно негативных показателей:

44

45 где:

46 п - код субъекта Российской Федерации;

47 показатель 1 - позитивный показатель;

48 показатель 2 - условно негативный показатель.

49 По каждому показателю формируется рейтинг субъектов Российской Федерации (100 баллов - 1 место, минимальное количество баллов - 85 место).

50 Рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому направлению мотивирующего

мониторинга.

51 Результат каждого субъекта Российской Федерации по отдельному направлению мотивирующего мониторинга формируется на основе баллов, полученных субъектом Российской Федерации по всем показателям, входящим в соответствующее направление мониторинга.

52 Результат каждого субъекта Российской Федерации по направлению оценивается в баллах по

формуле:

53

54 где:

55 п - код субъекта Российской Федерации;

56 П - направление показателей мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации;

57 П1 - направление «Показатели создания условий для достижения результатов»;

58 П2 - направление «Показатели достижения образовательных и воспитательных результатов»;

59 П3 - направление «Показатели организации рабочих процессов»;

60 К - показатель мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации в одном из 3 основных направлений;

61 т - количество показателей мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации в каждом из 3 основных направлений.

62 По каждому направлению показателей формируется рейтинг субъектов Российской Федерации (максимальное количество баллов - 1 место, минимальное количество баллов - 85 место).

63 Сводный рейтинг субъектов Российской Федерации.

64 Результат каждого субъекта Российской Федерации в сводном рейтинге формируется на основании баллов, полученных субъектом Российской Федерации по каждому из трех направлений мотивирующего мониторинга.

65 Сводный рейтинг субъектов Российской Федерации отражает результирующее сравнение субъекта Российской Федерации относительно других субъектов Российской Федерации.

66 При расчете итогового балла субъекта Российской Федерации учитывается значимость (вес) каждого из направлений мотивирующего мониторинга.

67 В настоящее время каждому из направлений мотивирующего мониторинга методом экспертных оценок присвоены веса в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования:

68 • «Средний балл субъекта Российской Федерации по направлению создания условий для

достижения результатов» - 0,35;

• «Средний балл субъекта Российской Федерации по направлению достижения учебных и воспитательных результатов» - 0,45;

• «Средний балл субъекта Российской Федерации по направлению организации рабочих процессов» - 0,2.

69 Результат каждого субъекта Российской Федерации в сводном рейтинге оценивается в баллах по формуле:

Итоговый ба?л с\ бьекта п = 0,35 х Ср. балл субъекта »1 по П 1 + + 0,40;; Ср. балл субъекта н по П 2 + 0,20 х Ср, балл субъекта и по П 3

71 Формируется сводный рейтинг субъектов Российской Федерации (максимальное количество баллов - 1 место, минимальное количество баллов - 85 место).

72 3.3. Использование результатов Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации.

73 Для формализации и структурирования результатов Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации проводится условное маркирование субъектов Российской Федерации:

Зеленая зона (субъекты Российской Федерации, получившие по результатам мониторинга 59-100 баллов);

Желтая зона (субъекты Российской Федерации, получившие по результатам мониторинга 46-58 баллов);

Красная зона (субъекты Российской Федерации, получившие по результатам мониторинга 0-45 баллов).

74 Данное маркирование позволяет не только более наглядно визуализировать результаты мотивирующего мониторинга, но прежде всего способствует принятию управленческих решений на основе анализа основных направлений мониторинга, оценке эффективности достижения поставленных целей, задач не только в целом по Российской Федерации, но и в разрезе каждого региона, каждого муниципалитета.

75 По результатам Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации на федеральном уровне применяются следующие меры федеральной поддержки:

• проведение широкомасштабных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки;

• адресное методическое сопровождение;

• тиражирование наиболее успешных практик;

• совершенствование деятельности ОИВ по ключевым направлениям;

• пересмотр подходов к оценке эффективности деятельности управленческих кадров и ключевых групп специалистов;

• построение индивидуальной траектории по развитию отдельных направлений деятельности и др.

76 Обсуждение. Методология мотивирующего мониторинга в перспективе будет развиваться с целью систематизации методологических подходов и технологий сбора и анализа образовательных данных, а также их интерпретации в общеобразовательной практике. Данный процесс должен привести к формированию единой системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования.

77 Использование механизмов мониторинга российской системы образования предполагает решение задачи объединения в единую базу различной информации о системе, собираемой на всех уровнях. Эти данные должны собираться автоматически, доступ к сформированной базе данных должны иметь все участники образовательной деятельности в пределах своих компетенций, и прежде всего руководители всех уровней для принятия управленческих решений в сфере образования.

78 Показатели, используемые в мотивирующем мониторинге, организационно-правовые основы и статистический инструментарий требуют развития организационно-правовой базы, основанной на разработке требований по управлению образовательными данными, включая: обеспечение качества данных, систематизацию данных, персональную ответственность за предоставление качественных данных, установление требований к порядку доступа к данным, а также формирование реестра видов данных.

79 Разработка и совершенствование Методологии будет способствовать формированию системы повышения квалификации руководителей сферы образования на основе компетентностно ориентированных программ, в содержание которых, в том числе, будут включены модули по анализу и интерпретации образовательных данных в практике управления образованием. Формирование управленческой культуры - одна из основных задач создания и обеспечения функционирования системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования в части кадрового обеспечения.

80 Заключение. Мотивирующий мониторинг как элемент системы управления качеством образования должен реагировать на возникающие актуальные тенденции и вызовы. В соответствии с основной целью мотивирующего мониторинга по информационному обеспечению управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей его показатели могут и должны обновляться.

81 В перспективе развития системы управления качеством образования целесообразно расширить сферу распространения мониторинга до муниципального и институционального уровней.

82 Анализ результатов мотивирующего мониторинга позволяет получить объективную комплексную характеристику системы управления образованием в каждом субъекте Российской Федерации как своеобразный «портфолио» субъектов Российской Федерации. Данные «портфолио» будут содержать всю необходимую информацию о деятельности органов управления системой образования в регионе в динамике, а также о системе мотиваций для руководителей и рекомендации по решению проблемных вопросов.

Библиография:

1. 1. Организация Объединенных Наций. Индикаторы ЦУР. Глобальные рамки показателей для целей в области устойчивого развития и целей повестки дня для устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://unstats.un.org/sdgs/indicators/Global%20Indicator%20Framework%20af^er%202019%20refïnement_Rus.pdf . Дата обращения: 20.09.2021.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4302. Дата обращения: 10.02.2021.

3. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://government.ru/info/35566. Дата обращения: 10.12.2021.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 №317 (ред. от 20.04.2019). URL: http:// «О реализации Национальной технологической инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71380666/. Дата обращения: 10.05.2021.

5. Любичанковский С.В. Внутренние кризисы системы управления: тектологический подход // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С.53-59.

6. Слинков А. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. № 2 (223). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-upravlencheskiy-protsess-printsipy-metody-funktsii. Дата обращения: 10.09.2021.

7. Фиофанова О. А. Анализ современного состояния исследований в области управления образованием на основании данных // Ценности и смыслы. 2020. № 1 (65).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70429494/. Дата обращения: 10.08.2021.

9. Приказ Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912270004. Дата обращения: 10.10.2021.

10. Приказ Рособрнадзора № 590«0б утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/554691568. Дата обращения: 10.11.2021.

11. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В. Ключевые направления разработки концепции формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. - 2021. - № 3. - С. 7-12.

12. Чайко И.Л., Довбыш С.Е. Технология формирования программ повышения квалификации для специалистов органов управления образованием // Человек и образование. 2021. № 2 (67). С. 122-128.

Motivating monitoring as an element of the education quality management system

Vladimir Abramov

Acting director, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» Moscow, 16 Zhukovsky str. Eteri Mindzaeva

Head of the Center for Learning Content and Technologies, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» 16 Zhukovsky str. Sergey Beshenkov

Head of the Center for Learning Content and Technologies, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» 16 Zhukovsky str. Inna Chaiko

Leading Specialist of the Center for Content and Learning Technologies, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» 16 Zhukovsky str.

Abstract

The article considers the main aspects of the formation of a methodology for motivating monitoring of the constituent entities of the Russian Federation, focused on obtaining complete and reliable information, which is the basis for making adequate management decisions in the education quality management system. A system of indicators and motivations is present. The areas of evaluation of data of Motivating monitoring of the constituent entities of the Russian Federation are divided into 3 blocks: 1) creating conditions for achieving results -assessing the quality of work of the constituent entities of the Russian Federation in a direction that provides educational and educational results; 2) achievement of educational and educational results - assessment of the contribution of the constituent entities of the Russian Federation to the achievement of strategic educational and educational results of the country's education system; 3) organization of work processes - assessment of the quality of administrative work and executive discipline of the constituent entities of the Russian Federation. The article also provides a calculation formula for the formation of ratings of subjects of the Russian Federation. The authors propose a discussion on the prospects for the development of the education quality management system and the feasibility of expanding the scope of monitoring to the municipal and institutional levels.

Keywords: motivating monitoring, education management system, education quality management model, weighted average result, rating, sustainable development

Publication date: 16.02.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation link:

Abramov V., Mindzaeva E., Beshenkov S., Chaiko I. Motivating monitoring as an element of the education quality management system // Man and Education - . - [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018641 -0-1 (circulation date: 16.02.2022).

Код пользователя: 37718; Дата выгрузки: 16.02.2022; URL - http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018641-0-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.