Научная статья на тему 'МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Юлия Вадимовна, Яламов Георгий Юрьевич, Зимнюкова Наталья Николаевна

Актуальные тенденции развития системы образования Российской Федерации диктуют новые требования к руководителям в области образования регионального, муниципального, институционального уровней. Важным элементом системы управления качеством образования становится оценка результативности и эффективности деятельности действующих руководителей в области образования, основанная на принципах объективности, открытости, применимости результатов. Возникает необходимость разработки модельной методики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей системы образования всех уровней, учитывающей современные, сбалансированные по целям задачи, поставленные перед системой образования, выстраивающей стратегические цели и показатели их реализации по всем уровням управленческой вертикали. В статье представлена модельная методика оценки эффективности и результативности деятельности руководителей системы образования регионального, муниципального, институционального уровней, целью которой являются методическое сопровождение и поддержка всесторонней и объективной оценки в рамках единых общих подходов, инвариантных к ее уровням. Модельная методика одновременно выступает фактором развития региональной, муниципальной и институциональной систем оценки качества образования и инструментом достижения результатов реализации управленческих задач на всех уровнях системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Юлия Вадимовна, Яламов Георгий Юрьевич, Зимнюкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL METHODOLOGY FOR ASSESSING LEADERS’ EFFECTIVENESS IN THE SYSTEM OF EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Current trends in the development of the education system of the Russian Federation dictate new requirements for education managers at the regional, municipal and institutional levels. The evaluation of the performance and efficiency of the activities of existing education managers, based on the principles of objectivity, openness, applicability of results is an important element of the education quality management system. There is a need to develop a model methodology for evaluating the effectiveness and efficiency of the activities of managers of the education system at all levels, considering the current, balanced objectives of the education system, structuring the strategic goals and their performance indicators across all levels of management. The article presents a model methodology for evaluating the effectiveness and efficiency of the heads of the education system at the regional, municipal, and institutional levels, the purpose of which is to provide methodological support and support for a comprehensive and objective assessment within the framework of unified general approaches invariant to its levels. The model methodology is both a factor in the development of regional, municipal and institutional systems for assessing the quality of education and a tool for achieving the results of implementing management tasks at all levels of the education system.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

Модельная методика оценки эффективности руководителей в системе управления качеством образования

Демидова Юлия Вадимовна

Ведущий специалист Центра содержания и технологий обучения, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»

Москва, ул. Жуковского, 16 Яламов Георгий Юрьевич

Ведущий научный сотрудник Центра содержания и технологий обучения, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» ул. Жуковского, 16

Зимнюкова Наталья Николаевна

Заместитель руководителя Центра содержания и технологий обучения, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» ул. Жуковского, 16

Аннотация

Актуальные тенденции развития системы образования Российской Федерации диктуют новые требования к руководителям в области образования регионального, муниципального, институционального уровней. Важным элементом системы управления качеством образования становится оценка результативности и эффективности деятельности действующих руководителей в области образования, основанная на принципах объективности, открытости, применимости результатов. Возникает необходимость разработки модельной методики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей системы образования всех уровней, учитывающей современные, сбалансированные по целям задачи, поставленные перед системой образования, выстраивающей стратегические цели и показатели их реализации по всем уровням управленческой вертикали. В статье представлена модельная методика оценки эффективности и результативности деятельности руководителей системы образования регионального, муниципального, институционального уровней, целью которой являются методическое сопровождение и поддержка всесторонней и объективной оценки в рамках единых общих подходов, инвариантных к ее уровням. Модельная методика одновременно выступает фактором развития региональной, муниципальной и институциональной систем оценки качества образования и инструментом достижения результатов реализации управленческих задач на всех уровнях системы образования.

Ключевые слова: качество образования, руководитель системы образования, региональный, муниципальный, институциональный уровни управления системой образования, модельная методика оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования

Источник финансирования:

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» 2021 года № 073-00006-21-04, научно-исследовательская работа «Разработка методологии анализа и интерпретации данных о системе управления образованием».

Ссылка для цитирования:

Демидова Ю. В. , Яламов Г. Ю. , Зимнюкова Н. Н. Модельная методика оценки эффективности руководителей в системе управления качеством образования // Человек и образование URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018621-8-1 (дата обращения: 15.02.2022).

1 Введение. Совершенствование системы образования Российской Федерации диктует особые требования к руководителям в области образования всех уровней (регионального, муниципального, институционального), отличающиеся от требований, которые характеризуют деятельность управленческих работников в других отраслях. В российских условиях управленческие решения, принимаемые руководителями системы образования, их личностные и профессиональные качества играют определяющую роль в повышении качества образования.

2 Понятие «качество образования» закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Данное определение не только задает четкие целевые ориентиры, но и предусматривает особенности современных требований к системе образования.

3 Одним из направлений развития системы управления качеством образования является актуализация действующего законодательства. Так, изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касаются выстраивания управленческой вертикали в системе образования: реализация процедуры согласования назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и городских округов в сфере образования возложена на региональные органы государственного управления в сфере образования. В свою очередь, при назначении руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования процедура согласования назначения возложена на Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (Минпросвещения России) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор) [1]. Таким образом, повышается объективность контроля эффективности и результативности профессиональной деятельности руководителей системы образования всех уровней, контроль приобретает внешний, независимый характер.

4 Однако сложившаяся система оценки качества образования не учитывает многие значимые с точки зрения управления аспекты: при общей педагогической цели для руководителей разных ступеней управления управленческие цели отличаются существенно, что влияет на управленческие задачи, механизмы, инструменты, ресурсы [2]. В целях повышения эффективности системы управления качеством образования актуальным направлением совершенствования системы образования Российской Федерации становятся создание и реализация модели объективной оценки результативности и эффективности деятельности руководителей системы образования с учетом управленческого уровня - регионального, муниципального, институционального.

5 Органы управления образованием субъектов Российской Федерации в 2018-2020 годах активно начали нормотворческую деятельность по оценке эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, так как столкнулись с методологическими проблемами проектирования ключевых показателей эффективности деятельности руководителей как гаранта реализации стратегических целей и задач региональной и муниципальной политики в сфере образования. В настоящее время в регионах наработана обширная практика оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (институциональный уровень управления). Однако утвержденные региональными нормативно-правовыми актами и реализуемые в субъектах Российской Федерации системы оценки эффективности и результативности деятельности применяются только в отношении руководителей образовательных организаций. Возникает необходимость разработки модельной методики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей системы образования всех уровней, учитывающей современные задачи, поставленные перед системой образования, сбалансированные по целям, каскадным принципом выстраивающей стратегические цели и показатели их реализации по всем уровням управленческой вертикали.

6 Результаты. В рамках научно-исследовательской работы «Разработка методологии анализа и интерпретации данных о системе управления образованием» была разработана

модельная методика оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования (далее - Модельная методика). Целью Модельной методики являются методическое сопровождение и поддержка всесторонней и объективной оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования в рамках единых общих подходов, инвариантных к ее уровням (региональный, муниципальный и институциональный). Используемые в Модельной методике механизмы оценки на региональном, муниципальном и институциональном уровнях касаются исключительно тех сфер деятельности руководителей системы образования, в отношении которых функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [3].

7 Достижение цели Модельной методики осуществляется через реализацию следующих задач:

1. Оценка профессиональной компетентности руководителей в области образования всех уровней.

2. Определение степени эффективности профессиональной деятельности руководителей в области образования всех уровней.

3. Определение степени результативности профессиональной деятельности руководителей в области образования всех уровней.

4. Определение степени эффективности руководства развитием механизмов управления качеством образования на региональном, муниципальном, институциональном уровнях.

5. Определение степени эффективности управления ресурсами региональных и муниципальных органов управления образованием, ресурсами образовательных организаций.

6. Определение степени эффективности взаимодействия руководства с вышестоящими органами управления образованием, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

8 Результаты реализации указанных задач направлены на:

• выработку комплекса мер по устранению дефицита профессиональных компетенций в системе управления образованием, разработку адресных рекомендаций;

• совершенствование управленческой деятельности на всех уровнях системы образования;

• принятие обоснованных результативных управленческих решений по деятельности руководителей в области образования;

• установление соответствия уровня квалификации руководителей в области образования требованиям, предъявляемым к должности, на основе оценки их профессиональной деятельности;

• выработку и принятие решений по эффективному управлению качеством образования;

• получение достоверной оценки эффективности деятельности руководителей по направлениям реализации целей государственной политики в образовании;

• принятие актуальных, взвешенных управленческих решений, в явном виде обеспечивающих повышение качества образовательных результатов;

• совершенствование и развитие цифрового образовательного пространства, включая цифровую образовательную среду образовательных организаций;

• управление профессиональным развитием руководителей в области образования.

9 В соответствии с целью Модельной методики и задачами оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования определяются направления оценки, в рамках которых формулируются критерии оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования регионального, муниципального и институционального уровней.

10 Модель оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования строится на основе следующих принципов:

• принцип непрерывности, понимаемый как обеспечение возможности периодичности и цикличности функционирования оценки результативности и эффективности деятельности

руководителей в области образования, совершенствования процедур, методов, критериев оценки, применения лучших выявленных практик и механизмов управления системой образования с учетом ранее проведенных оценок;

• принцип персонифицированности, заключенный в возможности для руководителей в области образования получения профессиональной адресной помощи с учетом конкретных затруднений на основе результатов оценки управленческих компетенций, наличие специально организованного сопровождения профессионального развития руководителей в области образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;

• принцип уровневости, понимаемый как обеспечение единства подходов на каждом из уровней оценки (региональный, муниципальный, институциональный) в зависимости от совокупности полученных показателей результативности и эффективности руководителей в области образования по всем направлениям уровневых оценок, их сопоставимости, учета специфики региона;

• принцип открытости, связанный с информированием профессионального сообщества о состоянии и задачах оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования, публичности самой процедуры оценки, а также представления результатов оценки в открытых информационных источниках с обеспечением обратной связи с потребителями образовательных услуг;

• принцип интеграционности, понимаемый как интеграция современных информационных технологий, автоматизированных информационных систем в функционирование оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования с целью отслеживания единообразных результатов по выделенным объектам, изучения динамики изменений в этих результатах, получения необходимой и достаточной информации;

• принцип объективности, понимаемый как опора на объективные данные, получаемые из информационных источников федерального, регионального, муниципального уровней;

• принцип технологичности, понимаемый как наиболее эффективное использование личностно-профессионального потенциала руководителя в области образования как фактора, определяющего результативность функционирования и развития системы управления качеством образования;

• принцип применимости результатов - возможность использования результатов комплексной оценки результативности и эффективности деятельности как критериев (индикаторов) эффективности деятельности руководителей в области образования.

11 Основой для разработки Модельной методики стали обобщенные и систематизированные

результаты анализа региональных и муниципальных практик оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования регионального, муниципального и институционального уровней. Предметом анализа являлись нормативные основания модельной методики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования - нормативно-правовые акты регионального и муниципального уровней, утверждающие концепции функционирования, механизмы развития, инструменты систем оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования. Для проведения всестороннего детального исследования с целью получения комплексного представления о нормативных основаниях модельной методики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования регионального, муниципального, институционального уровней были определены следующие направления анализа:

• анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие системы управления качеством образования определенного уровня как среды профессиональной деятельности руководителей в области образования;

• анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения оценки эффективности и результативности деятельности руководителя в области образования определенного уровня (регионального, муниципального, институционального);

• анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования и функционирования кадрового резерва системы образования;

• анализ использования информационно-коммуникационных технологий в системе оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования;

• анализ направлений экспертной (общественной) оценки результативности и

эффективности деятельности руководителей в области образования; • анализ актуальных тенденций совершенствования системы оценки качества

образования, влияющих на оценку эффективности деятельности руководителей в области образования.

12 В результате анализа были рассмотрены существующие региональные и муниципальные практики оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования, выявлены общие тенденции функционирования и развития системы данной оценки.

13 Анализ выявил постепенный переход российской системы образования от планового метода управления к программно-проектному методу, который дает возможность управлять выполнением задания в процессе его выполнения, выявлять проблемные места, перераспределять ресурсы. Программно-проектный метод управления переносится на систему управления качеством образования: в рассмотренных региональных документах прослеживается полный комплекс мероприятий по управлению качеством образования, включающий планирование результатов, учет возможных рисков неисполнения, распределение кадровых ресурсов, разработку механизмов финансирования, анализ результатов с ориентацией на перспективную работу. Через совершенствование механизмов управления регионы приходят к повышению качества образовательных результатов и образовательной деятельности, прослеживается тенденция перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования. Например, в приказе министра образования Московской области от 04.02.2020 г. № ПР-134 «Об утверждении концепции региональной системы оценки качества образования Московской области, региональных показателей качества подготовки обучающихся и регламента разработки контрольно-измерительных материалов для проведения региональных процедур качества подготовки обучающихся» данная тенденция обозначена как важнейшее стратегическое направление развития региональной системы оценки качества образования: «...переход к методологии управления качеством образования возможен при смещении акцента на обеспечение объективности и достоверности информации, полученной в ходе оценочных процедур, и системное использование всех результатов оценочных процедур для эффективного управления качеством образования на всех уровнях. Это значит, что система образования по итогам разных оценочных процедур должна располагать механизмами, которые позволяли бы направлять усилия и ресурсы на решение проблем, выявленных в процессе проведения оценочных процедур, и осуществлять мониторинг эффективности деятельности и использования ресурсов» [4].

14 С учетом обобщенных и систематизированных результатов анализа была сформирована модель оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования. В обобщенном виде модель представлена функциональной схемой на рисунке 1. В основе оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования лежит постоянный, систематический мониторинг.

15 Представленная модель включает в себя последовательные этапы процесса оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования. Критерии и показатели оценки формируются в соответствии с выбранными направлениями оценки.

16 Комплексная система показателей оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования формируется двумя путями. Во-первых, используется информационная база различных действующих систем оценки в области образования и иных источников, содержащих информацию, релевантную проводимой оценке.

18 Рис. 1. Функциональная схема модели оценки результативности и эффективности деятельности руководителей в области образования

19 В качестве действующих систем оценки в функциональную схему включены как уже зарекомендовавшие себя системы, результаты которых позволяют принимать эффективные управленческие, кадровые решения на региональном, муниципальном, институциональном уровнях, так и новые актуальные системы оценки в области образования:

• системы оценки качества образования: ЕСОКО, НОКО, РСОКО, МСОКО, рейтинг образовательных организаций;

• аттестация руководителей в области образования регионального, муниципального, институционального уровней;

• система экспертной (общественной) оценки; в данном кластере в качестве элементов оценки рассматриваются результаты профессиональных конкурсов федерального и регионального уровней, которые в настоящее время приобрели статус мероприятий, призванных заявить об управленческой деятельности как об отдельном, самостоятельном

профессиональном направлении российской системы образования («Лидеры России», «Директор года» и др.), а также участие руководителей системы образования в профессиональных ассоциациях и группах;

• кадровый резерв руководителей системы образования Российской Федерации, формируемый в качестве одного из новых механизмов управления образовательными системами [2];

• мотивирующий мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, утвержденный распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2021 г. № Р-210 [5].

20 Модельная методика включает в себя сегмент необходимых дополнительных показателей, не учтенных существующими системами оценки. Данный комплексный подход (выбранные показатели действующих систем оценки + показатели, запрашиваемые дополнительно) позволяет сформировать эффективную систему оценивания, учитывающую все направления деятельности современного руководителя в области образования. Представленные системы оценки позволяют оценить как профессиональные компетенции, так и личностные качества руководителей в области образования (коммуникативные навыки, управление аудиторией, управление конфликтами и т.п.).

21 Обсуждение. Приведенный в функциональной схеме перечень систем оценки не является исчерпывающим, дальнейшая работа по разработке и внедрению Модельной методики, включающая определение конкретных направлений и критериев оценки, предусматривает актуализацию данного перечня. Циклический, системный порядок проведения мониторинга предполагает оперативное внесение в перечень исследуемых систем оценки необходимых изменений и дополнений.

22 Необходимым элементом осуществления качественной и результативной оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования является создание автоматизированной информационной системы (АИС), ядром которой должна стать постоянно актуализируемая электронная база данных, содержащая показатели оценки, систематизированные по уровням управления. Назначением данной АИС является предоставление информации для оценки в разрезе определенного временного периода, уровня управления, выбранного направления оценки, административно-территориальной принадлежности и т.п.

23 Модельная методика предусматривает возможность проведения рейтингования/ранжирования как одного из результатов оценки эффективности и результативности деятельности руководителей в области образования, осуществляемого на основе кластерного подхода. При кластерном подходе образовательные системы группируются по ряду контекстных характеристик, равнозначные объекты оценки входят в один кластер (кластеризация на уровне определенного субъекта РФ, определенного муниципалитета, по отдельному направлению оценки и т.п.). Рейтинг позволяет не только продемонстрировать итоговый уровень эффективности руководителей, но и выявить возможные проблемные направления их деятельности с целью дальнейшего устранения дефицита управленческих компетенций в проблемной сфере. Анализ рейтинговых позиций может служить одним из оснований для принятия определенных управленческих решений: оказание адресной методической помощи руководителям, находящимся в нижней части рейтинга, обмен наиболее эффективными управленческими практиками, кадровые решения. Принятие кадровых решений по неэффективным руководителям возможно только после проведения оценки в динамике, когда все ранее принятые меры (адресная методическая помощь, устранение дефицита профессиональных компетенций путем дополнительного профессионального образования и т.п.) не были результативными.

24 Заключение. Модельная методика предполагает постоянное совершенствование системы оценки для получения объективной и достоверной информации: по результатам проведения оценочных процедур направления, критерии и показатели оценки, а также перечень действующих систем оценки, используемых при формировании системы показателей, актуализируются и дорабатываются. Таким образом, Модельная методика, решая поставленные задачи, одновременно выступает фактором развития региональной, муниципальной и институциональной систем оценки качества образования и инструментом достижения результатов реализации управленческих задач системы образования на всех ее уровнях: системы оценки качества образования, информационной и кадровой политики в системе образования, информатизации системы управления образованием,

экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.

Библиография:

1. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 23.11.2021).

2. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В. Ключевые направления разработки концепции формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. 2021. № 3. С. 7-12.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями на 20 ноября 2021 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303875/ (дата обращения 23.11.2021).

4. Приказ министра образования Московской области от 04.02.2020 № ПР-134 «Об утверждении концепции региональной системы оценки качества образования Московской области, региональных показателей качества подготовки обучающихся и регламента разработки контрольно-измерительных материалов для проведения региональных процедур качества подготовки обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://mo.mosreg.ru/dokumenty/regionalnaya-sistema-ocenki-kachestva-obrazovaniya/12-02-2020-13-30-56-prikaz-ministra-obrazovaniya-moskovskoy-oblasti-ot (дата обращения 23.11.2021).

5. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2021 г. № Р-210 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396875/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 23.11.2021).

Model methodology for assessing leaders' effectiveness in the system of education quality management

Yulia Demidova

Leading researcher of the Center for Content and Learning Technologies, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» Moscow, 16 Zhukovsky str. Georgij Yalamov

Leading Specialist of the Center for Content and Learning Technologies, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» 16 Zhukovsky str. Natalia Zimnyukova

Deputy Head of the Center for Content and Learning Technologies, The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» 16 Zhukovsky str.

Abstract

Current trends in the development of the education system of the Russian Federation dictate new requirements for education managers at the regional, municipal and institutional levels. The evaluation of the performance and efficiency of the activities of existing education managers, based on the principles of objectivity, openness, applicability of results is an important element of the education quality management system. There is a need to develop a model methodology for evaluating the effectiveness and efficiency of the activities of managers of the education system at all levels, considering the current, balanced objectives of the education system, structuring the strategic goals and their performance indicators across all levels of management. The article presents a model methodology for evaluating the effectiveness and efficiency of the heads of the education system at the regional, municipal, and institutional levels, the purpose of which is to provide methodological support and support for a comprehensive and objective assessment within the framework of unified general approaches invariant to its levels. The model methodology is both a factor in the development of regional, municipal and institutional systems for assessing the quality of education and a tool for achieving the results of implementing management tasks at all levels of the education system.

Keywords: quality of education, head of the education system, regional, municipal, institutional levels of management of the education system, model methodology for evaluating the effectiveness and efficiency of managers in the field of education

Publication date: 15.02.2022

Citation link:

Demidova Y., Yalamov G., Zimnyukova N. Model methodology for assessing leaders' effectiveness in the system of education quality management // Man and Education - . - [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018621-8-1 (circulation date: 15.02.2022).

Код пользователя: 37723; Дата выгрузки: 15.02.2022; URL - http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018621-8-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.