Научная статья на тему 'Мотивация волонтеров инклюзии к добровольческой деятельности'

Мотивация волонтеров инклюзии к добровольческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / волонтеры инклюзии / инклюзивное добровольчество / люди с ограниченными возможностями здоровья / инвалидность / Чемпионат «Абилимпикс» / Чемпионат «Специальный Абилимпикс» / motivation / inclusion volunteers / inclusive volunteering / people with disabilities / health limitations / Abilympics Championship / Special Abilympics Championship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Патимат Омаровна, Магомедова Патимат Пирбудаговна

Цель исследования изучить специфику мотивации волонтеров, оказывающих добровольческую помощь людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методы. Фокус-группы, опросы добровольцев. Результаты. Определены мотивы участия волонтеров в инклюзивном добровольчестве, что позволит в дальнейшем разработать методику их вовлечения в систему социальной поддержки населения. Практически все волонтеры инклюзии имеют опыт иной добровольческой деятельности. Социально-демографическая характеристика волонтера инклюзии это чаще всего девушки, в возрасте от 18 до 23 лет, приобщившиеся к опыту добровольчества в вузе или в общественной организации, причем примерно пятая часть из них сами относятся к людям с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Выводы. Ведущими мотивами участия в инклюзивном добровольчестве выступают возможность приносить людям пользу, проявлять свою активность, приобрести новый опыт, а также общение с интересными людьми, вовлеченность в общественную жизнь. Большую часть волонтеров инклюзии привлекает возможность оказывать помощь группе людей или в организации мероприятий для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, нежели одному человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of Inclusion Volunteers to Volunteer Activities

The aim of the research is to study of the volunteers' motivation who provide voluntary assistance to people with health limitations and disabilities. Methods. Focus groups, volunteer surveys. Results. In the course of the pilot study, some motives for the participation of volunteers in inclusive volunteering have been identified, which will further develop a methodology for their involvement in the system of social support for people with disabilities. Almost all inclusion volunteers have experience in other volunteer activities. The socio-demographic characteristics of an inclusion volunteer are most often girls aged 18 to 23 who have joined the experience of volunteering at a university or public organization, and about a fifth of them themselves are people with disabilities or disabilities. Conclusions. The leading motives for participation in volunteering activities are the opportunity to benefit people, new experience, communication with interesting people, participation in public life, the opportunity to be active. Most inclusion volunteers are attracted by the opportunity to help a group of people or in organizing events for people with health limitations and disabilities, rather than one person.

Текст научной работы на тему «Мотивация волонтеров инклюзии к добровольческой деятельности»

9. Pavlova O. V. Izobrazitel'naya deyatel'nost' i hudozhestvennyj trud. Starshaya gruppa: kompleksnye zanyatiya [Visual activity and artistic work. Senior group: comprehensive classes]. 3hd ed., revised. Volgograd: Uchitel'. 202 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Клыпа Ольга Викторовна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия; e-mail: ovk61@mail.ru

Андреева Олеся Романовна, студент, кафедра педагогики и психологии детства Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия; e-mail: olesyaandreeva05@gmail.com

Принята в печать 21.07.2023 г.

10. Tryasorukova T. P. Razvitie grafomo-tornyh navykov u detej s ZPR. Trenazher [Development of graphomotor skills in children with ASD. Trainer]. 2nd ed. Feniks, 2021. 32 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Olga V. Klypa, Doctor of Psychology, associate professor, professor of the chair of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia; e-mail: ovk61@mail.ru

Olesya R. Andreeva, Student, chair of Pedagogy and Psychology of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia; e-mail: olesyaandreeva05@gmail.com

Received 21.07.2023

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-114-120

Мотивация волонтеров инклюзии к добровольческой деятельности

© 2023 Омарова П. О., Магомедова П. П.

Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: brain1974@mail.ru, fati.magomedova95@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить специфику мотивации волонтеров, оказывающих добровольческую помощь людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методы. Фокус-группы, опросы добровольцев. Результаты. Определены мотивы участия волонтеров в инклюзивном добровольчестве, что позволит в дальнейшем разработать методику их вовлечения в систему социальной поддержки населения. Практически все волонтеры инклюзии имеют опыт иной добровольческой деятельности. Социально-демографическая характеристика волонтера инклюзии - это чаще всего девушки, в возрасте от 18 до 23 лет, приобщившиеся к опыту добровольчества в вузе или в общественной организации, причем примерно пятая часть из них сами относятся к людям с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Выводы. Ведущими мотивами участия в инклюзивном добровольчестве выступают возможность приносить людям пользу, проявлять свою активность, приобрести новый опыт, а также общение с интересными людьми, вовлеченность в общественную жизнь. Большую часть волонтеров инклюзии привлекает возможность оказывать помощь группе людей или в организации мероприятий для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, нежели одному человеку.

Ключевые слова: мотивация, волонтеры инклюзии, инклюзивное добровольчество, люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, Чемпионат «Абилимпикс», Чемпионат «Специальный Абилимпикс».

Формат цитирования: Омарова П. О., Магомедова П. П. Мотивация волонтеров инклюзии к добровольческой деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 114-120. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-114-120

Motivation of Inclusion Volunteers to Volunteer Activities

© 2023 Patimat O. Omarova, Patimat P. Magomedova

R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: brain1974@mail.ru, fati.magomedova95@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the research is to study of the volunteers' motivation who provide voluntary assistance to people with health limitations and disabilities. Methods. Focus groups, volunteer surveys. Results. In the course of the pilot study, some motives for the participation of volunteers in inclusive volunteering have been identified, which will further develop a methodology for their involvement in the system of social support for people with disabilities. Almost all inclusion volunteers have experience in other volunteer activities. The socio-demographic characteristics of an inclusion volunteer are most often girls aged 18 to 23 who have joined the experience of volunteering at a university or public organization, and about a fifth of them themselves are people with disabilities or disabilities. Conclusions. The leading motives for participation in volunteering activities are the opportunity to benefit people, new experience, communication with interesting people, participation in public life, the opportunity to be active. Most inclusion volunteers are attracted by the opportunity to help a group of people or in organizing events for people with health limitations and disabilities, rather than one person.

Keywords: motivation, inclusion volunteers, inclusive volunteering, people with disabilities, health limitations, Abilympics Championship, Special Abilympics Championship.

For citation: Omarova P. O., Magomedova P. P. Motivation of Inclusion Volunteers to Volunteer Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Рedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 114-120. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-114-120 (in Russian)

Введение

Создание условий для формирования позитивной социокультурной инклюзивной среды в России является необходимым этапом в реализации социальных гарантий страны и достижения равных условий для всех, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из таких условий стало инклюзивное образование, которое имеет длительную историю развития, тесно связанную со становлением специального образования. Однако создание условий для инклюзии только усилиями образовательных организаций невозможно. Необходимо формирование позитивного инклюзивного социокультурного пространства обществом в целом, а не только родителями особенных детей и педагогическими коллективами, проведение масштабных акций, направленных на широкую общественность, в том числе - на активную добровольческую молодежь, которая может стать локомотивами в этом направлении.

Материалы и методы

Целью нашего исследования являлось изучение феномена инклюзивного добровольчества и мотивов деятельности волонтеров инклюзии (на материале Республики Дагестан) для определения мер поддержки и дальнейшего развития этого направления. Методами исследования послужили фокус-группы, опросы добровольцев. В исследовании приняло участие 255 человек - членов Дагестанского республиканского добровольческого корпуса «Волонтеры инклюзии», оказывавшие активную помощь в проведении чемпионатов профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс» и чемпионатов профессионального мастерства лиц с ментальной патологией «Специальный Аби-лимпикс», Специальной Олимпиады России и в других направлениях инклюзивного добровольчества.

Результаты и обсуждение

Инклюзивное добровольчество находится в фокусе внимания психолого-педагогической науки и практики [1-7].

В нашем пилотажном исследовании предпринята попытка создания социально-демографического портрета волонтера инклюзии и первичная оценка его мотивации (на материале Республики Дагестан). С этой целью были проведены фокус-группы и опросы в референтных группах добровольцев. Основными участниками исследования выступили члены Дагестанского республиканского добровольческого корпуса «Волонтеры инклюзии» (всего 255 человек).

Создавая социально-демографическую характеристику волонтера инклюзии, мы остановились на таких аспектах, как возраст, пол, первый опыт добровольчества, наличие инвалидности (рисунки 1, 2, 3).

Возраст

□ 14-17 лет и 18-20 лет

■ 21-23 года

■ 24-29 лет

■ 36-40 лет

■ Старше 41 года

Рис. 1. Возраст волонтеров инклюзии

Диаграмма на рисунке 1 позволяет ранжировать показатели возраста волонтеров инклюзии:

1. От 18 до 20 лет - 64,7 %.

2. От 21 до 23 лет - 15,7 %.

3. От 24 до 29 лет - 11,8 %.

4. От 14 до 17 лет - 3,9 %.

5. От 36 до 40 лет - 2,0 %.

6. Старше 40 лет - 1,9 %.

7. От 30 до 35 лет - 0,0 %.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что чаще всего в ряды волонтеров инклюзии вступают лица студенческого возраста (совокупный показатель в возрастных рамках от 18 до 20 лет и от 21 до 23 лет составил 80,4 %, при этом значительная часть приходится на возраст от 18 до 20 лет (64,7 %).

Рис. 2. Распределение волонтеров инклюзии по полу

По половому составу волонтеры инклюзии показывают весьма неравномерную пропорцию участия мужчин (11,8 %) и женщин (88,2 %).

Первый опыт добровольчества

Л Школа

□ Ссуз

□ Вуз

■ Общественная организация

■ Ранее не был(а) волонтером

Рис. 3. Первый опыт добровольчества

Диаграмма на рисунке 3 позволяет ранжировать показатели первого опыта волонтеров инклюзии в зависимости от учреждения, где они его получили:

1. Вуз - 68,6 %.

2. Общественная организация - 15,7 %.

3. Школа - 9,8 %.

4. Ссуз - 3,9 %.

5. Ранее не был(а) волонтером (до вступления в корпус «Волонтеры инклюзии») - 2,0 %.

Рис. 4. Наличие инвалидности или ОВЗ

Согласно рисунку 4, среди волонтеров инклюзии, принимавших участие в нашем исследовании, 17,6 % имеют инвалидность.

Изучая мотивацию людей, занимающихся инклюзивным добровольчеством, мы также стремились понять, какими еще направлениями волонтёрской деятельности они занимались, какие формы работы они выбирают (можно было выбрать несколько вариантов), а также что привлекает их и других (по их мнению) быть волонтерами инклюзии.

Ранжирование направлений добровольческой деятельности, в которые, помимо инклюзивного волонтерства, были вовлечены наши участники, представлено в таблице 1 (можно было выбирать несколько направлений).

Таблица 1 Виды добровольчества, в которые вовлечены участники исследования

Вид добровольчества Участие волонтеров инклюзии (%)

Волонтеры инклюзии 84,3

Социальное волонтерство 23,5

Волонтеры культуры 19,6

Волонтеры-экологи 17,6

Волонтеры Победы 15,7

Донорство крови 11,8

Спорт и туризм 11,8

Волонтеры-медики 7,8

Сервисное волонтерство 7,8

Российское движение 7,8

школьников

Волонтеры формирования комфортной городской среды 5,9

Волонтеры #МыВместе 5,9

Волонтеры мира 5,9

Поиск людей 3,9

Цифровое волонтерство 2,0

В таблице 2 представлены ранжированные социальные мотивы добровольческой деятельности участников исследования, а в таблице 3 - их личные мотивы.

Таблица 2

Социальные мотивы добровольческой деятельности участников исследования

Мотивы добровольчества Участие волонтеров инклюзии (%)

Возможность принести людям пользу 92,2

Приобретение нового опыта 68,6

Общение с интересными людьми 52,9

Участие в общественной жизни 47,1

Возможность проявлять свою активность 37,3

Общественная деятельность в свободное время 19,6

Реализация собственных идей 17,6

Таблица 3 Личные мотивы добровольческой деятельности участников исследования

Что привлекает других людей заниматься инклюзивным волонтерством Участие волонтеров инклюзии (%)

Потребность помогать людям с ОВЗ 96,1

Личная история 23,5

Желание заявить о себе 17,6

Достаточное количество свободного времени 13,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значимость и престиж 7,8

На диаграмме (рис. 5) представлены данные о предпочитаемых формах работы волонтеров инклюзии с гражданами.

Выводы

Анализ фактологической информации, представленной на рисунках 1-5 и в таблицах 1-3, позволил сделать следующие выводы по результатам нашего пилотажного исследования.

По социально-демографическим характеристикам чаще всего волонтерами инклюзии становятся девушки в возрасте от 18 до 20 лет, студентки дефектологических и социальных факультетов вузов, обучающиеся на первом - третьем курсах,

чей первый опыт добровольческой деятельности сформировался, как правило, в вузе в рамках развития будущей профессиональной идентичности. На старших курсах число волонтеров снижается, что, очевидно, связано с возрастанием учебной нагрузки и подготовкой к государственной итоговой аттестации, сменой семейного положения (замужеством и др.), а также участием в других формах общественной активности.

Формы работы

□ Помощь одному человеку

□ Помощь группе людей

■ Организация и проведение мероприятий

Большинство волонтеров инклюзии предпочитают оказывать помощь группе людей, а также участвовать в организации и проведении мероприятий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, нежели осуществлять сопровождение отдельных лиц. Возможно, развивая инклюзивное добровольчество в логике перехода от групповой к индивидуализированной помощи нам необходимы дополнительные исследования, которые позволят понять, как мы можем изменить эту ситуацию.

Основными социальными мотивами инклюзивного добровольчества выступают возможность принести людям пользу, проявлять свою активность, приобретение нового опыта, общение с интересными людьми, участие в общественной жизни.

Глубинными личными мотивами волонтеров инклюзии являются потребность помогать людям с ОВЗ, личная история и желание заявить о себе. Следует отметить, что многие участники исследования при проведении фокус-групп сообщали о наличии эмоционально-значимых близких и родных с инвалидностью и ОВЗ либо сами относились к этой категории.

Материалы исследования могут стать основой для разработки методики вовлечения граждан в инклюзивное добровольчество и послужить основой для дальнейшего исследования с целью создания программ воспитания обучающихся в образовательных организациях.

Рис. 5. Предпочитаемые формы работы

Литература

1. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.

2. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А., Цвеклин-ская К. А. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). [Электронный ресурс] / Режим доступа: ИИрв://суЬег1етпка.ги/а11:ю1е/п/зсЛз1а1пауа-volonterskaya-deyatelnost-studentov-vuza-v-ив10у|уа1-нпк1уи1|уп0§с-0ьга10уатуа (дата обращения: 15.03.2023).

3. Омарова П. О., Гаджимагомедова Л. П. Особенности подготовки волонтеров для оказа-

ния помощи лицам с двусенсорными нарушениями зрения и слуха // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы VI Международной научно-практической конференции / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного педагогического университета, 2019. С. 86-88.

4. Современные информационные и социально-психологические технологии добровольчества: Методические материалы по образовательной программе I форума Добровольческого движения Дагестана «ДДД(30-формат)» / под ред. П. О. Омаровой. М.: Парнас, 2011. 106 с.

5. Шарикова Е. С. Опыт, проблемы и перспектива инклюзивного волонтерства в России

и за рубежом (сравнительный анализ) // E-Scio. 2021. № 1(52). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-problemy-i-perspektivy-inklyuzivnogo-volonterstva-v-rossii-i-za-rubezhom-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 15.03.2023).

6. Gasanova Z. Z., Omarova P. O. Diagnosis of the Preconditions for School Violence in Inclusive Education. In: R. Valeeva, ed. Teacher Education- IFTE 2019, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2020. Vol. 78. Pp. 506-513. European Publisher. [Electronic

vol'chestvo kak faktor vospitaniya starsheklass-nikov. [Volunteerism as a factor in the education of high school students]. Fundamental Research. 2015. No. 2-15. Pp. 3365-3369 (in Russian).

2. Martynova T. N., Gavlo E. A., Tsveklinskaya K. A. Social'naya volonterskaya deyatel'nost' stu-dentov vuza v usloviyah inklyuzivnogo obra-zovaniya. [Social volunteer activity of university students in inclusive education]. Professional Education in Russia and Abroad. 2019. No. 1 (33), available at: [Electronic resource]. Mode of access:

https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnaya-volonterskaya-deyatelnost-studentov-vuza-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (accessed: 15.03.2023).

3. Omarova P. O., Gadzhimagomedova L. P. Osobennosti podgotovki volonterov dlya okazani-ya pomoshchi licam s dvusensornymi narusheni-yami zreniya i sluha. [Features of training volunteers to help people with sensory visual and hearing impairments]. In: G. S. Chesnokova, E. V. Ushakova, eds. Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood. Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, 2019. Pp. 86-88 (in Russian).

4. Sovremennye informacionnye i social'no-psihologicheskie tekhnologii dobrovol'chestva: Metodicheskie materialy po obrazovatel'noj programme I foruma Dobrovol'cheskogo dvizheniya Dagestana «DDD (3D-format)». [Modern infor-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Омарова Патимат Омаровна, кандидат психологических наук, профессор, декан факультета специального (дефектологического) образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: brain1974@mail.ru

resource]. Mode of access:

https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.01.56 (accessed: 12.02.2023).

7. Omarova P. O., & Gadzhimagomedova L. P. Socio-Psychological Characteristics and Behavior of Deafblind Children. In: R. Valeeva, ed. Teacher Education - IFTE 2018. Vol. 45. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018. Pp. 783-790. Future Academy. [Electronic resource]. Mode of access: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.92 (accessed: 12.02.2023).

volunteerism: Methodological materials on the educational program of the 1st Forum of the Volunteer Movement of Dagestan "DDD (3D format)"]. Ed. by P. O. Omarova, Moscow, Parnas Publ., 2011. 196 p. (in Russian)

5. Sharikova E. S. Opyt, problemy i perspek-tiva inklyuzivnogo volonterstva v Rossii i za rubezhom (sravnitel'nyj analiz). [Experience, problems and prospects of inclusive volunteering in Russia and abroad (comparative analysis)]. E-SCIO Journal, 2021. No. 1 (52), available at: [Electronic resource]. Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-problemy-i-perspektivy-inklyuzivnogo-volonterstva-v-rossii-i-za-rubezhom-sravnitelnyy-analiz (accessed: 15.03.2023).

6. Gasanova Z. Z., Omarova P. O. Diagnosis of the Preconditions for School Violence in Inclusive Education. In: R. Valeeva, ed. Teacher Education-IFTE 2019, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2020. Vol. 78. Pp. 506513. European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.01.56 (accessed: 12.02.2023).

7. Omarova P. O., & Gadzhimagomedova L. P. Socio-Psychological Characteristics and Behavior of Deafblind Children. In: R. Valeeva, ed. Teacher Education - IFTE 2018. Vol. 45. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018. Pp. 783-790. Future Academy. [Electronic resource]. Mode of access: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.92 (accessed: 12.02.2023).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Patimat O. Omarova, Ph. D. (Psychology), professor, dean of the Faculty of Special (Defectological) Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, brain1974@mail.ru

Patimat P. Magomedova, assistant lecturer, chair of Correctional Pedagogy and Special

References

1. Zainulabidov B. M., Omarova P. O. Dobro- mation and socio-psychological technologies of

Магомедова Патимат Пирбудаговна,

ассистент, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Махачкала, Россия; e-mail: fati.magomedova95@mail.ru

Принята в печать 30.07.2023 г.

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-120-127

Родительское воспитание на основе китайской философии

© 2023 Чжан Ш., Караванова Л. Ж.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; е-mail: 1042208076@pfur.ru, karavanova-lzh@rudn.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В данной статье на основе анализа китайской философии и исторических исследований рассматривается и изучается родительское воспитание в современном Китае. Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Конфуцианство, даосизм и буддийская культура имеют различные взгляды на жизнь для удовлетворения многогранных потребностей, которые могут быть у людей в реальности, и оказывают важное влияние на психологическую регуляцию людей и стремление к жизненным ценностям, а также на поддержание здоровой психики. Идеи (буддизма для духа, даосизма для тела и конфуцианства для окружающего мира)» и сегодня, когда общество развивается быстрыми темпами, могут служить источником просвещения для современного образования в области психического здоровья. Вывод. Современное образование должно представлять собой органичное сочетание школьного образования и родительского воспитания. Китайская философия воспитания демонстрирует гармоничное сочетание традиционного воспитания и государственной политики, направленной на воспитание гражданина страны.

Ключевые слова: родительское воспитание, китайская философия, психическое здоровье, конфуцианство, даосизм,буддизм.

Формат цитирования: Чжан Ш., Караванова Л. Ж. Родительское воспитание на основе китайской философии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 120-127. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-120-127

Parenting Based оп Chinese Philosophy

© 2023 Shuhuan Zhang, Ludmila Zh. Karavanova

Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia; е-mail: 1042208076@pfur.ru, karavanova-lzh@rudn.ru

ABSTRACT. Aim. In this article, based on the analysis of Chinese philosophy and historical research, parental education in modern China is considered and studied. Methods. Literature and data analysis, historical and pedagogical analysis, synthesis, comparison and generalization. Results. Confucianism, Taoism and Buddhist culture have different views on life to meet the multifaceted needs that people may have in reality, and have an important impact on the psychological regulation of people and the pursuit of life values, as well as on maintaining a healthy psyche. The ideas of "ШЙ/р'Ь, ШШ/аЙ, Шш/пШ" (Buddhism for the spirit, Taoism for the body and Confucianism for the outside world)" and today, when society is developing

Psychology, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: fati.magomedova95@mail.ru

Received 30.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.