Научная статья на тему 'Мотивация в учебно-образовательном процессе в коллеже индустрии гостеприимства и менеджмента №23'

Мотивация в учебно-образовательном процессе в коллеже индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузовлева И. Ю., Вараксина Л. А.

В статье рассмотрены методы повышения мотивации студентов, включая профориентационную работуI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article methods of increase of motivation of students are considered, including career-guidance.

Текст научной работы на тему «Мотивация в учебно-образовательном процессе в коллеже индустрии гостеприимства и менеджмента №23»

МОТИВАЦИЯ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В КОЛЛЕЖЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА

№23

КУЗОВЛЕВА И.Ю., ВАРАКСИНА Л.А.

В статье рассмотрены методы повышения мотивации студентов, включая профориентационную работу.

In the article methods of increase of motivation of students are considered, including career-guidance.

Получение престижной профессии позволяет реализовывать все виды потребностей человека и понимание этого формирует у него столь мощную мотивацию к обучению, что возникает комплексная способность к самообучению. Для этого нужна постоянная собственная психологическая установка: не останавливаться на достигнутом, не бояться трудностей и уважать, оценивать полученные знания и умения с позиций достижения цели.

Колледж - образовательное учреждение, реализующее программы начального и среднего профессионального образования и предоставляющее услуги по профессиональной подготовке, дополнительному профессиональному образованию.

Основное направление образовательной деятельности колледжа - подготовка рабочих и специалистов в сфере гостеприимства и менеджмента, специалистов в области экономики, управления и информационных технологий.

Воспитательно-образовательный процесс в ГОУ СПО КИГМ №23 осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», определяющим цель воспитания как развитие социальноактивной, жизнестойкой, профессионально-компетентной, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации в условиях современного общества.

Студенты и сотрудники колледжа имеют возможность участвовать в различных образовательных, научно-исследовательских и других социокультурных проектах, способствующих многогранному творческому развитию участников образовательного процесса.

Педагогический коллектив активно работает над тем, чтобы поднять мотивацию к обучению. Для этого используются следующие методы:

- привлечение будущих студентов, адаптация их к обучению в колледже (профориетацион-ная работа);

- работа по развитию научно-прогностического подхода к изучению спецпредметов (работа научно-студенческого общества, участие в олимпиадах, конкурсах);

- применение полученных знаний на практических занятиях (производственное обучение);

- возможность продолжения обучения выбранной профессии в вузах.

В нашем колледже на высоком уровне проводится профориетационная работа. В течение года студенты, кураторы групп посещают школы с докладами и презентациями, предоставляя информацию по всем специальностям и профессиям, которые готовит колледж. Школьники приглашаются на дни открытых дверей в колледж, чтобы познакомиться поближе с работой учебного заведения. Не секрет, что колледж пользуется популярностью среди выпускников школ не только Восточного Административного округа, но и города Москвы.

С февраля в колледже проходили дни открытых дверей для учащихся 9-11 классов. Более 300 школьников из разных школ города пришли познакомиться с материально-технической базой и содержанием каждой из предлагаемых для поступления специальностей. Большое значение уделяется образованию детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, для них созданы все условия для обучения: проживание в комфортабельном общежитии, социально-

психологическая служба, работа сурдопереводчика, индивидуально-личностный подход к каждому студенту.

На ребят большое впечатление произвели прекрасно оборудованные лаборатории:

- лаборатория уборочной техники. Рабочий по профессии «Машинист уборочной техники» готовится только в нашем колледже.

- лаборатория информационных технологий. В колледже имеются классов информационных технологий, которые оснащены плазменными панелями, интерактивными досками, компьютеры подключены к системе Интернет, все это помогает преподавателям готовить грамотных специалистов.

Школьники совсем другими глазами взглянули на профессии, с уважением отнеслись к техническим возможностям, которые может предоставить колледж.

В конце апреля завершили работу подготовительные курсы, на которых 100 школьников 9-х классов различных школ города Москвы обучались по программе вступительных испытаний для поступления в средние профессиональные учреждения. Срок обучения на подготовительных курсах составляет 3 месяца. За время обучения на курсах ребята привыкли к требованиям, предъявляемым в колледже, проштудировали весь необходимый для поступления учебный материал под руководством опытных преподавателей Соколовой Е.Х., Матвеевой А.А., Малой Л.Н., Королевой А.В. Все школьники, прошедшие обучение на подготовительных курсах, имеют шанс сдать их.

14-15 февраля, в здании Манежа состоялась Ярмарка Образования, на которой были представлены возможности продолжения обучения и получения специальности в вузах, техникумах, колледжах и лицеях. Наш колледж представлял специальности отделения СПО: «Гостиничный сервис» для выпускников 9-х классов, «Туризм» для выпускников 9-х классов, «Экономика и бухгалтерский учет» для выпускников 9-х и 11-х классов, «Страховое дело» для выпускников 11-х классов, «Прикладная информатика» для выпускников 9-х классов. Также были представлены профессии ПП: «Машинист уборочных машин», «Рабочий зеленого хозяйства». Слайды с изображением студентов колледжа в аудиториях и лабораториях, в мастерских, спортзале и на сцене привлекали школьников. Кто-то узнавал своих друзей, знакомых. Будущие абитуриенты интересовались правилами поступления, перечнем необходимых документов, возможностями будущего трудоустройства, перспективами продолжения образования в вузах.

Внеаудиторная деятельность колледжа призвана решать задачи углубления и расширения знаний в различных областях, развития интереса к изучаемым дисциплинам, творческих и исследовательских способностей студентов, выявление наиболее одаренных обучающихся, создание среды для их самореализации, развития профессиональной направленности личности будущего специалиста.

В колледже существуют свои традиции в организации внеурочных дел:

- «Неделя специальности», которая включает проведение открытых и бинарных уроков, КВН, конкурсов стенгазет;

- конкурс «Лучший в профессии»;

- работа научно-студенческого общества.

Преподаватели общеобразовательного цикла и спецдисциплин участвуют в работе предметноцикловых комиссий. Цель работы ПЦК заключается в том, чтобы поддерживать высокий уровень преподавания, обмениваться передовым опытом. В работу ПЦК входит проведение предметных недель, в ходе которых проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, в результате которых повышается интерес к предмету. Внеклассные мероприятия построены в игровой форме, что позволяет студентам почувствовать себя в раскрепощенной обстановке.

Студенты колледжа принимают участие в конкурсах и олимпиадах по предметам. Призеры предметных олимпиад делегируются участниками на городские и региональные олимпиады. Студенты колледжа занимают призовые места: в региональных конкурсах Космические чтения

им. С.П. Королева, «Физика в моей профессии»; городских олимпиадах по бухгалтерскому учету, по истории.

В настоящее время для высокого уровня учебно-образовательного процесса используются инновационные технологии, которые освоены большим количеством преподавателей. Под руководством преподавателей Сурогиной Л.А., Голубковой Е.В., Малой Л.Н., Соколовой Е.Х., Яшина С.А., Максимовой Е.А. студенты, используя данный метод, показывают хорошие результаты в проектной деятельности. Призеры олимпиад активно делятся своим опытом на предметных конференциях, задавая тон повышению мотивации к обучению.

Очень интересно прошел конкурс на звание «Бухгалтер - это звучит гордо!». В конкурсе участвовали 60 студентов. В основе конкурса использовались знания по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет». Группа студентов с ограниченными возможностями по здоровью (слабослышащие) активно участвовала в конкурсе, многие из них заняли призовые места в презентации профессии, теоретических и практических заданиях.

Почему-то многие считают, что эта специальность для девочек, но в группах по этой специальности учатся порой до 30 % юношей, причем многие занимаются очень даже неплохо, планируя в дальнейшем высшее образование.

Под руководством Яшина С.А. из небольшой группы энтузиастов научно-студенческий кружок превратился в научно-студенческое общество объединяющего единомышленников, желающих поднять свой интеллектуальный уровень. С интересом для студентов всех специальностей проходят заседания общества на темы по поэзии, истории права, философии и социологии.

Не секрет, что члены научно-студенческого общества стали лучше учиться, возникло желание и возможность продолжить обучение в высших учебных заведениях.

Прохождение практики обычно проходит после летней сессии и занимает достаточно большой промежуток времени. В ходе практики студенты узнают о своей будущей профессии, приобретают определенные знания и умения. В ходе практики студенты готовят отчет по практике, в котором отмечаются все этапы производственного обучения и применение на практике знаний и умений, полученных на теоретических занятиях. Многие группы: гостиничного сервиса, администраторов, менеджеров - оформляют отчет по практике в виде презентаций, что затем широко используется на уроках спецдисциплин, в дальнейшем оформлении курсовых и дипломных работ.

Результатом повышения мотивации к обучению является дальнейшее продолжение образования по выбранной специальности в ВУЗе, тесная связь поддерживается с МГАПИ, МЭСИ, МИФИ, Социальным Университетом, Университетом сервиса и др.

Все это говорит о том, что преподаватели хорошо владеют методами повышения мотивации студентов, начиная с профориентационной работы. Они умело поддерживают интерес к обучению, что позволяет выпускать специалистов с повышенным уровнем мотивации, которые и дальше готовы повышать свой профессиональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.