Научная статья на тему 'Мотивация усвоения иностранного языка – важный фактор при обучении иноязычному речевому общению'

Мотивация усвоения иностранного языка – важный фактор при обучении иноязычному речевому общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1868
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ УЧЕНИЯ / STUDY MOTIVE / МОТИВАЦИЯ: КОММУНИКАТИВНО-МОТИВАЦИОННАЯ / ЛИНГВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ / LINGUISTIC-COGNITIVE AND CROSS-CULTURAL / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ / IXTERNAL AND INTERNAL MOTIVES / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION / COMMUNICATIVE-MOTIVATIONAL / TEACHING CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багрова Алифтина Яковлевна

Для оптимальной организации учебного процесса важно глубокое знание мотивов учения школьника и умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. Существуют различные мнения и решения данной проблемы. Мотивация учения может определяться внешними и внутренними мотивами. Мотивация – явление многогранное, поэтому содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для её поддержания. При обучении иноязычному общению первостепенное значение имеет учёт личностных свойств учащихся, что приводит к возникновению коммуникативной мотивации, т.е. обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении. Наибольший интерес представляют следующие виды мотивации: 1) коммуникативно-мотивационная; 2) лингво-познавательная; 3) страноведческая мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Foreign Language Understanding Motivation Is аn Important Factor оf Foreing Language Communication Skills Teaching

The article considers foreing language communication skills teaching where students' personality is of great importance. This results in communicative motivation, i.e. encouraging students' self-motivated particiration in communication both in a classroom and in real life. The folloing motivations are of great interest: 1) communicative-motivational; 2) linguisticcognitive; 3) cross-cultural motivation.

Текст научной работы на тему «Мотивация усвоения иностранного языка – важный фактор при обучении иноязычному речевому общению»

лингвистические исследования

Багрова А.Я. УДк 372.881.1

мотивация усвоения иностранного языка -важный фактор при обучении иноязычному речевому

общению

Для оптимальной организации учебного процесса важно глубокое знание мотивов учения школьника и умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. Существуют различные мнения и решения данной проблемы. Мотивация учения может определяться внешними и внутренними мотивами. Мотивация - явление многогранное, поэтому содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для её поддержания.

При обучении иноязычному общению первостепенное значение имеет учёт личностных свойств учащихся, что приводит к возникновению коммуникативной мотивации, т.е. обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении.

Наибольший интерес представляют следующие виды мотивации:

1) коммуникативно-мотивационная;

2) лингво-познавательная;

3) страноведческая мотивация.

Ключевые слова: мотив учения; мотивация: коммуникативно-мотивационная; лингво-познавательная и страноведческая; внешние и внутренние мотивы; содержание обучения.

A.Ya. Bagrova

A FOREIGN LANGUAGE UNDERSTANDING MOTIVATION IS AN IMPORTANT FACTOR OF FOREING LANGUAGE COMMUNICATION

SKILLS TEACHING

The article considers foreing language communication skills teaching where students' personality is of great importance. This results in communicative motivation, i.e. encouraging students' self-motivated particiration in communication both in a classroom and in real life. The fol-loing motivations are of great interest:

1) communicative-motivational;

2) linguistic- cognitive;

3) cross-cultural motivation.

Key words: study motive, motivation, communicative-motivational, linguistic-cognitive and cross-cultural, ixternal and internal motives, teaching content.

у й

правление мотивациеи изучения иностранного языка является одноИ из центральных проблем методики обучения в школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. К сожалению, на данный момент обучение иностранному языку в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на иностранном языке.

В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приблизив её к естественным условиям.

Для оптимальной организации учебного процесса важно, в первую очередь, глубокое знание мотивов учения школьника, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. в связи с этим обратимся к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации. Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее.

в данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Поиск путей решения вопроса о мотивации учения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации.

По словам И.А. Зимней, «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [Зимняя 1991].

В зарубежной литературе также уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами «Motor»,

«Key-word» в обучении иностранному языку. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности на иностранном языке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь, зависит от стиля работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя) от учебно-методического комплекса, от результатов обучения и т.п. и наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой.

Положительная установка на изучение иностранного языка способствует улучшению результатов научения речевой деятельности.

Помимо этого для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами.

Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы).

Внутренние мотивы, напротив, связаны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы). интерес к процессу обучения по иностранному языку держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

При этом ключевыми и решающими параметрами считаются те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию. В этом случае работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесённой в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения. Перед учителем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению.

Поскольку мотивация - явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для её поддержания. в системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию в общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность, и формирование отношения к ней. это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию, а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности.

в процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных задач и конкретных целей обучения иноязычному речевому общению. Познавательные мотивы в овладении иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых

явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значении также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь, в конечном итоге, повысить эффективность процесса обучения.

«Внутреннее условие», психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируя речемыслительную деятельность, мышление и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря ситуации удовлетворяются потребности личности и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены и составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором.

Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учёт личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость. Без учёта вышеперечисленных факторов речевые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность.

Именно учёт личностных свойств

приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении. Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учёт шести методически наиболее значимых свойств ученика как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус ученика в группе. Всё это побуждает учащихся к обучению.

Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование иностранного языка для получения определённой информации (чтение журналов, газет, толковых словарей и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого. вместе с тем сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, а следовательно, повышается и мотивация изучения языка.

Ряд исследований предлагает различные формы обучения иностранному языку, которые взаимозависимы и взаимосвязаны с содержанием обучения. Учёные, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учётом индивидуального развития

потребностей обучающихся. Наибольший интерес представляют следующие виды мотивации:

• коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

• лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений;

• страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося.

При обучении иностранному языку ведущим видом речевой деятельности является устная речь; изучение иностранного языка приобретает выраженный страноведческий характер.

всё это придаёт заданиям и упражнениям, всей учебной деятельности «вполне коммуникативно-мотивационный характер». Согласованность же содержания обучения и способов его подачи с реальными возможностями и интересами школьников способствует формированию положительной мотивации. Это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения.

Литература

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство. - 3 изд. Переработанное и дополненное. - М.: Русский язык, 1990. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.