Библиографический список
1. Бухалков, М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала [Текст] : учеб. пособие / М. И. Бухалков. - М., 2005.
2. Маршалл, А. Принципы экономической науки [Текст] : в 3 т. / А. Маршалл; пер. с англ. -М., 1993.
3. Мамлеева, Р. Р. Свободные организации : прихоть или необходимость? [Текст] / Р. Р. Мам-леева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 6.
4. Белкин, В. И. Рабочая сила не продается, а арендуется [Текст] / В. И. Белкин // Человек и труд. - 2007. - № 1.
И.Н. Пащенко,
аспирант Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1\Л отивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Однако невозможно исследовать мотивацию индивида в отрыве от социальной реальности жизни. В социологической науке, ориентированной на определенную познавательную перспективу, используются соответствующие методы для изучения мотивации человеческих действий. Подход социолога к проблеме мотивации - это взгляд со стороны общества, нацеленный на включенность людей в социальные процессы, где их индивидуальные свойства либо несущественны, либо сами рассматриваются с точки зрения того, в какой мере они содержат общесоциальные черты.
Мотивационную структуру личности образуют мотивационные переменные: мотив, потребность, цель, интерес. Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, побуждает его деятельность, то, ради чего она совершается. Мотивация же не ограничивается только побуждением, а мыслится и как процесс выбора между различными возможными действиями, и как процесс, регулирующий, направляющий действие индивида на достижение специфических для данного мотива целевых состояний, поддерживающих эту направленность.
Взгляды на сущность мотива достаточно разноречивы. Так, в психологии мотив понимается как побуждение, потребность, цель, намерение, свойство личности, состояние. Точка зрения на мотив как побуждение, потребность очень распространена, однако такое понимание слишком узко. Е.П. Ильин предлагает рассматривать мотив в качестве сложного психологического интег-
рального образования, которое побуждает человека к осознанным действиям и поступкам и служит для них основанием [1, с. 46].
Поведение и деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие - подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действия. Далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено.
Мотив как предмет удовлетворения потребности анализировал в своей теории А.Н. Леонтьев [2]. Он рассматривал мотив не в качестве переживания потребности, а как ее предмет, то есть то, на что направлена деятельность. Предмет побуждает человека к активности потому, что имеет для него определенный смысл. Тем не менее принятие предмета удовлетворения потребности за весь мотив является достаточно односторонним и не дает полностью объяснить основания деятельности человека. Мотив как потребность обладает побудительной силой, но не имеет направленности. Мотив как предмет удовлетворения потребности, наоборот, показывает направленность, но не объясняет ее причину. Мотив как основание объясняет и причины, и смысл действия, но лишен побуждающей функции. Наиболее приемлемым, по нашему мнению, является подход М.Ш. Магомет-Эминова, который считает, что мотив представляет собой многомерное функциональное образование, определяющее выбор направленности поведения [3].
Понятие цели также имеет мотивационное значение, потому что организованная деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель можно рассматривать как осознанный образ ожидаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. При этом цель должна быть не только осознана, но и принята человеком.
При описании мотивации индивида М.Ю. Горбуновой используются такие категории, как действие, деятельность, поведение, активность [4, с. 11].
Активность представляет собой всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром. X. Хекхаузен отмечает, что активность человека включает в себя не только разного рода действия и сообщения, но и переживания - психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, даже если она и не производит каких-либо непосредственных изменений во внешнем мире [5, с. 12].
Активность индивида, считает М.Ю. Горбунова, непосредственно проявляется в его поведении. В отношении конкретного человека поведение есть совокупность движений, актов и действий, которые может наблюдать другой человек и которые ограничиваются и регулируются не только биологическими потребностями, но и социальной средой. Представляя собой прежде всего существо общественное, человек в своем поведении, даже если оно и не носит
целенаправленный характер, поступает в соответствии с социальной средой, процедурами и образцами, которых следует придерживаться.
Другой формой проявления активности человека является деятельность. Под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания [4, с. 14]. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существования. Трансформация реальности, в свою очередь, изменяет условия и направление деятельности человека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Активность предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего процесса осуществления.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Однако провести четкое различие между ними достаточно трудно, полагает М.Ю. Горбунова. Главное отличие, по ее мнению, состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некого конечного продукта. Единицей поведения и деятельности индивида является действие. Мотивацию можно определить как процесс побуждения человеческих действий, и наше видение этого процесса в существенной степени определяется тем, из какого базового представления о человеке мы исходим. Разные взгляды на человека неизбежно задают и разное понимание причинности его действий, иначе говоря, разное понимание человеческой мотивации. Е.Ю. Патяева выделяет два таких базовых представления: причинная (детерминистская) парадигма и парадигма свободы воли (или парадигма самоопределения) [6, с. 290-291].
Суть первой из них состоит в том, что человеческое поведение есть процесс очень сложный, но, по существу, ничем не отличающийся от процессов, изучаемых естественными науками. Соответственно, у каждого действия есть своя причина - нечто, что побуждает человека действовать определенным образом. В качестве таких причин могут выступать присущие человеку потребности и «мотивы-диспозиции» (типа мотива достижения или мотива власти), ситуативные стимулы (разного рода вознаграждения или наказания), установки и представления человека (например, представления о должном поведении или оценка вероятности успеха), разного рода мотивационные механизмы (уровень притязаний, когнитивный диссонанс, тенденция к завершению действия и т.д.), прошлые эмоции и переживания (например, детские эмоциональные травмы). Общим для всех моделей мотивации, строящихся на базе причинной парадигмы, является понимание человеческого действия как следствия какой-либо причины или определенного комплекса причин и явное или неявное убеждение в том, что если мы будем знать все эти причины, то сможем однозначно предсказывать действия человека и успешно влиять на них.
Вторая парадигма исходит из представления о человеке как существе, способном осознавать свои побуждения и свободном самостоятельно определять свои действия и нести за них ответственность. Это не означает отрицания
потребностей, мотивов, ситуативных мотивационных механизмов и других детерминант поведения. По сути, парадигма свободы воли предполагает два «измерения» мотивационных процессов: «горизонтальное», связанное с потребностями, установками, мотивационными механизмами и прочими детерминантами поведения, и «вертикальное», связанное с осознанием своих мотивов, столкновением разных позиций во внешнем или внутреннем диалоге, осознанным и осмысленным принятием решения и выбором поступка, с самоопределением и ответственностью. Свобода воли (в отличие от произвола) предполагает именно самоопределение человека, то есть проведение им самим границ для своих действий.
Объяснение действий человека с точки зрения социальных структур и институтов принадлежит структурализму. Структурализм стремится открыть лежащие в основании осмысленной и значимой деятельности более глубокие смыслы. Истоки структуралистских объяснений человеческих действий прослеживаются в трудах Эмиля Дюркгейма. Его подход характеризуется прежде всего четким отделением объекта исследования от изучающего его субъекта, анализ поведения производится с точки зрения социальных фактов, их влияния на действия и предпочтения личности. Он утверждал, что истинное объяснение поведения человека обеспечивают именно социальные факты, а не настроения и чувства индивидов. Социальным фактом - по Дюркгейму - является всякий способ действий, распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время собственное существование, независимо от индивидуальных проявлений [7, с. 39]. Так, социолог, желая правильно описать и объяснить человеческое поведение, должен оставить в стороне человеческую душу, намерения и личностный смысл, о которых может рассказать только сам индивид. Анализируя поведение человека, он должен обратиться к изучению явлений, которые можно наблюдать со стороны и которые будут казаться разным наблюдателям одинаковыми.
От классических трудов М. Вебера берет начало социологический анализ мотивации, связанный с классификацией социального действия. В своих исследованиях М. Вебер опирался на идею, что важные детерминанты макроисто-рического процесса необходимо искать в микросфере человеческих мотиваций, отношений и ценностей. Действием М. Вебер считал человеческое поведение только в том случае, если действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным же называется такое действие, которое по предполагаемому действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них [8, с. 603]. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием. Объяснить человеческое действие - значит понять его, уловить смысл, которым действующий субъект наделяет его; при этом необходимо учитывать культурные ценности, нормы и правила, придающие человеческим действиям определенную форму.
Многомерность мотивации конкретного социального действия рассматривается, начиная с Т. Парсонса, в системе основных ориентаций, характеризующихся возможностью альтернативного выбора. Парсонс исходил из того, что общество есть мотивированная совместная деятельность людей и состоит оно
из индивидов как физических организмов, которые действуют в определенной среде [9]. Социальное действие выступает как начало социальной жизни, и, вскрыв его механизм, исследователь получает ключ к исследованию любого социального явления.
В общей системе действия Т. Парсонс выделял четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную и биологическую (поведенческий организм) [10, с. 15]. Т ри последние подсистемы общей системы действия рассматриваются по отношению к социальной подсистеме как компоненты ее окружающей среды. Различие этих подсистем у Парсонса носит функциональный характер. Социальной системе предписывается интегративная функция, которая проявляется в координации составляющих ее индивидов. За культурной подсистемой закрепляется функция сохранения и воспроизводства образца. Личностной подсистеме отводится исполнение функции целедостижения. Поведенческий же организм трактуется как адаптивная подсистема, сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы. Таким образом, предложенная Т. Парсонсом система действия представляет собой попытку построения мотивационной модели, объединяющей внутренние и внешние детерминанты.
В связи с этим некоторые ведущие современные социологи полагают, что в социальных науках на смену множеству парадигм должна прийти многомерная модель объяснения, позволяющая описывать социальное действие как одновременно детерминированное коллективными нормами и инструментальное по отношению к индивидуальным целям.
Исследования обнаруживают устойчивую связь между мотивацией труда и успехом компании. С усложнением задач в высокотехнологичном мире и с повышением значения нематериальных активов (репутации компании на рынке, ее стабильности и пр.) для развития и процветания компании связь между мотивацией и успехом будет становиться все крепче.
В 1960-х годах специалист по психологии труда Виктор Врум утверждал, что мотивацию можно свести к следующему уравнению: мотивация равна силе предпочтения какого-либо действия, умноженной на ожидание того, что это действие будет успешным [11, с. 16]. Согласно психологической теории, известной как «теория цели», лучше всего люди работают, когда перед ними стоит задача трудная, но выполнимая. Эти наблюдения подтверждаются практикой предприятий и исследованиями, но теория явно не полна, потому что жизнь намного богаче, чем цели и ожидания. Следовало бы еще учесть понятия смысла и культуры, без которых невозможен ответ на вопрос, который открыто или подсознательно задают себе все работающие: «Для чего я это делаю?»
Множество подходов к анализу мотивации обозначили многогранность, неоднозначность этого явления. Было бы неправильно рассматривать развитие мотивации работников как эволюционное. Термин «эволюция» означает непрерывное совершенствование определенных аспектов для лучшего удовлетворения тех или иных потребностей; можно сказать, что в поисках смысла и мотивации человеческого труда было столько же шагов назад, сколько и вперед.
Таким образом, познание закономерностей поведения человека теснейшим
образом связано с раскрытием его мотивационных тенденций. Проблема мотивации включает в себя не только выяснение первоначальных побудительных сил человеческой активности, не только рассмотрение некоторой идеальной предваряющей модели целенаправленных действий, возникающей в сознании личности как субъекта этих действий, но и всех тех факторов, которые направляют, регулируют, поддерживают эти действия ил и, наоборот, изменяют их исходную направленность. Невозможно исследовать мотивацию в отрыве от социальной реальности жизни. Иными словами, нельзя понять социальное поведение индивида без соотнесения его с мотивами действия, а чтобы понять динамику мотивов, необходимо обратное соотнесение их с актуальной социальной ситуацией.
Библиографический список
1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб., 2000.
2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьева. - М., 1982.
3. Магомед-Эминов, М. Ш. Системно-динамическая модель мотивации [Текст] / М. Ш. Маго-мед-Эминов, И. А. Васильев // Мотивация и контроль за действием. - М., 1991.
4. Горбунова, М. Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы [Текст] / М. Ю. Горбунова. - Саратов, 2004.
5. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность [Текст] / X. Хекхаузен; пер. с нем.; под ред. Б. М. Величковского. - М., 1986. - Т. 1.
6. Патяева, Е. Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учения [Текст] / Е. Ю. Патяева // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. - М., 2002.
7. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. -М., 1995.
8. Вебер, М. Избр. произв. [Текст] / М. Вебер. - М., 1990.
9. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем [Текст] / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В. И. Добренькова. - М., 1994.
10. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] / Т. Парсонс. - М., 1997.
11. Уайтли, Ф. Мотивация [Текст] / Ф. Уайтли; пер. с англ. - М., 2003.
М. А. Еремеев,
аспирант Саратовского государственного социально-экономического университета
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
оциально-экономические процессы в организации нуждаются в управлении и регулировании, осуществляемых в соответствии с социально признанными стандартами методом оценки (мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении кого-либо, чего-либо). Ключ к пониманию многоас-