Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гараева Е.А.

В статье рассмотрена научная категория «учебно-профессиональная мотивация студента», актуализирована проблема развития доминирующих мотивационных образований личности студента университета, отражены результаты анализа современного состояния развития мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности. В работе представлены сформулированные выводы на основании результатов выявления мотивационных характеристик учебно-профессиональной деятельности студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS FOR EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE

The article considers the scientific category “educational and professional motivation of a student”, actualizes the problem of the development of dominant motivational formations of a university student’s personality, reflects the results of the analysis of the current state of development of motivation of university students to educational and professional activities. The paper presents the formulated conclusions based on the results of identifying the motivational characteristics of the educational and professional activities of university students.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ»

4. Nesterovsky, D.I. (2010), Basketball. Theory and methods of teaching, a textbook for students of higher education, 5th ed., stereotypical, Academy, Moscow.

Контактная информация: evv2350@gmail.com

Статья поступила в редакцию 02.07.2023

УДК 159.9.072:378

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО

СОСТОЯНИЯ

Екатерина Александровна Гараева, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Аннотация

В статье рассмотрена научная категория «учебно-профессиональная мотивация студента», актуализирована проблема развития доминирующих мотивационных образований личности студента университета, отражены результаты анализа современного состояния развития мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности. В работе представлены сформулированные выводы на основании результатов выявления мотивационных характеристик учебно-профессиональной деятельности студентов университета.

Ключевые слова: мотивация, мотивационные характеристики, учебно-профессиональная деятельность, учебно-профессиональная мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p400-403

MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS FOR EDUCATIONAL AND

PROFESSIONAL ACTIVITIES: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE

Ekaterina Alexandrovna Garaeva, candidate of pedagogical sciences, docent, Orenburg State

University, Orenburg

Abstract

The article considers the scientific category "educational and professional motivation of a student", actualizes the problem of the development of dominant motivational formations of a university student's personality, reflects the results of the analysis of the current state of development of motivation of university students to educational and professional activities. The paper presents the formulated conclusions based on the results of identifying the motivational characteristics of the educational and professional activities of university students.

Keywords: motivation, motivational characteristics, educational and professional activity, educational and professional motivation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности не является новой для педагогической науки и образовательной практики. В настоящее время накоплен достаточный фонд знаний, научно-методических материалов, отражающих исследования различных аспектов рассматриваемой проблемы. Среди современных работ можно выделить научные исследования, отражающие: анализ основных характеристик и специфику мотивационной сферы российских студентов (Е.Л. Попова) [1]; характер и специфику учебно-профессиональной мотивации студентов различных направлений подготовки (Е.В. Филатова, С.Б. Ксенофонтова) [2]; специфику формирования учебно-профессиональной мотивации студентов в рамках подготовки в вузе (М.Э. Эльмурзаева, Р.М. Магомедова, З.М. Мамиева) [3]; изучение сущности и особенностей процесса развития мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию (В.О. Косачева) [4].

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования - анализ современного состояния развития учебно-профессиональной мотивации студентов университета. В качестве метода исследования использовалось анкетирование, для проведения которого была разработана авторская анкета с вопросами закрытого и открытого характера, позволившая выявить ключевые мотивы студентов к учебно-профессиональной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исследование проводилось в 2022 году на базе Оренбургского государственного университета. Участниками выступали студенты 2 курса очной и заочной форм обучения физического факультета и факультета прикладной биотехнологии и инженерии. Содержание вопросов анкеты предполагало выявление основных мотивов, которыми студенты руководствовались при выборе будущей профессии; факторов, по которым студенты определяют для себя важность для будущей профессиональной деятельности и сложность изучаемых учебных дисциплин; ключевых позиций, определяющих отношение студентов к учебной и будущей профессиональной деятельности.

Анализ результатов проведенного анкетирования позволил констатировать, что среди основных факторов, которыми студенты руководствовались при поступлении в университет были: желание получить специальность, обеспечивающую возможности для дальнейшего трудоустройства; желание учиться в одном из престижных вузов; стремление иметь хорошее материальное положение в будущем; стремление получить диплом о высшем образовании по выбранному направлению подготовки; желание находиться в кругу студенческой молодежи; широкие возможности выбранной сферы будущей профессиональной деятельности.

Среди факторов (условий), способствующих развитию мотивации к учебной деятельности, студенты отметили ее профессиональную направленность, использование преподавателями учебных заданий, создающих проблемные ситуации, и практико-ориентиро-ванных задач (80% от общего количества респондентов); осознание ближайших и конечных целей обучения и отношение к учебной дисциплине самого преподавателя (по 60%, соответственно); наличие познавательного психологического климата в учебной группе и осознание студентами практической значимости получаемых знаний и формируемых компетенций (40%).

На рисунке отражены результаты ответов респондентов на вопрос относительно ключевых мотивов учебной деятельности.

Следует отметить, что у большинства студентов выявлено желание в дальнейшем работать в соответствии с выбранным профилем подготовки. Все респонденты обладают желанием стать хорошим специалистом в данной сфере деятельности, при этом 40% отмечают, что «хотят в будущем стать профессионалом высокого уровня»; 60% указали, что «хотят в будущем иметь хорошее материальное положение». Установлено, что 60% опрошенных студентов отмечают у себя желание обладать конкурентоспособностью на рынке труда; 30% респондентов привлекают возможности карьерного роста.

Важным аспектом мотивационных характеристик учебно-профессиональной деятельности является характер отношения студентов к изучаемым учебным дисциплинам. Важность учебной дисциплины большинство студентов определяют по тем факторам, что «знания, полученные при изучении дисциплины, необходимы для дальнейшего обучения» (50%), «получаемые знания необходимы для выполнения профессиональных функций» (100%). Сложность учебной дисциплины студенты связывают с количеством затраченного времени на подготовку и понятностью механизма оценивания качества знаний (70%); с высокой требовательностью преподавателя и сложностью для понимания (запоминания) содержания материала - по 60%, соответственно.

стреление получать стипендию

желание в дальнейшем поступить в магистратуру

чувство долга перед семьей, родителями

страх получить низкую оценку при сдече зачета, экзамена

стремление стать в будущем компетентным специалистом в своей области желание получить высокие результаты в учебной деятельности

желание получить новые знания

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок - Мотивы, которыми студенты руководствуются в учебной деятельности

ВЫВОДЫ

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы. У большинства студентов выявлено желание в дальнейшем работать по выбранному направлению подготовки. Установлено, что принявшие участие в анкетировании студенты университета обладают желанием стать хорошими специалистами в будущем. Ключевыми мотивами, которыми студенты руководствуются в учебной деятельности, выступают стремление получать стипендию, стремление в будущем стать компетентным специалистом в своей области; желание получать новые знания и иметь высокие результаты в учебной деятельности. Основными факторами, способствующими развитию учебно-профессиональной мотивации студентов, отмечены профессиональная направленность учебной деятельности; использование преподавателями учебных заданий, создающих проблемные ситуации; наличие познавательного психологического климата в учебной группе; осознание студентами практической значимости получаемых знаний и формируемых компетенций; осознание ближайших (в том числе, получение высокого балла за выполненное задание, сдача модуля, сдача зачета или экзамена) и конечных целей обучения (получение диплома); отношение к учебной дисциплине самого преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова Е.Л. Особенности мотивационной сферы студентов российских вузов / Е.Л. Попова // Общество. Коммуникация. Образование. - 2020. - Т. 11, № 4. - С. 51-60.

2. Филатова Е.В. Учебно-профессиональная мотивация студентов разных направлений подготовки / Е.В. Филатова, С.Б. Ксенофонтова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2019. - Т. 11, № 1. - С. 57-65.

3. Эльмурзаева М.Э. Особенности формирования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе / М.Э. Эльмурзаева, Р.М. Магомедова, З.М. Мамиева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6 (97). - С. 370-373.

4. Косачева В.О. Мотивация студентов к обучению и профессиональному развитию / В.О. Косачева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5 (96). - С. 235-238.

REFERENCES

1. Popova, E.L. (2020), "Features of the motivational sphere of students of Russian universities", Society. Communication. Education, Vol. 11, No. 4, pp. 51-60.

2. Filatova, E.V. and Ksenofontova, S.B. (2019), "Educational and professional motivation of students of different areas of training", Historical and socio-educational thought, Vol. 11, No. 1, pp. 57-65.

3. Elmurzayeva, M.E., Magomedova, R.M. and Mamieva, Z.M. (2022), "Features of formation of motives of educational and professional activity of students in the process of studying at the university ", The world of science, culture, education, No. 6 (97), pp. 370-373.

4. Kosacheva, V.O. (2022), "Motivation of students to study and professional development", The world of science, culture, education, No. 5 (96), pp. 235-238.

Контактная информация: eagaraeva@list.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2023

УДК 159.9.072:796.33

ВАЖНОСТЬ ТЕХНИК РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИГРОКОВ В РЕГБИ

Вячеслав Сергеевич Гринченко, старший преподаватель, Вадим Рустемович Ибрагимов, студент, Ренат Викторович Лукашевич, студент, Владимир Дмитриевич Фо-мичев, студент, Яна Сергеевна Петренко, студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Исследование посвящено роли техник релаксации в повышении производительности игроков в регби. В работе была проведена оценка эффективности применения дыхательных упражнений, визуализации и прогрессивной мышечной релаксации для снижения уровня стресса у 20 участников в возрасте от 18 до 26 лет. При использовании шкалы оценки стресса (PSS-10) было выявлено снижение уровня стресса на 10% у экспериментальной группы, применявшей техники релаксации, в сравнении с контрольной группой, у которой снижение составило всего 2%. Эти результаты подтверждают эффективность применения техник релаксации для повышения когнитивных функций и снижения риска получения травм у игроков в регби.

Ключевые слова: регби, техники релаксации, уровень стресса, дыхательные упражнения, визуализация, прогрессивная мышечная релаксация, производительность, когнитивные функции, травмы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p403-405

THE IMPORTANCE OF RELAXATION TECHNIQUES TO IMPROVE ATHLETIC PERFORMANCE AS EXEMPLIFIED BY RUGBY PLAYERS

Vyacheslav Sergeevich Grinchenko, senior teacher, Vadim Rustemovich Ibragimov, student, Renat Viktorovich Lukashevich, student, Vladimir Dmitrievich Fomichev, student, Yana Ser-geevna Petrenko, student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The study focuses on the role of relaxation techniques in enhancing the performance of rugby players. The study evaluated the effectiveness of breathing exercises, visualization and progressive muscle relaxation to reduce stress levels in 20 participants aged 18 to 26 years. Using the stress rating scale (PSS-10), a 10% reduction in stress levels was found in the experimental group who used relaxation techniques compared to the control group who had only a 2% reduction. These results support the effectiveness of relaxation techniques to enhance cognitive function and reduce the risk of injury in rugby players.

Keywords: rugby, relaxation techniques, stress levels, breathing exercises, visualization, progressive muscle relaxation, performance, cognitive function, injury.

ВВЕДЕНИЕ

Регби остается одним из самых физически требовательных и психологически нагруженных видов спорта [1, 2]. В ходе игры игроки подвергаются стрессу, который может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.