Научная статья на тему 'Мотивация студентов-первокурсников к поступлению на направление "физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)"'

Мотивация студентов-первокурсников к поступлению на направление "физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комачева Олеся Александровна, Ситкина Мария Григорьевна, Булкова Татьяна Михайловна

В данной статье рассматривается мотивация студентов-первокурсников к поступлению в академию физической культуры, спорта и туризма на направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Основными мотивационными ориентирами студентов являются: процесс получения знаний, приобретение профессии, получение диплома о высшем профессиональном образовании. В ходе исследования выявлены основные мотивы: желание получить данную специальность, престиж вуза, совет родителей, востребованность профессии, желание помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, близость вуза к месту проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комачева Олеся Александровна, Ситкина Мария Григорьевна, Булкова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of the first-year students to enter the "Physical culture for persons with health disabilities (adaptive physical culture)" learning direction

This article discusses the motivation of the first-year students to enter the learning direction "Physical culture for persons with health disabilities (adaptive physical culture)" of the academy of physical culture, sports and tourism. The main motivational aspects of the students are: the process of getting knowledge, profession and diploma of higher professional education. The main motives of the students are: the desire to get this specialty, the prestige of the higher educational establishment, the advice of parents, the relevance of the profession, the wish to help people with disabilities, including persons with disabilities, the proximity of the higher educational establishment university to the place of living.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов-первокурсников к поступлению на направление "физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)"»

УДК 796.077.5

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ НА НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)»

Олеся Александровна Комачева, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Григорьевна Ситкина, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Михайловна Булкова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В данной статье рассматривается мотивация студентов-первокурсников к поступлению в академию физической культуры, спорта и туризма на направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Основными мотивационными ориентирами студентов являются: процесс получения знаний, приобретение профессии, получение диплома о высшем профессиональном образовании. В ходе исследования выявлены основные мотивы: желание получить данную специальность, престиж вуза, совет родителей, востребованность профессии, желание помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, близость вуза к месту проживания.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, студенты-первокурсники, мотивы поступления.

MOTIVATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO ENTER THE "PHYSICAL CULTURE FOR PERSONS WITH HEALTH DISABILITIES (ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE)" LEARNING DIRECTION

Olesya Alexandrovna Komacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Grigoryevna Sitkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Mikhailovna Bulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

This article discusses the motivation of the first-year students to enter the learning direction "Physical culture for persons with health disabilities (adaptive physical culture)" of the academy of physical culture, sports and tourism. The main motivational aspects of the students are: the process of getting knowledge, profession and diploma of higher professional education. The main motives of the students are: the desire to get this specialty, the prestige of the higher educational establishment, the advice of parents, the relevance of the profession, the wish to help people with disabilities, including persons with disabilities, the proximity of the higher educational establishment university to the place of living.

Keywords: adaptive physical culture, first-year students, motives for entering.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность специалиста в области адаптивной физической культуры связана с оказанием помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов. На данный момент существует высокая потребность в квалифицированных кадрах для направления адаптивная физическая культура.

В последние годы возрос интерес исследователей к изучению наиболее значимых мотивационных установок к поступлению на ту или иную специальность. Выбор будущей профессии - непростой и ответственный шаг в жизни каждого человека, который во многом зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся: состояние здоровья абитуриента, успеваемость по школьным дисциплинам, профессиональные планы. Среди внешних факторов следует рассматривать: престиж специальности, ее востребованность, мнение членов семьи и педагогов, пропаганда занятости в той или иной

сфере деятельности [1, 2, 3]. При этом, некоторые авторы [1, 4] рекомендуют учитывать личностные качества абитуриентов: терпение, доброжелательность, сочувствие, их профессиональные намерения и интересы, а также индивидуально-психологические особенности. Цель: выявление мотивации студентов первого курса к поступлению на направление адаптивная физическая культура (АФК).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения мотивации студентов применяли анкетирование. Разработанная и апробированная анкета позволяет выявить несколько основных мотивационных ориентиров студентов: на процесс получения знаний (интерес к процессу обучения, программе подготовки, научной проблематике в данной сфере); приобретение профессии (престиж и востребованность, стремление освоить именно эту специальность); получение диплома о высшем профессиональном образовании (престиж вуза и кафедры, совет родителей).

Исследование проводилось на кафедре спортивной медицины и адаптивной физической культуры СГАФКСТ в течение трех лет (2016-2018 годов). В исследовании приняло участие 58 студентов-первокурсников, поступивших на направление АФК.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведённое в 2016-2018 годах анкетирование студентов-бакалавров 1 курса кафедры спортивной медицины и АФК позволило выявить их основные мотивы к поступлению на направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», а также провести сравнительный анализ по группам разных лет.

Установлено, что ведущими мотивами к поступлению среди первокурсников 20162018 годов являются: желание получить специальность по данному направлению (51,7%), престиж вуза (34,5%), совет родителей и востребованность профессии (по 24,1%). Каждый десятый студент (12,1%) в качестве основного мотива указывает желание помочь людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая инвалидов (рисунок 1).

Желание помочь

Близость к месту л I проживания

Востребованност ь профессии

Совет родителей

Желание получить данную специальность,

Престиж ВУЗа

Рисунок 1 - Показатели мотивации студентов к поступлению на направление АФК (%).

При сравнительном анализе мотивации студентов 2016-2018 годов поступления выявлено, что желание получить именно эту специальность в качестве главного мотива отмечено у студентов всех годов поступления, но самый высокий показатель выявлен у первокурсников 2018 года (52,9%) (рисунок 2). Установлено, что престиж вуза как фактор мотивации к поступлению увеличивается от 20% (в 2016 году) до 52,9% (в 2018 году). К совету родителей прислушивались чаще первокурсники 2016 года (20,5%). Выявлено, что востребованность данной специальности чаще отмечалась в качестве основного мотива студентами в 2017 и 2018 годах (33,3 и 35,3% соответственно).

Желание помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, наиболее значимо для первокурсников 2018 года поступления и возросла на 26,1% и 7,8% по сравнению с 2016 и 2017 годами соответственно. Выявлено, что близость

вуза к месту проживания отметили в качестве одного из ведущих мотивов только студенты 2016 года поступления. В ходе исследования проведен сравнительный анализ ответов студентов, проживающих в городе и сельской местности.

60 50 40 30 20 10 0

52,4 52,9

52,9

□ 2016 П2017 П2018

Рисунок 2 - Показатели мотивации студентов к поступлению на направление адаптивная физическая культура

по годам (%).

Примечание: 1 - желание получить данную специальность; 2 - престиж вуза; 3 - совет родителей; 4 - востребованность профессии; 5 - желание помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов; 6 - близость вуза к месту проживания.

Выявлено, что престиж вуза наиболее значим для выпускников сельских школ. Желание получить данную специальность, востребованность профессии и желание помогать людям с ограниченными возможностями здоровья чаще отмечали в качестве ведущего мотива поступления выпускники городских школ.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование показало, что ведущими мотивами поступления на направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» являются желание получить специальность по данному направлению, престиж вуза и востребованность профессии, которые создают благоприятные предпосылки для дальнейшей учебной деятельности студентов и профессиональной ориентации выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубков, Д.А. Критерии профессионально-психологического отбора молодежи в вузы физкультурного профиля / Д.А. Зубков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4. - С. 53-55.

2. Латыпов, И.К. Психологические особенности подготовки учащихся профильных классов к будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры / И.К. Латыпов, З.Т. Усма-нова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 49-50.

3. Литманович, А.В. Исследование интереса к будущей профессии у студентов Сибирской академии физической культуры / А.В. Литманович, Е.Б. Штучная // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 9. - С. 43-44.

4. Сенькова, Е.Б. К постановке проблемы мотивации профессионального самосовершенствования студентов физкультурного вуза / Е.Б. Сенькова ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры // Научные труды ; ежегодник за 2005 год. - Омск, 2005. - С. 79-80.

REFERENCES

1. Zubkov, D.A. (2009), "Criteria for professional psychological selection of young people in physical culture higher educational establishments", Physical culture: education, training, No. 4, pp. 53-55.

2. Latypov, I.K. and Usmanova, Z.T. (2017), "Psychological features of training of pupils of profile classes to future professional activity in the sphere of physical culture", Physical culture: education, training, No. 5, pp. 49-50.

3. Litmanovich, A.V. and Shtuchnaya, E.B. (1998), "Research of the interest to the future profession of the students of the Siberian Academy of physical culture", Theory and practice ofphysical culture,

No. 9, pp. 43-44.

4. Senkova, E.B. (2005), "To the problem of the motivation of professional self-development of students of physical culture higher educational establishment", Siberian state university of physical culture. Scientific papers of the Yearbook 2005 year, Omsk, pp.79-80.

Контактная информация: comacheva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 796.077.5

НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «САМБО» В ПОДГОТОВКУ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Виктор Витальевич Коноплев, бакалавр, Евгений Витальевич Харченко, бакалавр, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал ДВФУ),

г. Уссурийск

Аннотация

Подготовка бакалавров по физической культуре важный процесс. Ведь учителя по физической культуре обучают подрастающее поколение необходимым двигательным умениям и навыкам для использования в повседневной жизни, воспитывают в детях такие качества как ответственность, целеустремленность, уважение и умение работать в коллективе. Помимо этого, они участвуют в спортивном отборе детей, распределяя их по видам спорта. Как правило в учебных планах институтов, университетов и других высших учебных заведениях единоборства представлены как дисциплины по выбору. Авторами данной статьи предлагается усовершенствование учебного плана подготовки бакалавров по физической культуре путем включения «Самбо» в вариативный блок учебных дисциплин. На наш взгляд, это поможет более разносторонне развивать будущих тренеров по виду спорта и учителей физической культуры. Также это упростит процесс внедрения самбо в школьную программу.

Ключевые слова: самбо, учебная дисциплина, физическая культура, учитель, техническая подготовка, физические качества.

NEED TO INCLUDE SAMBO AS DISCIPLINE IN THE TRAINING OF BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITIES OF PRIMORYE REGION

Viktor Vitalievich Konoplev, the bachelor, Evgeny Vitalievich Kharchenko, the bachelor, Tatyana Anatolievna Banku, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Annotation

The preparation of bachelors in physical culture is an important process. After all, teachers in physical culture teach the younger generation to the necessary motor skills and skills for use in everyday life, educate children in such qualities as responsibility, dedication, respect and ability to work in a team. In addition, they participate in the sports selection of children, distributing them by sports. As a rule, the curricula of institutes, universities, and other higher educational institutions offer martial arts as elective disciplines. The authors of this article propose the improvement of the curriculum for the preparation of bachelors in physical culture through the inclusion of "Sambo" in the variable block of the educational disciplines. In our opinion, it will help to develop the future coaches in sports and physical education in a more diversified way. It will also simplify the process of introducing sambo into the school curriculum.

Keywords: Sambo, academic discipline, physical education, teacher, technical training, physical qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.