Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физическая подготовка / внутренняя мотивация / мотивы / физическая культура / спорт / двигательная активность / physical training / internal motivation / motives / physical education / sports / physical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонохова В.А.

В статье рассматриваются особенности мотивации студентов на занятиях физической подготовкой. Автор выделяет основные группы мотивов к занятиям физической подготовки в высших учебных заведениях и определяет взаимосвязь между внутренними мотивами личности и желанием регулярно заниматься физической культурой и спортом. Основное внимание уделяется ценности здорового образа жизни, важности формирования интереса и мотивации к занятиям физической подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонохова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

The article discusses the features of student motivation in physical training classes. The author identifies the main groups of motives for physical training in higher educational institutions and determines the relationship between the internal motives of the individual and the desire to regularly engage in physical culture and sports. The main focus is on the value of a healthy lifestyle, the importance of developing interest and motivation for physical training.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 796

Гонохова В.А.

студент

Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российская таможенная академия (г. Санкт-Петербург, Россия)

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности мотивации студентов на занятиях физической подготовкой. Автор выделяет основные группы мотивов к занятиям физической подготовки в высших учебных заведениях и определяет взаимосвязь между внутренними мотивами личности и желанием регулярно заниматься физической культурой и спортом. Основное внимание уделяется ценности здорового образа жизни, важности формирования интереса и мотивации к занятиям физической подготовкой.

Ключевые слова: физическая подготовка, внутренняя мотивация, мотивы, физическая культура, спорт, двигательная активность.

Вопрос сохранения и укрепления здоровья студентов - это не просто дань моде, а острая необходимость. В условиях стремительного ритма жизни, насыщенного учебным процессом, многие студенты оказываются заложниками пассивного образа жизни, ставя под угрозу не только физическое, но и психическое благополучие. Студенты проводят достаточно много времени за решением учебных задач, забывая о важности двигательной активности. Это приводит к ухудшению физической формы, увеличению риска хронических заболеваний, снижению уровня стрессоустойчивости и многим другим проблемам. Часто причина низкой двигательной активности кроется в отсутствии мотивации.

2029

Мотивация к занятиям физической подготовкой - это не просто желание, а комплекс внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к действию, мотивы личности, которые ориентированы на приобретение и сохранение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.

Ключевым моментом для формирования мотивации является соответствие внешних мотивов и целей физическим возможностям студента. При благоприятной реализации мотивов и целей занимающийся удовлетворен результатом, вдохновлен успехом и желает продолжать занятия по собственной инициативе, в связи с этим, формируется интерес к занятиям, а следовательно, и мотивация. Помимо этого, внутренняя мотивация образуется, когда занимающийся получает удовлетворение от самого процесса занятия, от характера взаимоотношений с преподавателем и другими занимающимися.

Применяют два способа мотивировать занимающегося: стимулирование и мотивирование. Первый способ заключается в том, что мотивы, побуждающие спортсмена к определенным действиям и приводящие к желаемым результатам, вызваны внешним воздействием на спортсмена -внешним стимулированием. Второй способ заключается в самостоятельном формировании нужной в тренировке мотивации путем воспитательного и образовательного воздействия на спортсмена. Различия между стимулированием и мотивированием проявляются в самостоятельной активности человека. При стимулировании на человека воздействуют извне, вызывая желательные мотивы и действия стимулами. При мотивировании действия спортсмена вызваны его личными мотивами и интересами.

Можно выделить основные группы мотивов к занятиям физической культурой:

1. Оздоровительные мотивы. Направленность студента на укрепление и сохранение своего здоровья, а также на профилактику заболеваний. Данный вид является наиболее крепкой мотивацией к занятиям физической подготовкой.

2030

2. Эстетические мотивы. Мотивация студентов к занятиям физической подготовкой может строиться на желании изменить внешний вид, улучшить впечатление, производимое на других людей (совершенствование телосложения, придание пластичности движениям).

3. Коммуникативные мотивы. Совместные занятия физическими упражнениями обуславливают развитие коммуникации между социальными группами.

4. Двигательно - деятельностные мотивы. Правильно подобранный комплекс специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата заметнее увеличивает эффективность расслабления, чем пассивный отдых.

5. Соревновательно - конкурентные мотивы. Этот вид мотивации базируется на желании студента улучшить собственные спортивные результаты, достичь определенного спортивного уровня, победить в соревнованиях соперника.

6. Познавательно - развивающие мотивы. Эта мотивация подразумевает под собой стремление эффективно использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние и повысить физическую подготовленность.

7. Профессионально - ориентированные мотивы. Этот вид мотивации связан с развитием занятий физической культурой, ориентированных на профессионально важные качества студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к будущей трудовой деятельности.

8. Психолого - значимые мотивы. Занятия физической культурой благотворно воздействуют на психическое состояние человека. Студенты обретают уверенность в своих силах, снижается эмоциональное напряжение, предупреждается развитие стресса, происходит отвлечение от негативных мыслей, восстанавливается психическая работоспособность.

9. Воспитательные мотивы. Занятия физическими упражнениями подталкивают студентов совершенствовать навыки самоподготовки и

2031

самоконтроля. Регулярные занятия физической культурой влекут за собой развитие морально - волевых качеств, а также воспитание патриотизма и гражданственности.

Большое значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект восстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.

Стоит отметить, что в 2020-2021 учебном году в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии преподавательским составом был проведен опрос студентов. В результате данного опроса у студентов были выявлены мотивы, побуждающие их к занятиям физической подготовкой. Преобладали следующие мотивы:

1. Избавиться от слабых сторон своего физического развития.

2. Желание готовить себя к будущей профессиональной работе.

3. Всегда быть готовым к самозащите.

4. Одержать победу на соревнованиях.

5. Получить удовлетворение от процесса учебно-тренировочной работы.

Таким образом, при благоприятной реализации мотивов и целей, занимающийся удовлетворен результатом, вдохновлен успехом и желает продолжать занятия по собственной инициативе, в связи с этим, формируется интерес к занятиям, а следовательно, и внутренняя мотивация. Помимо этого, внутренняя мотивация образуется, когда занимающийся получает удовлетворение от самого процесса занятия.

2032

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Демеш В.П., Бакешин К.П., Дудус А.Н. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. N° 4 (84). С.112-115;

2. Беляничева, В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов [Текст]/ В.В. Беляничева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», - 2009. - № 2. - С. 6;

3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательсктй центр «Академия», 2012. - 288 с4. Дворкин, Л. С. Физическое воспитание студентов [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О.Ю. Давыдов.- М.: Феникс, 2008. - 700 с

Gonokhova V.A.

Russian Customs Academy (St. Petersburg, Russia)

MOTIVATION OF STUDENTS IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

Abstract: the article discusses the features of student motivation in physical training classes. The author identifies the main groups of motives for physical training in higher educational institutions and determines the relationship between the internal motives of the individual and the desire to regularly engage in physical culture and sports. The main focus is on the value of a healthy lifestyle, the importance of developing interest and motivation for physical training.

Keywords: physical training, internal motivation, motives, physical education, sports, physical activity.

2033

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.