Научная статья на тему 'Мотивация студентов к получению высшего образования'

Мотивация студентов к получению высшего образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
914
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ДИНАМИКУ МОТИВАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION TO OBTAIN HIGHER EDUCATION / STRUCTURE OF MOTIVATION / PROFESSIONAL NEEDS / FACTORS AFFECTING THE DYNAMICS OF MOTIVATION / STUDENT LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева Ольга Сергеевна

В статье представлены результаты исследования отношения студентов электротехнического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета к процессу получения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ MOTIVATION TO GAIN HIGHER EDUCATION

The article deals with the attitude of students to obtaining of higher education. The research involved students of the electro-technical department of the Perm State National Research University. It is concluded, that ethical and cognitive motives play a minor role in the motivation structure, while social, status and material motives are the core of it.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов к получению высшего образования»

УДК 37

Беляева Ольга Сергеевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Belyaeva Olga Sergeyevna

PhD,

Assistant Professor, Social and Political Sciences Subdepartment, Perm State National Research University

STUDENTS’ MOTIVATION TO GAIN HIGHER EDUCATION

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования отношения студентов электротехнического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета к процессу получения высшего образования.

Ключевые слова:

мотивация получить высшее образование, структура мотивации, профессиональные потребности, факторы, влияющие на динамику мотивации, обучение студентов деятельности

Summary:

The article deals with the attitude of students to obtaining of higher education. The research involved students of the electro-technical department of the Perm State National Research University. It is concluded, that ethical and cognitive motives play a minor role in the motivation structure, while social, status and material motives are the core of it.

Keywords:

motivation to obtain higher education, structure of motivation, professional needs, factors affecting the dynamics of motivation, student learning activities.

Социология осваивает то, как, создавая материальные и духовные ценности, субъект социализируется, развивается (или деградирует), осваивает и выполняет различные социальные роли. С точки зрения социологии, приобретает интерес то, насколько продуктивно решается эта задача. Дело даже не в количественных показателях широты охвата молодых людей, а в привитии им навыков самоорганизации и самообслуживания, вхождения их в трудовой ритм организации своей общественной и личной жизни.

Социология образования - открытая социальная система, в которой процесс образования связан с иными социальными системами. Она исследует:

1) связи социальных процессов с образования с другими социальными институтами;

2) не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования этого процесса.

3) точки зрения специалистов, что демонстрирует: они по-разному трактуют предмет социологии образования и пытаются выяснить:

- соответствует ли и насколько эффективна эта модель в подготовке профессионалов;

- какие стимулы и мотивацию для обучения используют люди различных социальных слоев общества;

- каковы несоответствия в профессиональной подготовке кадров;

- каков механизм взаимодействия наук, изучающих наличную систему образования;

- насколько устойчивы национальные типы и формы образования;

- какие методологические подходы к исследованию образования разработаны в социологии образования.

Важная часть социологической подготовки студентов - широта (узость) охвата ими знаний. Важно, чтобы студенты не выхватывали отрывочные сведения из полагающегося им курса знаний, а проходили курс целиком. Социология образования, используя свои подходы, намечает выход в фундаментализации образования, что обеспечивает профессиональную мобильность выпускаемых специалистов.

Другая парадигма современного образования - научить студента работать с новой информацией, постоянно обновлять свои знания, повышать квалификацию. В ряде случаев у работников возникает желание исполнять малоквалифицированную работу. Дефицит профессионализма - главная проблема наших профессионалов, инновации как проблема возникают крайне редко, как правило, не возникают вообще, разве что человек занимается чем-то принципиально другим, отличным от того, чем он занимался в вузе [1].

Мы представляем результаты социологического исследования, проведенного в 2013 г. на электротехническом факультете в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

Таблица 1 - Почему вы решили получить высшее образование?

Без высшего образования нельзя заняться интересной и содержательной работой 45,6

Без высшего образования нельзя сделать карьеру 50,3

Высшее образование гарантирует хорошее материальное положение 32,4

Высшее образование открывает путь к высокой культуре, всестороннему развитию личности 35,6

Люди с высшим образованием пользуются в обществе уважением в обществе 26,8

Высшее образование - это гарантия от безработицы 13,1

Ваши родители настояли на получении вами высшего образования 16,5

Таким образом студенты оценивают мотивы получения высшего образования. И лишь на последнем месте стоит «гарантия и защищенность от безработицы» и совет родителей.

Таблица 2 - Знакомы ли вы со следующими документами?

С уставом вуза 36,6

С коллективным договором 25,6

С правами и обязанностями студентов 60,1

С правами и обязанностями преподавателей

С правами и обязанностями студенческого самоуправления (студенческий совет, профсоюз, студенческие советы, советы общежитий) 40,6

С вузовскими органами внеучебной работы 30,0

Изменения в обществе сегодня требуют разносторонних знаний вузовских документов: связанных и не связанных с учебным процессом. Отдельные студенты могут быть и не осведомлены о своих правах, о разных формах самоуправления на уровне вуза.

Таблица 3 - Имеете ли вы предубеждения к людям других национальностей?

Да 44,5

Нет 50,2

Затрудняюсь ответить 5,3

Затрудняются ответить немногие, в основе своей студенты уже определили свое отношение к другим национальностям. Разброс по национальностям был бы весьма показательным, но это не было задачей нашего исследования.

Таблица 4 - Факторы, влияющие на формирование у молодежи «идеала образа жизни»

(% от числа опрошенных студентов)______________________________________________

Наименование фактора ЭТФ ПНИПУ Юноши Девушки

Образ жизни родителей 60,2 55,2 60,6

Образ жизни друзей 33,3 34,7 29,6

Образ жизни киногероев 25,0 22,6 21,5

Образ жизни героев художественных произведений 20,9 17,3 18,7

Образ жизни политической и экономической элиты 7,7 9,3 6,5

Тематические телепередачи 7,1 6,0 7,9

Общение через Интернет (форумы, сайты и т. п.) 8,9 10,5 8,3

Образ жизни киноактеров, звезд шоу-бизнеса 10,0 7,7 10,9

У Вас нет идеала 16,1 16,9 16,9

Вы сами для себя являетесь идеалом 24,4 27,0 24,9

«Образ жизни родителей» современных студентов на первом месте, хотя является и неопределяющим, как было раньше. В этом проявляется отрыв родителей от детей: каждое следующее поколение считает себя уникальным. Интернет является весьма весомым средством формирования главного жизненного идеала, хотя, как видно, студенты пока не хотят в этом признаться.

Не пользуются авторитетом у студентов их школьные учителя, политики и преподаватели вуза. Эти же студенты неоднозначно отзываются о рекламе как о «двигателе культуры». «Суть установки, присущей потребительству, состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель -это вечный младенец, требующий соски», - писал Эрих Фромм [2].

Таблица 5 - Информационные источники, к которым студенты не обращаются за получением информации о жизненно важных проблемах

(% от числа опрошенных студентов)___________________________________

Информационные источники ЭТФ ПНИПУ Юноши Девушки

Родители 3,4 4,4 3,9

Родственники 41,6 38,8 43,7

Друзья 3,1 6,2 2,5

Школьные учителя 80,9 76,3 83,5

Преподаватели вуза 58,0 54,2 65,7

Специалисты 47,1 50,2 50,6

Политики 88,4 85,6 90,1

Телевидение 32,4 34,0 34,6

Интернет 11,7 11,4 16,1

Книги 22,5 33,3 20,2

Г азеты 34,3 43,0 31,3

Журналы 33,2 43,3 29,1

Реклама 58,9 70,4 55,4

Используют свой личный опыт, свои размышления, наблюдения за жизнью других людей 4,4 6,5 6,7

Наше исследование зафиксировало неоднозначное влияние родителей на выбор их детьми образа жизни: более трети студентов заметили, что большинство родителей ориентируют их на традиционный образ жизни, то есть на карьеру, семью, детей. Несколько выше этот процент среди девушек.

На образ жизни предприимчивого, обеспеченного человека больше ориентированы родители студентов государственного вуза (38,6 % против 31,1 % родителей студентов). В этом аспекте родители юношей и девушек проявили единодушие (34,0 % юноши против 37,6 % девушек). Моральная сторона образа жизни волнует каждого пятого родителя (24,1 %), причем родители юношей уделяют этому больше внимания (28,1 % юношей отметили этот аспект против 22,6 % девушек).

Таблица 6 - Характер направленности родителей на образ жизни студентов

(% от числа опрошенных студентов)_____________________________________

Образ жизни У £ і ЭН П Юноши Девушки Наличие «идеала жизни» у студента

Есть Нет Затрудняюсь ответить

Честный, порядочный 26,9 28,1 22,6 30,0 20,4 28,8

«Думай сам» 35,7 45,8 31,7 37,1 35,1 37,4

Образ жизни предприимчивого человека 38,6 34,0 37,6 35,7 35,9 38,8

Семья, дети, карьера 35,1 32,8 37,6 37,9 37,4 33,8

Направленность родителей на образ жизни студентов была продемонстрирована так: если в 2013 г. она была нацелена на от «Честный, порядочный» (26,9 %) до «Образ жизни предприимчивого человека» (38,6 %), то наличие идеала «Семья, карьера, дети», считающегося традиционным, демонстрировали 35,1 %. Это означает не только смену идеала на противоположный («Образ жизни предприимчивого человека» не противоречит в принципе идеалу традиции, хотя в чем-то от него отступает), но и изменение в коренной направленности молодых людей. Наличие «идеала жизни» у студента выражено здесь своеобразно: выросло новое поколение молодых людей, у которых совершенно размыты идеалы и в головах то, что вкладывалось семьей и Интернетом.

Таблица 7 - Отношение студентов к выполнению закона и нравственных норм

(% от числа опрошенных студентов)________________________________________

Для достижения успеха в жизни: ЭТФ ПНИПУ Юноши Девушки

можно нарушать закон и нравственные нормы 10,6 8,7 15,0

вряд ли можно нарушать законы и мораль 39,0 36,4 37,0

нельзя нарушать законы и мораль 48,4 54,9 48,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нацеленность студентов на запрет нарушения нравственных норм, как мы видим из таблицы, не преобладает абсолютно, а ведь это, думается, лучшая часть нашего общества, на которую вся наша надежда. То, что многие студенты считают возможным нарушение этих норм (а наше исследование показало, что это преимущественно девушки) не может не настораживать.

Таблица 8 - Динамика изменений качеств личности студентов

(% от числа опрошенных студентов)_________________________

Качества, необходимые человеку 2006 2010 2013

% от числа респондентов

Оптимизм, выживаемость, активность, адаптированность, энергичность 32,1 43,2 60,8

Уверенность в себе, надежда на себя, принципиальность, твердость характера, хладнокровие, спокойствие 35,1 40,5 51,3

Предприимчивость, организованность, инициативность, решительность, ответственность, умение думать и т. п. 5,7 27,0 52,7

Неуверенность в себе, мягкотелость, осторожность 5,8 13,5 16,6

Динамика требуемых качеств, необходимых человеку в жизни, отмечена и юношами, и девушками. Однако в период кризиса и в гражданской жизни ответы студентов распределились по-разному: оптимизм, выживаемость, активность, адаптированность и энергичность уверенно занимают первое место. Считалось, что высшее образование гарантирует прием на хорошую работу. Теперь картина изменилась, и оптимизм проявляют далеко не все даже на электротехническом факультете, считающемся одним из сильных в нашем университете. Так, «неуверенность в себе, мягкотелость, осторожность», а это за собой знают многие студенты, по крайней мере, в начале жизненного пути, полагают, будет им сильно мешать. Этим в значительной степени объясняется, что многие студенты в начале жизненного пути (а часто и потом) не работают по специальности. Но по-прежнему считается, что с диплома должен начинаться жизненный путь студента, если родители могут его поддерживать.

Ссылки:

1. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. М., 2007 ; Городяненко В.Г. Социология образования в зеркале историографического знания. Киев, 2013 ; Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2006 ; Социология образования : труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / под ред. B.C. Собкина. М., 2010.

2. Фромм Э. Революция надежды. СПб., 1999. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.