Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К НОВЫМ ВИДАМ ИГРОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФЛОВОТЕНА'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К НОВЫМ ВИДАМ ИГРОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФЛОВОТЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / МОТИВАЦИЯ / НОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ФЛОВОТЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пригода Геннадий Сергеевич, Сидоренко Александр Сергеевич, Карпова Светлана Николаевна

Актуальными вопросами проведения учебно-тренировочных занятий по физической культуре в вузе являются принципы вариативности, разнообразия и индивидуальности при выборе двигательной активности студентов, что будет способствовать улучшению эмоциональной составляющей занятий и повышению интереса занимающихся. В статье рассматривается мотивация студентов к занятиям новыми видами физкультурой деятельности в рамках рабочей программы по физической культуре в вузе. В результате проведенного исследования выявлена заинтересованность занимающихся к изучению техники и правил малоизвестных видов спорта. Устойчивое желание заниматься альтернативными спортивными играми выразили 34,2% опрошенных, из них 61,7% выбрали фловотен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пригода Геннадий Сергеевич, Сидоренко Александр Сергеевич, Карпова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO NEW TYPES OF PLAYFUL PHYSICAL ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF FLOVOTEN

The actual issues of physical trainings at the university are the principles of variability, diversity and individuality in the choice of students activity, which will help to improve the emotional component of trainings and increase the interest of students. The article considers the motivation of students to be engaged in new types of physical culture activities within the framework of the physical culture curriculum at the university. The results of the conducted research show the significant interest of students in studying the techniques and rules of little-known sports. A steady desire to engage in alternative sports games was expressed by 34.2% of respondents, of which 61.7% chose flovoten.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К НОВЫМ ВИДАМ ИГРОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФЛОВОТЕНА»

УДК 796.011.3

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К НОВЫМ ВИДАМ ИГРОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФЛОВОТЕНА

Геннадий Сергеевич Пригода, кандидат педагогических наук, Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Николаевна Карпова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

Актуальными вопросами проведения учебно-тренировочных занятий по физической культуре в вузе являются принципы вариативности, разнообразия и индивидуальности при выборе двигательной активности студентов, что будет способствовать улучшению эмоциональной составляющей занятий и повышению интереса занимающихся. В статье рассматривается мотивация студентов к занятиям новыми видами физкультурой деятельности в рамках рабочей программы по физической культуре в вузе. В результате проведенного исследования выявлена заинтересованность занимающихся к изучению техники и правил малоизвестных видов спорта. Устойчивое желание заниматься альтернативными спортивными играми выразили 34,2% опрошенных, из них 61,7% выбрали фловотен.

Ключевые слова: студенты вуза, мотивация, новые виды спорта, фловотен. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p354-356

MOTIVATION OF STUDENTS TO NEW TYPES OF PLAYFUL PHYSICAL ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF FLOVOTEN

Gennady Sergeevich Prigоda candidate of pedagogical sciences, Alexander Sergeevich Si-

dorenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Karpova, the candidate of pedagogical sciences, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

The actual issues of physical trainings at the university are the principles of variability, diversity and individuality in the choice of students activity, which will help to improve the emotional component of trainings and increase the interest of students. The article considers the motivation of students to be engaged in new types of physical culture activities within the framework of the physical culture curriculum at the university. The results of the conducted research show the significant interest of students in studying the techniques and rules of little-known sports. A steady desire to engage in alternative sports games was expressed by 34.2% of respondents, of which 61.7% chose flovoten.

Keywords: university students, motivation, new sports, flovoten.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развитой интернет инфраструктуры и электронных средств коммуникации, молодые люди все больше и больше увеличивают своё персональное «экранное время» общения с электронными устройствами и пребыванием в социальных сетях снижая, таким образом, свою физическую активность, доводя её до минимума. Безусловно, это не может не сказаться на здоровье подрастающего поколения. Как следствие, сегодня отчётливо наблюдается дефицит физической активности у вчерашних школьников, поступивших в вузы. Несмотря на то, что занятия по дисциплине «Физическая культура» являются обязательными, многие студенты их часто пропускают, а некоторые и вовсе игнорируют. В этой связи, актуальными являются принципы вариативности, разнообразия и индивидуальности при выборе двигательной активности на занятиях по физической культуре со студентами вуза, которые будут интересны молодым людям[1]. Наряду с классическим базовыми видами спорта, спортивными и подвижными играми, входящими в ра-

бочие программы по физической культуре, на базе кафедры физической культуры и спорта СПбГУАП, был разработан и успешно внедрен новый вид спорта - Фловотен, который быстро набрал популярность у студентов из-за доступности освоения и азартности игры. Данная спортивная игра соединяет сразу три вида спорта - флорбол, волейбол и теннис. Два в одиночном или четыре в парном разряде человека играют друг с другом клюшками и мячом для флорбола, используя разметку стандартной волейбольной площадки по теннисным правилам. Поэтому новая игра и носит совмещенное название - фловотен, производное от флорбола, волейбола и большого тенниса [2].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начиная с 2018 года, на спортивных площадках кафедры ФКиС СПбГУАП инициативная группа профессорско-преподавательского состава провела социологический опрос среди студентов 1-2 курсов об их желании развивать новые виды спорта на учебных занятиях, в частности такие спортивные игры, как алтимат-фрисби, сепактакрау, хуптакрау, фловотен [3, 4].

Результат опроса подтвердил определенный интерес студентов к занятиям новыми, до этого практически неизвестными видами двигательной активности. Так желание играть в новые спортивные игры выразили 34,2% студентов, из которых 61,7% выбрали фловотен. На выбор именно фловотена оказали неоспоримые достоинства данной игры, такие как относительно несложная техника, простые правила, отсутствие дорогостоящего инвентаря. Но одним из основных критериев выбора, на наш взгляд, явился относительно невысокий объём физической нагрузки в процессе игры.

Для того, чтобы объективно оценить интерес студентов к фловотену нами был проведен небольшой педагогический эксперимент, в котором приняли участие 3 группы добровольцев юношей студентов Гуманитарного факультета СПбГУАП, в количестве 52 человек, возрастом диапазоне от 17 до 22 лет, проявляющих интерес к занятиям подвижными и спортивными играми и не имеющих противопоказаний к занятиям физической культурой. Испытуемых условно распределили как «пассивных», «умеренных» и «активных» любителей спорта.

Гипотеза проекта заключалась в том, чтобы доказать, что легкость, доступность и вариативность данной игры вовлечет в занятия не только «активных» и «умеренных», но и «пассивных» участников испытуемых групп.

На первом, «подготовительном» этапе тренировки, изучались основные технические элементы игры.

На втором, «основном» этапе, участники повышали и укрепляли свои технико-тактические качества и продолжали улучшать специальную физическую подготовленность в двусторонних играх.

Заключительный, третий «соревновательный» этап, включал в себя индивидуальные, командные игры, и инклюзивный турнир, который и явился определяющим с точки зрения интереса и вовлеченности занимающихся.

Для того, чтобы определить насколько студентам понравилась организация занятий, их интерес к фловотену и желание продолжать занятия, всем участвующим в эксперименте на каждом из трех этапов исследования предлагалось ответить на несколько вопросов анкеты. За основу субъективной оценки были взяты условные баллы от 1 до 10, которые необходимо было дать на каждый из поставленных вопросов на каждом этапе эксперимента (таблица). Таким образом, наблюдая определенный интерес и высокую активность во всех группах испытуемых, можно проследить наличие прямой и обратной мотивационной связи участников эксперимента, их желание самосовершенствоваться в избранном виде и заинтересованность в продолжении занятий.

Следовательно, предположения, выдвинутые в гипотезе об увеличении интереса к занятиям по физической культуре посредством вариативности, разнообразия и индивиду-

ального подхода через новую спортивную игру фловотен полностью подтвердились. Даже участники «пассивной» группы, по результатам эксперимента, были вовлечены в данный проект выше обычного.

Таблица - Анкета участников эксперимента

Вопросы Группы

Активные Умеренно-активные Умеренные Пассивно-умеренные Пассивные

1.Насколько Фловотен, как игра, интересен для Вас? 6 7 9 6 8

2.Легко ли Вы освоили технику игры? 9 9 7 7 5

3.Насколько игра развивает Ваши физические качества? 4 7 6 8 9

4.Как высоко Вы оцениваете эмоциональную составляющую игры? 8 7 10 8 7

5.Будете ли Вы рекомендовать Фловотен своим друзьям и коллегам? 5 8 8 7 8

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что разработанная нами методика проведения учебно-тренировочных занятий по физической культуре со студентами вуза оказалась успешной и может быть внедрена в учебный процесс подготовки студентов и в других учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плотникова С.С. Значение разминки для физического состояния студентов: физиологические механизмы / С.С. Плотникова, Ю.Н. Гайдукова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта. Межвузовский сборник научно-методических работ. -Санкт-Петербург : Санк-Петербургский гос. политех. ун-т Петра Великого, 2020. - С. 172-174.

2. Пригода Г.С. Фловотен - новая спортивная игра, как производная от флорбола и большой тенниса / Г.С. Пригода, А.С. Сидоренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 11 (189).- С. 420-423.

3. Сидоренко А.С. Организация соревнований по мини-флорболу : учебное пособие / А.С. Сидоренко, Г.С. Пригода, А.Н. Анциферов А.Н. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

4. , 2020. - 64 с. Основы алтимат-фрисби : учебное пособие / А.С. Сидоренко, В.С. Сидоренко, С.С. Плотникова, Г.С. Пригода. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2020. - 76 с.

REFERENCES

1. Plotnikova, S.S., and Gaidukova, Y.N. (2020), "The importance of warm-up for the physical condition of students: physiological mechanisms", Actual problems ofprofessionally applied physical culture and sports, Physical culture of students, interuniversity collection of scientific and methodological works. St. Petersburg, pp. 172-174.

2. Prigoda, G.S. and Sidorenko, A.S. (2020), "Flovoten - a new sports game, as a derivative of floorball and lawn tennis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta, No. 11 (189), pp. 420-423.

3. Sidorenko, A.S., Prigoda, G.S. and Antsiferov, A.N. (2020), Organization of mini-floorball competitions, tutorial, St. Petersburg.

4. Sidorenko, A.S., Sidorenko, V.S., Plotnikova, S.S. and Prigoda, G.S. (2020), Fundamentals of ultimate Frisbee, tutorial, St. Petersburg.

Контактная информация: prigoda123@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.