2. Polievsky, S.A. (2014), Hygienic bases of physical culture and sports activity: textbook, Academy, Moscow.
3. Polievsky, S.A. Sports ecology: textbook, INFRA-M, Moscow.
4. Polievsky, S.A., Ivanov, A.A. and Grigorieva, O.V. (2015), Complex interdisciplinary workshop on hygiene, ecology and life safety, IPK "Lavatera", Moscow.
5. Polievsky, S.A., Ivanov, A.A., Zyurin, E.A., Tseryabina, V. V. (2013), Life Safety: textbook,
6. Polievsky, S.A., Grigorieva, O.V., Karenov, S.R. and Gabdulin A. (2019), Regulatory and control base of eco-hygiene and life safety: methodological recommendations for preparing students for training sessions, independent work and knowledge conglomeration, Moscow.
7. SP 2.1.2.3304-15. (2016), "Sanitary and Epidemiological Requirements for the Placement, Arrangement and Maintenance of Sports Facilities", Techexpert, available at: http://docs.cntd.ru/document/420307454 (date of access: 01.10.2020).
8. SP 332.1325800. (2017), "Set of rules. Athletic facilities. design rules", Techexpert, available at:: http://docs.cntd.ru/document/556793895 (date of access: 01.10.2020).
9. State Duma of the Russian Federation (2007), "On physical culture and sports in the Russian Federation", Federal Law of 04.12.2007 N 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (date of access: 01.10.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2020
УДК 796/799
ФЛОВОТЕН - НОВАЯ СПОРТИВНАЯ ИГРА, КАК ПРОИЗВОДНАЯ ОТ ФЛОРБОЛА И БОЛЬШОГО ТЕННИСА
Геннадий Сергеевич Пригода, кандидат педагогических наук, Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Аннотация
Тренировки преподавателей сборной ГУАП по флорболу в совершенствовании ударов и передач привели к появлению новой спортивной игры - фловотена, которая совмещает в себе элементы игры во флорбол и проводится на стандартной волейбольной площадке по правилам большого тенниса. Игра один на один или пара на пару очень похожа на большой теннис, только вместо ракеток участники используют клюшки для флорбола, и на площадке отсутствует разделительная сетка. Методика, организация и правила игры были разработаны и апробированы на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре при непосредственном участии студентов, что даёт возможность включать фловотен в рабочие программы по физической культуре в вузе и использовать для подготовки флорболистов. Выводы. Фловотен, как самостоятельный вид спорта и игра, может проводиться в любых стандартных спортивных залах и прекрасно развивает основные физические качества студента-спортсмена, не требуя специального оборудования или инвентаря. Ключевые слова: новые виды спорта, фловотен, физическая культура, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p420-423
FLOVOTEN - A NEW SPORTS GAME, AS DERIVED FROM FLOORBALL AND
TENNIS
Gennady Sergeevich Prigоda, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Sergeevich
Sidorenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Abstract
Training of teachers of the SUAI floorball team in improving kicks and passes led to the appearance of a new sports game - floorball, which combines elements of the floorball game and is held on a
standard volleyball court according to the rules of lawn tennis. Playing one - on-one or pair-on-pair is very similar to lawn tennis, but instead of rackets, participants use floorball sticks and there is no dividing grid on the court. The methodology, organization and rules of the game were developed and tested at training sessions on physical culture with the direct participation of students. The first games demonstrated high dynamics of the game and interest in it on the part of young people, which makes it possible to include flovoten in work programs on physical culture at the University and use it as training for floorball players. Conclusions. Flovoten, as an independent sport, can be held in any standard gyms and perfectly develops the basic physical qualities of a student-athlete, without requiring special equipment.
Keywords: new kind of sport, flovoten, physical culture in high school, students.
ВВЕДЕНИЕ
Молодым людям всегда свойственно проявлять интерес ко всему неизведанному, идти своим собственным путём, поэтому в последнее время всё чаще стали появляться новые и интересные для молодёжи виды физической активности. Обычно, каждый новый вид спорта рождается или спонтанно благодаря фантазии энтузиастов, как в случае с баскетболом и волейболом, либо возникает как новая вариация какого-то классического спортивного вида, как например, корфбол или пляжный волейбол, или появляется во время учебно-тренировочного процесса, чтобы придать привлекательности обычной спортивной тренировке, повысить её эмоциональную составляющую, придать ей больший динамизм [2]. При этом некоторые из новых видов физической активности, возникая из смежных спортивных дисциплин, по структуре своих технико-тактических действий могут являться отличной тренировочной площадкой для подготовки к участию в базовых видах спорта [1]. Основное отличие спортивных игр, рожденных на обычных занятиях по физической культуре, состоит в том, что эти игры интересны подросткам, т.к. придуманы для них и при их непосредственном участии, обладая своей особой энергетикой динамикой и азартом.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Профессорско-преподавательский состав кафедры физической культуры и спорта ГУАП, стараясь идти в ногу со временем и учитывая пожелания студентов, пытается вносить новизну в практику построения учебно-тренировочных занятий, внедряя и совершенствуя новые формы их проведения [4].В процессе тренировок преподавателей при подготовке к соревнованиям по флорболу была изобретена игра, соединяющая сразу три вида спорта - флорбол, волейбол и теннис. Два в одиночном или четыре в парном варианте игры человека играют друг с другом клюшками и мячом для флорбола, используя разметку стандартной волейбольной площадки по теннисным правилам [2]. Поэтому новая игра и носит совмещенное название - фловотен, производное от флорбола, волейбола и большого тенниса.
Кратко правила фловотена можно описать следующим образом. Игра проходит в формате 1Х1 или 2*2 на площадке с волейбольной разметкой без установки сетки. Ведение счета полностью совпадает с правилами игры в большой теннис. Участники играют клюшками и мячом для флорбола. Подача мяча осуществляется по воздуху не ближе 1 метра из-за лицевой линии задней зоны своей части площадки в заднюю зону соперника. Приём мяча, включая высокие мячи и приём с отскока принимающим может осуществляться в любой точке, как только мяч войдёт в его заднюю зону. Количество отскоков мяча на поле противника, во время подачи и во время игры, не ограничено, однако игроки не имеют право наносить удары по мячу при его полной остановке. Задача игроков наносить удары в заднюю зону соперника, вынуждая его ошибаться.
По своей динамике, азарту и непредсказуемости фловотен не уступает большому теннису, количество перемещений по площадке в игре значительно больше, чем в волейболе [5], а техническая подготовка и мастерство играющих должны быть на уровне стандартов хорошо подготовленного флорболиста. Особенно это касается приёма и нанесения
ударов по мячу, летящему по воздуху. При этом фловотен не требует какого-либо дорогостоящего оборудования и инвентаря, клюшка и мяч, очень легкие в простые в обращении, что значительно улучшает процесс тренировки. Поэтому фловотен доступен для проведения на любом занятии по физической культуре, вне зависимости от возраста и пола занимающихся, требуется только минимально необходимый и соответствующий возрасту уровень физической подготовленности и простейшие технические навыки игры, которые легко совершенствуются в процессе тренировки.
Игры во фловотен были апробированы нами в рамках учебно-тренировочных занятий по физической культуре среди студентов 2 и 3 курса очной формы обучения ГУАП 2019/20 учебного года. Была поставлена задача научить студентов основным навыкам игры, а также оценить степень новизны игры, заинтересованность занимающихся и её перспективности по отношению к другим играм. Студентам было предложено дать оценку технической сложности игры и её восприятия.
По результатам опроса степень перспективности игры: высоко оценили - 53% студентов, равнозначность с другими играми - 31%, и не увидели потенциала - 16%. 43% опрошенных отметили сложность восприятия игры, 29% оценили игру как среднюю и 28% студентов не увидели трудностей с её визуализацией. Техническую сложность игры отметили 62% начинающих игроков, как технически оптимальную игру расценили - 33% играющих, и только 5% посчитали игру достаточно лёгкой.
ВЫВОДЫ
Плюсы от включения фловотена в учебно-тренировочные занятия по физической культуре заключаются в следующем: во-первых, арсенал преподавателей и тренеров может пополниться принципиально новой игрой, которая интересна занимающимся; во-вторых: ее потенциальная перспективность обусловлена легкостью проведения и способностью адаптации к любым стандартным спортивным залам вузов и школ; в-третьих: доступный и относительно дешевый спортивный инвентарь; в-четвёртых: игра предоставляет все возможности для комплексного развития всех физических качеств, т.е. гармоничного физического развития личности. Из минусов можно отметить небольшое количество играющих (2 или 4), что усложняет его внедрение в учебно-тренировочные занятия при большом числе занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Флорбол : правила игры и толкования : действительны с 1 июля 2010 г. / рус. текст и трактовка А.А. Баженова. - Москва : Советский спорт, 2001. - 71 с.
2. Сидоренко А.С. Организация соревнований по мини-флорболу в вузе : учебное пособие / А.С Сидоренко., А.Н Анциферов., Г.С. Пригода. Санкт-Петербург : [б. и.], 2020. - 64 с.
3. Сидоренко А.С. Укрепление лучезапястного сустава студентов при занятиях флорболом / А.С. Сидоренко // Наука-2020. - Орёл, 2020. - № 2 (38). - С. 68-71.
4. Официальные правила большого тенниса. - URL: https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiklopediya/pravila-tennisa/ofitsialnye-pravila-tennisa-prinyatye-itf-russko-anglijskaya-versiya.html (дата обращения: 15.11.2020).
5. 5. Официальные волейбольные правила, 2017-2020 : утверждены 35-м Конгрессом ФИВБ 2016. - 2017. - 82 с. - Электронная копия на сайте «The FIVB». - URL: http://www.fivb.org/EN/Refereeing-Rules/documents/FIVB-Volleyball_ Rules_2017-2020-RU-v01 .pdf (дата обращения: 15.11.2020).
REFERENCES
1. Bazhenov, A.N. (2001), Floorball. Rules of the game and interpretation, Soviet Sport, Moscow.
2. Sidorenko, A.S., Antsiferov, A.N. and Prigoda, G.S. (2020), Organization of mini-floorball competitions at the University: textbook, St. Petersburg.
3. Sidorenko, A.S.(2020), "Strengthening of the wrist joint of students during floorball classes", Science-2020, Orel, No. 2 (38), pp. 68-71.
4. Official rules of tennis, available at: https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiklopediya/pravila-tennisa/ofitsialnye-pravila-tennisa-prinyatye-itf-russko-anglijskaya-versiya.html (date of accessed: 15.11.2020).
5. Official rules of volleyball, available at: http://www.fivb.org/EN/Refereeing-Rules/documents/FIVB-Volleyball_ Rules_2017-2020-RU-v01.pdf (date of accessed: 15.11.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2020
УДК 37.037:373
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
Марианна Николаевна Протодьяконова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
В настоящем исследовании получены результаты применения национальных упражнений в программе физического воспитания у детей дошкольного возраста. Полученные результаты послужили для проектирования программы физического воспитания с учетом климатической сезонности региона, которая позволило улучшить уровень физической подготовленности. Многие авторы исследователи региона отмечают, что дети, проживающие в условиях Севера, отстают в физическом развитии. Изученный материал до настоящих времен является актуальной.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое развитие, национальные упражнения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p423-425
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN LIVING IN THE NORTH
Marianna Nikolaevna Protodyakonova, the senior teacher, North-Eastern Federal University,
Yakutsk
Abstract
In this study, the results of using the national exercises in the physical education program for preschool children are obtained. The results obtained served for designing a physical education program taking into account the climatic seasonality of the region, which allowed improving the level of physical fitness. Many authors and researchers of the region note that children living in the North lag behind in physical development. The material studied up to the present time is relevant.
Keywords: preschool children, physical development, national exercises.
В настоящее время проблема воспитания и развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях Севера остается актуальной. Известны ряд опубликованных работ, посвященных исследованию развития физических качеств детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Севера, однако данная проблематика не до конца изучена. Авторы Н.К. Шамаев, И.И. Портнягин, Н.А. Винокурова, В.П. Кочнев, М.И. Бо-рохин, О.А. Максимова, Н.Е. Гоголев, Д.А. Данилов, А.В. Мордовская и многие другие отмечали в своих трудах, что использование и включение в программы воспитания национальных компонентов позволяет улучшить ценности, качество образования и обучения детей, школьников и студентов. Нужно подчеркнуть, что авторы отмечали в своих исследованиях не только особенности национальных компонентов воспитания и их использования, так же подчеркивали учет условия проживания Крайнего Севера. Изучив матери-