Психологические науки
УДК 796.42:159.9
МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ
ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Андрей Геннадьевич Грецов, доктор педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Зайко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обосновывается классификация мотивов спортивно-тренировочной деятельности, описывается предназначенная для их изучения анкетная методика, приводятся эмпирические данные о выраженности и взаимосвязях мотивов у молодых легкоатлетов. Сравниваются мотивы у спортсменов, отличающихся по таким признакам, как пол, группы соревновательных дисциплин, спортивная квалификация, статус школьник/студент.
Ключевые слова: мотивация, спортивно-тренировочная деятельность, молодые спортсмены, легкая атлетика.
MOTIVATION FOR SPORTS ACTIVITIES AMONG THE YOUNG ATHLETES (IN TRACK AND FIELD ATHLETICS)
Andrey Gennadievich Gretsov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Sergeevich Zayko, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article explains the classification of the motives to the training activities, it describes the survey methodology intended for their study, the empirical data on the severity and correlations of the motives of young athletes have been presented. The article compares the motives of athletes differing by such characteristics as gender, group of the competitive disciplines, sports qualification, and the status of the pupil/student.
Keywords: motivation, sports activities, young sportsmen, track and field athletics.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Актуальность темы обусловлена важностью учета мотивационных аспектов, в значительной мере предопределяющих как сам факт занятия спортом, так и результативность соответствующей деятельности на различных этапах спортивной карьеры. Цель -выявление мотивов, побуждающих молодых легкоатлетов тренироваться и обусловливающих выбор данного вида спорта. Проблемам спортивной мотивации посвящен ряд диссертационных исследований (Богомолова М.Н., 2005; Порозов Д.Л., 2009; Савчук В.В., 2002; Шаболтас А.В., 1998) и преимущественно теоретических работ других авторов, в т.ч. считающихся классическими (Ильин Е.П., 2002; Пилоян Р.А., 1984, и др.). Однако проблемы мотивации к занятиям легкой атлетикой и психологических механизмов выбора именно этого вида спорта в них не анализируются.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в период с января по апрель 2016 года. Участвовали молодые легкоатлеты (возраст 15-22 года), общее количество испытуемых - 135. Это студенты НГУ им. П.Ф. Лесгафта (факультет летних олимпийских видов спорта, специализация «легкая атлетика», 1-4 курс), РГПУ им. А.И. Герцена (институт физической культуры и спорта), а также учащиеся детско-юношеских спортивных школ (специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике № 1 Невского района Санкт-Петербурга). Стаж тренировок 6-10 лет. Более подроб-
ная характеристика выборки приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика выборки исследования
Параметр Соотношения
Пол Юноши / мужчины - 71 Девушки / женщины - 64
Статус Обучающиеся в ДЮСШ - 54 Студенты - 81
Группы легкоатлетических видов Скоростно-силовые - 76 (из них спринт - 38, прыжки - 23, метания -15) С преимущественным проявлением выносливости - 59
Уровень мастерства Ниже КМС - 103 КМС и выше - 32
«Амбициозность» (расчет на существенный рост результатов) Не рассчитывают - 66 Рассчитывают - 69 (из них обучающихся в ДЮСШ - 42, студентов - 27)
Основным методом сбора эмпирических данных выступило анкетирование. На основе серии интервью и коллективных обсуждений в формате фокус-групп со студентами НГУ им. П.Ф. Лесгафта, а также анализа литературных источников нами предложена классификация, положенная в основу анкетной методики изучения групп мотивов физ-культурно-спортивной деятельности.
Анкета включает 36 вопросов-суждений, испытуемым предлагается оценить степень согласия с ними (по шкале от 0 до 2). Баллы заносятся в бланк для ответов и впоследствии подсчитываются по шести шкалам, соответствующим основным группам мотивов:
А - Процессуальные мотивы (привлекает процесс тренировки как таковой).
Б - Социальные мотивы (среда для общения, влияние 3-х лиц).
В - Мотивы саморазвития.
Г - Состязательные мотивы.
Д - Карьерные мотивы (спорт как источник материальных благ, сфера профессиональной деятельности).
Е - Неустойчивая мотивация (внешние факторы, не имеющие отношения к сущности спорта).
Кроме того, формулировались открытые вопросы о причинах занятий спортом вообще, причинах выбора конкретного его вида, а также о факторах, препятствующих, с точки зрения испытуемых, занятиям физической культурой и спортом.
Запрашивалась информация о возрасте спортсмена, поле, уровне достижений (спортивная квалификация), представлении о перспективах изменения собственных спортивных достижений в будущем. ФИО спортсмена не фиксировались (во избежание проявления эффекта социальной желательности ответов), но сохранялась информация, откуда (какая спортшкола или ВУЗ) поступила анкета.
Обработка данных подразумевала:
1. Методы описательной статистики (подсчет % частот встречаемости ответов, вычисление средних значений, ошибок среднего).
2. Корреляционный анализ: выявление корреляций между различными группами мотивов к физкультурно-спортивной деятельности.
3. Методы статистического вывода: установление статистической значимости различий средних показателей в подвыборках, различающихся по некоторым критериям (непараметрический критерий Вилкоксона).
При обработке ответов на открытые вопросы использовался метод контент-анализа, подразумевающий выявление основных смысловых групп ответов и подсчет частоты встречаемости суждений, относящихся к этим категориям.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ ответов на открытые вопросы о факторах, побуждающих испытуемых заниматься спортом в целом, выбрать именно легкую атлетику, а также о препятствующих аспектах, позволил установить следующее.
1. Выраженность общих групп мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью отражает субъективную значимость для занимающихся различных побудительных факторов. В качестве общих причин, мотивирующих к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, доминирующие позиции занимают личностные установки (на саморазвитие, улучшение физической формы). Аспекты, связанные с социальным влиянием (чей-либо побудительный пример, мода и т.п.) на втором месте. На третьем месте - эмоциональные аспекты.
2. Основные причины, побуждающие испытуемых выбрать в качестве вида спорта именно легкую атлетику, связаны с влиянием личности тренера, социально-эмоциональными характеристиками вида спорта (зрелищность, динамичность и т.п.), а также такими объективными характеристиками легкой атлетики, как естественность входящих в нее движений, объективность оценки результатов, разнообразие соревновательных дисциплин.
3. Препятствующие факторы можно объединить в 2 смысловые группы:
1. Объективные, внешние по отношению к спортсмену причины: малая доступность занятий, необходимость материальных затрат, слабая пропаганда физкультур-но-спортивной деятельности, недостаточный профессионализм тренеров и т.п.
2. Субъективные, психологические причины: лень и недостаток мотивации, альтернативные интересы, «вредные привычки». Преобладают по значимости как раз субъективные причины, прежде всего относящиеся к личностно-мотивационным.
Таблица 2 - Выраженность основных групп мотивов к занятиям легкой атлетикой
Основные группы мотивов Средняя выраженность мотивов (баллы; шкала от 0 до 12) Ошибка среднего
Процессуальные 9,6 2,0
Социальные 6,3 1,7
Мотивы саморазвития 9,7 1,9
Состязательные 7,5 2,8
Карьерные 5,8 2,5
Неустойчивые 3,5 2,7
Таким образом, мотивация физкультурно-спортивной деятельности молодых легкоатлетов представляет собой сложный феномен, в котором нельзя выделить четко доминирующий аспект.
Таблица 3 - Корреляционный анализ взаимосвязей основных групп мотивов к физкуль-турно-спортивной деятельности (на примере молодых легкоатлетов)_
Основные группы мотивов Основные группы мотивов (расшифровку см. в первом столбце)
1 2 3 4 5 6
1. Процессуальные - 0.51* 0.67* 0.35 0.27 -0.48*
2. Социальные 0,51* - 0,43* 0,56* 0,40* 0,38*
3. Мотивы саморазвития 0.67* 0,43* - 0,39* 0,30 -0,25
4. Состязательные 0,35 0,56* 0,39* - 0,54* 0,13
5. Карьерные 0,27 0,40* 0.30 0,54* - 0,37*
6. Неустойчивые -0.48* 0.38* -0.25 0.13 0.37* -
Примечание. Знаком «*» отмечены статистически значимые связи (Р<0,05), наиболее сильные из них для удобства восприятия выделены жирным шрифтом.
Корреляционный анализ позволяет объединить группы мотивов в семантические единицы более крупного порядка:
• Ориентация на сам процесс выполнения физических упражнений и на саморазвитие.
• Ориентация на состязательность и возможность удовлетворения карьерных амбиций посредством физкультурно-спортивной деятельности.
• Социальные факторы (влияние личности тренера, референтной группы сверстников и других значимых лиц) входят и в тот, и в другой тип мотивации.
Таблица 4 - Различия мотивации к физкультурно -спортивной деятельности в подвыбор-ках, различающихся по некоторым признакам_
Основные группы мотивов Сравниваемые подвыборки (средние значения; баллы)
Юноши Девушки
Процессуальные 9,0 10,5
Мотивы саморазвития 9,1 10,3
Состязательные 8,7 6,9
Неустойчивые 3,1 4,0
Специализирующиеся в скоростно-силовых видах легкой атлетики Специализирующиеся в видах с преимущественным проявлением выносливости
Процессуальные 8,1 10,4
Состязательные 8,2 7,0
Спортивное мастерство ниже уровня КМС Спортивное мастерство уровня КМС и выше
Состязательные 7,1 10,0
Карьерные 5,0 7,8
Неустойчивые 4,1 2,0
«Амбициозные» (рассчитывающие на рост результатов минимум на 2-3 разряда) Не рассчитывающие на существенный рост результатов
Состязательные 9,6 6,9
Карьерные 7,9 4,9
Неустойчивые 1,8 4,2
Старшеклассники, обучающиеся в ДЮСШ Студенты, обучающиеся по физкультурно-спортивным специальностям
Социальные* 7,0 5,8
Состязательные* 8,5 6,7
Карьерные* 5,3 6,2
Примечание. Приведены только статистически значимые различия (P<0,05)
В мотивации к физкультурно-спортивной деятельности молодых легкоатлетов выявляется ряд различий в подвыборках, выделенных по некоторым признакам. Так, в частности:
• У девушек преобладают группы мотивов, связанных с процессом выполнения физических упражнений и с саморазвитием, у юношей - состязательные.
• У выбирающих скоростно-силовые дисциплины легкой атлетики ярче выражены состязательные мотивы, у предпочитающих виды с преимущественным проявлением выносливости - связанные с самим процессом тренировки.
• У более квалифицированных спортсменов ярче выражены состязательные и карьерные группы мотивов.
• Для старшеклассников, обучающихся в ДЮСШ, более значимы состязательные и социальные группы мотивов, для студентов - карьерные.
Учет этих различий позволяет повысить эффективность управления мотивацией спортивно - тренировочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова, М.Н. Социально-педагогические аспекты мотивирования занятий спортом у школьников : автореф ... дис. канд. пед. наук / Богомолова М.Н. - Малаховка, 2005. - 22 с.
2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 352 с.
3. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М. : ФиС, 1984. - 198 с.
4. Порозов, Д. Л. Формирование спортивной мотивации подростков на основе управления развитием самосознания : автореф ... дис. канд. пед. наук / Порозов Д.Л. - Набережные челны, 2009. - 24 с.
5. Савчук, В.В. Формирование мотивов к занятиям физической культурой у студентов педагогического вуза : автореф ... дис. канд. пед. наук / Савчук В.В. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. - 24 с.
6. Шаболтас, А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф ... дис. канд. психол. наук / Шаболтас А.В. -СПб., 1998. - 18 с.
REFERENCES
1. Bogomolova, M.N. (2005), Socio-pedagogical aspects of sports motivation among schoolchildren, dissertation, Malakhovka.
2. Ilijn, E. (2002), Sports psychology, Piter, St. Petersburg.
3. Piloyan, R.A. (1984), Motivation sports activities, Physical Culture and Sports Moscow.
4. Porozov, D.L. (2009), The formation of the sports motivation on the basis of development of self-awareness management in adolescents, dissertation, Naberejnie Chelni.
5. Savchuk, V. (2002), The formation of motivation for physical training for students of pedagogical University, dissertation, Komsomolsk-on-Amur.
6. Shaboltas, A. (1998), The motives of sports of the highest achievements in adolescence, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.08.2016
УДК 797.14:159.9
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ И НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА)
Светлана Валерьевна Дмитриева, Екатерина Александровна Симонова,
Тюменский государственный университет, Тюмень
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы формирования мотивации к спорту у детей 7-9 лет. Применение предложенного методического курса по формированию мотивации у детей групп начальной подготовки оказывает положительное влияние на их мотивационную сферу.
Ключевые слова: мотивация, греко-римская борьба, настольный теннис, методический курс для формирования мотивации у детей к занятиям спортом.
FORMATION OF CHILDREN MOTIVATION TO SPORT AT THE AGE OF 7-9 (FOR EXAMPLE, GRECO-ROMAN WRESTLING AND TABLE TENNIS) Svetlana Valeryevna Dmitrieva, Ekaterina Alexandrovna Simonova,
Tyumen State University, Tyumen
Annotation
The article is devoted to the studying of the children motivation problems at the age of 7-9. The usage of the proposed methodological course on the formation of children motivation among the groups of initial training influence positively on their motivational sphere.
Keywords: motivation, Greco-Roman wrestling, table tennis, methodical course for developing the children motivation to the sport.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в связи с увеличением различных технических средств связи, наблюдается тенденция к снижению интереса к занятиям физической культурой и спортом, что в свою очередь негативно влияет на состояние здоровья населения. Занятия физической культурой и спортом способствуют предупреждению многих заболеваний, обеспечивают высокую работоспособность людей, являются средством профилактики правонарушений, преодоления наркомании и вредных привычек.
Тренеры прикладывают немало усилий, чтобы привлечь подрастающее поколение к занятиям спортом и поддержать интерес детей к спортивной деятельности. Но, до сих пор, остается большая проблема ухода детей из групп начальной подготовки. Поэтому, так необходимо, подобрать новые средства и способы формирования мотивации детей к занятию спортом. Все выше сказанное определило цель нашего исследования: разрабо-