Научная статья на тему 'Мотивы к спортивной деятельности занимающихся атлетизмом'

Мотивы к спортивной деятельности занимающихся атлетизмом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЗМ / ВЫБОР СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВЫ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ATHLETICISM / A CHOICE OF SPORTS ACTIVITY / MOTIVES TO SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Геннадий Петрович, Савельева Ирина Николаевна

В данной статье рассматривается вопрос о мотивах к спортивной деятельности у студентов кафедры теории и методики атлетизма СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта в 2008 году в зависимости от курса обучения, вида спорта (бодибилдинг, пауэрлифтинг, тяжелая атлетика) и спортивного разряда. Наиболее характерны мотивы «Процесс» и «Самосовершенствование». Менее выражены мотивы «Долженствование» и «Материальное вознаграждение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградов Геннадий Петрович, Савельева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES T

In given clause is considered a question on motives to sports activity at students of faculty of the theory and a technique of athleticism of SPb GUFK by it. P.F.Lesgafta in 2008 depending on a curriculum, a kind of sports (bodybuilging, powerlifting, weightlifting) and the sports category. Most typical motives "Process" and "Self-improvement". Motives "Obligation" and " Material compensation " are less expressed.

Текст научной работы на тему «Мотивы к спортивной деятельности занимающихся атлетизмом»

МОТИВЫ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

АТЛЕТИЗМОМ

Геннадий Петрович Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Николаевна Савельева, кандидат психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о мотивах к спортивной деятельности у студентов кафедры теории и методики атлетизма СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта в 2QQ8 году в зависимости от курса обучения, вида спорта (бодибилдинг, пауэрлифтинг, тяжелая атлетика) и спортивного разряда. Наиболее характерны мотивы «Процесс» и «Самосовершенствование». Менее выражены мотивы «Долженствование» и «Материальное вознаграждение».

Ключевые слова: атлетизм; выбор спортивной деятельности; мотивы к спортивной деятельности.

MOTIVES ТО SPORTS ACTIVITY ENGAGED ATHLETICISM

Gennady Petrovich Vinogradov, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Irina Nikolaevna Savelyeva, the candidate of psychological sciences,

Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

In given clause is considered a question on motives to sports activity at students of faculty of the theory and a technique of athleticism of SPb GUFK by it. P.F.Lesgafta in 2QQ8 depending on a curriculum, a kind of sports (bodybuilging, powerlifting, weightlifting) and the sports category. Most typical motives "Process" and "Self-improvement". Motives "Obligation" and " Material compensation " are less expressed.

Keywords: athleticism; a choice of sports activity; motives to sports activity.

Выбор спортсменом того или иного вида спорта и степень мастерства могут зависеть от прошлого и настоящего опыта, ситуаций или общения в коллективе. Как правило, выбирая спортивную деятельность, спортсмен реализует духовные потребности, связанные с самовыражением, самоутверждением и материальные, а также в соответствии с личностными особенностями [1], ориентируясь на свои недостатки, которые в данной спортивной деятельности будут компенсироваться, и трансформироваться в пользу занимающегося.

После того, как произведен выбор определенной спортивной деятельности, и осознание вследствие чего произведен этот выбор, следует рассмотреть вопрос о целенаправленном продолжении занятий спортом. Понятно, что наличие определенных мотивов спортивной деятельности у занимающихся на должном уровне является залогом спортивных достижений.

Изучению мотивов к спортивной деятельности посвящено достаточное количество работ, и проблема мотивов в атлетизме представляет большой интерес [2; 3; 4; 5; б; 7; 8; 9; 11; 12]. Их воздействие на спортивный результат не вызывает никакого сомнения. Однако достаточно редко проводятся исследования конкретной группы занимающихся с предоставлением последующих рекомендаций, как самим испытуемым, так и преподавателям и тренерам тестируемой группы. А ведь эффективная обратная связь способствует повышению спортивного результата, а вместе с ним и мастерства.

Цель данного исследования - определение доминирующих мотивов к спортивной деятельности у студентов 1-5 курсов занимающихся атлетизмом для выявления существующих различий, связанных с видом спорта, спортивным разрядом и курсом обучения.

Выборка - 39 студентов, обучающиеся в 2QQ8 году на кафедре теории и методики атлетизма СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, занимающиеся бодибилдингом, пауэр-

лифтингом, тяжелой атлетикой.

Применяемая методика - оценка мотивов спортивной деятельности А.Н. Николаева [10].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Значения показателей мотивов спортивной деятельности занимающихся атлетизмом, в зависимости от их курса обучения, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Значения показателей мотивов спортивной деятельности

в зависимости от курса обучения студентов занимающихся атлетизмом

Мотивы спортивной деятельности Курс

1 курс (п = 8) 2 курс (п = 9) 3 курс (п = 7) 4 курс (п = 7) 5 курс (п = 8)

X ±Sx а X ±Sx а X ±Sx а X ±Sx а X ±Sx а

Процесс 7,75±0,26 0,57 7,50±0,49 2,19 6,64±0,82 4,73 7,93±0,56 2,20 8,03±0,31 0,78

Спортивный результат 7,30±0,72 4,12 7,33±0,55 2,75 6,11±0,74 3,84 6,48±0,96 6,40 7,21±0,52 2,19

Самосовершенство- вание 8,01±0,21 0,36 8,00±0,44 1,75 7,12±0,51 1,83 7,68±0,44 1,35 7,56±0,45 1,62

Общение 6,73±0,22 0,39 6,87±0,53 2,50 5,69±1,08 8,24 5,60±0,71 3,52 5,93±0,44 1,52

Долженствование 4,75±0,51 2,07 5,83±0,60 3,19 4,43±0,98 6,70 5,00±0,31 0,67 5,88±0,45 1,63

Материальное вознаграждение 4,33±0,56 3,47 4,49±0,51 3,31 6,80±0,77 4,21 3,82±0,71 3,48 5,88±0,43 1,48

Индекс мотивации 6,33±0,29 0,68 6,67±0,41 1,55 6,36±0,54 2,04 6,08±0,54 2,01 6,25±0,52 2,16

Из полученных результатов видно, что практически у всех испытуемых мотивы спортивной деятельности находятся на одинаковом уровне. Разбросанность значений случайной величины X относительно ее центра незначительна и колеблется в интервале 0,05 < с < 1,53.

Наибольшие расхождения в ответах испытуемых наблюдаются по показателю мотива «Материальное вознаграждение», однако его значения находятся в интервале среднего.

Наиболее ярко выражен мотив «Процесс» у студентов 5-го и 4-го курсов (X =8,03; с=0,78 и X =7,93; с=2,20 соответственно) и менее выражен у студентов 1-го, 2-го курсов (X =7,75; с=0,57 и X =7,50; с=2,19 соответственно). Однако видно, что в результатах ответов студентов 4-го и 2-го курсов наблюдается разбросанность значений.

Также следует отметить выраженность мотива «Самосовершенствование» у студентов 1-го и 2-го курсов (X =8,01; с=0,36 и X =8,00; с=1,75 соответственно) и меньшую выраженность у студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов (X =7,12; с=1,83; X =7,68; с=1,35; X =7,56; с=1,62 соответственно). В результатах ответов студентов 25 курсов наблюдается разбросанность значений.

Значение выше среднего наблюдается в ответах по показателю мотив «Спортивный результат» у испытуемых 1-го и 5-го курсов (X =7,30; с=4,12 и X =7,21; с=2,19 соответственно). Однако в результатах ответов наблюдается разбросанность.

Наименее выражен мотив «Материальное вознаграждение» у студентов 4 курса (X =3,82; с=3,48), у студентов остальных курсов данный мотив представлен более высокими показателями.

Если рассмотреть общий индекс мотивации, то у испытуемых всех курсов он находится практически на одинаковом уровне и колеблется в интервале 6,25 < X < 6,67, что соответствует значению выше среднего.

2. Значения показателей мотивов спортивной деятельности студентов, зани-

мающихся атлетизмом в зависимости от вида спорта (бодибилдинг, пауэрлифтинг, тяжелая атлетика) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значения показателей мотивов спортивной деятельности в зависимости от вида спорта занимающихся____________________________________________________________________

Мотивы спортивной деятельности Вид спорта а

Бодибилдинг (п = 6) Пауэрлифтинг (п = 8) Тяжелая атлетика (п = 25)

X±SX а X±SX а X±SX а

Процесс 8,17±0,38 0,87 7,46±0,42 1,41 7,48±0,32 2,53 0

Спортивный результат 6,52±0,82 4,01 7,19±0,60 3,91 6,94±0,38 3,66 0,37

Самосовершенствование 7,96±0,28 0,46 7,14±0,55 2,40 7,81±0,21 1,19 0,27

Общение 6,07±0,32 0,75 6,43±0,50 2,01 6,17±0,40 4,03 0,16

Долженствование 4,42±0,51 1,54 6,00±0,57 2,64 5,16±0,35 3,08 0,25

Материальное вознаграждение 5,05±1,14 7,82 5,89±0,71 4,04 4,76±0,36 3,19 0,21

Индекс мотивации 6,36±0,35 0,73 6,53±0,39 1,20 6,29±0,28 1,90 0,27

Из полученных результатов видно, что наиболее ярко выражен мотив «Процесс» у студентов - представителей бодибилдинга и составляет X =8,17 (с=0,87). Чуть меньше у них выражен мотив «Самосовершенствование» (X =7,96; с=0,46), но также находящийся в интервале высоких значений. Схожая ситуация по результатам этих показателей наблюдается у представителей тяжелой атлетики: мотив «Процесс» имеет значения X =7,48 (с=2,53); мотив «Самосовершенствование» - X =7,81 (с=1,19). Однако здесь присутствует разбросанность значений.

Менее выражен показатель мотив «Долженствование» у представителей бодибилдинга и составляет X =4,42 (с=1,54) и мотив «Материальное вознаграждение» у представителей тяжелой атлетики, который составляет X =4,76 (с=3,19). Как видно, у тяжелоатлетов наблюдается разбросанность значений изучаемого показателя.

3. Значения показателей мотивов спортивной деятельности студентов, занимающихся атлетизмом, в зависимости от спортивного разряда, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Значения показателей мотивов спортивной деятельности занимающихся атлетизмом в зависимости от спортивного разряда

Мотивы спортивной деятельности Спортивный разряд

Нет (п = 7) 1 (п=1) 2 (п=1) КМС (п = 21) МС (п = 9)

X±SX а X X X±SX а X±SX а

Процесс 6,96±0,35 0,85 5,0 9,0 7,89±0,23 1,12 7,5±0,71 4,56

Спортивный результат 6,33±0,76 4,11 4,0 6,0 7,15±0,44 4,01 7,31±0,50 2,23

Самосовершенствование 8,3±0,16 0,20 4,8 7,6 7,74±0,24 1,20 7,46±0,44 1,78

Общение 6,6±0,49 1,65 6,8 7,6 5,92±0,45 4,33 6,33±0,43 1,66

Долженствование 5,29±0,53 2,82 3,5 6,0 5,19±0,43 3,86 5,33±0,39 1,38

Материальное вознаграждение 4,13±0,86 5,16 3,0 6,5 5,26±0,47 4,73 5,27±0,42 1,58

Индекс мотивации 5,67±0,58 2,39 4,5 7,1 6,55±0,26 1,37 6,54±0,33 0,98

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для студентов, занимающихся атлетизмом, у которых отсутствует спортивный разряд наиболее ярко выражен мотив «Самосовершенствование» (X =8,3; с=0,20), так же данные мотив представлен у представителей атлетизма, обладающих МС (X = 7,46; с=1,78) и КМС (X =7,74; с=1,20). У студентов, имеющих 2 разряд (взрослый) доминирующим является мотив «Процесс» (X =9,0). Этот же мотив характерен и для студентов с КМС (X =7,89;

с=1,12). Менее выражены такие мотивы, как «Долженствование» и «Материальное вознаграждение» у всех испытуемых.

Обобщив полученные результаты можно сказать, что для студентов Университета, занимающихся атлетизмом в зависимости от курса обучения различаются доминирующие мотивы в их спортивной деятельности. Так, для атлетов 1-го, 2-го и 3-го курсов наиболее ярко представлен мотив «Самосовершенствование», а у атлетов 4-го и 5-го курсов к данному мотиву добавляется мотив «Процесс». Менее выражен мотив «Материальное вознаграждение» для атлетов 1-го, 2-го, 4-го и 5-го курсов и мотив «Долженствование» для 3-го и 5-го курсов. Видно, что для студентов-атлетов 5-го курса оба обозначенных мотивов играют второстепенную роль, что говорит о наличие у них осмысленности в занятиях атлетизмом.

Если рассмотреть значения показателей мотивов спортивной деятельности у студентов-атлетов Университета в зависимости от вида спорта, то результаты следующие. Для занимающихся бодибилдингом и пауэрлифтингом наиболее характерен мотив «Процесс» и для тяжелоатлетов - мотив «Самосовершенствование». Менее значим мотив «Материальное вознаграждение» для студентов всех видов спорта.

Различаются предпочтения в мотивах у студентов, занимающихся атлетизмом в зависимости от их спортивного разряда. У атлетов, у которых отсутствует спортивный разряд преобладает мотив «Самосовершенствование», для обладающих КМС и МС характерен мотив «Процесс». Менее значим мотив «Материальное вознаграждение» для занимающихся атлетизмом всех разрядов.

Таким образом, видно, что для всех выделенных категорий атлетов преобладает мотив «Самосовершенствование» и «Процесс». Менее значим мотив «Долженствование» и «Материальное вознаграждение». Такие данные свидетельствуют о наличии осознанности в занятиях бодибилдингом, пауэрлифтингом и тяжелой атлетикой у всех испытуемых студентов Университета, что способствует достижению ими высоких спортивных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Общая спортивная психология [Текст] / Г. Д. Бабушкин, В. М. Мельников ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2000. - 192 с.

2. Виноградов, Г.П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями : монография [Текст] / Г.П.Виноградов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1997. - 233 с.

3. Виноградов, Г.П. Структура мотивации при рекреационных и спортивных занятиях силовыми упражнениями [Текст] // Проблемы физкультурного образования учащейся молодёжи на рубеже XXI века : сб. науч. тр. - СПб., 1999. - С. 10-13.

4. Виноградов, Г.П. Особенности мотивации студентов ИФК при занятиях силовыми упражнениями спортивной и рекреационной направленности [Текст] // Теория физической культуры и проблемы физического образования на рубеже XXI века : материалы Всерос. науч.-метод. конф. - СПб., 2000. - С. 17.

5. Виноградов, Г.П. Изменение реализации «интереса-отношения» у студенток в процессе занятий силовым фитнес-тренингом [Текст] / Г.П. Виноградов, Р.Н. Испу-лова // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы междунар. межвузовской науч.-практ. конф. - СПб., 2004. - С. 27-30.

6. Виноградов, Г.П. Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни [Текст] / Г.П.Виноградов // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 10. - С. 55-57.

7. Виноградов, И. Г. Влияние силовых нагрузок различной направленности на свойства кратковременной памяти у студентов [Текст] / И.Г.Виноградов // Учёные записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11. - С. 14-17.

8. Виноградов, И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.Г.Виноградов; СПбГУФК

им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - 25 с.

9. Маркелов, К.В. Профессиональная мотивация как фактор становления личности журналиста : автореф. дис. ... канд. филолог. наук [Текст] / Маркелов К.В. ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1998. - 23 с.

10. Николаев, А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности [Текст] / А. Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 30-й научной конференции / под ред. А. Н. Николаева ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - Вып. 7. - С. 55-58.

11. Семичева, И.Н. Управление мотивационными процессами занимающихся бодибилдингом [Текст] / И.Н. Семичева // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 10. - С. 54.

12. Семичева, И.Н. Формирование мотивов спортивной деятельности у занимающихся бодибилдингом : автореф. дис. ... канд. псих. наук [Текст] / Семичева И.Н. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. - 23 с.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Геннадьевна Румба, кандидат педагогических наук, доцент,

Евгения Николаевна Копейкина, ассистент,

Белгородский государственный университет (БелГУ)

Аннотация

В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи, и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья (СМГ). Рассматриваются варианты занятий с лицами, имеющими нарушения в деятельности дыхательной системы. Обосновывается выбор и анализируется эффект от занятий дыхательными упражнениями по системам Стрельниковой и «Бодифлекс» со студентами с заболеваниями органов дыхания.

Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, студенты с заболеваниями органов дыхания, дыхательные упражнения, система Стрельниковой, система «Бодифлекс», оценка уровня физического развития и функционального состояния занимающихся.

RESPIRATORY EXERCISES AS A FACTOR OF IMPROVING HEALTH CONDITIONS OF STUDENTS WITH RESPIRATORY ORGAN’S DISEASE

Aleksandr Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Olga Gennadievna Rumba, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Evgeniya Nikolaevna Kopeikina, assistant teacher Belgorod State University

Abstract

In the article there are statistics on health condition of modem students, and also the question of organization of the most efficient physical studies with special medical group students is raised. The version of studies with people who have an infringement in activity of respiratory system. The choice is grounded and the effect through respiratory exercises by Strelnikova’s system and «Bodyflex» system with students who have respiratory organ’s disease.

Keywords: physical education, special medical group, students with respiratory organ’s disease, respiratory exercises, Strelnikova’s system, «Bodyflex» system, an estimation of level of level of physical development and student’s functional condition.

В последние годы отмечается рост числа учащихся школ, средних и высших учебных заведений, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так, в Белгородском государственном университете (БелГУ) в 2005-2006 уч.г. в СМГ (специальных медицинских группах) занимались 10,45% первокурсников, в 2006-2007 уч.г. - 13,57%, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.