Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИЯ / МОТИВ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданова Светлана Вячеславовна, Алексеева Наталья Александровна, Богданов Сергей Маркович

В современных условиях возрастает актуальность профориентационной работы в общеобразовательных организациях, это связано с тем, что обучающимся стало сложнее делать профессиональный выбор. Целью нашего исследования является выявление мотивационной сферы обучающихся на этапе профессионального самоопределения, находящихся в разных социальных условиях. Выявленные в ходе исследования различия мотивов обучающихся позволили определить внешние и внутренние индивидуально значимые мотивы. Практическая значимость работы заключается в разработке программы коррекционно-развивающих занятий для воспитанников школы-интерната.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богданова Светлана Вячеславовна, Алексеева Наталья Александровна, Богданов Сергей Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

In modern conditions, the relevance of career guidance work in general education organizations is increasing, this is due to the fact that it has become more difficult for students to make professional choices. The purpose of our research is to identify the motivational sphere of students at the stage of professional self-determination, who are in different social conditions. The differences in the motives for choosing the profession revealed in the course of the study allowed students to determine external and internal individually significant motives. The practical significance of the work lies in the development of a program of correctional and developmental classes for boarding school students.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ полученных результатов показал положительные изменения в уровне эмоционального выгорания по количеству педагогов до и после реализации разработанной коррекционной программы. Вместе с тем исследование необходимо продолжить с целью определения и реализации психолого-педагогических условий коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам и психологам, интересующимся вопросами психологического здоровья педагогов дошкольной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н.В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации / Н.В. Александрова // Вестник НовГУ - 2016. - № 5 (96). - URL: https://www.novsu.ru/vestnik/vestnik/i.78099/?article=1250607 (дата обращения: 30.03.2021).

2. Барышникова Е.В. Психологическое здоровье педагогов дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8., № 5. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN520.pdf (дата обращения: 30.03.2021).

3. Савенкова, Е.С. Эмоциональное выгорание педагогов дошкольного образования / Е.С. Савенкова // Вестник науки и образования. - 2019. - №10-2 (64). - С. 92-95.

REFERENCES

1. Alexandrova, N.V. (2016), "Factors of emotional burnout of teachers of preschool educational organizations", NovGU Bulletin, No. 5 (96), available at: https://www.novsu.ru/vestnik/vestnik/i.78099/?article=1250607 (accessed 30 March 2021).

2. Baryshnikova, E.V. (2020), "Psychological health of teachers of preschool educational organizations", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN520.pdf (accessed 30 March 2021).

3. Savenkova, E.S. (2019), "Emotional burnout of teachers of preschool education", Bulletin of Science and Education, No. №10-2 (64), pp. 92-95.

Контактная информация: e.v.baryshnikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.2021

УДК 159.9.072

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ

УСЛОВИЯХ

Светлана Вячеславовна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья

Александровна Алексеева, кандидат психологических наук, доцент, Сергей Маркович

Богданов, аспирант, Великолукская государственная академия физической культуры и

спорта, Великие Луки

Аннотация

В современных условиях возрастает актуальность профориентационной работы в общеобразовательных организациях, это связано с тем, что обучающимся стало сложнее делать профессиональный выбор. Целью нашего исследования является выявление мотивационной сферы обучающихся на этапе профессионального самоопределения, находящихся в разных социальных условиях. Выявленные в ходе исследования различия мотивов обучающихся позволили определить внешние и внутренние индивидуально значимые мотивы. Практическая значимость работы заключается в разработке программы коррекционно-развивающих занятий для воспитанников школы-интерната.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, мотив, коррекционно-развивающие занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p396-401

MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

Svetlana Vyacheslavovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Aleksandrovna Alekseeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Markovich Bogdanov, the post-graduate student, Velikiye Luki State Academy of Physical

Culture and Sports

Abstract

In modern conditions, the relevance of career guidance work in general education organizations is increasing, this is due to the fact that it has become more difficult for students to make professional choices. The purpose of our research is to identify the motivational sphere of students at the stage of professional self-determination, who are in different social conditions. The differences in the motives for choosing the profession revealed in the course of the study allowed students to determine external and internal individually significant motives. The practical significance of the work lies in the development of a program of correctional and developmental classes for boarding school students.

Keywords: career guidance work, profession, motive, correctional and developmental classes.

ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии зависит от экономического уклада общества, особенностей социальной системы, национального менталитета молодежи, культурных особенностей, обычаев и традиций [9].

В настоящее время мир профессий стал более дифференцирован, динамичен и изменчив. Современным школьникам стало сложнее делать профессиональный выбор, следовательно, возрастает актуальность профориентационной работы в школе. Однако перегруженность учителей, неразвитость сетевых связей с вузами, колледжами, трудовыми организациями и др. мешают российской школе справляться с профориентационными задачами [1]. Решающая роль в ситуации выбора профессии отводится мотивационному фактору [5, 8].

Большинство авторов основное внимание уделяют профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательных школ [2, 4, 6], в то время как проблема выбора профессии учащимися детских домов, домов-интернатов остаётся без должного внимания. Существующие исследования рассматривают лишь некоторые аспекты выбора профессии детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей [3, 10].

Ребенку-сироте в ситуации выбора дальнейшего профессионального пути приходится рассчитывать на свои собственные силы. Их выбор не описается на опыт профессионального становления родителей, а круг их социальных связей достаточно узок. Такая ситуация развития препятствует их полноценной профессиональной ориентации.

Воспитание детей, по тем или иным причинам лишённых попечения родителей, в любой стране, при различных общественно-политических и экономических условиях является одной из важнейших и приоритетных государственных задач [7].

Исходя из выше сказанного, цель нашего исследования - выявить различия в моти-вационной сфере обучающихся, находящихся в разных социальных условиях на этапе профессионального самоопределения для разработки дифференцированной коррекцион-но-развивающей профориентационной программы.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели были использованы психодиагностические методики: «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой; «Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности» Л.А. Верещагиной. Для проведения ма-тематико-статистическая обработка данных использовался критерий углового преобразо-

вания Фишера.

Эксперимент проходил на базе общеобразовательных школ №1 и Великолукского детского дома-школы и школы-интерната №5. Выборка составила 80 человек: 40 человек - учащиеся общеобразовательных школ и 40 человек - воспитанники из детского дома. Половозрастной состав выборки однороден: 15-16 лет, 50 девушек и 30 юношей, обучающихся 9-ых и 10-ых классов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При изучении мотивов выбора профессии у обучающихся общеобразовательных школ и школ-интернатов были получены следующие результаты.

При выборе профессии руководствуются внутренними индивидуально значимыми мотивами 34% учащихся общеобразовательных школ, такими как работа, соответствует личным возможностям, способствует умственному и физическому развитию, является привлекательной, дает большие возможности проявить творчество. В то время как воспитанники школ-интернатов выделили данные мотивы последними и руководствуются ими только 15% (ф=3,182 при р<0,01).

В первую очередь воспитанники школ-интернатов руководствуются при выборе будущей профессии внешними отрицательными мотивами - 35%. Данные мотивы формируются воздействием на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. У учащихся общеобразовательных школ данные мотивы также присутствуют, но выражены значительно ниже - у 22% (ф=2,051 при р<0,05). Возможно, это связано с тем, что воспитанники школ-интернатов имеют более неблагоприятную ситуацию развития, так как имеют меньше возможностей для самореализации, чем учащиеся общеобразовательных школ. Они исходят из тех возможностей, которые у них есть, и выбирают профессии, которыми можно и нужно овладеть, а не которыми хотелось бы. Дети школ-интернатов более рациональны, рассчитывают только на себя, и в мотивации достижений у них преобладает стремление к избеганию неудач. В то время как дети из общеобразовательных школ выбирают, что они хотят, руководствуясь внутренними индивидуально значимыми мотивами, и даже не задумываются, смогут ли они овладеть этой профессий. У них наблюдается более благоприятная ситуация развития в выборе профессии, рядом с ними находятся значимые близкие такие как родители, братья, сестры и другие родственники, они знают что им помогут, подскажут, и им есть к кому обратиться.

Среднее место у учащихся общеобразовательных школ (27%), и у воспитанников из школ-интернатов (28%) занимают внешние положительные мотивы, такие как требуется переезд на новое место жительства, будущая работа является высокооплачиваемой, близка к любимому школьному предмету, позволяет использовать профессиональные умения вне работы. Обучающиеся школ-интернатов (22%), выбирают профессию, ориентируясь на внутренние социально значимые мотивы, такие как, будущая работа даёт возможность приносить пользу людям, предполагает высокое чувство ответственности, позволяет сразу получить хороший результат труда для других. В то время как у учащихся общеобразовательных школ данные мотивы выражены только у 17% старшеклассников. Это может быть связано с наличием у обучающихся общеобразовательных школ индивидуализма, они привыкли разделять на свое и чужое. У старшеклассников школ-интернатов таких границ нет, у них всё общее - «что моё, то и твоё». Они хотят быть значимыми, и чтобы их работа была значима и замечена окружающими людьми, то есть выражено стремление к социальному одобрению.

Исследование мотивов профессиональной деятельности показало, что доминирующими мотивами профессиональной деятельности у учащихся общеобразовательных школ являются мотивы профессионального мастерства, которые проявились у 38% исследуемых. Для них важно стать профессионалами в своем деле, делать свою работу так,

как это делают немногие, чтобы их работа отличалась высоким качеством. Они готовы работать на пределе своих сил и возможностей, если это понадобится. Чаще всего выбирают индивидуальную форму работы. В школах-интернатах только 14% воспитанников руководствуется данными мотивами (ф=3,967 при р<0,01). Возможно, это связано с тем, что у учащихся общеобразовательных школ наблюдается большая устойчивость профессиональных интересов, более высокий уровень притязаний, как в профессиональном, так и в личностном самоопределении, желание выделиться из толпы, и занять то единственное место, которое принадлежит им.

Доминирующими мотивами у воспитанников школ-интернатов являются мотивы самоутверждения в труде - у 38%. Они хотят, прежде всего, поверить в то, что я это могу, хотят самоутвердиться в жизни, в профессии, всегда готовы учиться всему новому для того чтобы достигнуть поставленных в жизни целей. В то время как у старшеклассников общеобразовательных школ данные мотивы были выявлены у 23% (ф=2,319 при р<0,01). Из-за недостаточной уверенности в себе, в людях, которые окружают, в завтрашнем дне дети из школ-интернатов хотят найти ту область, в которой они смогут найти стабильность и утвердить свои позиции. Возможно, что для воспитанников школ-интернатов на данном этапе развития профессиональная деятельность является самым доступным способом самореализации.

Явные различия у обучающихся общеобразовательных школ (у 10%) и школ-интернатов (у 26%) наблюдаются по мотивам социальной значимости труда, характеризующиеся желанием приносить пользу людям (ф=3,012 при р<0,01). Это может быть связано с тем, что старшеклассники школ-интернатов на протяжении своего развития не чувствовали своей значимости, не дополучали эмоционального тепла и в будущем они хотят приносить своей работой пользу людям, быть значимыми и занять определенное важное свое место в обществе.

Мотивы собственного труда у обучающихся общеобразовательных школ выражены у 29%, а у детей школ-интернатов данные мотивы выявлены у 22%. Достоверных различий по данной шкале нет. Мотивы собственного труда выражаются в желании получать удовольствие от самого процесса работы. Воспитанники школ-интернатов настолько сосредоточены на внешних мотивах (исходя из результатов предыдущей методики), что желание получать удовольствие от работы уходит для них на второстепенный план. А для учащихся общеобразовательных школ наличие мотивов собственного труда является неотъемлемым условием для достижения профессионального мастерства.

ВЫВОДЫ

Таким образом, у учащихся общеобразовательных школ преобладают внутренних индивидуально значимые мотивы, а доминирующими мотивами будущей профессиональной деятельности являются мотивы профессионального мастерства, что свидетельствует о наличии благоприятной ситуации выбора профессии. Однако у воспитанников школ-интернатов наблюдается противоположная тенденция, так как они при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами и доминирующим мотивом будущей профессиональной деятельности является мотив самоутверждения в труде.

Результаты данного исследования позволили разработать программу коррекцион-но-развивающих занятий для старшеклассников школы-интерната направленную на развитие временной перспективы, целеполагание, осознание своего Я, выделение себя из группы, повышение самооценки и уверенности в себе. Оказывая своевременную помощь подрастающему поколению в выборе профессии, мы формируем у них стремление задуматься о своем будущем, активизируем самопознание, способствуем формированию внутренней мотивации выбора профессии. Эффективность данного комплекса занятий будет определена на следующем этапе нашей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбарова П. А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий / П. А. Амбарова, М. В. Немировский // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - Т. 26, № 1 (195). - С. 188-199.

2. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками / И.В. Арендачук // Профессиональная ориентация. - 2017. - №1 - С. 15-21. - URL: https://niiparadigma.ru/projects/journals/proforientaciya/5/ (дата обращения: 11.05.2021).

3. Баранова Н.М. Профессиональное самоопределение детей-сирот Н.М. Баранова // Социальная педагогика. - 2013. - № 4. -С. 106-109.

4. Жумалиева, Ж.М. Проявление мотивационных факторов в старшем школьном возрасте в выборе профессии / Ж.М. Жумалиева // Инновационная наука. - 2016. - № 4.- С. 96-99.

5. Зайцева, Т.И. Повышение мотивации к профориентации / Т.И. Зайцева // Профессиональная ориентация». - 2017. - № 1. - С. 87-92. - URL: https: //niiparadigma.ru/projects/journals/proforientaciya/5/ (дата обращения: 11.05.2021).

6. Кайкаева, А.К. Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников / А.К. Кайкаева // Молодой ученый. - 2020. - № 24 (314). - С. 485-489. - URL: https://moluch.ru/archive/314/71455/ (дата обращения: 30.04.2021).

7. Селютина, Е.Н. Государственная правовая политика в отношении сирот в России: исторический опыт и современное состояние / Е.Н. Селютина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 6 (36) - С. 182-190.

8. Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников / А. В. Станкевич, С. М. Горбачева, Ю. Е. Рангу, И. П. Негодин // Молодой ученый. - 2017. - № 14 (148). - С. 194-198. -URL: https://moluch.ru/archive/148/41497/ (дата обращения: 11.05.2021).

9. Цыганкова, И.В. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии / И.В. Цыганкова, В.Ф. Потуданская, Ян Цзывэй // Экономика труда. - 2019. - Том 6, № 4. - С. 1545-1554.

10. Ярлыкова, О.В. Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Ярлыкова, Е.Г. Ларионова // Профессиональная ориентация». -2017. - №1. - С. 222-226. - URL: https://niiparadigma.ru/projects/journals/proforientaciya/5/ (дата обращения: 11.05.2021).

REFERENCES

1. Ambarova, P.A. (2020), "New approaches to professional orientation in school in the changing world of professions", Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1. Problems of education, science and culture, Vol. 26 No. 1 (195), pp. 188-199.

2. Arendachuk, I. V. (2017), "The problem of choosing a profession by modern high school students", Professional Orientation, No. 1, pp. 15-21, available at: https://niiparadigma.ru/projects/journals/proforientaciya/5/ (accessed: 11.05.2021).

3. Baranova, N. M. (2013), "Professional self-determination of orphaned children", Social pedagogy, No. 4, pp. 106-109.

4. Zhumalieva, Zh. M. (2016), "The manifestation of motivational factors in high school age in choosing a profession", Innovative science, No. 4, pp. 96-99.

5. Zaitseva, T. I. (2017) "Increasing motivation for career guidance", Professional Orientation, No. 1, pp. 87-92, available at: https: //niiparadigma.ru/projects/journals/proforientaciya/5/ (accessed: 11.05.2021).

6. Kaikaeva, A.K. (2020), "Content features of the leading motives for choosing a profession among high school students", Young Scientist, No. 24 (314). - pp. 485-489, available at: https://moluch.ru/archive/314/71455/ (accessed: 30.04.2021).

7. Selyutina, E. N. (2014) "State legal policy in relation to orphans in Russia: historical experience and current state", Central Russian Bulletin of Social Sciences, No. 6 (36), pp. 182-190.

8. Stankevich A.V., Gorbacheva S.M., Rangu Yu.E. and Negodin I.P. (2017) "Motivational factors in choosing a profession among high school students", Young scientist, No. 14 (148). - pp. 194-198, available at: https://moluch.ru/archive/148/41497/ (accessed: 11.05.2021).

9. Tsygankova, I.V., Potudanskaya V.F. and Tzivei Yang (2019), "Factors of motivation of young people when choosing a profession", Labor economics, Vol. 6, No. 4, pp. 1545-1554.

10. Sklykova, O.V. and Larionova, E.G. (2017), "Professional self-determination of orphans and children left without parental care", Professional Orientation, No. 1, pp. 222-226, available at: https://niiparadigma.ru/projects/journals/proforientaciya/5/ (accessed: 11.05.2021).

Контактная информация: svebogd@mail.ru, wampnat@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2021

УДК 618.177:159.9

. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ К РЕБЁНКУ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ У ЖЕНЩИН-УЧАСТНИЦ ПРОГРАММЫ

ЭКО

Татьяна Геннадьевна Бохан, профессор, заведующая кафедрой, Анна Владимировна Силаева, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация

Представлены результаты лонгитюдного исследования формирования привязанности к ребёнку в период беременности и первых 1,5 лет после родов у женщин-матерей с зачатием посредством ЭКО и у женщин-матерей с естественным зачатием. В выборку вошли 173 женщины с беременностью с помощью ЭКО (основная группа) и 334 женщины с естественным зачатием (контрольная группа) на этапах: третьего триместра вынашивания ребёнка, спустя 9 и 18 месяцев после родов. Женщины группы ЭКО по сравнению с женщинами контрольной группы характеризовались значимо более высоким уровнем пренатальной привязанности к внутриутробному ребёнку; значимо большей выраженностью гиперопеки и родительской самоэффективности по отношению к младенцу; значимо большей выраженностью родительской самоэффективности к ребёнку раннего детства. Динамика отношения женщин-матерей к собственным детям от разных типов беременности схожа. Приведенные результаты могут быть использованы в послеродовом патронаже женщин-матерей, прошедших через ЭКО.

Ключевые слова: экстракорпоральное оплодотворение; беременность; новорожденный; привязанность; младенчество; ребёнок; пренатальная привязанность к плоду; внутриутробный ребёнок; материнство; отношение; динамика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p401-408

FORMATION OF ATTACHMENT TO THE CHILD DURING PREGNANCY AND POST-BIRTH AMONG THE WOMEN PARTICIPANTS OF THE IVF PROGRAM

Tatiana Gennadievna Bokhan, the professor, department chair, Anna Vladimirovna Silaeva,

the post-graduate student, National Research Tomsk State University

Abstract

The results of a longitudinal study of the formation of attachment to a child during pregnancy and the first 1.5 years after childbirth in women-mothers with conception through In Vitro fertilization (IVF) and in women-mothers with natural conception are presented. The sample included 173 women with IVF pregnancy (main group) and 334 women with natural conception (control group) at the stages: third trimester of bearing a child, 9 and 18 months after childbirth. Women in the IVF group compared with women in the control group were characterized by the significantly higher level of prenatal attachment to the intrauterine child; significantly greater severity of overprotection and parental self-efficacy in relation to the infant; significantly more pronounced parental self-efficacy towards the child of early childhood. The dynamics of the attitude of mothers to their own children from different types of pregnancy is similar. The above results can be used in postpartum care of women-mothers who have undergone IVF.

Keywords: in vitro fertilization, pregnancy, newborn; attachment, infancy, child, prenatal attachment to the fetus, intrauterine child, motherhood, attitude, dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.