ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2021. № 2. С. 17-22.
Pedagogical perspective. 2021; 2 : 17-22.
Научная статья УДК 373.1
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Н.В. Козырева
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Кемерово, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены факторы и условия формирования мотивов, особенности применения индивидуально-дифференцированного подхода в развитии мотивации обучающихся к выбору профессии. Выделены значимые и незначимые мотивы, определены наиболее эффективные условия формирования мотивации выбора профессии обучающихся посредством организации и проведения профессиональных проб. Описаны диагностические методы, применяемые в изучении мотивационной сферы выбора профессии, представлены качественные и количественные показатели, выявленные в результате исследования уровня сформированности мотивов выбора профессии обучающихся и условий их формирования. Рассмотрена динамика сформиро-ванности мотивов профессионального самоопределения обучающихся, обозначены перспективы дальнейшего совершенствования профориентационной работы в образовательных организациях по формированию мотивации выбора профессии обучающимися образовательных организаций с использованием индивидуально-дифференцированного подхода, как необходимого условия.
Ключевые слова: мотивация, выбор профессии, индивидуально-дифференцированный подход, условия, профессиональная проба.
Для цитирования: Козырева Н.В. Формирование мотивации выбора профессии обучающихся образовательных организаций в условиях индивидуально-дифференцированного подхода // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 17-22.
FORMATION OF MOTIVATION FOR CHOOSING A PROFESSION FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF AN INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED APPROACH
N.V. Kozyreva
Kuzbass Regional Institute for the Development of Professional Education, Kemerovo, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the factors and conditions for the formation of motives, the features of the application of an individually differentiated approach in the development of students' motivation to choose a profession. Significant and insignificant motives are highlighted, the most effective conditions for the formation of motivation for choosing a profession of students through the organization and conduct of professional tests are determined. The diagnostic methods used in the study of the motivational sphere of choosing a profession are described, qualitative and quantitative indicators revealed as a result of studying the level of formation of motives for choosing a profession of students and the conditions for their
© Козырева Н.В.
17
Козырева Н.В. Формирование мотивации Kozyreva N.V. Formation of motivation for choosing
выбора профессии обучающихся a profession for students of educational organizations
образовательных организаций в условиях ... in the context of an individually differentiated approach
formation are presented. The dynamics of the formation of motives of professional self-determination of students is considered, prospects for further improvement of vocational guidance work in educational organizations to form the motivation for choosing a profession by students of educational organizations using an individually differentiated approach as a necessary condition are outlined.
Key words: motivation, choice of profession, individually differentiated approach, conditions, professional test.
For citation: Kozyreva N.V. Formation of motivation for choosing a profession for students of educational organizations in the context of an individually differentiated approach. Pedagogical
perspective. 2021; 2 : l7-22.(In Russ.)
Сегодня в виду изменений в профессиональной среде, нарастающей конкуренции, безработицы, появления новых взглядов на престижность и непрестижность тех или иных сфер деятельности для успешной самореализации человека требуются необходимые профориентационно-значимые компетентности: гибкость, мобильность, умение управлять проектами и процессами, творчество и заинтересованность в выборе профессии. Формирование мотивации выбора профессии обучающимися образовательных организаций является одной из актуальных проблем успешного профессионального самоопределения, поскольку именно мотивы определяют и характеризуют отношение личности к труду, а также отношение к определенной профессиональной деятельности [1; 2; 3].
Изучению роли мотивов, как важнейших побудителей активной деятельности личности, уделяли внимание многие исследователи: Л.И. Божович, В.И. Жуковская, Д.А Леонтьев и др. Согласно их мнению, мотивы выбора профессии рассматриваются в связи с особенностями формирования профессиональной направленности, профессионального самоопределения, интересов и потребностей личности. Проблема формирования мотивов выбора профессии изучалась применительно к трудовому обучению и воспитанию; ориентации обучающихся, в связи с потребностями общества на рабочие профессии, с учётом психологических аспектов профориентации [4; 5].
Формированию мотивов выбора профессии способствует ряд факторов
и условий: социально-экономическая ситуация, семья, родители, школа и др. Взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных субъектов в формировании кадровой политики создаёт определённые условия и влияет на развитие мотивации профессионального самоопределения обучающихся в современном мире [6; 7]. В рамках анализа условий формирования мотивации выбора профессии было проведено исследование по изучению особенностей мотивов выбора профессии обучающимися образовательных организаций Киселёвского городского округа Кемеровской области. В представленном исследовании приняли участие 150 обучающихся 9-х классов школ муниципалитета.
Целью исследования было выявление уровня сформированности мотивов выбора профессии обучающихся и условий их формирования. Основными задачами - определение значимых и незначимых мотивов, а также наиболее эффективных условий формирования мотивации выбора профессии обучающимися. В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: наиболее эффективным условием формирования мотивации выбора профессии обучающимися является индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет раскрыть индивидуальный потенциал личности, что в свою очередь, создаёт возможность успешной самореализации обучающегося в постоянно меняющемся социальном и профессиональном мире.
Для изучения мотивов выбора профессии использовалась методи-
ка Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии». Она содержит двадцать утверждений, относящихся к различным профессиям, и позволяет определить, как эти утверждения влияют на выбор профессии [8; 9]. Помимо этого, выявлялись доминирующие виды мотивации: внутренние (индивидуально-значимые и социально-значимые) и внешние (положительные и отрицательные) мотивы. Респондентам предлагалось оценить утверждения по степени их значимости в отношении себя и важности для достижения успеха в выборе профессии. Мотивы выбора профессии респондентов изучались также при помощи модифицированной методики С.С. Гриншпун, направленной на определение ведущих мотивов выбора профессии: «Престиж профессии», «Материальное благополучие», «Деловое отношение», «Творческое отношение», и степени их выраженности у обучающихся [10, с. 97-99].
На основе полученных результатов мы выделили четыре группы: 1) обучающиеся, у которых мотивация аргументирована, целесообразность выбора профессии обосновывается, подчеркивается её значимость для общества, интересы и склонности личности ориентированы на выбранную профессию (20%); 2) обучающиеся, которые выбор профессии аргументируют субъективно, мотивы выбора противоречивы и неустойчивы, доминируют в основном прагматические мотивы (30%); 3) обучающиеся, у которых конкретный выбор отсутствует, имеются лишь общие предположения, мотивация нечёткая, присутствует множественность интересов (30%); 4) обучающиеся, у которых осознанный выбор отсутствует, мотивация неуверенная и неаргументированная (20%).
Таким образом, возникла необходимость осуществлять работу по формированию мотивов выбора профессии через индивидуально-дифференцированный подход, с учётом особенностей
каждой из вышеописанных групп обучающихся.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в целях формирования мотивации выбора профессии осуществлялась через организацию и проведение профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций. Под профессиональной пробой мы понимаем профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершённый вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору обучающимися профессии [11, с. 2-6].
На территории Киселёвского городского округа профессиональные пробы проводились по разнообразным рабочим программам организаций профессионального образования. Обучающиеся проходят пробы в различных сферах деятельности: педагогической, транспортной, горной, экономической, рекламной, информационно-технологической и др. Группы обучающихся для прохождения профессиональных проб комплектовались по результатам диагностики, с учетом интересов, склонностей и уровня сформированно-сти мотивов выбора профессии. Работа с первой группой была направлена на закрепление уровня мотивации. Обучающиеся данной группы ориентированы на выбор профессии, требующий высокой интеллектуальной подготовки, следовательно, в профессиональных пробах они активно вели научно-исследовательскую деятельность. С обучающимися второй группы, имеющими высокие притязания и субъективную мотивацию, работа осуществлялась в направлении пересмотра мотивации их профессиональных устремлений. При помощи профессиональных проб развивалась потребность в глубоких знаниях, стремление работать на достижение цели, создание продукта. Для обучающихся третьей и четвертой групп, характеризующихся отсутствием
убеждения в конкретной внутренней мотивации, сомнениями выбора профессии или его отсутствия, работа проводилась по двум направлениям: проба себя в разных видах деятельности с учётом выхода на предполагаемую профессию и выявление основного связующего мотива, который на первоначальном этапе профессионального самоопределения объединил две профессиональные области, для устранения противоречий.
Профессиональные пробы выполнялись индивидуально, фронтально и в микрогруппах. В некоторых случаях, при проведении профессиональных проб привлекались родители, так как необходимо было узнать их мнение, пожелания и получить конструктивные предложения. В процессе выполнения профессиональных проб у обучающихся появилась возможность применить свои знания в той или иной профессии на практике, проявить творчество, реализовать свои идеи.
Так, например, в процессе профессиональных проб в ГПОУ «Киселевский горный техникум» обучающиеся знакомились с методами физических исследований, моделировали, проводили эксперименты, прогнозировали и описывали то или иное действие движения горных пород. Под руководством опытных преподавателей обучающиеся не только овладели теоретическим минимумом, но и поработали на специальном оборудовании, снимали показания с местности при помощи теодолита, а также на тренажере пробовали простейшие операции по управлению фронтальным ковшевым погрузчиком. При этом наблюдалась сосредоточенность и увлеченность, стремление разобраться в деталях, тонкостях, что выражалось в большом количестве задаваемых вопросов. В контексте выполнения проб обучающиеся, основываясь на самоис-
следовании и самопознании, разработали план личной профессиональной перспективы, презентовали продукты собственной деятельности. По итогам выполнения профессиональных проб они получили сертификаты.
Замена монологических методов знакомства с информацией на диалоговое общение в профессиональных пробах создавало дополнительные условия для индивидуализации в повышении творческой работы обучающихся и формированию мотивации выбора профессии [12, с. 53].
Повторное изучение уровня сфор-мированности мотивов выбора профессии обучающимися показало, что группу первого уровня с чётко сформированной мотивацией выбора профессии составили 60% респондентов, группа второго уровня увеличилась на 20% за счёт обучающихся с субъективной аргументацией выбора, руководствующихся прагматическими мотивами. Обучающиеся третьей и четвертой группы с сомнениями выбора профессии отсутствовали.
В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что профессиональные пробы в условиях реализации индивидуально-дифференцированного подхода имеют большой резерв для получения опыта профессиональной деятельности, расширения круга предполагаемых профессий для обучающихся и способствуют формированию мотивов выбора профессии.
Таким образом, реализуемый индивидуально-дифференцированный подход в работе с обучающимися способствовал формированию положительной мотивации, содержательному внеурочному общению, утверждению и самореализации в каком-либо виде деятельности, а также создал благоприятные условия для формирования мотивов выбора профессии.
Козырева Н.В. Формирование мотивации Kozyreva N.V. Formation of motivation for choosing
выбора профессии обучающихся a profession for students of educational organizations
образовательных организаций в условиях ... in the context of an individually differentiated approach
Список литературы
1. Баранова Е.М. Анализ актуальности проблемы применения активных методов обучения в современной системе образования // Новая наука: проблемы и перспективы. 2017. №5-2(79). С. 9-15.
2. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 20. № 5. С. 13-28.
3. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 135-147. doi:10.17759/ psyedu.2018100212.
4. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3-18.
5. Толстых Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 85-90.
6. Зобнина А.А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1. С. 114-125.
7. Титов С.В. Муниципальная модель профессиональной ориентации школьников на основе взаимодействия администрации, школ, колледжей, предприятий // Школа и производство. 2017. №3. С. 45-68.
8. Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 4. С. 35-58. doi:10.17759/cpp.2020280403.
9. Самойлик П.А. Современные подходы к определению мотивации как психолого-педагогического феномена // Сб. ст. XXIX Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: Наука и Просвещение. 2020. С. 248-250.
10. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2014. 112 с.
11. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 2-6.
12. Килина И.А., Пономарева Е.В., Рылова Н.Т., Траут Д.В. Сопровождение профессионального самоопределения школьников: метод. рекомендации. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. 170 с.
References
1. Baranova E.M. Analysis of the relevance of the problem of using active teaching methods in the modern education system. Novaya nauka: problemy i perspektivy. 2017. No. 5-2(79). P. 9-15 [in Russian].
2. Bolotov V.A., Rubtsov V.V., Frumin I.D., Margolis A.A., Kasprzhak A.G., Safronova M.A., Kalashnikov S.P. Information and analytical materials on the results of the first stage of the project «Modernization of pedagogical education». Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 2017. Vol. 20. No. 5. P. 13-28 [in Russian].
3. Ulyanina O.A. Competence-based approach in the scientific paradigm of Russian education. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya. 2018. Vol. 10. No. 2. P. 135-147. doi: 10.17759/ psyedu.2018100212 [in Russian].
4. Leontiev D.A. A.N. Leontiev and the problem of the quality of motivation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 2016. No. 2. P. 3-18 [in Russian].
5. Tolstykh N.N. The theory of L.I. Bozovic: personality, psyche, individuality. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2019. Vol. 15. No. 2. P. 85-90 [in Russian].
6. Zobnina A.A. Conditions for organizing network interaction between the university and the school: experience and problems. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniy. 2017. No. 1. P. 114-125 [in Russian].
7. Titov S.V. Municipal model of vocational guidance of schoolchildren on the basis of interaction between administration, schools, colleges, enterprises. Shkola i proizvodstvo. 2017. No. 3. P 45-68 [in Russian].
8. Manukyan V.R., Murtazina I.R., Grishina N.V. Questionnaire for diagnosing the potential of personality self-changes. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2020. Vol. 28. No. 4. P. 35-58. doi: 10.17759/cpp.2020280403 [in Russian].
9. Samoilik P.A. Modern approaches to the definition of motivation as a psychological and pedagogical phenomenon. Sb. st. XXIX Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. Penza: Nauka i Prosveshcheniye. 2020. P. 248-250 [in Russian].
10. Chistyakova S.N., Lerner PS, Rodichev N.F., Titov E.V. Pedagogical support of high school students' professional self-determination. Moscow: Novaya shkola, 2014. 112 p. [in Russian].
11. Chistyakova S.N. Professional self-determination: modern aspect. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa. 2015. No. 6. P. 2-6 [in Russian].
12. Kilina I.A., Ponomareva E.V., Rylova N.T., Trout D.V. Accompaniment of professional self-determination of schoolchildren: method. recommendations. Kemerovo: GBU DPO «KRIRPO», 2017.170 p. [in Russian].
Информация об авторе
Наталья Владимировна Козырева - методист центра профориентации Кузбасского регионального института развития профессионального образования.
Information about the author
Natalia V. Kozyreva - Kuzbass Regional Institute for the Development of Professional Education, Career guidance center, methodist.
Статья принята в редакцию 04.05.2021; одобрена после рецензирования 08.05.2021; принята к публикации 12.05.2021.
The article was submitted 04.05.2021; approved after reviewing 08.05.2021; accepter for publication
12.05.2021.