Научная статья на тему 'Мотивация поведения детей и подростков жертв сексуальных посягательств'

Мотивация поведения детей и подростков жертв сексуальных посягательств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА / МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / SEXUAL ENCROACHMENTS / MOTIVATION OF BEHAVIOR OF CHILDREN AND TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Оксана Николаевна

в статье рассматриваются типы мотивации поведения детей и подростков жертв сексуальных посягательств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF THE BEHAVIOR OF CHILDREN AND TEENAGERS WHO ARE VICTIMS OF SEXUAL ENCROACHMENTS

in the article types of motivation of behavior of children and teenagers victims of sexual encroachments are considered

Текст научной работы на тему «Мотивация поведения детей и подростков жертв сексуальных посягательств»

O.N. GUSEVA*

MOTIVATION OF THE BEHAVIOR OF CHILDREN AND TEENAGERS WHO ARE VICTIMS OF SEXUAL ENCROACHMENTS

УДК 343.9 ББК 67.518.0 Г96

Аннотация: в статье рассматриваются типы мотивации поведения детей и подростков- жертв сексуальных посягательств.

Ключевые слова: сексуальные посягательства, мотивация поведения детей и подростков.

Annotation: in the article types of motivation of behavior of children and teenagers - victims of sexual encroachments are considered.

Key words: sexual encroachments, motivation of behavior of children and teenagers.

Для выявления мотивов поведения детей и подростков - жертв сексуальных преступлений нами было изучено репрезентативное число случаев сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних и установлено, что почти в 50 % случаев такие притязания приобретают характер длительного, иногда продолжающегося годами «взаимодействия» преступника и жертвы. Их удельный вес при внутрисемейном типе сексуальных посягательств и насилия в отношении несовершеннолетних превышает 80 % случаев.

Мотивация лиц, реализующих сексуальные посягательства, вполне понятна, хотя тоже не всегда однозначна. На первый план выступает удовлетворение преступником сексуальной потребности. Однако часто мотивацией сексуального посягательства на детей со стороны взрослых является самоутверждение, когда преступник имеет проблемы при установлении контактов сексуального характера со взрослыми женщинами и, желая убедить самого себя в своей мужественности, выбирает более слабую, не способную защитить себя жертву. Может иметь место также мотивация избегания, когда преступник, неоднократно терпя фиаско с женщинами, выбирает в качестве сексуального партнера безропотного, ничего не требующего, подчиняющегося ребенка.

Но встает вполне закономерный вопрос: каковы же мотивы детей и подростков, которые длительное время, иногда и охотно, по собственному желанию взаимодействуют с растлителем, ищут встреч с ним, приходят к нему домой и, более того, не рассказывают никому о происходящем нередко в течение долгого периода. Проведенный нами анализ случаев сексуальных злоупотреблений и даже насилия в отношении детей и подростков показал, что пролонгирован-ность такого рода сексуального «взаимодействия»

ОКСАНА

НИКОЛАЕВНА

ГУСЕВА*

МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ -ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

* Старший научный сотрудник (ВНИИ МВД РФ).

E-mail: oksana guseva@rambler.ru

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

преступника и несовершеннолетнегов среднем может достигать нескольких лет.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в мотивах и мотивации поведения детей и подростков. Существует ряд сложностей, касающихся определения этих понятий, и часто они употребляются как синонимы.

В зарубежной психологии существует около 50 теорий мотивации, но вместе с тем и в отечественной психологии имеет место терминологическое многообразие. На этот счет А.Н. Леонтьев писал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации - до такой степени различны те понятия, по поводу которых употребляется термин «мотив», и что это понятие превратилось в большой мешок, в который сложены самые различные вещи. Так, под мотивом понимаются различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л. И. Божович, 1968), потребности и влечения, побуждения и склонности (Х. Хекха-узен, 1986), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П. А. Рудик, 1967), моральнополитические установки и помыслы (А.Г. Ковалев, 1969), психические состояния и свойства личности (К. К. Платонов, 1986), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев, 1971, 1975), установки (А. Маслоу 1954) и даже условия существования (В. К. Вилюнас, 1990)1.

В ряде работ мотив рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа(1994) пишет, что мотив - это соображение, по которому субъект должен действовать. Х. Хекхаузен (1986) обозначает мотив как «конструкт мышления», то есть теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Он пишет, что в действительности никаких мотивов не существует; поскольку они ненаблюдае-мы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения.

После первого употребления А. Шопенгауэром в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» слова «мотивация» этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время в психологической литературе термин «мотивация» трактуется по-разному. Так, Ж. Годфруа (1992) и К. Мед-сен (1959) определяют ее как совокупность фак-

торов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение, К.К. Платонов (1986) - как совокупность мотивов, М.Ш. Ма-гомед-Эминов (1998) - как процесс психической регуляции конкретной деятельности, И. А. Джи-дарьян (1976) - как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, В.К. Вилюнас (1990) -как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность2.

Как указывает А.Б. Орлов (1989), под мотивацией понимаются процессы детерминации активности человека и животных или формирования побуждения к действию или деятельности. Поскольку в это понятие можно включить безграничное множество вещей и явлений, термин «мотивация» используется в психологии даже охотнее, чем «мотив»3.

Мотив всегда тесно связан с потребностью, которая во многих психологических работах рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека. В мотиве опредмечиваются потребности человека, он формируется под влиянием влечений, эмоций, установок. Е.П. Ильин (2008) определяет мотивацию как процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив -это продукт идущего процесса, то есть мотивации, соответственно и мотивация непосредственно связана с потребностями человека.

Проведенный нами анализ 115 случаев сексуальных посягательств на детей и подростков позволил выделить несколько типов мотивации поведения жертв при их взаимодействии с преступником.

Игровая мотивация. Как известно из раздела возрастной психологии, сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью детей в возрасте от 3 до 6 лет (Л.С. Выготский, Д.Б. Эль-конин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова). В отечественной психологии принято определение ведущего типа деятельности, данное А.Н. Леонтьевым, который углубил идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Ведущей деятельностью ребенка А.Н. Леонтьев назвал такую, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которойдифферен-

цируются новые виды деятельности. Так, обучение в более тесном значении этого слова впервые появляется уже в дошкольном детстве, изначально возникает в игре, то есть именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Учиться ребенок начинает именно играя.

Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении - процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Например, процессы абстрагирования и обобщения формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, а в рисовании, цветной аппликации и т. д., то есть в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

В-третьих, это такая деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей, а это является весьма важным моментом формирования его личности.

Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития4.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых, усвоение важнейших социальных ролей и выработка навыков общения. Как указывает Д.И. Фельдштейн, ребенок в возрасте от 3 до 6 лет выходит за пределы непосредственно житейских отношений, ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою,

но и чужую точку зрения. Во-первых, игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции5.

Мотивация удовлетворения любопытства. Любопытство является одной из характерных черт детского возраста. Дети часто интересуются окружающими их явлениями, событиями, что учитывается сексуальными преступниками при совершении в отношении малолетних сексуальных посягательств. Так, преступники в предкриминальный период могут предложить детям пройти с ними, чтобы якобы показать каких-либо животных, которые находятся, как сказал один из сексуальных насильников, «в секретном месте», или видеоролики на мобильном телефоне, «боевик» у себя дома и т. п., где в последующем могут беспрепятственно совершать в отношении доверчивых жертв различные сексуальные посягательства.

Кроме того, несовершеннолетние препубер-татного и пубертатного возраста имеют ярко выраженный интерес к вопросам сексуальной сферы, поэтому преступники, якобы расширяя кругозор детей и подростков и удовлетворяя их любопытство подобным «сексуальным просвещением», делают для них доступной порнографическую продукцию, таким способом «располагают» к себе особенно социально и педагогически запущенных, беспризорных подростков с девиантным поведением, с которыми в последующем совершают различные сексуальные действия. Мотивация любопытства к вопросам сексуальных взаимоотношений при взаимодействии с преступником имеет место как при внутрисемейном, так и при внесемейном типах сексуальных злоупотреблений.

Мотивация избегания. Данный вид мотивации детей, потерпевших различные сексуальные посягательства, заключается в том, что они не только вынуждены терпеть различные сексуальные притязания, но и сексуальное насилие, поскольку преступники угрожают им наказанием, избиением и даже убийством в случае неподчинения или обнаружения. Дети, запуганные происходящим, ничего не рассказывают о сексуальном насилии, посколькуреально воспринимают угрозы посягателей и убеждены, что в случае обнаружения их жизнь станет еще хуже. Такая мотивация наблюдается как при внутрисемейном, так и внесемейном типах сексуаль-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

ных посягательств и насилии. Однако в случае инцеста мотивация избегания часто не является единственной, ребенка удерживает от разглашения происходящегои искренняя любовь, привязанность к родному человеку.

Мотивация избегания может касаться не только боязни убийства или избиения. Иногда насильники могут совершать различные сексуальные манипуляции с ребенком и при этом угрожать, что в случае неподчинения или разглашения происходящего он расширит диапазон совершаемых действий.

Мотивация избегания в некоторых случаях сочетается с мотивацией самоутверждения и мотивацией удовлетворения любопытства.

При внесемейном типе сексуальных посягательств и насилии дети часто боятся рассказывать своим родственникам о том, что подверглись сексуальному посягательству. Такое свое поведение дети в последующем объясняют боязнью, что родители их накажут, будут ругать за случившееся. С одной стороны, это обусловлено неосведомленностью детей в области сексуальных взаимоотношений, их правовых, морально-этических аспектах, с другой -это является важным показателем сложившегося климата в семье потерпевшего, свидетельствует об отсутствии доверительных, близких эмоциональных отношений между родителем и ребенком. Вместе с тем такое избегание ребенком возможного наказания за произошедшие позволяет преступнику продолжать совершать различные сексуальные посягательства и насилие.

К одной из разновидностей мотивации избегания можно отнести сокрытие происходящего из-за чувства стыда, которое испытывают жертвы сексуальных преступлений, боязни огласки. Вместе с тем потерпевшие иногда указывают, что не рассказывали никому о происходящем, подчинялись отчимам, поскольку такая жизнь «вошла уже в привычку».

В ситуациях однократных сексуальных посягательств мотивация избегания может выражаться в пассивном подчинении требованиям насильника, которые демонстрируют ножи, пистолеты либо словесно угрожают убийством или избиением в случае неподчинения.

Корыстная мотивация. Корыстная мотивация жертв не всегда связана с непосредственным получением денежных вознаграждений, подарков за то, что дети выполняют пожелания сексуальных посягателей. Так, часто бывает, что преступник ловко использует зависимость детей от таких естественных для их возраста

потребностей, как сладости, просмотр мультфильмов, разрешение пойти гулять, не делать домашние задания. Совершая различные сексуальные манипуляции, они запрещают малолетним детям рассказывать о происходящем, при этом угрожают, что в противном случае запретят им брать конфеты, другие сладости, смотреть любимые мультфильмы т. п. Нередко именно этот запрет является ведущим в мотивации длительного взаимодействия с преступником и сокрытии пролонгированного сексуального злоупотребления. Такой вариант взаимодействия преступника и жертвы наблюдается при внутрисемейном типе сексуальных посягательств со стороны как биологических отцов, так и членов семей жертв, не являющихся для них кровными родственниками. Как правило, в таких ситуациях дети еще не осведомлены в области сексуальных взаимоотношений в силу свого малолетнего возраста, однако они испытывают негативное отношение к происходящему, чувствуют дискомфорт и, скорее, интуитивно понимают ненормативность осуществляемых в отношении их действий. О случившемся становится известно из инициативного рассказа потерпевших, которые больше не могут терпеть происходящее.

Рассмотренные нами случаи внутрисемейных сексуальных посягательств позволяют отметить и еще некоторые варианты проявлений корыстной мотивации потерпевших в ситуациях внутрисемейных сексуальных посягательств. Так, иногда дети отказываются от выполнения каких-либо сексуальных действий, к которым их принуждают отцы и отчимы (например, раздеться при них, позволить дотрагиваться до себя, сделать их фотографии в обнаженном виде, дотрагиваться до обнаженного взрослого и т. п.), однако когда растлители предлагают им за это деньги, они охотно соглашаются это делать сами и даже в ряде случаев, по предложению растлителя, вовлекают в аналогичные действия своих друзей.

Нередко преобладание корыстной мотивации прослеживается у детей в предкриминальный период. Так, на фоне признаков личностной незрелости, доверчивости предложение со стороны сексуальных преступников поехать с ними в какое-либо место за денежное вознаграждение охотно принимается детьми, и они даже не интересуются, куда и для чего они едут. А это виктимное поведение иногда заканчивается нападениями и сексуальным насилием, которые посягатели осуществляют уже позже, находясь с ребенком в малолюдных местах. Такое по-

верхностное отношение к происходящему в предкриминальный период характерно для детей с признаками социально-педагогической запущенности, из неблагополучных семей, имеющих материальные проблемы.

Распитие детьми и подростками алкогольных напитков совместно с потенциальным преступником, пребывание в ресторанах, кафе за счет виновных также можно отнести к корыстной мотивации жертв.

Корыстная мотивация наблюдается и у маленьких детей, которые позволяют незнакомым взрослым покупать им сладости, угощения. В последующем виновные уводят детей в малолюдные места, могут даже угрожать им, если они пытаются оказывать сопротивление.

Ну и, конечно же, нельзя не отметить такое совершенно конкретное проявление корыстной мотивации, как согласие детей и подростков на совершение с ними взрослыми людьми различных сексуальных действий за денежное вознаграждение, что, к сожалению, в наше время встречается не так уж редко. По сути, речь в данном случае идет о детской проституции, которой занимаются не только девочки-подростки, но и беспризорные, социально запущенные мальчики.

Мотивация самоутверждения. Мотивация самоутверждения жертв является одной из самых часто встречающихся при рассмотрении проблемы сексуальных посягательств на несовершеннолетних. По результатам нашего исследования такой вид мотивации более характерен для подростков, а не для детей. Возвращаясь к особенностям возрастной психологии, можно отметить, что подростки имеют ярко выраженную потребность быть взрослыми, самостоятельными, а также значимыми в мире взрослых. Как указывает Д.И. Фельдштейн (1996), подростки стремятся к построению новых взаимоотношений со взрослыми, реализации самостоятельности. Нередко такая потребность приводит и к самоутверждающемуся поведению. Так, Т.В. Драгунова (1996) отмечала, что проявления чувства взрослости многообразны, и одно из них - это подражание внешним признакам взрослости, которое может проявляться в курении, игре в карты, употреблении спиртных напитков, особом лексиконе, подражании взрослым в одежде, прическе, макияже, украшениях, приемах кокетства, способах отдыха, развлечениях. Как показывают наши наблюдения, иногда это может проявляться и в стремлении к сексуальному взаимодействию как со своими свер-

стниками, так и со взрослыми людьми. Это самые легкие способы достижения взрослости, но одновременно и самые опасные, поскольку в ряде случаев такое поведение подростков приводит к реализации в их отношении сексуальных посягательств.

Следует также отметить, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое оно имеет для подростков. При этом подростку важно не только находиться вместе со сверстниками, но и быть признанным, значимым, занять удовлетворяющую его позицию в референтной группе. С одной стороны, неумение, невозможность добиться такого положения приводят подростков к самоутверждающемуся поведению среди значимого для них окружения, с другой - стремление их соответствовать представлениям о себе референтной группы, конформность, подверженность внешнему влиянию приводят к не всегда адекватным способам поведения.

Проведенный нами анализ показал, что наиболее часто мотивация самоутверждения имеет место при внесемейном типе сексуальных посягательств на подростков. Так, самоутверждение девочек-подростков проявляется в том, что они в кругу референтного им окружения демонстрируют свою взрослость вызывающей одеждой, макияжем, курением и употреблением алкогольных напитков, рассказывают в подробностях о том, что давно встречаются с мужчинами, живут половой жизнью (что часто не соответствует действительности), кокетничают с молодыми людьми, позволяют дотрагиваться до себя, ласкать их, вступают с ними в эротические контакты, соглашаются остаться на ночь у своих сверстников и взрослых и т. п. Такое поведение девушек создает впечатление у окружающих об их доступности, что в ряде случаев приводит к их изнасилованиям, в том числе групповым, хотя жертвы при попытке совершения в отношении их каких-либо сексуальных действий оказывают сопротивление. Беспорядочные половые связи несовершеннолетних девушек также создают впечатление об их доступности, о вседозволенности, поэтому такие жертвы часто подвергаются изнасилованиям и избиениям.

Самый крайний вариант проявления данной мотивации поведения жертв, по нашим наблюдениям, имеет место при самоутверждении девушек-подростков в состоянии алкогольного

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

опьянения. Так, иногда девушки в таком состоянии, пытаясь казаться взрослыми, интересными, начинают приставать к молодым людям -целовать их, даже трогать за интимные места, предлагать вступить в интимные отношения, преувеличивая свой возраст, рассказывают, что уже давно лишились девственности, а также говорят о своем богатом сексуальном опыте (что часто не соответствует действительности). Однако, когда со стороны лиц противоположного пола такое поведение находит соответствующий отклик, эти девушки идут на попятную, что вызывает агрессию со стороны посягателей. Такие ситуации в ряде случаев заканчиваются изнасилованиями, в том числе групповыми.

Вместе с тем к мотивации самоутверждения можно отнести и достаточно «приличное», то есть социально приемлемое поведение жертв -так, иногда девушки хотят понравиться молодым ребятам, стремятся больше времени проводить с ними, что может закончиться их совместным пребыванием в домах обвиняемых и малолюдных местах. Здесь речь не идет о каком-либо вульгарном, провоцирующем поведении со стороны жертв, однако и такая, по сути, нейтральная ситуация может закончиться для девушек изнасилованием.

При внутрисемейном типе сексуальных посягательств в поведении детей также можно проследить мотивацию самоутверждения, которая проявляется в стремлении жертв привлечь к себе внимание, быть любимой взрослым посягателем.

Мотивация привязанности. По нашим наблюдениям, ребенок, подвергшийся сексуальному злоупотреблению как внутри, так и вне семьи, часто испытывает искреннюю любовь, привязанность к преступнику. В роли растлителя может выступать как родственник, так и посторонний, не состоящий в родственных отношениях с ребенком, человек. Преступник постепенно «приручает» жертву - кладет с собой в постель, оголяется перед ребенком, приучая его к виду своего обнаженного тела, совершает поглаживания различных частей тела ребенка сначала через его одежду, потом начинает прикасаться к его голому телу, в том числе половым органам, а в последующем переходит к совершению оральных и анальных (чаще в ситуациях сексуальных посягательств на мальчиков) половых актов. Часто происходит так, что ребенку не нравится происходящее, он испытывает стыд, смущение, однако, видя, что это доставляет удовольствие посягателю, под-

чиняется ему, вовлекается в те действия, которые с ним совершает посягатель, поскольку боится потерять расположение близкого, значимого для него человека.

Развлекательная мотивация. Данный вид мотивации наблюдается у жертв сексуальных преступлений как в предкриминальный, так и в криминальный периоды. Так, желание детей покататься на автомобиле, поиграть в игровые приставки, компьютерные игры, побывать в красивом доме с бассейном, в котором можно поплавать, и тому подобное приводило к тому, что они садились в автомобиль даже к незнакомым людям или приходили к малознакомым людям домой. В последующем такое легкомысленное, доверчивое поведение жертв заканчивалось совершением в их отношении различных сексуальных злоупотреблений, в том числе сексуальным насилием.

Мотивация зависимости от преступника. Проанализированные нами случаи сексуальных посягательств на детей позволили выявить еще один тип мотивации жертв при взаимодействии с преступником. Речь идет о зависимой позиции жертвы. Конечно, рассматривая внутрисемейный тип сексуальных посягательств, можно с уверенностью сказать, что все дети, которые подвергаются сексуальным злоупотреблениям внутри семьи, имеют зависимую позицию от растлителя. Вместе с тем такие статусные отношения, как отец - дочь, приводят к тому, что девочка вынуждена приходить на встречи с сексуальным посягателем даже в тех случаях, когда отец не проживает в семье, но желает видеть свою дочь. Нередко каждая такая встреча сопровождается сексуальными притязаниями, однако ребенок не может отказать посягателю во встречах, поскольку он является биологическим отцом, и при этом не рассказывает окружающим о происходящем в связи с тем, что испытывает стыд. В последующем, при проведении различных судебно-следственных мероприятий, таких как допросы, судебно-психиатрические экспертизы, девочки, пытаясь объяснить свое поведение, говорили, что им не нравилось происходящее, но они «не могли отказаться, так как это был папа», «он был авторитетом», «его слово было закон», «раз взрослый говорит, значит так и надо». Такая позиция жертв прослеживалась даже в ситуациях сексуальных посягательств со стороны отчимов, которых девочки воспринимали как родных отцов, хотя знали, что они им не родные.

Однако и в таких случаях иногда немаловажную роль играет искренняя привязанность де-

вочек к своим отцам, отчимам, боязнь потерять их расположение и любовь. Об этом свидетельствует то, что девочки после возбуждения в отношении их отцов уголовных дел пыта -ются преуменьшить степень вины преступника. Вместе с тем в таких ситуациях иногда прослеживается и корыстная мотивация жертв -так, на фоне описанных выше зависимости от виновного, искренней привязанности к нему девочки при обследовании их психологами, вра-чами-психиатрами и сексологами все же отмечали, что если они иногда и пытались отказываться выполнять пожелания отцов и отчимов, то последние не разрешали им, например, посмотреть мультфильмы, погулять.

Мотивация зависимости от преступника, беспрекословного подчинения ему прослеживается у жертв и при внесемейном типе сексуальных посягательств. Для многих детей даже незнакомый взрослый воспринимается как авторитет, которому необходимо подчиняться. Поэтому, даже чувствуя опасность, дети выполняют приказы, исходящие от посторонних, то есть их поведение в предкриминальный и криминальный период приобретает пассивно-подчиняемый характер. Так, обращение взрослых к детям, их приказ пройти с ними в малолюдное место либо домой к преступнику, которые иногда сопровождаются и угрозами убийством, приводят к тому, что дети беспрекос-

ловно выполняют все требования посягателя и следуют за ним в то место, в которое их ведет сексуальный посягатель. Такой вид мотивации подчинения как знакомому, так и незнакомому взрослому часто встречается в ситуациях однократных сексуальных посягательств на детей допубертатного возраста, как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проведенный нами психологический анализ характера взаимодействия между виновными в сексуальных преступлениях и детьми и подростками, ставшими жертвами таких преступлений, позволил нам выделить несколько типов мотивации поведения жертв, наблюдаемых у последних при совершении в их отношении как однократных, так и многократных, пролонгированных во времени сексуальных посягательств. К основным из них можно отнести следующие: игровая мотивация, мотивация удовлетворения любопытства, мотивация избегания, корыстная мотивация, мотивация самоутверждения, мотивация привязанности, развлекательная мотивация и мотивация зависимости от преступника. По нашим наблюдениям, поведение жертв в предкриминальный и криминальный периоды может быть обусловлено одновременно несколькими типами мотивации, то есть при взаимодействии с сексуальным посягателем носит полимотивированный характер.

1 Цит. по: ИльинЕ.П. Мотивацияи мотивы. СПб., 2008. С. 17-20.

2 См.: Там же. С. 65-67.

3 См.: Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологиимотивации // Вопросы психологии 1989. № 5.

4 См.: ЛеонтьевА.Н. К теории развития психики ребенка// Хрестоматияпо детской психологии М., 1996. С. 20-27.

5 См.: ФельдштейнД.И. Психологияразвивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

Криминология и профилактика преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.