МОТИВАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
А.В. Матерова
Кафедра педагогики и методики преподавания Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445667
В статье рассматриваются мотивационные факторы научно-исследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, мотивация студентов, мотивационная сфера студентов, творческие способности.
Современный этап развития общества крайне обострил проблему профессиональной подготовки специалистов, способных получать новые знания, разрабатывать принципиально новые решения поставленных задач. Необходимость развития системы образования обусловлена прогрессом науки, техники и широким применением инновационных технологий, поэтому одна из основных задач высшей школы — научить студентов самостоятельно находить нестандартные, принципиально новые решения в научно-исследовательской работе, сформировать базу для дальнейшего развития человека, самореализации его в профессиональной деятельности.
Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности (НИДС) отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. В требования ФГОС к научно-исследовательской деятельности разных специальностей вкладывается разное содержание, направленное на решение задач в зависимости от вида профессиональной деятельности. Реалии высшего профессионального образования выявили проблему обучения всех студентов основам научно-исследовательской деятельности, приобретения опыта проведения научных исследований, развития творческих способностей студентов, направленных на практическую реализацию в профессиональной деятельности научного и интеллектуального потенциала.
В связи с этим назрела необходимость разработки новой системы научно-исследовательской работы в подготовке будущих специалистов в вузе на основе обучения творческому подходу к практическому использованию полученных образовательных, научных и технических знаний.
Повышение научной активности студентов зависит от условий, созданных в вузе для исследовательской деятельности. Создание же благоприятных условий невозможно без изучения мотивационной и операционной сферы исследовательской деятельности специалиста высшего звена технического профиля. Если моти-вационная сфера создает у человека готовность к деятельности, поддерживая интерес к ней в ходе ее выполнения, то операционная сфера исследовательской дея-
тельности осуществляет ее исполнительскую часть, обеспечивает получение необходимого результата.
Целью данной статьи является рассмотрение мотивационного аспекта научно-исследовательской деятельности студентов.
Мотивационной сфере исследовательской деятельности студентов посвящены, в частности, работы Д.Б. Богоявленской [2], Дж. Дьюи [3], А. Маслоу [4], Д. Халперн [5], М.Г. Ярошевского [6].
Так, в работах Д. Халперн рассматривается мотивационный профиль студентов в процессе формирования интереса к научной деятельности. Исследователи пришли к выводу, что существуют различные мотивационные сочетания, которые приводят к успехам в научно-исследовательской деятельности [5].
Большинство авторов, обсуждающих проблемы мотивации научного творчества, опираются на теорию мотивации А. Маслоу [4], которую иначе называют теорией иерархии потребностей и которая сводится к следующим положениям: основой мотивационной теории должно служить представление об интегральной цельности человеческой личности; мотивация не сводится к одному из физиологических влечений; мотивационная теория должна учитывать, что в формировании поведения фундаментальные цели важнее преходящих, цели важнее средств их достижения, подсознательные факторы важнее сознательных; теория мотивации ориентируется на человеческое поведение, а не на экспериментальные данные, полученные на животных; каждый поведенческий акт формируется под влиянием нескольких мотивационных факторов; человеческие потребности можно представить в виде иерархии; для обеспечения поведения необходимо принимать во внимание окружающую среду, в том числе социальные условия, но эти условия нельзя считать единственным детерминантом поведения; теория мотивации и теория поведения — не одно и то же, мотивация — лишь одна из составляющих в формировании поведения.
Целесообразно рассмотреть мотивы научной деятельности, используя подходы содержательных теорий мотивации. В научной литературе нет единого мнения о классификации всего многообразия мотивов личности. Наиболее полной, по нашему мнению, является классификация мотивов, подразделяемых на первичные (врожденные, обусловленные физиологией), общие (врожденные, но не обусловленные физиологией) и вторичные (приобретенные) мотивы. По значимости доминируют вторичные мотивы, среди которых ключевыми являются мотивы власти, достижений, принадлежности, статуса и безопасности. Основой любой деятельности человека является его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристика ее пригодности, и в частности к творческому научному труду. Общая характеристика мотивационной сферы может иметь разный характер, но для исследовательской деятельности необходимо, чтобы мо-тивационная сфера имела доминантный характер, ориентированный на творческую активность личности, предполагающую стабильно высокий уровень притязаний. При этом в организации НИДС важно мотивирование не только студентов к исследовательской деятельности путем пробуждения в них познавательных мотивов, но и мотивирование преподавательского и административно-управленческого пер-
сонала к руководству и организации НИДС. В связи с этим в нашем исследовании выделена мотивационная сфера исследовательской деятельности как студентов, так и преподавателей и научных работников учебного заведения.
Помимо сложности мотивационная сфера характеризуется также и своей динамичностью. Среди мотивов научной деятельности решающая роль признается за мотивом достижения — стремления к успеху, достижению цели.
Исследование было проведено в Тольяттинском государственном университете в рамках научно-практической конференции «Студенческие дни науки», в которой приняли участие 675 студентов всех институтов и факультетов, а также 315 преподавателей, аспирантов и научных работников университета. В результате исследования выяснилось, что мотив достижения присутствует у 317 студентов (47%) и у 265 преподавателей и научных работников (84%), мотив самореализации — у 425 студентов (63%) и у 239 преподавателей и научных работников (76%), мотив принадлежности — у 351 студента (52%) и у 287 преподавателей и научных работников (91%), мотив статуса — у 493 студентов (73%) и у 258 преподавателей и научных работников (82%).
Данное исследование показало, что мотивационная сфера аспирантов, преподавателей и научных сотрудников выше, чем у студентов, причем у преподавателей и научных сотрудников присутствует еще и мотив признания — 170 человек (54%).
Мотив достижения признается исследователями в качестве глубинного фактора, свойственного как ученым, так и деловым людям, и определяется как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции, стремление достигать поставленных целей наиболее эффективно. На развитие мотивов студентов к научно-исследовательской деятельности влияет атмосфера учебного заведения, личность научного руководителя, формы и методы ведения учебной и научной работы.
Как известно, мотивирование людей к определенным действиям на практике происходит путем использования различных стимулов — процесса стимулирования. Стимулирование как метод управления влияет на успешное функционирование НИДС, если в соответствии с поставленными целями будет осуществлено комплексное решение следующих задач: формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов; создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческих способностей студентов, поддержка их научно-технического творчества; повышение массовости и результативности участия студентов в научно-технических мероприятиях НИДС; обеспечение эффективных экономических и социальных предпосылок для привлечения преподавательского, научного и административного персонала учебного заведения к научному руководству и организации НИДС.
Рассмотрим операционную сферу исследовательской деятельности. Важным компонентом операционной сферы исследовательской деятельности является способность человека. М.Г. Ярошевский [6] выделил три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются инди-
видуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
В последние годы особое звучание приобрела проблема развития творческих способностей, так как появился социальный заказ нашего общества на творческую личность во всех сферах производства.
Психологи рассматривают творчество как деятельность. Понятие «творчество» раскрывается как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость; как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого объекта; третьими — как источник и механизм движения, атрибута материи.
Рассмотрим понятие «творческие способности». В.И. Андреев дает следующее определение творческих способностей: «Творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности» [1]. Творческие способности означают, что личность может изменять задаваемые общественными потребностями и собственными целями природные и общественные условия и тем самым создавать новые условия. Такие способности развиваются уже в детском возрасте. Однако степень их развитости и характер творческой деятельности существенно зависят от складывающихся общественных отношений.
Начиная с 1960-х гг. в англо-американской психологии появился термин «креативность» для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать и формировать новые понятия и навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности. Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
В исследовании Дж. Дьюи описаны факторы, которые оказывают негативное воздействие на креативность учащихся: вынуждение к конформизму, авторитарные установки и авторитарное окружение, ригидность учителя, проявление сарказма и насмешек, жесткое оценивание, жесткая ориентация на успех, враждебность к личности с развитым дивергентным мышлением и др. [3].
Среди наиболее перспективных направлений изучения творчества в настоящее время выделяются исследования Д.Б. Богоявленской, которая в своих экспериментальных работах выделила единицу анализа творчества. В качестве такой единицы была выделена интеллектуальная активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве [2].
Таким образом, освоение инновационной деятельности разными специалистами, находящимися в совершенно одинаковых внешних условиях, осуществляется
по-разному. Это означает, что люди «входят» в инновационную деятельность по-разному и по-разному осваивают эту деятельность и производят в процессе ее разные продукты.
Остановимся еще на одном важном компоненте операционной сферы исследовательской деятельности — профессиональном мышлении. Профессиональный тип мышления — это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятии профессиональных решений. В общей характеристике профессионального мышления мы выделим такой вид профессионального мышления, как продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии в направлении нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.
Учитывая, что наше исследование посвящено совершенствованию научно-исследовательской деятельности студентов, нас интересовал поиск путей активизации творческого мышления. И здесь учебно-научно-исследовательская работа, проектируемая на основе интегративного подхода в процессе приобщения студентов с новейшими достижениями в развитии науки и техники, при формировании обобщенных научных понятий, выступает как один из эффективных приемов развития творческого мышления.
Обязательным элементом активизации творческого мышления студентов является интегративный подход к проектированию НИДС учебных заведений, когда студенты сталкиваются со сложными соотношениями анализа, синтеза и обобщения в процессе переноса — познавательного действия, осуществленного в новых производственных ситуациях, возникающих в учебном познании на основе выявления существенных необходимых связей, явлений путем анализа через синтез.
Таким образом, краткая характеристика мотивационной и операционной сфер исследовательской деятельности показывает, что более сложные и развитые формы познавательной деятельности на основе интегративного подхода к обучению включают элементы репродукции, поиска и творчества для которых характерны свои психофизиологические механизмы. Многие из них (фактор новизны, осознания и анализа связей и др.) проявляются в исследовательской познавательной деятельности, направленной на поиск и творческий подход, и в рамках одного учебного предмета. Однако в условиях интегративного подхода к проектируемой научно-исследовательской деятельности студентов все механизмы познания приобретают специфику, характеризуются более важным уровнем системности и динамичности умственной деятельности, что позволяет обеспечивать положительную динамику всех компонентов мотивационной и операционной сфер исследовательской деятельности (способность, мышление, мотивы и др.), создавая тем самым психолого-педагогические условия подготовки специалистов-исследователей широкого функционального диапазона, работающих в инновационном режиме.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. —
Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.
[2] Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 5.
[3] Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). — М: Лабиринт-К, 1999.
[4] Маслоу А. Психология личности. — М.: Наука, 1982.
[5] Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.
[6] Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. — М.: Наука, 1971.
MOTIVATION OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY
A.V. Materova
The Chair of Pedagogy and Teaching Methodology Togliatti State University
Belorusskaya str., 14, Togliatti, Russia, 445667
The article deals with the motivational aspects of the preparation of students to research activities.
Key words: research activity of students, motivation of students, motivational sphere of students, creative abilities.