Научная статья на тему 'Мотивация курсантов высших военных учебных заведений при изучении экономических дисциплин'

Мотивация курсантов высших военных учебных заведений при изучении экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУМУЛЯТИВНАЯ ОЦЕНКА / CUMULATIVE ASSESSMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ECONOMIC DISCIPLINES / ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ / MILITARY ACADEMY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОЗНАНИЯ / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорош Н.В., Куликов С.Д.

В статье рассматриваются современные подходы к методике формирования мотивации курсантов высших военных учебных заведений при изучении неспециальных экономических дисциплин; определены особенности оценки знаний по экономическим дисциплинам; рассмотрен инструментарий, позволяющий проводить кумулятивную оценку знаний: проекты, инвариантные задания, скоринг-опросы. Применение предложенной методики содействует мотивации курсантов к познанию экономических дисциплин в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорош Н.В., Куликов С.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS CADETS MOTIVATION IN THE STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINES

The article deals with modern approaches to military high educational institutions cadets methods motivation formation in the study of non-special economic disciplines; the features of assessment of knowledge in economic disciplines; examines the tools, allowing to carry out a cumulative assessment of the knowledge: projects, invariant assignments, scoring the surveys. the application of the proposed method promotes the motivation of students to the knowledge of economic disciplines in the learning process.

Текст научной работы на тему «Мотивация курсантов высших военных учебных заведений при изучении экономических дисциплин»

№ . St к А

УДК 37.02

ГРНТИ 14.35.09

МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Н.В. ДОРОШ, кандидат экономических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

С.Д. КУЛИКОВ, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье рассматриваются современные подходы к методике формирования мотивации курсантов высших военных учебных заведений при изучении неспециальных экономических дисциплин; определены особенности оценки знаний по экономическим дисциплинам; рассмотрен инструментарий, позволяющий проводить кумулятивную оценку знаний: проекты, инвариантные задания, скоринг-опросы. Применение предложенной методики содействует мотивации курсантов к познанию экономических дисциплин в процессе обучения.

Ключевые слова: кумулятивная оценка; экономические дисциплины; военная академия; мотивация; познания.

MILITARY HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS CADETS MOTIVATION IN THE

STUDY OF ECONOMIC DISCIPLINES

N. V. DOROSH, Сапё1ёа1е of Economic Sciences, Associate Professor

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

S.D. KULIKOV, Associate Professor

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

The article deals with modern approaches to military high educational institutions cadets methods motivation formation in the study of non-special economic disciplines; the features of assessment of knowledge in economic disciplines; examines the tools, allowing to carry out a cumulative assessment of the knowledge: projects, invariant assignments, scoring the surveys. The application of the proposed method promotes the motivation of students to the knowledge of economic disciplines in the learning process.

Keywords: cumulative assessment; economic disciplines; military Academy; motivation; knowledge.

Введение. Обучение курсантов в высших военных учебных заведениях в соответствии с современными учебными планами предусматривает определенный объем изучения экономических дисциплин. Особенности экономических дисциплин, которые заключаются в основном в гуманитарной направленности, актуальности позиционирования терминологии, высокой зависимости от преемственности экономической политики, влияния политических решений на многие концептуальные установки, особенно в макроэкономике, требуют разработки специальных методов мотивации курсантов высших военных учебных заведений при овладевании знаниями непрофильного характера.

Развитие кругозора обучающихся военному делу предполагает приобщение их представления об управлении развитием социально-экономических комплексов. В этой связи вполне реально включение в учебный план цикла экономических дисциплин. Одновременно следует отметить, что перед преподавателем, обучающим экономическим дисциплина, стоят особые зада-

№ . к А

чи по созданию условий мотивации курсантов к познанию «непрофильных дисциплин», формированию набора компетенций, позволяющих затем адаптироваться выпускникам в современных социумах.

Актуальность. Подготовка высококвалифицированных специалистов требует развивать познавательные интересы и творческую активность курсантов при изучении цикла экономических дисциплин, что подразумевает проведение мониторинга усвоения обучающимися учебных программ, проведение оценки полученных знаний, а также диагностику состояния и результативности учебного процесса. В этой связи материал данной статьи может представлять интерес для преподавателей высших учебных заведений, реализующих программы экономических дисциплин у обучающихся неэкономических специальностей.

Теоретическая значимость. Теоретической значимостью обладают исследования, касающиеся выделения особенностей преподавания экономических дисциплин в высших военных учебных заведениях, а также формирование комплекса компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате реализации учебных программ экономических дисциплин.

Основная часть. В соответствии с учебными планами ВУНЦ ВВС «ВВА» на изучение дисциплин экономико-управленческого цикла приходится от 1 до 25 % учебного времени на 25 курсах. Диапазон экономических дисциплин в зависимости от специальности колеблется от двух дисциплин на большинстве специальностей до 12 дисциплин у специальности «Тыловое обеспечение».

Рассмотрим подробно особенности диффузии экономических знаний в сознании курсантов высших военных учебных заведений. В соответствии с учебно-методическим комплексами в процессе обучения курсанты должны получить общекультурные и профессиональные компетенции. В данном случае важно установить особенности формирования компетенций по экономическим дисциплинам.

В общем смысле компетенция представляет собой способности, умения, навыки и понимание определенных курсов. Применительно к экономическим дисциплинам наиболее предпочтительными аспектами компетенций является понятийное исследовательское представление о практическом использовании полученных знаний при решении конкретных проблем:

- взаимосвязи отдельных структурных подразделений воинских частей при регулировании определенных проблем и регламентации достижения, в соответствии с поставленными задачами, результатов;

- использование специальных индикаторов для установления степени развития различных социально-экономических ситуаций;

- обеспечение мотивации сотрудников к производительному труду и саморазвитию;

- осуществление функций контроля за эффективностью принятых решений при выборе приоритетных направлений решения актуальных задач;

- рациональности использования имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.

Конкретно применительно к циклу экономических дисциплин следует обозначить, что компетенции включают в себя набор знаний, умений, формирование интеллектуальных способностей и практических навыков интерпретации курсов экономических дисциплин в отношении деятельности, обусловленной спецификой конкретной военной специальности.

Обозначение роли компетенций, как вспомогательной применительно к циклу специальных дисциплин, диктует необходимость поиска особых мотивационных инструментов, которые могут заинтересовать курсанта к усвоению знаний, а также заставить обучаемого системно готовиться в процессе семестрового обучения.

Функции мотивации заключаются в обеспечении практической целесообразности изучения конкретной дисциплины, проведении оценивания уровня обученности, обеспечении оперативного воздействия на процедуры формирования соответствующих компетенций и стимулировании курсантов к получению полных и качественных знаний по предмету.

№. к А

Важнейшей функцией мотивации, на наш взгляд, является формирование у курсантов представления о необходимости получения комплекса навыков по экономическим дисциплинам. Эта функция должна быть реализована при разработке комплексных практических задач и ситуаций, которые на практике могут быть осуществлены в виде деловых игр. Каждая деловая игра должна быть построена на определенном комплексе практических задач. В процессе разработки деловой игры должны быть поставлена цель, установлены варианты достижения целей, в некоторых случаях должны быть определены алгоритмы достижения целей, может быть в виде дорожных карт. Сценарий проведения деловой игры разрабатывается преподавателем с учетом конкретной специальности учебной группы, включает элементы полевых исследований и нацелен на применение инфокоммуникационных технологий. Например, при изучении тем курса «Бухгалтерский учет» курсантами специальности «Тыловое обеспечение» (специализации «Обеспечение войск (сил) авиационно-техническим имуществом» и «Обеспечение войск (сил) авиационным вооружением») в рамках темы «Порядок учета товарно-материальных ценностей» следует обозначить как целевую установку определение совокупности учетных операций по обеспечению получения достоверной информации о составе и структуре товарно-материальных ценностей, источниках их формирования и патологиях (дефектах), препятствующих эффективному использованию товарно-материальных ценностей.

Функция оценки степени обученности курсантов экономическим дисциплинам - наиболее традиционная, но высокоальтернативная функция. Ее сложность заключается в обеспечении точности и полноты оценки, а также рациональности получения необходимых знаний. Функция оценки должна не только преследовать цель объективности отражения результатов обучения, но и побуждать обучаемого к установлению доминантных знаний и критическому отношению к совокупности полученных навыков.

Современная палитра оценки знаний включает в себя мониторинг процесса обучения, скоринг-контроль (т.е. текущую оценку знаний), кумулятивную оценку знаний (т.е. способность обучаемого накапливать, синтезировать знания), а также итоговую оценку или аттестацию, проводимую в высшей школе в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ и т.п.

За последние годы в методической литературе часто трактуется понятие мониторинга обучения, которое заменило понятие контроля знаний.

Мониторинг определяется как непрерывное действие педагога, позволяющее проводить наблюдение и отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Мониторинг может осуществляться как в аудитории путем проведения тестовых опросов, написания мини-рефератов, решения локальных задач, так и во внеаудиторной работе, когда обучающемуся могут быть предложены специальные вопросники, почти совпадающие с тестовыми заданиями, но включающие в себя элементы программированного обучения. В тоже время внеаудиторная проверка в письменном виде в высших военных учебных заведениях проводится при ограниченности использования сетевых инфокоммуникационных технологий, что обусловлено особенностью военной сферы.

В настоящее время существует множество взглядов на технологию проведения мониторинга. В передовых школах доминируют методы мониторинга, основанные на самооценке, которые помимо методов измерения знаний еще и нацеливают обучаемого на критическую оценку полученного теоретического багажа и практических навыков, а также корректировку процедур овладения знаниями.

Основным условием при установлении методов мониторинга является представление возможности установить интеллектуальный уровень обучаемого и лояльность к получению знаний.

В ходе мониторинга могут быть выставлены отметки, т.е. определенный количественный показатель совокупности знаний.

Современные педагогические школы оперируют множеством количественных цензов, позволяющих достоверно описать уровень полученных знаний. Так, за рубежом накоплен пози-

№ . к А

тивный опыт применения вербальной характеристики объема полученных знаний. В Германии были внедрены диагностические опросные листы, в которых приведены описания, характеризующие наличие у обучаемого комплекса знаний, позволяющего синтезировать результаты изучения нескольких тем, а также обеспечивающие оценку развития мышления обучаемого по определенной дисциплине. В Англии введены «профили», в которых отражаются тесты и результаты, позволяющие разработать карту полученных знаний и установить пробелы в обучении.

Вербальные описания мониторинга достаточно широко сочетаются с психологией обучения, что соответствует современным требованиям к развитию педагогики высшей школы.

В некоторых случаях мониторинг можно проводить как процесс выработки самими учащимися результатов обучения. Например, формирование ключевых понятий и терминов можно предложить разработать в форме специальных кроссвордов, ребусов, викторин.

Определенное распространение сейчас получают кейс-измерители. В данном случае кейс может представлять собой пакет заданий, чаще всего индивидуальных, обозначающих конкретную проблему, которая не имеет очевидного решения. В этом случае обучаемый может проявить творческие способности и быть мотивированным на изучение дополнительной литературы, предлагающей инвариантные решения поставленной задачи.

Функция мотивации реализуется при взаимодействии преподавателя и курсанта в процессе выполнения специальных самостоятельных заданий, которые включают в себя формирование ключевых альтернатив. Например, в рамках дисциплины «Бухгалтерский учет» при изучении темы «Налогообложение предприятий и учет расчетов по налогам» могут быть предложены варианты установления режима налогообложения для малых предприятий и ИП: можно предложить выбрать общую (традиционную) систему налогообложения или один из специальных налоговых режимов: упрощенную систему налогообложения (УСН), Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), Патентную систему налогообложения (ПСН). Соответственно, и при установлении объема страховых взносов можно выбрать общепринятую систему (22 % - на обязательное пенсионное страхование, 2,9 % - на обязательное социальное страхование, 5,1 % - на обязательное медицинское страхование) или систему уплаты страховых взносов по сниженным тарифам (20 % только по обязательному пенсионному страхованию), что, в основном, характерно для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Выдача заданий для самостоятельной работы должна сопровождаться установлением курсантов-лидеров в определенной дисциплине, так как задание предполагает более глубокое погружение в процесс получения знаний, отработку теоретических знаний на практике и овладение обучающимися аналитическими приемами.

Такая мотивация может быть подчеркнута проведением мини-конкурсов на заданную тематику. С большой осторожностью следует использовать конкурсные задания при проверке базовых знаний, так как в ряде экономических дисциплин определенные термины и понятия исключают альтернативное толкование.

Мотивация направлена на побуждение курсантов к творческому изучению дисциплины, к выработке у них навыков аргументации предлагаемых решений, к получению практики публичных споров по предметам, а также коммуникативным навыкам при формулировании выводов.

К современным инструментам мотивации знаний относится также разработка проектов, направленных на решение определенных проблем по дисциплине. Например, в курсе «Экономики отрасли» можно поставить проектную задачу - увеличение денежного вознаграждения наемного работника в сопоставлении с возможностями конкретного предприятия, т.е. при соблюдении пропорции между ростом денежного вознаграждения и производительностью труда. В этом случае обучаемый должен построить цепочку из взаимосвязанных процедур. Например, один из способов повышения денежного вознаграждения - увеличение так называемого коэф-

№ . St к А

фициента трудового участия, который может возрасти за счет ликвидации вспомогательных работников, совмещения профессий, частичного перенесения организационных процедур с руководителя на конкретного работника (при обеспечении топливно-энергетическими ресурсами). Увеличение поля приложения трудовых усилий должно сопровождаться ростом денежного вознаграждения, что может идти разными методами: за счет роста повременной оплаты, введение аккордных выплат, внедрение различных элементов премиального характера и т.д.).

Каким путем будет строить свой проект обучаемый и как определить рациональность его выбора должен решать преподаватель. В этом случае появляется опасность субъективного оценивания результатов, чего, к сожалению, избежать невозможно.

Распространение проектного подхода к мотивации может перемещаться в совокупность инструментов текущего контроля знаний. Т.е. по результатам изучения каждой темы или комплекса взаимосвязанных тем могут быть разработаны соответствующие проекты. Набор тематики таких проектов должен быть зафиксирован в учебно-методическом комплексе.

Итоговая оценка знаний по экономическим дисциплинам, на наш взгляд, должна исходить из кумулятивного набора текущих оценок, что, в принципе, ориентировано на балльно-рейтинговые способы контроля знаний. Но кумулятивная оценка в нашем понимании, наряду с численной, может включать в себя и вербальную оценку, которая достаточно широко характеризует умение формировать собственные навыки обучения экономическим дисциплинам, умение планировать и организовывать процесс обучения, прививать навыки рефлексивной самооценочной деятельности обучаемых

В большой степени вербальная оценка содействует персонализации образовательного процесса при обучении экономическим дисциплинам в высших военных учебных заведениях.

Заключение. Использование современных инструментов мониторинга и оценки знаний по экономическим дисциплинам у курсантов военных вузов сопровождается формированием дополнительных предпосылок и возможностей для будущей успешной социализации выпускников, позволит им реализовать полученные компетенции в последующей практической деятельности, будет гарантировать готовность выпускников к получению непрерывного образования для преодоления вызовов внешней среды и укрепления профессиональных позиций выпускников военных вузов.

Оснащение экономических дисциплин инструментарием, позволяющим реализовать все функции компетентностного подхода к обучению, должно происходить не одномоментно, а постепенно, по мере накопления опыта и синтезирования лучшей практики педагогической деятельности в военном учебном заведении.

Развитие методов оценивания неразрывно связано с совершенствованием учебного процесса, коррелируется с совокупностью социокультурных знаний курсантов и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускаемым специалистам.

Для усиления прикладной направленности знаний по экономическим дисциплинам следует расширить иллюстративный материал, базирующийся на инвариантных способах решения конкретных ситуационных задач.

Современная позиция преподавателя экономических дисциплин в военном вузе должна гипотетически основываться на объективной мотивации курсантов к инициативному и самостоятельному получению знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евплова Е.В., Тубер И.И. Методика преподавания экономических дисциплин [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Челябинск, 2015. 108 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27286796.

2. Шейхмамбетов С.Р. Современная методика оценки результатов обучения / С Р. Шейхмамбетов // Молодой ученый. 2015. №11 (91). С. 1516-1519.

№. к А

REFERENCES

1. Evplova E.V., Tuber I.I. Metodika prepodavaniya ehkonomicheskikh distsiplin [EHlektronnyj resurs]: uchebno-metodicheskoe posobie. CHelyabinsk, 2015. 108 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27286796.

2. SHejkhmambetov S.R. Sovremennaya metodika otsenki rezul'tatov obucheniya / S.R. SHej khmambetov // Molodoj uchenyj. 2015. №11 (91). P. 1516-1519.

© Дорош Н.В., Куликов С.Д., 2018

Дорош Надежда Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель 210 кафедры Управления повседневной деятельностью подразделений, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, nadegdaekonomiki@mail.ru

Куликов Сергей Дмитриевич, доцент 210 кафедры Управления повседневной деятельностью подразделений, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, ksd.vrn@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.