Научная статья на тему 'Мотивация как средство побуждения активности взрослого в образовательном процессе'

Мотивация как средство побуждения активности взрослого в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
MOTIVATION / MOTIVE / CONTEXTUAL AND THEMATIC ORGANIZATION OF LEARNING MATERIAL / ACADEMIC MOTIVATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация как средство побуждения активности взрослого в образовательном процессе»

MOTIVATION AS A MEAN OF ACT INSPIRATION IN EDICATIONAL

PROCESS FOR ADULTS Shlyakhtina M.I. (Russian Federation) Email: Shlyakhtina327@scientifictext.ru

Shlyakhtina Marina Igorevna - post-graduate student,

GENERAL AND SOCIAL PEDAGOGY, NORTH-EASTERN STATE UNIVERSITY, MAGADAN

Abstract: in this article the author analyses the terms «motivation» and «a motive» in the context of psychological and educational science. The author considers the types of motives that can influence on motivational sphere of adults during the educational process. In the article the factors are determined that should be taken into account while organize the educational process for adults. The author pays attention to the contextual and thematic organization of learning material as one of the way to raise motivation of learners.

Keywords: motivation, a motive, contextual and thematic organization of learning material, academic motivation.

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОБУЖДЕНИЯ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Шляхтина М.И. (Российская Федерация)

Шляхтина Марина Игоревна - аспирант, кафедра общей и социальной педагогики, Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

Аннотация: в данной статье автор рассматривает такие понятия как «мотивация» и «мотив» в контексте психолого-педагогической науки. Рассматривает типы мотивов, влияющих на мотивационную сферу взрослых обучаемых в процессе обучения. В статье выделяются факторы, которые необходимо учитывать при организации обучения взрослых. Автор обращает отдельное внимание на ситуативно-тематическую организацию учебного материала как один из путей повышения мотивации обучаемых. Ключевые слова: мотивация, мотив, ситуативно-тематическая организация учебного материала, учебная мотивация.

DOI: 10.20861/2410-28 73-2017-27-003

В современной психолого-педагогической науке все больше уделяется внимания образованию взрослых: закономерности возрастного психического развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.С. Магун, Я.И. Петров, Е.И. Степанова, Л.Н. Фоменко, Д.Б. Эльконин), особенности познавательной деятельности в процессе самообразования и обучения (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская), технологии обучения взрослых (Н.И. Бычкова, С.И. Змеев, И.А. Колесникова), взрослый как активный субъект жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн), особенности мотивации при обучении (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская) [1: 8, 201, 202, 210, 31, 123, 124, 10, 171, 230, 18, 106].

В своей статье мы бы хотели обратить особое внимание на мотивационный компонент, являющийся средством побуждения активности взрослого в образовательном процессе.

В психологии выделяются два понятия: «мотивация» и «мотив».

Мотивация представляет собой более сложное образование, связанное с совокупностью потребностей личности. Яковенко О. И. и Скалкин В.Л. охарактеризовывают мотивацию как «постоянно поддерживаемый интерес обучаемого к самому процессу овладения иностранным языком, его результативностью» [6, с. 3].

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. утверждают, что постоянное изменение побуждений, таких как мотивы, эмоции, потребности и интересы, способствует формированию мотивации учения.

Второй упомянутый нами выше термин «мотив» является составляющим компонентом мотивации. В роли мотива могут выступать убеждения, интересы, идеалы личности.

Якобсон П.М. выделяет три вида мотивов учебной деятельности: «отрицательные» (связанные с проблемами, которые могут возникнуть при отказе от учебы); мотивы, сформированные обществом; мотив, связанный с личными познавательными интересами [8].

Мотивация - это новое образование, которое отличается как от цели, так и от мотива. Мотивация - это «побудитель и регулятор поведения и деятельности» [4, с. 11].

Учебная мотивация - частный вид мотивации, включаемый в учебную деятельность [3]. Многие факторы оказывают влияние на учебную мотивацию (например, система образования, организация процесса обучения, методы, личностные особенности субъектов процесса).

Калашников Л.В. В своих работах по изучению мотивов и путей их формирования в учебно-воспитательном процессе считает, что познавательный интерес обладает наибольшей стимулирующей силой [5]. Его сила заключается в единстве структуры, он проявляется в положительном эмоциональном отношении субъекта к процессу обучения и изучаемому предмету.

Ключом к побуждению интереса является правильная организация учебного процесса. Данный тезис подразумевает правильное распределение учебного материала, видов речевой деятельности.

В процессе исследования заинтересованности обучаемых видами речевой деятельности при изучении иностранных языков, Попов И.М. пришел к выводу, что наибольший интерес вызывает говорение, причем при использовании метода деловых игр, где доминирующими видами речевой деятельности являются говорение и аудирование, возможно развитие мотивации в отношении изучения иностранного языка.

Условием повышения мотивации может быть любой компонент образовательного процесса. Одним из способов повышения мотивации, выделяемым Скалкиным В.Л. и Яковенко О.И., является ситуативно-тематическая организация материала, то есть включение типичных ситуаций общения в процесс обучения. Включаемые ситуации -естественные и учебные - также рассматриваются как способ повышения мотивации Шярнасом В.И. [7].

Ситуативно-тематическая организация материала - это созданная преподавателем-методистом модель общения с включением лексического и грамматического материала наряду с описанием ситуаций.

Эффект на мотивационную сферу при подобной организации может быть получен с помощью следующих факторов:

- фактор ясности цели;

- фактор результативности;

- фактор общения;

- фактор коллективного взаимодействия;

- фактор профессиональной ориентированности;

- фактор игры [2, с. 88].

Преподаватель и сложенная система его взаимодействий с обучаемыми оказывают немаловажное влияние на уровень учебной мотивации. Существует три стиля управления преподавателем учебного процесса: авторитарный, либеральный и демократический. Мы считаем, что демократический стиль общения является наиболее приемлемым, так как данный стиль характеризуется неагрессивностью, направленностью на результат, рациональностью, при этом в данном стиле гармонично включена забота о подчиненных.

Следует отметить, что весомое влияние на мотивацию в процессе обучения взрослых может оказать и сам тип обучающегося. Существует три основных типа обучающихся:

- учащиеся, которые ориентированы на цель;

70

- учащиеся, которые ориентированы на деятельность;

- учащиеся, которые ориентированы на учебу.

Время от времени обучаемые могут сменять свои типы в различных ситуациях, но зачастую обучаемый является комбинацией типов.

Итак, мотивационный компонент в образовательном процессе играет важную роль, так как является средством побуждения активности взрослого обучаемого. Мотивация - это внутренний механизм, который организует и направляет деятельность обучаемых на решение задач. Формированию мотивации способствует постоянное изменение побуждений, таких как мотивы, эмоции, потребности и интересы. Правильная организация учебного процесса - правильное распределение учебного материала - это ключ к пробуждению интереса у обучаемых.

Список литературы /References

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Изд-во «Наука». М., 1977. 381 с.

2. Доможирова М.А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов: Дис. ...канд. пед. н. СПб., 2002. 220 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.

4. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. 216 с.

5. Мотивы учения и пути их формирования в учебно-воспитательном процессе / Сост. Л.В. Калашников. Минск, 1981. 23 с.

6. Скалкин В.Л., Яковенко О.И. Ситуативно-тематическая организация материала для обучения устной речи как средство повышения мотивации при изучении иностранного языка // Мотивационные аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в вузе. Пермь: ППИ, 1989. С. 3-9.

7. Шярнас В.И. Принцип создания положительной установки в процессе обучения языку // Мотивационные аспекты профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в вузе. Пермь: ППИ, 1989. С. 18-25.

8. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 369 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.